проект сюжетно-ролевой игры "космическое путешествие"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка –
детский сад №17 «Ладушки»
города Вольска Саратовской области
ПРОЕКТ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
для детей подготовительной группы
Воспитатели: Молдованова В.В.
Цвыченко О.Ю.
Проект: краткосрочный, групповой, игровой.
Актуальность проекта
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет
Задачи:
¾ учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
¾ формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;
¾ учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
¾ воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре
Научно-методическое обеспечение
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.
Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение:
муляжи космических реквизитов;
костюмы космонавтов;
атрибут «Космический корабль»
Костюмы звезд
Участники проекта:
воспитатель
дети подготовительной группы «Незнайка»
Ожидаемые результаты:
Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи.
Парное ролевое взаимодействие со сверстниками.
Ролевое общение, короткий диалог.
Для оформления игрового пространства Я использовала шары из цветной бумаги соответствующие цвету планет и размеру. В качестве кольца планеты вырезала круг из цветного картона прикрепила к шару. К каждой "ПЛАНЕТЕ" я прикрепила цветную табличку с изображением планеты и кратким описанием с обратной стороны. Ракету сделала из плотного картона и обклеили самоклеющей пленкой, скафандр сшили специально к празднику. "Метеориты" сделали из скомканных обрезков цветной бумаги. "Млечный путь" - из мыльных пузырей. В качестве сюрприза в группе появился Инопланетянин и у игры начался новый виток! Было здорово!!!
Этапы игровой деятельности.
Процесс | Совместная деятельность педагога и детей | Деятельность педагога |
Подготовительный | ||
Выявление проблемы | Диагностика: игровых навыков; игровой среды | Диагностика по методике Г. Урунтаевой. Каталог: Материалы и оборудование для детсада под ред. Т.Н. Дороновой, Н.Н. Коротковой |
Обрисовка сюжетной канвы |
| Изучение литературы Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Скоролупова О.А. Покорение Космоса (М„ 2002). Клушанцев П. О чем рассказал телескоп (М., 1980). Коллективное творчество детей (М, 1998). Недоспасова В.А. Растем, играя (М., 2004). Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей (М., 2005) |
Организационная работа | Чтение художественной литературы Булычев К. «Тайна третьей Планеты», Медведев В. «Звездолет Брунька», Кащенко В. «Найди созвездия», Бороздин В. «Первый в космосе», Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп», Леонов А. «Шаги над планетой» Продуктивные виды деятельности Изготовление атрибутов для игры. Оформление панно «Космическое пространство» Беседы с детьми «Земля — наш дом во Вселенной». «Путешествие на Луну». «Звезды – какие они?» «Что такое Солнечная система?» Дидактические игры «Звездный путь», «Найди лишнее», «Разведчики», «Что изменилось», строительная «Космодром» Занятия Ознакомление с окружающим миром «Земля — наш дом во Вселенной». Развитие речи «Ракета летит к звездам». Развитие элементарных математических представлений «Большое космическое путешествие». Конструирование «Наш космический корабль». Рисование «Путь к звездам». Аппликация + рисование «Космический коллаж» | Придумывание воспитателем материала для игры: для космического управления (оборудования); исследования планет (приборы); питания (тюбики с едой) |
Работа с родителями | Информационный листок для родителей о занятиях на тему «Покорение космоса» | |
Основной | ||
Систематизация информации | Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства | Обеспечение руководства Распределение ролей. Взятие на себя второстепенной роли. Обсуждение содержания игры — вопросы. Руководство организацией игрового пространства |
Игровая деятельность детей | Игра. Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером (конструктор — строитель). Изменение ролевого действия в ходе игры | Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций |
Заключительный | ||
Итог | Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают умение играть вместе | Подведение итогов игры. Диагностика игровых умений |
Словарный минимум
Часть словаря | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Профессии | Конструктор, космонавт, тренер, бортинженер, биотехник | Генеральный конструктор, научно-космический центр, руководитель научно-исследовательских полетов, спортивные тренажеры |
Орудия труда | Пульт управления, катапульта, парашют, радиоаппаратура, видео - ,барокамера, спутниковая связь | |
Трудовые действия | Строить, фотографировать, конструировать, провожать, встречать, управлять, лететь, наблюдать | Руководить, согласовывать, ремонтировать, тренировать, исследовать |
Качества труда | Качественно, вежливо, внимательно, успешно, ответственно | Высококачественно, добросовестно, организованно, четко |
ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «КОСММЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет
Задачи:
учить детей до начала игры распределять роли,
подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий;
способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики и хода игры);
создавать условия для творческого самовыражения; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; соблюдать правила игры;
развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.
