Проект "Берёзка"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тахтарова Наиля Равфатовна

Познавательно - исследовательский проект по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_berezka_takhtarova_n.r.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВИД ПРОЕКТА: Исследовательско - творческий

ТИП ПРОЕКТА: Долгосрочный

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:  познание, чтение художественной литературы, коммуникация, социализация, музыка, физическая культура, художественное творчество, труд, безопасность, здоровье.

ПРОБЛЕМА: Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России

- березе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.  

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование эмоционального восприятия образа русской березки и начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

Дети:

  1. Сформировать представления у детей о жизни березы как живого существа.
  2. Учить отражать знания и впечатления в  продуктивной и игровой деятельности.
  3. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
  4. Воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней.

5.       Знакомить с произведениями писателей  и поэтов о берёзе.

Родители:

  1. Формировать у родителей умение обсуждать предстоящую работу с ребёнком, уважать его мнение, видеть в нём личность.
  2.  Развивать совместное творчество родителей и детей.
  3. Формировать у родителей умение обсуждать предстоящую работу с ребёнком, уважать его мнение.
  4. Вызвать у родителей желание интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатель (Тахтарова Н.Р.), музыкальный руководитель (Еремеева Г.И.), дети старшей группы и их родители.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: аудиокассета с записями русских народных песен о березке и звуков природы; репродукции картин русских художников; стихи русских поэтов; береста и листья березы; краски (гуашь) кисти, пластилин, цветная бумага; раздаточный материал; микроскоп, лупа, изделия из березы; методическая литература, фото и видеофильмы по теме.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  

- продуктивная деятельность: рисунки,  аппликация, конструирование, лепка по теме;

- посадка саженцев березы;

- развлечение для детей «Красавица березка»;

- совместная деятельность детей и родителей: изготовление берез;

-изготовление «Паспорта берёзы».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА:

- выставка совместных работ детей с родителями по теме «Березка»

- музыкальное развлечение «Красавица берёзка».

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный:

-создание презентации «Берёза»

- беседа с детьми «Что я знаю о березе»;

- определение цели и задач развития, обучения, воспитания;

- подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала;

-подбор материала для коммуникативной и продуктивной деятельности;

- обсуждение проекта на родительском собрании, выяснение возможностей родителей, необходимых для реализации проекта;

- составление плана работы по проекту.

Основной:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  1. Рассматриваниекартин: Шишкин «Ручей в берёзовом лесу», Левитан «Золотая осень», Грабарь «Февральская лазурь», иллюстраций, книг, фотографий о березе.
  2. Беседы: «Беседа по картине «Березовая роща» А.И.Куинджи».

«Почему березы белые?».

«С кем дружит березка?».

3.  Использование модели трёх вопросов:

      – Что мы хотим узнать?

      – Что мы можем узнать?

      – Что нам поможет узнать?

  1. Чтение художественной литературы:  «Цветут березки» М. Пришвин,  «Березовый лес» И.Бунин, «Волшебная берёза» В. Бианки, «Берёза» И. Соколов-Микитов, Птухина Н.И. «Ода берёзе», К. Паустовский «Подарок».
  2. В книжном уголке составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о берёзе».
  3. Заучивание стихотворения: «Белая береза под моим окном» С. Есенин.
  4. Загадывание загадок. Чтение пословиц, поговорок.
  5. НОД «Береза – символ России» (ОО «Познание»).
  6. Разучивание песни «Во поле берёза стояла».

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНСТЬ ДЕТЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЯ:

1. «Наблюдение за березой осенью» (на участке детского сада).

2. Экскурсия в осенний парк.

3. «Наблюдение за берёзами зимой» (на территории детского сада).

4. «Наблюдение за берёзами весной» (на территории детского сада).

5. «Наблюдение за берёзами летом» (на территории детского сада).

6. Наполнение уголка природы элементами по теме «Березка».

7. Экспериментирование с детьми: рассматривание бересты под лупой;

- какой стороной дышат листья;

- вода в жизни   деревьев;

- жизненный цикл дерева.

8. Чтение детьми выученных стихотворений о берёзе.

9.  Разучивание хоровода и русско-народной песни «Во поле береза стояла».

10. Подвижные игры: «Кто больше соберет березовых листочков».

- «Узнай дерево».

11. Сбор веточек вокруг березы после ветра.

12. Подготовка к музыкальному развлечению «Красавица берёзка».

