проект "Три стихии"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Расширять представление о, явлениях окружающего мира.
Рассмотреть три природные стихии в многообразии их проявлений и в связи с человеком.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekttri_stikhiidokument_microsoft_word_5.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕК
«ТРИ СТИХИИ»
(вода, земля, воздух)
Воспитатель: Кондратьева
Наталья Викторовна
п. Малиновский
2011 год
«Три стихии»
Образовательно-воспитательный проект
Пояснительная записка.
Обоснование проблемы.
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания—следствие из вышесказанного.
Экология—наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология—это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек—не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д. Т.е. осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребёнка.
Проект: образовательно – воспитательный, долгосрочный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Цель:
Расширять представление о, явлениях окружающего мира.
Рассмотреть три природные стихии в многообразии их проявлений и в связи с человеком.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать.
Задачи :
Понимание самоценности природы.
Осознание себя, как части природы.
Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
Воспитание активной жизненной позиции.
Обучение азам экологической безопасности.
Формирование умения рационально использовать природные богатства.
Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
Занятие 1. «Природная стихия – вода. Свойства воды»
Цели:
дать основы знаний о природной стихии – воде;
расширить представления детей о формах проявления воды в природе;
закрепить знания детей об основных свойствах воды опытным путем;
воспитывать осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу.
Развивающая среда:
Глобус «Вода – суша»;
Иллюстрации с изображением ручья, пруда, реки, моря;
Стаканчики с водой и молоком, ложечка (прозрачность);
Соломинки для коктейлей (вкус);
Сахарный песок (в воде одни вещества растворяются, другие – нет);
Кусочки льда, термос с горячей водой (пар);
Методические приемы:
Загадка;
Опытническая деятельность;
Работа с иллюстрациями;
Рефлексивное упражнение «Улыбнись своему отражению в воде».
Занятие 2. «Вода – наше богатство»
Цели:
расширить представления детей о том, где используется вода;
дать детям представление о роли воды в природе, ее значении в жизни людей, животных и растений;
закрепить знания детей о различных состояниях воды (лед, вода, пар);
активизировать речь, развивать образное мышление;
воспитывать бережное и осознанное отношение к воде, отрицательное отношение к факторам, загрязняющим ее.
Материал:
Лист ватмана (картограф);
Предметные картинки с сюжетами использования воды;
Карточки в виде капелек воды с загадками;
Карточки с рисунками (ответы на загадки);
Картинки с растительным и животным миром;
Фильтр для очистки воды;
Письмо от Нептуна.
Методические приемы:
Загадки;
Опытническая деятельность;
Работа с картографом;
Вопросы;
Игра «Сохраним чистую воду на планете»;
Проблемная ситуация;
Сюрпризный момент.
Ход занятия
1. Дети по очереди достают из ведерка карточки-капельки с загадками, воспитатель и старшие дети читают их вслух.
Лежало одеяло, мягкое, белое.
Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Мост как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет –
Гвоздь упадет. (Сосулька)
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Дети прикрепляют на картограф карточки с рисунками-ответами на загадки.
Воспитатель:– Что объединяет все наши отгадки? О чем мы сегодня будем говорить?
Дети:– О воде!
2. Воспитатель:– Как вы думаете, для чего людям вода?
Ответы детей.– Правильно. Вода – очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Мытье городских улиц и машин тоже требует воды. Огромное количество воды требуется фабрикам и заводам. Например, для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды. А еще как человек использует воду?
Раздать картинки с сюжетами использования воды старшим детям. Они рассматривают свои картинки и рассказывают, как человек использует воду.
Для питья человеку пригодна только чистая вода – из родника, колодца, водопровода. Самая чистая – это кипяченая вода. В водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет холодная и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее нужно экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы зря не утекала. Загрязненная вода вредна для человека, поэтому грязную воду очищают с помощью фильтров.
Провести эксперимент по фильтрации воды. Засечь время, чтобы узнать, сколько минут потребуется для фильтрации стакана грязной воды и 0,5 банки. А также посчитать, сколько фильтров мы использовали, чтобы получить стакан чистой воды и 0,5 банки чистой воды. Дети с помощью воспитателя делают вывод, что очень много времени и средств приходится людям тратить на очистку воды. Поэтому к воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны. А теперь послушайте стихотворение:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря.
Не тратьте время зря, зря, зря.
А то пройдет немного лет –
И нет водицы – нет, нет, нет. (С. Погорельский)
-Поэтому воду надо беречь. Как мы с вами можем ее сберечь?
Ответы детей.
Физкультминутка.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка-озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула,
Быстро-быстро уплыла.