Структура игры | Общие методические приемы | Методические приемы, используемые в игре |
Задачи | Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников
Формировать умение комбинировать предложенные ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете | Формировать умения восстанавливать события космического путешествия, состоящего из четырех эпизодов, развивать умения детей играть с партнерами (тренер — космонавты, строители — конструкторы и т.д.)
Формировать умения выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговаривать, учитывать желания сверстников) |
Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми | Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру) | Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить полученные знания о космосе, создать заинтересовывающий момент |
Предварительно обсудить содержание игры | Выслушивать мнения детей о том, какая подготовка необходима на Земле, что может случиться в космосе, что надо сделать в первую очередь и т.п., помочь детям с помощью краткого, логичного заключения выстроить последовательность действий в процессе игры
| |
Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры | С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжетную линию и т.п. | |
Обсудить результат игры | В конце игры предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели и т.п. | |
Способы руководства игрой | Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент (шифрограмма) | Задать вопросы о том, что такое космическое пространство, звезды, планеты, метеориты; на чем можно полететь в космос. Рассказать о сообщении с призывом о помощи с неизвестной планеты, которое необходимо расшифровать. Подвести детей к решению полететь и помочь незнакомым существам, попавшим в беду |
Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным родам | С помощью вопросов помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры | |
Взять на себя роль | Взять на себя роль руководителя (с согласия детей) | |
Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений | В процессе игры направить развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kosmicheskoe_puteshestvie_-_kopiya.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка –
детский сад №17 «Ладушки»
города Вольска Саратовской области
ПРОЕКТ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
для детей подготовительной группы
Воспитатели: Молдованова В.В.
Цвыченко О.Ю.
Проект: краткосрочный, групповой, игровой.
Актуальность проекта
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет
Задачи:
- учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
- формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;
- учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
- воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре
Научно-методическое обеспечение
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.
Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение:
- муляжи космических реквизитов;
- костюмы космонавтов;
- атрибут «Космический корабль»
- Костюмы звезд
Участники проекта:
- воспитатель
- дети подготовительной группы «Незнайка»
Ожидаемые результаты:
- Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи.
- Парное ролевое взаимодействие со сверстниками.
- Ролевое общение, короткий диалог.
Для оформления игрового пространства Я использовала шары из цветной бумаги соответствующие цвету планет и размеру. В качестве кольца планеты вырезала круг из цветного картона прикрепила к шару. К каждой "ПЛАНЕТЕ" я прикрепила цветную табличку с изображением планеты и кратким описанием с обратной стороны. Ракету сделала из плотного картона и обклеили самоклеющей пленкой, скафандр сшили специально к празднику. "Метеориты" сделали из скомканных обрезков цветной бумаги. "Млечный путь" - из мыльных пузырей. В качестве сюрприза в группе появился Инопланетянин и у игры начался новый виток! Было здорово!!!
Этапы игровой деятельности.
