опыты
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Научный опыт «Превращение сахарного песка в леденец»
Цель: Продолжать учить детей проводить опыты, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Развивать элементарное представление о том, из чего состоят тела, и как они могут изменяться. Расширять кругозор, познавательную деятельность.
Материал: сахарный песок, растительное масло, холодная вода.
Оборудование: столовая ложка, формочка, миска для холодной воды, горелка, прихватки для горячего.
Ход работы:
Сначала внимательно изучим сахарный песок с помощью лупы. Мы увидим кристаллики сахарного песка, похожие на кристаллики соли, которые мы научились выращивать.
Кристаллики – ровные, аккуратные, переливающиеся разными цветами. Берем их и аккуратно насыпаем в столовую ложку. Зажигаем горелку, соблюдая осторожность при работе с огнем. Чтобы не обжечь руки, пользуемся кухонными прихватками. Кладем ложку с сахарным песком на огонь и наблюдаем за удивительными превращениями кристаллов сахарного песка. Сахар начинает плавиться и заполнять ложку, как вода.
Берем другую ложку и смазываем ее растительным маслом (лучше это сделать заранее). Выливаем в нее жидкий сахар из первой ложки. Волшебные превращения сахара продолжаются: сахар начинает застывать. Чтобы не ждать, когда сахар остынет, опустим ложку в холодную воду. Когда сахар остынет, то постучим ложкой по столу:
сахар выскочит из ложки. Только это уже не тот сахарный песок, который мы рассматривали в начале опыта, это – вкусный коричневый леденец, который по форме напоминает нашу столовую ложку. Если мы бы взяли фигурные формочки, то леденец бы принял форму петушка, мишки или зайца.
Я раздаю детям леденцы в форме зайчика, мишки, и они их рассматривают. Волшебное превращение закончилось, и мы, вооружившись лупой, рассматриваем леденец. Наши красивые кристаллики расплавились и превратились в сплошную коричневую массу, похожую на блестящий кусок стекла.
Я предлагаю детям попробовать леденец и определить его вкус.
Опыты с воздухом в мини-лаборатории.
- Ребята, скажите воздух есть вокруг нас?
- А почему мы его не видим? (Воздух прозрачный, значит через него все видно)
- А что еще бывает прозрачным? (стекла в окне, стенка аквариума, стакана, графина)
- Я предлагаю взять нужные нам предметы для проведения опытов по изучению свойств воздуха и пройти в экспериментальную лабораторию.
Попробуем обнаружить воздух.
Опыт №1
«Обнаружение воздуха в пустом полиэтиленовом пакете»
Материал: полиэтиленовые пакеты.
Ход. Взять в руки пакет и встряхнуть его, давая воздуху возможность наполнить его, закрутить края пакета. Он надулся.
- как вы думаете, что в пакете?
- Почему он надулся?
Вывод. Пакет надулся, потому что он наполнен воздухом.
Опыт №2
«Определить, что воздух занимает место»
Материал: емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой.
Ход опыта.
- Что значит «выйти сухим из воды»
- Возможно ли эти?
- Можно ли опустить стакан в воду и не намочить в нем салфетку?
Дети убеждаются, что салфетка на дне сухая. Затем переворачивают стакан верх дном, осторожно погружая в воду, не наклоняя. Далее поднимают стакан, дают воде стечь.
- Намокла ли салфетка
- Что помешало ей намокнуть (воздух в стакане)
- Что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода.
Дети самостоятельно делают опыт.
Вывод.
-Мы определили, что воздух занимает место в стакане.
- А где еще он занимает место? (воздушные шарики, спасательные круги, в резиновых и пластмассовых игрушках.
Опыт № 3
Ветер – это движение воздуха.
А как мы можем создать ветер? (дуем, машем)
Дети дуют и машут веерами на воду, образуя волны.
Вывод. Чем сильнее дуть, тем больше волны.
Опыт № 4
Опустите кораблики на воду. Подуйте на них ветром. Они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру.
- Что будет с кораблем, если ветра нет?
- А если ветер очень сильный?
Ну что, юные экологи. Много интересного вы узнали про воздух? Мне было приятно работать с вами в нашей лаборатории.
Опыты с водой
Цель: Создание максимальных условий для развития познавательной
активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений
о свойствах воды.
Учить делать выводы, умозаключения.
Опыт №1. «Вода прозрачная».
Перед детьми 2 стакана: один – с водой, другой – с молоком.
Предложить ребятам в оба стакана опустить палочки или ложечки.
В каком из стаканов они видны, а в каком – нет? Почему?
