мастер- класс «Волшебный мир камня»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Анисимова Тамара Николаевна

Аннотация

          На протяжении  дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.                                                                                                      Проблема повышения профессиональной компетентности  педагогов в дошкольном учреждении остается одной из самых сложных. Доклады, выступления, в какой-то мере, утратили свое значение.                                                                                                                                                 Одной из интерактивных форм работы с педагогами  в дошкольном образовательном учреждении является мастер–класс.                                                                            При разработке  мастер-класса использовано его определения, данное М. М. Поташником, который характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у мастера. То есть мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле – путем прямого и комментированного показа приемов работы. Очень важно соблюдать принципы построения мастер-класса, так как от этого зависит очень многое, и в первую очередь – сам процесс, хотя результат важен не менее.

  • Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников;

  • Равенство всех его присутствующих, мастер не должен быть “над”;

  • Сравнение результатов без духа соревновательности;

  • Заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь;

  • Сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Место проведения -  детский сад компенсирующего вида №20 «Росинка», заседание опорного учреждения по методической работе с педагогическими кадрами Омутнинского района.

Тема: «Волшебный мир камня».Мастер класс

 

Тема: «Волшебный мир камня» 

 

Цель: обучить педагогов приемам проведения элементарных опытов с детьми дошкольного возраста по теме «Неживая природа. Камни».

 

Выбор участников:  Уважаемые коллеги! Для участия в мастер-классе приглашаются педагоги, которые  по гороскопу являются овном, близнецом, раком, рыбами, водолеем, скорпионом, (по одному человеку на знак зодиака). Этот выбор не случаен, об этом  вы узнаете в конце нашей встречи.

 

Индуктор.

К нам в гости пришел Гном, почему именно Гном сегодня у нас в гостях? Каким образом это связано с темой мастер-класса?  Обратите внимние на слайд (варианты).

Я принимаю все ваши ответы.

          Согласно старинным приданиям в горных пещерах живут сказочные гномы, они очень любят морковь. Когда-то люди верили: если вечером  оставить ее в лесу, то на утро в этом месте обнаружишь драгоценный камень. Гномы подземные обитатели, всегда боялись  человека. Они прятали свои клады и выходили на поверхность земли только ночью, забирали морковку и в благодарность оставляли какой–нибудь ценный камень из своих запасов.

 

Задание 1.

А нам какие камни оставили гномы, давайте посмотрим? Это драгоценные камни? Какие? Кто знает?

Опыт№1 

Каждому педагогу предлагается по 2 камня.

Как вы считаете, из чего  состоят камни? (варианты)

Давайте проверим.

- Постучим камушками друг о друга. От них отталкиваются маленькие кусочки, песчинки. Значит, из чего состоит камень? (песка, глины, земли, растений).

Ваши предположения подтвердились.

Таким же образом мы с детьми проводим исследовательские действия и узнаем, из чего состоят камни.

 

Задание №2

Как вы считаете, камни бывают одинаковые? Чем они отличаются?

Могут ли быть камни разноцветными?

Хотите узнать, почему камни бывают разноцветными? (варианты ответов)

 

Опыт №2 Педагогам предлагается три кусочка пластилина разного цвета. Из них нужно скатать шарики и поставить их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Педагог рассказывает: «Проходило, время… миллионы лет… каменные пласты давили, друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один…»

          С помощью стеки педагоги разрезают  пластилин и рассматривают полосатые срезы. Найдите на подносе камни, которые образовались подобным образом.

          Через такой опыт мы подводим детей к выводу, как в природе образовываются разноцветные камни.

 

Задание №3.

Игра «Найди свой камень»

          Каждый педагог выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции, внимательно рассматривает, запоминает цвет, название, трогает его поверхность. Затем все камни перемешиваются, складываются в одну кучу. Задание - найди свой камень с закрытыми глазами.

 

Такие игры с камнями способствуют формированию представлений  об особенностях  камней и развивают тактильные ощущение у детей, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями.

 

Задание  №4.