13. Посадка саженцев березы на участке детского сада.

14. Экскурсия в библиотеку.

15. Знакомство с народными приметами о берёзе.

16. Изготовление «Паспорта берёзы».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:

1. Рассматривание открыток и иллюстраций на тему «Березка».

2. Рассматривание детьми книг с произведениями писателей и поэтов о природе.

3. Рассматривание детьми картин художников с изображением берёзы.

4. Самостоятельная исследовательская деятельность детей.

5. Дидактические игры.

6. Рисование берёз.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:

1. НОД по аппликации «Путешествие в осеннюю березовую рощу» - обрывная мозаика (коллективная работа).

2. НОД по лепке «Весенняя березка»  (пластилинография).

3. НОД по рисованию «Березы летом».

4. НОД «Люблю березу русскую» (раскрашивание березовых листочков).

5. НОД «Что делают из берёзы».

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ:

1. Сбор материала для поделок.

2. Совместная работа детей и их родителей: изготовление березы.

3. Чтение познавательной и природоведческой литературы.

4. Разучивание стихов о берёзе.

5. Знакомство с народными приметами о берёзе.

6. Помощь в оформлении «Паспорта берёзы».

Заключительный:

  1. Оформление выставки совместных работ детей и родителей «Березка».
  2. Подведение итогов совместной деятельности.
  3.  Музыкальное развлечение «Красавица берёзка».

СОДЕРЖАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ:

  1. Модель трёх вопросов.
  2. Конспекты НОД:

 - «Наблюдение за березой весной»

- «Люблю березу русскую»

- «Путешествие в осеннюю березовую рощу»

- «Весенняя березка»

- «Березы летом»

3.     Мастер класс для родителей и педагогов по бисероплетению «Берёзка»

4.      Список используемой литературы.

Приложение 1

Использование модели трех вопросов по теме «Березка».

Что мы знаем?

Наташа Г.:     Берёза - это дерево.

Олег С.:           Берёза украшает улицу.

Богдан К.:        Можно спрятаться от жары.

Алина Р.:         Берёзка красивая.

Марьяна Ж.:   Птички любят сидеть на берёзке.

Рома К.:           Летом прохладно под берёзкой, ветерок.

Данил А.:         Украшает наш детский сад.

Никита А.:       Можно спрятаться от солнышка.

Варя Г.:            Шевелит листочками.

Василиса С.:  Тонкие ветки, белый ствол.

Что хотим узнать?

Алина Р.:                    Почему береза белая?

Богдан Т., Рома М.:    Почему берёзку все любят?

Давид Ф.:                    Почему под берёзой прохладно?

Варя Г.:                        Почему птички любят берёзку?

Марьяна Ж.:               Что можно сделать из берёзы?

Никита А.:                   А берёза лечит?    

 Что нам поможет узнать?

Наташа Г.:          Надо прочитать в книге.

Олег С.:              Надо понаблюдать за березкой на участке.

Варя Г.:             Посмотреть видео.

Приложение 2

Экскурсия в лесопарк

Цель: Закреплять знания детей о деревьях, кустах,  плодах; учить анализировать, делать выводы; воспитывать в детях чувство симпатии к родной природе.

 Предварительная работа: беседа об осени, её признаках, разучивание стихов, рассматривание картины «Осень золотая», чтение рассказов, знакомство с деревьями на территории детского сада.

Ход экскурсии:

 Сегодня мы пойдём с вами в лесопарк.

   Перед прогулкой рассказать детям о том, чем настоящий лея отличается  от лесопарка.

   По дороге  уточнить, какая погода.

   Придя в парк, прочитать стихотворение «Осень художница».

Повязала осень пёстрый фартук,

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по лесу,

Листья позолотой обвела. 

   Ребята, представьте, что вы все художники. Вы пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать осень. Какие цвета вы возьмете для своих пейзажей. Давайте подумаем, какая он осень. Опишите её.

  Воспитатель. Давайте найдем в парке берёзу и сделаем вокруг нее хоровод. Берёза считается символом России. В народе говорят: «Где берёза вырастет, там русский человек приживется».

Воспитатель. Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит). Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.

Живет берёза более 100 лет. Она очень любит свет и простор. Про берёзу есть много стихотворений. Послушайте одно из них.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

 С зелёными серёжками.

Давайте с вами погуляем по парку и посмотрим, какие ещё деревья здесь растут.

Проходя по парку, дети называют деревья. (Каштан, вяз, рябина.)