Процесс | Совместная деятельность педагога и детей | Деятельность педагога |
Подготовительный | ||
Выявление проблемы | Диагностика: игровых навыков; игровой среды | Диагностика по методике Г. Урунтаевой. Каталог: Материалы и оборудование для детсада под ред. Т.Н. Дороновой, Н.Н. Коротковой |
Обрисовка сюжетной канвы | Изучение литературы Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Скоролупова О.А. Покорение Космоса (М„ 2002). Клушанцев П. О чем рассказал телескоп (М., 1980). Коллективное творчество детей (М, 1998). Недоспасова В.А. Растем, играя (М., 2004). Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей (М., 2005) | |
Организационная работа | Чтение художественной литературы Булычев К. «Тайна третьей Планеты», Медведев В. «Звездолет Брунька», Кащенко В. «Найди созвездия», Бороздин В. «Первый в космосе», Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп», Леонов А. «Шаги над планетой» Продуктивные виды деятельности Изготовление атрибутов для игры. Оформление панно «Космическое пространство» Беседы с детьми «Земля — наш дом во Вселенной». «Путешествие на Луну». «Звезды – какие они?» «Что такое Солнечная система?» Дидактические игры «Звездный путь», «Найди лишнее», «Разведчики», «Что изменилось», строительная «Космодром» Занятия Ознакомление с окружающим миром «Земля — наш дом во Вселенной». Развитие речи «Ракета летит к звездам». Развитие элементарных математических представлений «Большое космическое путешествие». Конструирование «Наш космический корабль». Рисование «Путь к звездам». Аппликация + рисование «Космический коллаж» | Придумывание воспитателем материала для игры: для космического управления (оборудования); исследования планет (приборы); питания (тюбики с едой) |
Работа с родителями | Информационный листок для родителей о занятиях на тему «Покорение космоса» | |
Основной | ||
Систематизация информации | Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства | Обеспечение руководства Распределение ролей. Взятие на себя второстепенной роли. Обсуждение содержания игры — вопросы. Руководство организацией игрового пространства |
Игровая деятельность детей | Игра. Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером (конструктор — строитель). Изменение ролевого действия в ходе игры | Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций |
Заключительный | ||
Итог | Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают умение играть вместе | Подведение итогов игры. Диагностика игровых умений |
Словарный минимум
Часть словаря | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Профессии | Конструктор, космонавт, тренер, бортинженер, биотехник | Генеральный конструктор, научно-космический центр, руководитель научно-исследовательских полетов, спортивные тренажеры |
Орудия труда | Пульт управления, катапульта, парашют, радиоаппаратура, видео - ,барокамера, спутниковая связь | |
Трудовые действия | Строить, фотографировать, конструировать, провожать, встречать, управлять, лететь, наблюдать | Руководить, согласовывать, ремонтировать, тренировать, исследовать |
Качества труда | Качественно, вежливо, внимательно, успешно, ответственно | Высококачественно, добросовестно, организованно, четко |
ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «КОСММЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет
Задачи:
- учить детей до начала игры распределять роли,
- подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий;
- способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики и хода игры);
- создавать условия для творческого самовыражения; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; соблюдать правила игры;
- развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.
Структура игры | Общие методические приемы | Методические приемы, используемые в игре |
Задачи | Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников Формировать умение комбинировать предложенные ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете | Формировать умения восстанавливать события космического путешествия, состоящего из четырех эпизодов, развивать умения детей играть с партнерами (тренер — космонавты, строители — конструкторы и т.д.) Формировать умения выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговаривать, учитывать желания сверстников) |
Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми | Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру) | Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить полученные знания о космосе, создать заинтересовывающий момент |
Предварительно обсудить содержание игры | Выслушивать мнения детей о том, какая подготовка необходима на Земле, что может случиться в космосе, что надо сделать в первую очередь и т.п., помочь детям с помощью краткого, логичного заключения выстроить последовательность действий в процессе игры | |
Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры | С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжетную линию и т.п. | |
Обсудить результат игры | В конце игры предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели и т.п. | |
Способы руководства игрой | Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент (шифрограмма) | Задать вопросы о том, что такое космическое пространство, звезды, планеты, метеориты; на чем можно полететь в космос. Рассказать о сообщении с призывом о помощи с неизвестной планеты, которое необходимо расшифровать. Подвести детей к решению полететь и помочь незнакомым существам, попавшим в беду |
Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным родам | С помощью вопросов помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры | |
Взять на себя роль | Взять на себя роль руководителя (с согласия детей) | |
Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений | В процессе игры направить развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект сюжетно - ролевой игры "Путешествие на Байкал"
Проект был предложен на методическом объединении воспитателей города. С удовольствием воплотили в жизнь эту игру. Дети очень любят путеществовать, придумывают новые сюжеты......
Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Увлекательное путешествие в волшебный город»
Главной целью данного проекта является создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста...
Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Увлекательное путешествие в волшебный город»
Главной целью данного проекта является создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста...
Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Увлекательное путешествие в волшебный город»
Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста....
Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению атрибутики для сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие" и сама сюжетно-ролевая игра
Дети с родителями готовят из бросового материала атрибутику для сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие" и играют...
Проект сюжетно-ролевой игры "Морское путешествии"
Проект сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие". Цели, задачи, актуальность проекта....
Проект сюжетно - ролевой игры "Космическое путешествие"
Проект сюжетно - ролевой игры "Космическое путешествие"...