мастер- класс «Волшебный мир камня»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Аннотация
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Проблема повышения профессиональной компетентности педагогов в дошкольном учреждении остается одной из самых сложных. Доклады, выступления, в какой-то мере, утратили свое значение. Одной из интерактивных форм работы с педагогами в дошкольном образовательном учреждении является мастер–класс. При разработке мастер-класса использовано его определения, данное М. М. Поташником, который характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у мастера. То есть мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле – путем прямого и комментированного показа приемов работы. Очень важно соблюдать принципы построения мастер-класса, так как от этого зависит очень многое, и в первую очередь – сам процесс, хотя результат важен не менее.
Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников;
Равенство всех его присутствующих, мастер не должен быть “над”;
Сравнение результатов без духа соревновательности;
Заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь;
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Место проведения - детский сад компенсирующего вида №20 «Росинка», заседание опорного учреждения по методической работе с педагогическими кадрами Омутнинского района.
Тема: «Волшебный мир камня».Мастер класс
Тема: «Волшебный мир камня»
Цель: обучить педагогов приемам проведения элементарных опытов с детьми дошкольного возраста по теме «Неживая природа. Камни».
Выбор участников: Уважаемые коллеги! Для участия в мастер-классе приглашаются педагоги, которые по гороскопу являются овном, близнецом, раком, рыбами, водолеем, скорпионом, (по одному человеку на знак зодиака). Этот выбор не случаен, об этом вы узнаете в конце нашей встречи.
Индуктор.
К нам в гости пришел Гном, почему именно Гном сегодня у нас в гостях? Каким образом это связано с темой мастер-класса? Обратите внимние на слайд (варианты).
Я принимаю все ваши ответы.
Согласно старинным приданиям в горных пещерах живут сказочные гномы, они очень любят морковь. Когда-то люди верили: если вечером оставить ее в лесу, то на утро в этом месте обнаружишь драгоценный камень. Гномы подземные обитатели, всегда боялись человека. Они прятали свои клады и выходили на поверхность земли только ночью, забирали морковку и в благодарность оставляли какой–нибудь ценный камень из своих запасов.
Задание 1.
А нам какие камни оставили гномы, давайте посмотрим? Это драгоценные камни? Какие? Кто знает?
Опыт№1
Каждому педагогу предлагается по 2 камня.
Как вы считаете, из чего состоят камни? (варианты)
Давайте проверим.
- Постучим камушками друг о друга. От них отталкиваются маленькие кусочки, песчинки. Значит, из чего состоит камень? (песка, глины, земли, растений).
Ваши предположения подтвердились.
Таким же образом мы с детьми проводим исследовательские действия и узнаем, из чего состоят камни.
Задание №2
Как вы считаете, камни бывают одинаковые? Чем они отличаются?
Могут ли быть камни разноцветными?
Хотите узнать, почему камни бывают разноцветными? (варианты ответов)
Опыт №2 Педагогам предлагается три кусочка пластилина разного цвета. Из них нужно скатать шарики и поставить их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Педагог рассказывает: «Проходило, время… миллионы лет… каменные пласты давили, друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один…»
С помощью стеки педагоги разрезают пластилин и рассматривают полосатые срезы. Найдите на подносе камни, которые образовались подобным образом.
Через такой опыт мы подводим детей к выводу, как в природе образовываются разноцветные камни.
Задание №3.
Игра «Найди свой камень»
Каждый педагог выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции, внимательно рассматривает, запоминает цвет, название, трогает его поверхность. Затем все камни перемешиваются, складываются в одну кучу. Задание - найди свой камень с закрытыми глазами.
Такие игры с камнями способствуют формированию представлений об особенностях камней и развивают тактильные ощущение у детей, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями.
Задание №4.
Как вы думаете, что есть, на морском дне? Что еще кроме камней? (Ракушки)
Как вы думаете, из чего они состоят? Где используется известняк? Зарисуйте каждый пиктограммой.