Воспитатель. Давайте остановимся около рябины.

Я по парку погуляла,

Где заря растет, узнала.

Поглядела вверх - она

Сразу стала мне видна!

Ярко ягодки горят,

На меня они глядят!

Что за чудная картина?

Это дерево - рябина!

Рябина очень красивое дерево, посмотрите на его крону. Красивы и ее листья, причем в разное время года. Сейчас они зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А еще за что любят рябину? (Из ее ягод варенье варят, чай заваривают). Кто еще любит ягоды рябины? (Птицы)

 Во время прогулки можно поиграть с детьми в учебно-дидактические игры. Воспитатель. А сейчас я вас проверю, хорошо ли вы знаете деревья. Давайте поиграем в игру «К названному дереву беги».

«С какой ветки детки?» Попросить детей найти дерево, с которого упали найденные плоды.

«Путаница» В этой игре, показываю, например лист рябины, утверждая, что это берёзовый лист. Прикладываю жёлудь к листу вяза, будто это плод вяза. Дети должны заметить и исправить ошибку.

Проводятся игры. 

Воспитатель. В парке растут не только деревья, но и кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев. (Ответы детей.) Я сейчас ребята закройте глаза и послушайте, как шелестят листочки на деревьях. Как вы думаете, почему они шелестят? (Ответы детей.) молодцы, правильно. Это ветер играет с листьями: срывает их с деревьев и кружит в воздухе. 

Предложить собрать осенние листья, составить из них букеты. 

Приложение3

НОД  «Путешествие  в осеннюю березовую рощу».

Образовательная область: художественное творчество.

Интеграция образовательных областей: социализация, чтение художественной литературы, физическая культура, безопасность здоровье.

Тип: интегрированное.

Формы образовательной деятельности: игра, проблемная ситуация, чтение, аппликация, физминутка.

Формы организации: группа

Задачи: вспомнить с детьми  выразительный образ осенней березы, творчески применяя разные техники аппликации (обрывная, накладная, симметричная). Расширить спектр технических приемов обрывной аппликации (обрывание, сминание, разрывание, скручивание) и показать её изобразительно. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлением природы.  Продолжать учить детей работать в коллективе.

Предварительная работа:

  • Путешествие в осенний парк.
  • Игры с осенними листочками.
  • Д/и «Когда это бывает».

 Оборудование и материалы: ватман, листы бумаги желтого и белого цвета,  клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеёнки, черный маркер.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: - Ребята,  вы помните сказку «Двенадцать месяцев»?  Что там произошло?  

 Образно – тематический этюд «Природа весной,  летом, осенью».

Цель: Показать руками и мимикой, движениями разные изменения, происходящие в природе в течение года, передавать в этюде смену настроения.

Дети свободно расходятся по группе.

- Ребята, настроение можно передать движением.  Давайте представим, что мы маленькие  ростки, которые тянутся к солнцу.

Дети руками изображают, как деревья пробуждаются весной, тянутся к солнцу, свету, как начинают распускаться и покрываться весенней листвой и легко качать на ветру ветками.

 – Наступило лето, деревья окрепли.

Руки детей изображают широкие распустившиеся зелёные кроны с легко качающимися ветками и трепещущимися на ветру листьями. Показать кистями рук полёт бабочки, лёгкий летний дождик, солнышко.

- Стало прохладно, пожелтели листья.

Руки детей изображают увядающие деревья. Руки постепенно опускаются, но не до конца, повисают кисти, пальцы смотрят вниз. Деревья сильно раскачиваются на ветру. Ладошками изобразить шум ветра. Шум дождя.

- Похолодало, выпал снег.

Руки детей изображают уснувшие, отдыхающие, застывшие деревья. Изобразить походкой хождение по сугробам, руками изобразить метель.

 Давайте и мы с вами превратимся в волшебников  и отправимся 

 в гости к Осени (имитация осенней полянки).

-  Ой, ребята, посмотрите здесь  какое-то письмо. Хотите узнать, что написано в этом письме? (Да).

«Дорогие ребята! В осеннем лесу случилось беда, пропали березки. Помогите вернуть их обратно. Осень».

Воспитатель: - Дети, поможем осени! (Да) Замечательно!

Послушайте стихотворение Е.Трутневой про берёзу. (Читаю и выставляю картину, на которой изображена береза)

Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах

Это платье золотое

У березы на плечах.