Воспитатель:– Как вы думаете, кому еще нужна вода, кроме человека? (Показать картинку с изображением растения или животного около водоема. Младшие дети дают названия изображенного, а старшие – рассказывают, в каких целях используется вода).
– Правильно. Всем нужна чистая вода. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливаются сточные воды фабрик и заводов, а также вода, используемая в быту. От загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах растениям и животным живется не так хорошо, как раньше.
Стук в дверь. Почтальон приносит письмо.
– Ребята, это письмо от Нептуна. Он обращается с просьбой о помощи. По морю разлилась нефть в результате аварии танкера. «Все живое гибнет. Требуются срочные меры». Давайте придумаем план действий или изобретем средство, которое помогло бы очистить воду.
Дети предлагают выход из положения, план действий, рассказывают о своих изобретениях. Лучшие предложения предложить послать Нептуну.
Беседа по вопросам:
– Что интересного узнали?
– Что больше всего запомнилось?
– Как мы можем беречь наше богатство – воду.
Занятие 3. «Профессии, связанные с водной стихией»
Цели:
обобщить представления и знания детей о службе моряков гражданского флота;
познакомить с профессиями: капитан, рулевой;
обогатить словарь новыми словами: вахта, иллюминатор, морской узел, рулевой;
воспитывать у детей уважение к людям профессий, связанных с водной стихией.
Материал:
Иллюстрации с изображением пассажирского теплохода, морских профессий, морских узлов;
Веревка (шнурки) на каждого ребенка;
Компас, бинокль, картинка с изображением рынды (морского колокола).
Методические приемы:
Беседа;
Рассматривание иллюстраций;
Вопросы;
Совместная деятельность педагога с детьми (завязывание узлов);
Загадки.
Схема реализации проекта через разные виды деятельности. «Вода»
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Развитие речи | Чтение и разучивание стихов (А.С. Пушкин «Ветер по морю гуляет», И. Токмакова «Дождик», С.Я. Маршак «Кораблик», А. Барто «Любитель-рыболов» и др.). Чтение и рассказывание (Б. Житков «Наводнение», А. Толстой «Акула», русские народные сказки «Снегурочка», «Заюшкина избушка» и др.). |
Изодеятельность и ручной труд | Рисование воды в природе, «Дождь», «Капелька» «Рыбы - обитатели водоемов», «Золотая рыбка» Лепка снежных комочков, сосулек, снеговика. Аппликация «Кораблик на море», «Тучи», «Снеговик», «Морские жители», «Золотая рыбка» « Зимние кружева» вырезание снежинок, «Кораблик» изготовление корабликов из разных материалов. Изготовление макета «Подводный мир» |
Музыка | Слушание, представление и обсуждение звуков природы. Передача в музыкальных зарисовках состояния воды (плавность, ритмичность …). Игра «Послушай и представь музыкальные картинки. Расскажи о характере музыки». Создание образов в игровых импровизациях под музыку «Музыкальные волны». Разучивание песен Ю.Слонова «Будем моряками», В. Павленко «Капельки». Музыкально-двигательные импровизации «Я – снежинка», «Я – тучка», «Я – капелька». |
Наблюдение | Природные явления, связанные с водой (дождь, снег, облака, иней и так далее). Природные объекты, связанные с водой (озеро, родник и т.д.). |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по воде», «Служба спасения на воде», «Подводное плавание», «Отважные мореплаватели» Дидактические игры «Капитан укладывает чемодан», «Круги на воде». |
Занятие 4. «Подземные кладовые»
Цели:
Дать представление о полезных ископаемых: уголь, глина, нефть, железная руда.
Закрепить знания детей о свойствах и применении полезных ископаемых и природного материала (камни, песок, глина).
Познакомить детей с профессиями шахтера, геолога.
Развивать тактильные ощущения, воображение, память, речь.
Воспитывать уважительное отношение к людям профессии шахтер, геолог, бережное отношение к природным богатствам.
Материал:
Коллекция минералов и полезных ископаемых;
Природный материал (камни, песок, глина);
Драгоценные и полудрагоценные камни в украшениях;
Иллюстрации с изображением шахты, гор, шахтеров и геологов;
Методические приемы:
Беседа;
Рассказывание сказки;
Дидактическая игра «Мы – геологи»;
Моделирование: голосом моделируем эхо
Загадки.
Занятие 5. «Почва – живая земля»
Цели:
Расширить и углубить представления детей о почве как о поверхностном плодородном слое земли.
Обобщить знания детей о значении почвы для ее обитателей, растений, человека.
Активизировать речь, воображение, память.