 

Как вы думаете, что есть, на морском дне? Что еще кроме камней? (Ракушки)

Как вы думаете, из чего они состоят? Где используется известняк? Зарисуйте каждый пиктограммой.

 

Со зрителями – Игра  «Гора и камешки»

Стоит гора  - старушка

Поднимают руки вверх

До небес макушка

Тянутся на цыпочках

Её ветер обдувает

Обмахивают себя кистями рук

Её дождик поливает

Встряхиваю кистями рук

Стоит гора, страдает

Прикладывают ладошки к щекам и качают головой

И камешки теряет

Встряхивают в воздухе руками

Раскатились камешки

 

И с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы

Развести руки в стороны

 

Эти игры и упражнения  с движениями помогут освоить детям необходимые понятия по теме гора, камни.

 

Ну а сейчас предоставление пиктограмм участниками.

          Итак, вы увидели прием обобщения опыта детьми с помощью пиктограмм. Этот прием можно использовать на этапе обобщения данных.

          Гном к нам пришел не случайно. Этот подземный житель принес вам сюрпризы. В этом ларце сюрпризы для каждого из вас. Это камни - подвески, соответствующие знакам зодиака.

          Такая подвеска будет вас охранять от всех бед и несчастий. Эти подвески гном дарит вам  в благодарность за активное участие в мастер-классе.

А детям в конце занятия этот момент можно представить вот таким образом:

Мы вчера с вами оставили морковку, а сегодня  гномы  в знак благодарности оставили ларец с камнями и письмо:

 

«Дорогие ребята!

Спасибо за угощение. Морковь – наше любимое лакомство. В благодарность оставляем  ларец с камнями  нашего подземного царства. Эти камешки не простые, они очень нужны людям. Может, и вам пригодятся. Правда, не знаем зачем. Но надеемся, что вы знаете. До свидания. По поручению всех гномов Главный Гном  - хранитель камней».

 

Рефлексия.

          Сегодня на мастер – классе вы увидели ряд приемов, которые помогут в формировании  исследовательских навыков у дошкольников. Эти приемы могут быть использованы на этапе выделения и постановки проблемы на этапе сбора информации и обобщения  полученных данных.

          

 

Выбор участников:  Уважаемые коллеги! Для участия в мастер-классе приглашаются педагоги, которые  по гороскопу являются овном, близнецом, раком, рыбами, водолеем, скорпионом, (по одному человеку на знак зодиака). Этот выбор не случаен, об этом  вы узнаете в конце нашей встречи.

 

Индуктор.

К нам в гости пришел Гном, почему именно Гном сегодня у нас в гостях? Каким образом это связано с темой мастер-класса?  Обратите внимние на слайд (варианты).

Я принимаю все ваши ответы.

          Согласно старинным приданиям в горных пещерах живут сказочные гномы, они очень любят морковь. Когда-то люди верили: если вечером  оставить ее в лесу, то на утро в этом месте обнаружишь драгоценный камень. Гномы подземные обитатели, всегда боялись  человека. Они прятали свои клады и выходили на поверхность земли только ночью, забирали морковку и в благодарность оставляли какой–нибудь ценный камень из своих запасов.

 

Задание 1.

А нам какие камни оставили гномы, давайте посмотрим? Это драгоценные камни? Какие? Кто знает?

Опыт№1 

Каждому педагогу предлагается по 2 камня.

Как вы считаете, из чего  состоят камни? (варианты)

Давайте проверим.

- Постучим камушками друг о друга. От них отталкиваются маленькие кусочки, песчинки. Значит, из чего состоит камень? (песка, глины, земли, растений).

Ваши предположения подтвердились.

Таким же образом мы с детьми проводим исследовательские действия и узнаем, из чего состоят камни.

 

Задание №2

Как вы считаете, камни бывают одинаковые? Чем они отличаются?

Могут ли быть камни разноцветными?