Перед нами молоко и вода, в стакане с водой мы видим ложку, а в стакане с молоком нет.
Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №2.
- Ребята, посмотрите, в эти стаканчики я наливаю обычную питьевую воду из-под крана. А теперь сквозь воду в стаканчике давайте посмотрим на наши игрушки, на ваши лица, ручки.
Хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите?
(Дети высказывают мнения: вода немного искажает предметы, но их видно хорошо.)
Дети вместе с воспитателем формулируют вывод: чистая вода прозрачна.
Опыт №3. «У воды нет вкуса».
У детей на столах в стаканчиках налита чистая питьевая вода.
- Ребята, попробуйте через соломинку воду.
Вопросы:
- Вода сладкая?
- Вода соленая?
- Ребята, есть ли вкус у воды?
(Очень часто дети говорят, что вода вкусная. Дайте им для сравнения сок, молоко, затем опять предложите выпить воды.)
Нужно доказать детям, что у воды нет вкуса. Она не сладкая, не соленая, она безвкусная.
Вывод: У воды нет вкуса.
Опыт №4. «У воды нет запаха».
Перед детьми 3 стакана: в 1 – налита вода, во 2 – кофе, в 3 – сок.
Вопросы:
Как вы думаете, что находится в первом стакане? (во втором? в третьем?).
Как вы догадались? (По запаху.)
Предложить детям убрать стаканы с кофе и соком.
Уточнить:
Имеет ли вода запах? (Нет.)
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт №5. «Вода жидкая, она не имеет формы».
На подносе перед детьми стоят 2 стакана: 1 – пустой, другой – с водой.
Предлагаю ребятам перелить воду из стакана в другой. Вода льется? Почему?
Потому что она жидкая.
Вывод: Вода жидкая – она льется. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.
Предложить детям налить воду из стакана в блюдце, чашку, кувшинчик, на поверхность стола. Что происходит?
Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.
Вывод: Жидкая вода не имеет формы.
Опыт №6.
Вода бывает теплой, холодной, горячей.
На подносе перед детьми 3 стакана с водой разной температуры.
Предложите детям пальцем попробовать и определить, в каком стакане вода самая холодная, теплая, самая теплая. И расставить их в заданной нумерации. 1 –холодная, 2 – теплая, 3 – самая теплая (или горячая).
Вывод: вода может быть разной температуры: от самой холодной до горячей.
Опыт №7. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».
Перед детьми на подносе розеточки, в них: песок, сахар, акварельные краски.
Возьмем 3 стакана с водой (или баночки). В один стакан положим ложкой обычный песок и попробуем размешать его.
Растворился песок или нет? Что получилось? (Песок осел на дно, он не растворился.)
Возьмем сахар, насыплем его в другой стакан и размешаем.
Что произошло? (Он растворился.)
В третьем стакане размешаем акварельную краску или гуашь. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
В воде могут растворяться некоторые вещества. Вода для них – растворитель. Есть вещества, которые в воде не растворяются.
Опыт №8. «Лед – твердая вода».
У каждого ребенка на подносе кубик льда. (Вместо льда можно взять шарики из снега.) Дети следят, что происходит со льдом в теплом помещении.
Что происходит? (Он тает.)
Вывод: лед, снег – это тоже вода.
Опыт №9. «Пар – это тоже вода».
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Докажите, что пар – это вода. Поднесите зеркальце или стекло к пару, на предмете появятся капельки воды, покажите их детям.
Можно вскипятить воду в электрическом чайнике и показать на крышке после кипения капельки воды.
Вывод: Пар – это тоже вода.
Опыты с песком и глиной
Цель: Дать детям представление о свойствах песка и глины.
Задачи: Формировать понятие о том, что песок и глина – это полезные
ископаемые, что человек может их использовать в хозяйстве.
Опыт №1.
Возьмите песок в руки и аккуратно насыпьте его на бумагу.
Легко ли сыплется песок? А теперь возьмите глину и попробуйте ее насыпать на бумагу. Что легче сделать? (Ответы детей.)
Да, легче насыпать песок. Песок сыпучий, его движение напоминает движение воды.
А как сыплется глина? (Ответы детей.)
Верно, глина сыплется комочками.
Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько прошло времени? (Ответы.)
Что у меня в руках? (Песочные часы.)
Когда песок из одной емкости пересыплется в другую, пройдет одна минута.
(Демонстрирует, засекая время.)
В этих часах песок пересыпается за 5 минут.
Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? (Нет.)
Почему нельзя?