- Дети скажите, какого цвета листочки у березки осенью? (Желтые, золотые)

- Что можно сказать о наряде березки, какой он? (Золотой)

- А что можно сказать про её ствол? Какая березка? (Белоствольная)

Воспитатель: - Береза - главное дерево России, символ нашей страны. Поэтому дереву сразу можно узнать - русский лес. Ребята хотите превратиться в осенние березки? (да) Выходите, вставайте в кружок.

Образно-тематический этюд «Береза»

Цель: Показать руками и мимикой разные изменения, происходящие с деревьями осенью.

Опадают листочки

Превращаются в листву

Их подхватывает ветер

И медленно кружит в воздухе

Листочки тихо, попадают на землю (выполняются движения по тексту).

Воспитатель - А сейчас мы с вами поможем осени и создадим красивые картины с русскими красавицами - золотыми березками. Показываю детям способ создания выразительного образа осенней березы и приемы обрывной аппликации.

Ствол мы будем делать из кусочка белой бумаги (крона дерева в виде целого силуэта), а веточки из желной бумаги  (обрывная мозаика).

Воспитатель: И чёрные чёрточки мы нарисуем в самом конце нашей коллективной работы на ватмане, создавая "Осеннюю березовую рощу".

Итог занятия:

Воспитатель: Сколько берез! Ребята, как называется большое количество берез в одном месте: лес, бор, дубрава, роща? Дети: березовая роща.

Теперь можно возвращаться в детский сад.  Я думаю,  осень будет вам благодарна, за то, что вы вернули в ее лес березки.

Приложение 4

 «Наблюдение за березой весной»

Образовательная область: познание

Тип: интегрированное

Формы образовательной деятельности:  познавательно-исследовательская

- наблюдение

Формы организации: группа

Словарь новых слов: березовая лучина, береста.

Задача: продолжать знакомить с деревом березы, закрепить знания о строение дерева, характерных особенностях.

Ход  наблюдения:

Ребята посмотрите, что это за дерево? (береза).

Рассказ воспитателя: Да, ребята правильно вы сказали – это береза. Береза очень высокое дерево. Посмотрите, какой у нее ствол? (ствол у неё белый с чёрными точками). Весной деревья сбрасывают верхний слой бересты, кора становится гладкой и шелковистой, на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки желтые и зеленые (это семена).

А вы ребята знаете, как березу использовали в древности? (ответ детей).

Наши предки березовой лучиной освещали дома. Соком березы лечили больных. Из березы мастерили деревянных игрушек, деревянные ложки, лукошки для ягод и грибов. В наше время березу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев березы изготавливают желтую и зеленую краску, из почек делают лекарства.

Ребята, как можно в любое время года узнать березу (белый ствол).

Когда набухают на березе почки? (как только сойдет снег).

Что появляется весной из надломленной веточки березы? (сок).

В каком состоянии находятся деревья весной? (они пробуждаются).

Народные приметы:

Хотите узнать, какое нынче будет лето? Присмотритесь к березам.

Если весной из березы течет много сока, лето будет дождливым.

Итог: Ребята, что вы узнали о березе нового?

Приложение 5

НОД  «Люблю березу русскую».

Образовательная область: познание

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура, безопасность.

Тип: интегрированное.

Формы образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная (беседа), чтение художественной литературы (чтение), продуктивная (закрашивание по шаблону), двигательная  (физминутка).

Формы организации: группа

Задачи: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, произведениях изобразительного искусства; развивать у детей интерес к творчеству; воспитывать любовь к русской берёзке, закреплять умения работать с карандашом.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением берёзы, шаблоны с листочками березы, карандаши зеленые.

Ход  образовательной деятельности:

Загадка: 

Стоит Аленка, платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.

- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)

- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)

- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)

- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!

- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)

- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.

- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.

Чтение стихотворения А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую».

Физ. минутка: На берёзу галка села 

На берёзу галка села  (присесть, руки к коленям),

С дерева потом слетела  (встать, помахать руками).
На кровати спит Федот  (присесть, руки под щёку)
И с кровати не встаёт  (встать, развести руками в стороны).

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы хорошо поиграли, а теперь давайте сядем, отдохнем и раскрасим березовые листочки по шаблону. 

По окончании воспитатель предлагает повесить свои работы на выставку и полюбоваться ими.

Воспитатель: Ребята, что вам запомнилось, что понравилось больше всего?