Хотите узнать, почему камни бывают разноцветными? (варианты ответов)

 

Опыт №2 Педагогам предлагается три кусочка пластилина разного цвета. Из них нужно скатать шарики и поставить их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Педагог рассказывает: «Проходило, время… миллионы лет… каменные пласты давили, друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один…»

          С помощью стеки педагоги разрезают  пластилин и рассматривают полосатые срезы. Найдите на подносе камни, которые образовались подобным образом.

          Через такой опыт мы подводим детей к выводу, как в природе образовываются разноцветные камни.

 

Задание №3.

Игра «Найди свой камень»

          Каждый педагог выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции, внимательно рассматривает, запоминает цвет, название, трогает его поверхность. Затем все камни перемешиваются, складываются в одну кучу. Задание - найди свой камень с закрытыми глазами.

 

Такие игры с камнями способствуют формированию представлений  об особенностях  камней и развивают тактильные ощущение у детей, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями.

 

Задание  №4.

 

Как вы думаете, что есть, на морском дне? Что еще кроме камней? (Ракушки)

Как вы думаете, из чего они состоят? Где используется известняк? Зарисуйте каждый пиктограммой.

 

Со зрителями – Игра  «Гора и камешки»

Стоит гора  - старушка

Поднимают руки вверх

До небес макушка

Тянутся на цыпочках

Её ветер обдувает

Обмахивают себя кистями рук

Её дождик поливает

Встряхиваю кистями рук

Стоит гора, страдает

Прикладывают ладошки к щекам и качают головой

И камешки теряет

Встряхивают в воздухе руками

Раскатились камешки

 

И с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы

Развести руки в стороны

 

Эти игры и упражнения  с движениями помогут освоить детям необходимые понятия по теме гора, камни.

 

Ну а сейчас предоставление пиктограмм участниками.

          Итак, вы увидели прием обобщения опыта детьми с помощью пиктограмм. Этот прием можно использовать на этапе обобщения данных.

          Гном к нам пришел не случайно. Этот подземный житель принес вам сюрпризы. В этом ларце сюрпризы для каждого из вас. Это камни - подвески, соответствующие знакам зодиака.

          Такая подвеска будет вас охранять от всех бед и несчастий. Эти подвески гном дарит вам  в благодарность за активное участие в мастер-классе.

А детям в конце занятия этот момент можно представить вот таким образом:

Мы вчера с вами оставили морковку, а сегодня  гномы  в знак благодарности оставили ларец с камнями и письмо:

 

«Дорогие ребята!

Спасибо за угощение. Морковь – наше любимое лакомство. В благодарность оставляем  ларец с камнями  нашего подземного царства. Эти камешки не простые, они очень нужны людям. Может, и вам пригодятся. Правда, не знаем зачем. Но надеемся, что вы знаете. До свидания. По поручению всех гномов Главный Гном  - хранитель камней».

 

Рефлексия.

          Сегодня на мастер – классе вы увидели ряд приемов, которые помогут в формировании  исследовательских навыков у дошкольников. Эти приемы могут быть использованы на этапе выделения и постановки проблемы на этапе сбора информации и обобщения  полученных данных.

          Выразите своё отношение с помощью аплодисментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Роспись по камню"

План-конспект мастер-класса предназначен для специалистов по изобразительной деятельности, педагогов ДОУ, родителей...

Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"

Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...

Мастер класс"Роспись на камнях"

Камень был, наверное, первым предметом, который человек взял в руки осознанно. Использовать его как основу для творчества люди стали тоже очень давно. Роспись на камнях и сегодня очень популярна, напр...

Мастер-класс "Рисование на камнях"

В предверии лета, предлагаю родителям и детям совместное творчество, которое позволит украсить прогулочную площадку группы....

Мастер-класс для педагогов «Камни Марблс — разноцветное счастье детей»

laquo;Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».В. А. СухомлинскийПодготовительно-организационный э...

Мастер-класс "Декоративная роспись камней"

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по расписыванию камешков. Эти камешки можно использовать в качестве атрибутов для игр, сувениров, украшения интерьера. Это занимательное и непродолжительное по в...

Мастер -класс "Волшебное превращение камней"

МАСТЕР - КЛАСС "ВОЛШЕБНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ КАМНЕЙ"...