(Глина – твердая, она не сыплется как песок.)
Опыт №2.
Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее сначала в ванночку с песком, потом - с глиной. Что происходит? (Ответы детей.)
Сухая глина твердая – палочку в нее воткнуть трудно; а песчинки палочка легко расталкивает: они не держатся друг за друга.
А сейчас мы проделаем еще один опыт.
Опыт №3.
Возьмите бумажные трубочки, вложите в них карандаши, засыпьте песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вот так (показывает).
Вытаскиваем сначала карандаш, затем через некоторое время трубочку.
Она помялась? (Ответы.)
Почему не помялась? Верно, песчинки образуют предохранительные своды. Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.
Опыт №4.
А теперь рассмотрим песок через лупу.
Как выглядят песчинки?
(Маленькие, круглые, полупрозрачные, похожи на зернышки.)
Похожи ли песчинки друг на друга? (Ответы.)
Рассматривают глину сначала в комочках, затем в виде порошка.
(Ее пылинки намного меньше песчинок.)
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не «прилипают» друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые тесно прилипли друг к другу.
(Воспитатель показывает картину с изображением пустыни.)
В пустыне не бывает зимы, там очень жарко, мало воды, почти нет растений.
Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь – выползают целыми и невредимыми. Помните опыт с бумажной трубочкой? Ведь она тоже осталась невредимой.
Опыт №5.
Нужно взять банку и положить ее на бок. Внутрь насыпать песок и глину и закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее воспитатель с силой вдувает в банку воздух. Внутри нее создается «ветер». Что происходит с песчинками? С кусочками глины? Почему?
Вывод: песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, поэтому сдуваются, двигаются; кусочки глины сдуваются труднее, потому что тяжелые.
Почему при сильном ветре неудобно играть с песком? Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним и при сильном ветре?
(Хорошо смочить.)
Опыт №6.
Каждый ребенок в своей банке смачивает песок. Каким он стал на ощупь?
(Влажным, мокрым.)
А куда исчезла вода?
(Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.)
Попробуем воткнуть палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в мокрый или сухой? (Ответы.)
Нальем воду в стаканчик с глиной. Как она впитывается – быстро или медленно?
(Медленно, медленней, чем в песок.)
Часть воды остается в глине. Воспитатель наливает воду в песок и глину, чтобы было наглядно видно, где вода впитывается быстрее.
Смачивает песок в трехлитровой манке, пробует снова подуть.
Дети наблюдают, делают умозаключение о том, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.
Вывод: Песок может сохранять форму, но лепить из него нельзя, а из глины можно.
Опыт №7.
Попробуем вылепить дождевого червя из песка, а затем из глины. Как вы думаете, что происходит с червями, когда они высохнут? (Ответы.)
Когда наши дождевые черви, вылепленные из глины высохнут, мы раскрасим их.
Что вам понравилось на занятии больше всего.
Эксперименты с водой
1. Игра «Тонет – не тонет».
Оборудование: ванночки (тазик) с водой, различные деревянные, пластмассовые, металлические предметы, салфетка.
В ванночку с водой опускать различные по весу предметы. Объяснить причину плавания одних тел и опускания на дно других.
Вывод: Вода выталкивает более легкие предметы.
2. Эксперимент с яйцом.
Оборудование: 2 широких стакана с водой, 2 сырых яйца, соль, ложка.
В одном стакане растворить 5 чайных ложек соли, а другой оставить с пресной водой. Опустить в оба стакана яйца. Сравнить полученные результаты. (В соленой воде яйцо всплывает.) Почему?
Вывод: В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.
3. Эксперимент №3 по рассказу Л.Н. Толстого «Хотела галка пить».
Оборудование: камешки, поднос, вода, широкий стеклянный сосуд, салфетка.
Налить воды в сосуд на 1/3. Опускать камешки в воду и наблюдать, поднимется ли уровень воды в стакане.
Вывод: если в стакан с водой опускать камешки, то уровень воды поднимается. Значит, вода обтекает камешки, а не проникает внутрь их.
4. Эксперимент №4 «Вода превращается в газ».
Оборудование: спиртовка, алюминиевая тарелочка, стакан с водой.
Налить в тарелку немного воды и подогреть на пламени спиртовку.
Что вы заметили?
Куда делась вода из тарелки?
Что с ней произошло?
Какое свойство воды вы обнаружили?
(Вода пропала, она испарилась.)
Вывод: если в тарелку налить немного воды и подогреть, то вода испарится, превратится в газ. При нагревании жидкость превращается в газ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"
Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду
Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...