Со зрителями – Игра «Гора и камешки»
Стоит гора - старушка | Поднимают руки вверх |
До небес макушка | Тянутся на цыпочках |
Её ветер обдувает | Обмахивают себя кистями рук |
Её дождик поливает | Встряхиваю кистями рук |
Стоит гора, страдает | Прикладывают ладошки к щекам и качают головой |
И камешки теряет | Встряхивают в воздухе руками |
Раскатились камешки | |
И с той самой порыНичего не осталось от нашей горы | Развести руки в стороны |
Эти игры и упражнения с движениями помогут освоить детям необходимые понятия по теме гора, камни.
Ну а сейчас предоставление пиктограмм участниками.
Итак, вы увидели прием обобщения опыта детьми с помощью пиктограмм. Этот прием можно использовать на этапе обобщения данных.
Гном к нам пришел не случайно. Этот подземный житель принес вам сюрпризы. В этом ларце сюрпризы для каждого из вас. Это камни - подвески, соответствующие знакам зодиака.
Такая подвеска будет вас охранять от всех бед и несчастий. Эти подвески гном дарит вам в благодарность за активное участие в мастер-классе.
А детям в конце занятия этот момент можно представить вот таким образом:
Мы вчера с вами оставили морковку, а сегодня гномы в знак благодарности оставили ларец с камнями и письмо:
«Дорогие ребята!
Спасибо за угощение. Морковь – наше любимое лакомство. В благодарность оставляем ларец с камнями нашего подземного царства. Эти камешки не простые, они очень нужны людям. Может, и вам пригодятся. Правда, не знаем зачем. Но надеемся, что вы знаете. До свидания. По поручению всех гномов Главный Гном - хранитель камней».
Рефлексия.
Сегодня на мастер – классе вы увидели ряд приемов, которые помогут в формировании исследовательских навыков у дошкольников. Эти приемы могут быть использованы на этапе выделения и постановки проблемы на этапе сбора информации и обобщения полученных данных.
Выбор участников: Уважаемые коллеги! Для участия в мастер-классе приглашаются педагоги, которые по гороскопу являются овном, близнецом, раком, рыбами, водолеем, скорпионом, (по одному человеку на знак зодиака). Этот выбор не случаен, об этом вы узнаете в конце нашей встречи.
Индуктор.
К нам в гости пришел Гном, почему именно Гном сегодня у нас в гостях? Каким образом это связано с темой мастер-класса? Обратите внимние на слайд (варианты).
Я принимаю все ваши ответы.
Согласно старинным приданиям в горных пещерах живут сказочные гномы, они очень любят морковь. Когда-то люди верили: если вечером оставить ее в лесу, то на утро в этом месте обнаружишь драгоценный камень. Гномы подземные обитатели, всегда боялись человека. Они прятали свои клады и выходили на поверхность земли только ночью, забирали морковку и в благодарность оставляли какой–нибудь ценный камень из своих запасов.
Задание 1.
А нам какие камни оставили гномы, давайте посмотрим? Это драгоценные камни? Какие? Кто знает?
Опыт№1
Каждому педагогу предлагается по 2 камня.
Как вы считаете, из чего состоят камни? (варианты)
Давайте проверим.
- Постучим камушками друг о друга. От них отталкиваются маленькие кусочки, песчинки. Значит, из чего состоит камень? (песка, глины, земли, растений).
Ваши предположения подтвердились.
Таким же образом мы с детьми проводим исследовательские действия и узнаем, из чего состоят камни.
Задание №2
Как вы считаете, камни бывают одинаковые? Чем они отличаются?
Могут ли быть камни разноцветными?
Хотите узнать, почему камни бывают разноцветными? (варианты ответов)
Опыт №2 Педагогам предлагается три кусочка пластилина разного цвета. Из них нужно скатать шарики и поставить их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Педагог рассказывает: «Проходило, время… миллионы лет… каменные пласты давили, друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один…»
С помощью стеки педагоги разрезают пластилин и рассматривают полосатые срезы. Найдите на подносе камни, которые образовались подобным образом.