Воспитывать бережное и осознанное отношение к земле, отрицательное отношение к факторам, загрязняющим окружающую среду.
Материал:
Почва в прозрачной банке;
Иллюстрация почвы в разрезе с изображением дождевого червя, крота;
Иллюстрации с изображением растений, плодородных культур.
Методические приемы:
Драматизация стихотворения «Огород»;
Рассматривание иллюстраций;
Проблемная ситуация;
Сюрпризный момент;
Дидактическая игра «Вершки-корешки».
Схема реализации проекта через разные виды деятельности. «Земля»
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Развитие речи | Чтение М. Пришвина «Разговор деревьев», Я.Дагутите «Руки человека». Рассматривание иллюстраций «Работа в поле». Разучивание стихотворения Ю. Ждановской «Нива». |
Изодеятельность и ручной труд | Рисование «Горный пейзаж». Лепка Изготовление макета «Горы», «Пустыня» |
Музыка | Слушание, представление и обсуждение музыкальных зарисовок «Самоцветы», «Хру-стальная статуэтка», «Гномы в подземном царстве» (муз. В. Самойлова), «Шествие гно-мов» Э. Грига. Слушание, представление, обсуждение музыкальных картинок к сказке «Серебряное копытце» |
Наблюдение | Виды почв на участке детского сада, почва на клумбах. Эксперименты по посадке растений в различные почвы. |
Игровая деятельность | Сюжетно ролевая игра «Мы – хлеборобы», «Мы геологи». Дидактические игры «Угадай профессию», «Вершки – корешки». Строительная игра «Комбайн» |
Занятие 6. «Природная стихия – воздух. Свойства воздуха»
Цели:
дать детям представление об атмосфере Земли как о воздушном пространстве, о роли воздуха в окружающем мире;
объяснить на основании проведенных наблюдений в ходе опытнической деятельности свойства воздуха (цвет, легкость, способность передвигаться);
развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, активизировать речь.
Материал:
Вертушка, флюгер, веер, вентилятор;
Резиновые шарики;
Полоски бумаги;
Банка с водой, стакан;
Рисунок дома – природы и обычного дома;
Иллюстрации матраца для плавания, колеса велосипеда, аквариума, яхты, мельницы.
Методические приемы:
Рассматривание иллюстраций;
Проблемная ситуация;
Сюрпризный момент;
Загадки;
Вопросы.
Занятие 7. «Воздух и его роль в жизни человека»
Цели:
Представление о движении воздуха, проявлении гармонии и хаоса в движении воздуха.
Познакомить с природным явлением – ветром (каким он может быть), о его целесообразности и роли в трудовой деятельности человека.
Дать представление о профессии метеоролога.
Развивать восприятие, внимание, воображение, слух, образное мышление, речь.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, чувство сопереживания; отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.
Материал:
Музыкально-звуковые картины «Веселый ветер», «Ураган»;
Сумка почтальона, телеграмма;
Картины И. Айвазовского «Девятый вал» и «Тишь на Средиземном море».
Методические приемы:
Рассматривание картин;
Сюрпризный момент;
Дидактическая игра «Какой бывает ветер», «Сохраним чистый воздух в городе»;
Беседа;
Слушание, представление и обсуждение музыкально-звуковых картин.
Ход занятия
Воспитатель показывает рисунок дома-природы и обычного дома. (Программа Н. Рыжовой «Наш дом – природа», блок «Я и природа»). Что в них есть? (Дети перечисляют, сравнивают). Обратите внимание: на обоих рисунках много незакрашенного пустого места. Почему? И в нашем обычном доме, и в доме-природе есть воздух, и мы им дышим. Воздух прозрачный, невидимый, воздух везде – вокруг нас. Когда воздух дрожит, возникают звуки, его можно услышать.
Воспитатель:– Назовите предметы, внутри которых есть воздух.
Ответы детей.
– А что такое ветер?
Ответы детей.
– Правильно. Ветер – это движение воздуха. Что умеет делать ветер? (Шуметь, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, свистеть, поднимать пыль и т.д.) Ветер может быть веселым, легким, а может быть сильным, разрушающим, злым – это ураган, буря, смерч.
-Послушайте музыкальные картины и подумайте, как их назвать.
Прослушивание музыкальной импровизации «Веселый ветер» и «Ураган», выслушать ответы детей.
– Как ветер может навредить людям? (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, переворачивает автомобили, срывает шляпы, во время шторма сильного ветра с дождем тонут корабли, погибают люди) Показать картину И. Айвазовского «Девятый вал».
– Ветер не всегда бывает злой, разрушительный. Он часто помогает людям. Показать картинки с изображением парусника. Мельницы, рассказать о пользе ветра.