Приложение 6

НОД «Весенняя березка»

Образовательная область: художественное творчество

Интеграция образовательных областей: коммуникация, физическая культура, безопасность, здоровье.

Тип: интегрированное.

Формы образовательной деятельности: рассматривание, лепка, физминутка.

Формы организации: группа.

Задачи:

- продолжать формировать интерес к лепке;

- развивать умение изображать березу с помощью пластилина; передавать характерные особенности строения и форм дерева, используя приёмы: «раскатывания», «сплющивания», «примазывания», «отщипывания» пластилина, деления на части с помощью стеки; продолжать развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать её красоту в своём творчестве;

Оборудование и материалы: иллюстрация – строение дерева, мультимедиа, картон, пластилин, стека, салфетка для рук, дощечка.

Предварительная работа:

Рассматривание берёзы на прогулке, дидактическая игра «Узнай по форме листочек», рассматривание репродукций картин, иллюстраций с изображением берёз.

Ход образовательной деятельности:

В. - Отгадывание загадки:

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит,

К нам пришла.

Весна

В. - Молодцы дети, сразу видно, что вы наблюдательны. А какие ещё признаки весны вы знаете?

(просмотр – видео-презентации: «Признаки весны»)

В. - Верно, весной оживает всё кругом. Всё начинает расти и цвести. Все, кто попрятались на зиму в разные щёлочки, под кору деревьев, под землю, в норки - просыпаются. Вся природа приходит в движение: звери после зимней спячки приводят в порядок слежавшийся мех, птицы делают гнёзда. А что происходит с деревьями весной?

В. – Правильно: распускаются почки, появляются первые листочки.

В. - Молодцы! Я хочу вам показать весеннюю веточку. На ней уже распустились почки.  А чтобы узнать с какого дерева  эта веточка отгадайте загадку:

 Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

(Береза)

В. - Правильно. Березка. Давайте вспомним строение березки: работа по картинке «Строение дерева».

В. - Ребята, давайте изобразим весеннюю березу с помощью пластилина. Давайте внимательно рассмотрим березку и ее веточки (показ слайда).

- Какие ветки Березы? (Прямые, ровные, разветвляются).

- Сравним ветки по длине. Какая эта ветка? (Длинная).

- А эта, какая? (Короткая).

Воспитатель: А теперь приступим к нашей работе. Перед вами лежит картон и пластилин. Из белого пластилина сделаем ствол (прием «примазывания»). Из коричневого пластилина раскатаем тонкие колбаски и приложим, слегка прижимая, к картону (показ воспитателя).

Дети выполняют задание.

В. - Ребята, ваши пальчики устали, проделали много работы. Давайте их немного разомнём.

Пальчиковая гимнастика.

Долго, долго мы лепили,

Наши пальцы утомились.

Пусть немного отдохнут

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведём

И опять лепить начнём.

В. - Немного отдохнули, и теперь можно продолжать. Вы уже слепили ветки, а теперь на веточки прилепим первые весенние листочки.

Листочек какой формы? Какого цвета?

(отщипываем кусочки зеленого цвета для листочков (метод «отщипывания», затем раскатываем комочки прямыми и круговыми движениями, затем сплющиваем шар, придавая форму листочка, используя метод прищипывания соединяем с веточкой) — показ воспитателя.

В. - Ребята, вы очень постарались, у вас получились замечательные березки. Давайте повесим ваши работы на доску и полюбуемся их красотой.

Приложение 7

НОД «Березы летом»

Образовательная область: художественное творчество.

Интеграция образовательных областей: познание, безопасность.

Тип: интегрированное.

Формы образовательной деятельности: рассматривание, рисование.

Формы организации: группа.

Задачи: учить детей располагать предметы на широкой полосе земли «ближе» и «дальше»; учить передавать в рисунке строение дерева — соотношение частей по величине и их расположение относительно друг друга; упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листвы дерева приемом вертикального мазка.

Оборудование и материалы: рисунок с изображением летней березы с листвой, нижний конец которого заканчивается примерно посередине широкой полосы земли; краски гуашь и мягкая кисточка; два детских сюжетных рисунка (деревья) ребенка из средней группы и подготовительной к школе. У детей прямоугольные листы бумаги (примерно 28x16 см), закрашенные на 1/3 зеленой краской; краски гуашь и мягкие кисти.

Ход образовательной деятельности:

Ребята, мы с вами  очень много узнали о березках,  какими они бывают  весной и осенью. А теперь давайте отправимся в гости к лету и нарисуем  летнюю березку.