Через такой опыт мы подводим детей к выводу, как в природе образовываются разноцветные камни.
Задание №3.
Игра «Найди свой камень»
Каждый педагог выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции, внимательно рассматривает, запоминает цвет, название, трогает его поверхность. Затем все камни перемешиваются, складываются в одну кучу. Задание - найди свой камень с закрытыми глазами.
Такие игры с камнями способствуют формированию представлений об особенностях камней и развивают тактильные ощущение у детей, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями.
Задание №4.
Как вы думаете, что есть, на морском дне? Что еще кроме камней? (Ракушки)
Как вы думаете, из чего они состоят? Где используется известняк? Зарисуйте каждый пиктограммой.
Со зрителями – Игра «Гора и камешки»
Стоит гора - старушка | Поднимают руки вверх |
До небес макушка | Тянутся на цыпочках |
Её ветер обдувает | Обмахивают себя кистями рук |
Её дождик поливает | Встряхиваю кистями рук |
Стоит гора, страдает | Прикладывают ладошки к щекам и качают головой |
И камешки теряет | Встряхивают в воздухе руками |
Раскатились камешки | |
И с той самой порыНичего не осталось от нашей горы | Развести руки в стороны |
Эти игры и упражнения с движениями помогут освоить детям необходимые понятия по теме гора, камни.
Ну а сейчас предоставление пиктограмм участниками.
Итак, вы увидели прием обобщения опыта детьми с помощью пиктограмм. Этот прием можно использовать на этапе обобщения данных.
Гном к нам пришел не случайно. Этот подземный житель принес вам сюрпризы. В этом ларце сюрпризы для каждого из вас. Это камни - подвески, соответствующие знакам зодиака.
Такая подвеска будет вас охранять от всех бед и несчастий. Эти подвески гном дарит вам в благодарность за активное участие в мастер-классе.
А детям в конце занятия этот момент можно представить вот таким образом:
Мы вчера с вами оставили морковку, а сегодня гномы в знак благодарности оставили ларец с камнями и письмо:
«Дорогие ребята!
Спасибо за угощение. Морковь – наше любимое лакомство. В благодарность оставляем ларец с камнями нашего подземного царства. Эти камешки не простые, они очень нужны людям. Может, и вам пригодятся. Правда, не знаем зачем. Но надеемся, что вы знаете. До свидания. По поручению всех гномов Главный Гном - хранитель камней».
Рефлексия.
Сегодня на мастер – классе вы увидели ряд приемов, которые помогут в формировании исследовательских навыков у дошкольников. Эти приемы могут быть использованы на этапе выделения и постановки проблемы на этапе сбора информации и обобщения полученных данных.
Выразите своё отношение с помощью аплодисментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Роспись по камню"
План-конспект мастер-класса предназначен для специалистов по изобразительной деятельности, педагогов ДОУ, родителей...
Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"
Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...
Мастер класс"Роспись на камнях"
Камень был, наверное, первым предметом, который человек взял в руки осознанно. Использовать его как основу для творчества люди стали тоже очень давно. Роспись на камнях и сегодня очень популярна, напр...
Мастер-класс "Рисование на камнях"
В предверии лета, предлагаю родителям и детям совместное творчество, которое позволит украсить прогулочную площадку группы....
Мастер-класс для педагогов «Камни Марблс — разноцветное счастье детей»
laquo;Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».В. А. СухомлинскийПодготовительно-организационный э...
Мастер-класс "Декоративная роспись камней"
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по расписыванию камешков. Эти камешки можно использовать в качестве атрибутов для игр, сувениров, украшения интерьера. Это занимательное и непродолжительное по в...
Мастер -класс "Волшебное превращение камней"
МАСТЕР - КЛАСС "ВОЛШЕБНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ КАМНЕЙ"...