Воспитатель предлагает детям игру «Какой бывает ветер» – дети «превращаются» в ветряные мельницы. При слабом ветерке их крылья слегка поворачиваются. При сильном – крылья вращаются очень быстро – показ руками круговых движений. Мешки с мукой, они очень тяжелые (показывается жестами). Их относят пекарям, чтобы те испекли вкусный хлеб.
Воспитатель предлагает одному из старших детей рассказать о том, как человек использует ветер (с опорой на предметные картинки).
Воспитатель сообщает, что иногда люди загрязняют воздух, а источники загрязнения – автомобили, заводы, фабрики. Чтобы воздух стал чище, нужно садить растения на улицах и в помещениях, ухаживать за ними, поддерживать чистоту воздуха, проветривать помещения, избегать загрязненных мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов).
Подведение итогов.
Беседа по вопросам:
– Что интересного узнали?
– Что нового хотели бы рассказать?
– Что нужно делать, чтобы воздух был чище?
Схема реализации проекта через разные виды деятельности. «Воздух»
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Развитие речи | Чтение и разучивание стихов Л. Николаенко «Бумажная вертушка», И. Даренского «Веселые качели», М. Карем «Мой змей», «Никто не видел ветер» и так далее. Чтение и рассказывание: сборник рассказов «Окно в мир», детское справочное издание «Почемучка». |
Изодеятельность и ручной труд | Рисование ветра, птиц, летательных аппаратов и т.д.. Лепка птиц, самолетов, ракет и т.д.. Конструирование из бумаги; вертушки, парашюты, змейки, бабочки Симметричное вырезание бабочек, стрекоз. Изготовление флюгера. |
Музыкальное занятие | Слушание, представление и обсуждение шума ветра, метели. Беседа о роли воздуха в создании музыки. Создание образов в движении под музыку «Деревья на ветру», «Мельница». Музыкально-двигательные импровизации «Я ветерок», «Ветер и ветерок». |
Наблюдение | Качающиеся деревья, движение облаков. Наблюдение за флюгером, за рябью на воде. Есть ли в воде воздух. Как обнаружить воздух в помещении. Воздух есть во всех предметах. Дуем – играем |
Игровая деятельность | Сюжетно – ролевая игра «Самолетостроители», «Самолет». Дидактическая игра « Что по воздуху летает?» |
Занятие 8. «Путешествие по трем сферам окружающего мира»
Цели:
Формировать представление о мире.
Сформировать у детей обобщенное представление о роли явлений природы в жизни живой и неживой природы.
Развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и наблюдать.
Закрепить представления о природных стихиях.
Воспитывать бережное, осознанное, заботливое отношение к природе.
Материал:
Лист ватмана (картограф) с изображением трех стихий;
Предметные картинки с изображением природных явлений, сюжетами их использования;
Листы бумаги, карандаши.
Методические приемы:
Подвижная игра «Кто, где живет»;
Дидактическая игра «Природные стихии», «Угадай, кто я»;
Составление коллективного письма Природе (старшие дети), рисование «Подарок Природе» (младшие дети).
Литература:
1. Только смелым покоряются моря // Дошкольное воспитание. 2005. № 10.
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.
3. Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. 2005. № 6.
4. Латынова Н. Сказки Земли.
5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте.
6. Попова Т.И. Мир вокруг нас.
7. Рыжова Н. Азбука экологии // Обруч. 1997. № 2.
8. Рыжова Н.А. Я и природа.
Кондратьева Наталья Викторовна
МБДОУ д/с «Улыбка» г.п. Малиновский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим стихи по мнемотаблицам "Колючие стихи "
Презентация содержит текстовый материал для заучивания с помощью мнемотаблиц...
Стихи детям о весне и весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)
Стихи о весне и о весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)...
Стихи о России. Стихи о Родине для детей.
Красивые стихи....
Картотека стихов. Правильное ударение. Стихи- запоминалки.
Картотека стихов. Правильное ударение. Стихи- запоминалки. ...
"Стихи для дошкольников на тему спорт и здоровье" Данный материал можно использовать для прочтения, заучивания, На спортивных развлечениях и праздниках.Стихи легко запоминаются , доступны и понятны детям.
СТИХИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ «СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ.»...
Стихи для детей, стихи о ФГОС, стихи о празднике 8 марта, стихи
Сочиняю стихи для детей и для взрослых, пишу сказки....
"Салют стихов" Сборник стихов для детей дошкольного возраста
В пособии собраны стихи, которые могут быть использованы при проведении праздничных мероприятий в детском саду...