Показываю детям рисунок с изображением  летнего дерева и предлагаю послушать его описание, предупредив, что в рассказе будут ошибки. Кто заметит ошибку, должен говорить «нет».

Рассказ: «На поляне выросло летнее дерево (да.) Вверху ветки длиннее, чем внизу. (Нет.) А какие ветки вверху, а  внизу? От веток отходят тоненькие ответвления. Они очень длинные. (Нет.) А какие они? Листья на дереве желтые, оранжевые, красные и синие. (Нет.) А какого они цвета?» (зеленые).

Похвалить детей за то, что они заметили ошибки в рассказе. Сделать вывод: они хорошо знают строение дерева, и в их рисунках не будет ошибок.

Показать на образце и рассказать детям, что на узкой полоске земли предметы можно расположить только рядом друг с другом, а на широкой — везде: одни — ближе, другие — дальше. Обратить внимание детей на свой рисунок и спросить: «Эта береза выросла на широкой поляне или на узкой полосе травы? Посмотрите, что еще я нарисую на этой широкой полосе земли. Сейчас я нарисую перед березой тропинку. Что ближе к нам — береза или тропинка? А теперь нарисую красную скамейку. Где она находится — перед тропинкой или за тропинкой? А тут я нарисую синюю скамейку. Какая скамейка ближе к нам — красная или синяя? (Синяя.) Правильно, синяя скамейка стоит перед тропинкой, а красная дальше, за тропинкой. Значит, те предметы, которые нарисованы ниже на листе бумаги, кажутся расположенными ближе, а те, которые нарисованы выше, кажутся расположенными дальше. Но все эти предметы находятся на земле (траве).

Теперь вы, дети, нарисуйте летнюю березу так, чтобы впереди нее осталось свободное место. Перед ней нарисуйте тропинку и одну скамейку. Кто захочет, может изобразить ее близко перед тропинкой, а кто захочет, — дальше, за тропинкой».

В процессе занятия нужно следить, как дети осваивают широкое пространство земли на рисунке. Тому, кто в этом нуждается, показать на листе бумаги те или иные технические приемы рисования. Посоветовать рисовать тропинку, скамейку всем ворсом кисти. Побуждать детей, быстрее других закончивших работу, вносить в рисунок какие-либо дополнения: солнце, цветы и др. В конце занятия предложить показать свои рисунки сначала тем, у кого скамейка стоит ближе дерева перед тропинкой, а потом тем, у кого скамейка находится за тропинкой.

В заключение сказать: «Если бы сегодня вы нарисовали, как в средней группе, узкую полоску земли, то все предметы были бы расположены только в ряд. А сегодня вы научились рисовать одни предметы ближе, а другие — дальше. Почему это стало возможным?»

Приложение 8

Наблюдение за берёзами зимой

Выставка совместных работ детей и родителей

                                       

       

       

                                       

                                                             

Мастер класс по бисероплетению «Берёза» для родителей и педагогов.

Список используемой литературы

  1. Багрова Л.А. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Москва: «АСТ»,1998г.
  2. Беспалов Ю.А. Зыкина – легенда века. М.: 2011.
  3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: 1993г.
  4. Рыжова Н.А. Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005г.
  5. Брем А. Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005.
  6. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2003г.
  7. Данилков Н. Дерево жизни. Все о целебных свойствах березы.
  8. Данкова Р.А. Стихи русских поэтов. М.: Олма Медиа Групп, 2013
  9. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2005г.
  10. Рыжова Н.А. «Проект «Моё дерево» Т.Ц. «Сфера», 2006г.
  11. Шорыгина Т.А. «Деревья, какие они?» Москва 2010г.
  12. Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ» Творческий центр «Сфера». Москва 2008г.
  13. Рыжова Н.А. О проекте «Стратегии экологического образования Российской Федерации». //Дошкольное воспитание. 1998г. №7
  14. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников.
  15. // Дошкольное воспитание», 2004г. №7
  16. Парамонова Л. Конструирование из природного материала. // Дошкольное воспитание, 2005г.№7.
  17. ШвайкоГ.С. М.: Владос,2008г.
  18. Вирко Е. Деревья из бисера. Издательство: Эксмо, 2012г.
  19. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е.. Маслова И.В. Здравствуй мир! Баласс,»013г.
  20. Интернет-ресурсы: WWW.MAAM.RU.