"Гололёд"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Занятие составлено в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gololyod.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Перед проведением этого занятия необходимо заранее в большой ёмкости с невысокими бортами заморозить воду, чтобы получился лёд.
Тема: Зима в городе
Цель:
- сформировать представления детей о гололёде и способах борьбы с ним;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
- закрепить представления детей о признаках зимы, умение находить эти признаки самостоятельно; закрепить представление детей об одежде, умение подбирать одежду в соответствии со временем года.
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, речь, логическое мышление.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: картинки с изображением времён года – весна, лето, осень, зима; бумажные куклы Таня и Ваня, бумажная одежда для кукол Тани и Вани (зимняя, летняя, осенняя, весенняя); две большие ёмкости с невысокими бортами: одна – со снегом, другая – со льдом, песок, машинка, кубики.
Ход занятия:
1.Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
- Любите ли вы гулять на улице?
- Таня и Ваня хотят вместе с нами пойти на прогулку. Возьмём их с собой?
- Таня и Ваня не знают, какое сейчас время года и что им надо одеть на прогулку.
- Хотите помочь Тане и Ване собраться на прогулку?
- Сможете это сделать?
2. Актуализация знаний.
2.1 Игра «Собираемся на прогулку» (начало)
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о временах года, уточнить представления о признаках зимы, умение находить эти признаки самостоятельно.
Дети подходят к фланелеграфу, на котором находятся картинки с изображением времен года – весна, лето, осень, зима.
- Какое сейчас время года?
- Покажите картинку, на которой изображена зима.
- Как вы догадались, что это зима?
2.2 Игра «Собираемся на прогулку» (продолжение)
Дидактические задачи: актуализировать знания детей об одежде, умение выбирать одежду, соответствующую определённому времени года.
Дети подходят к столу, на котором лежат бумажные куклы Таня и Ваня, а также одежда для кукол (зимняя, летняя, осенняя и весенняя).
- Какие вещи нужны Тане и Ване для того, чтобы пойти с нами гулять?
Дети выбирают предметы одежды и одевают на кукол.
2.3 Игра «Собираемся на прогулку» (окончание)
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать воображение.
Воспитатель предлагает детям собраться на прогулку. Дети имитируют одевание.
- Наденем колготки и тёплый свитер…
- Наденем зимние штаны и тёплую шапку…
- Наденем зимние сапоги и зимнюю куртку…
- Повяжем шарф, наденем варежки.
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1 Игра «На прогулке»
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для названия гололёда; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
- Вот мы вышли на улицу. Идём мы с вами по дорожке. Вдруг Таня упала. Поднялась, отряхнулась, удивилась… дальше пошла. Вдруг упал Ваня. Ребята, что происходит? Почему брат с сестрой падают на улице?
Как правило, дети говорят, что дорога скользкая, слово «гололёд» дети не называют.
- Почему дорога зимой скользкая?
- Смогли вы ответить на этот вопрос?
- Почему не смогли?
4. Открытие нового знания.
4.1 Игра «Гололёд» (начало)
Дидактические задачи: сформировать представление детей о гололёде; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».
- А если вы чего-то не знаете, но вам очень хочется узнать, что нужно сделать?
- Спрашивайте.
Воспитатель помогает детям правильно сформулировать вопрос.
Воспитатель рассказывает детям о том, что дороги зимой скользкие потому, что на них образуется гололёд.
- Как получилось такое слово? (Гололёд – голый лёд)
Воспитатель говорит о том, что ходить по гололёду очень опасно, можно упасть и получить травму.
Идти по скользкому – не мёд,
Всему причина – гололёд.
5. Затруднение в игровой ситуации.
5.1 Игра «Гололёд» (продолжение)
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для исследования свойств гололёда и способов борьбы с ним; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
- Что мы можем сделать с дорожками, чтобы они не были скользкими и опасными?
6. Открытие нового знания.
6.1 Игра «Гололёд» (окончание)
Дидактические задачи: познакомить детей с разными способами борьбы с гололёдом; сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
Как правило, дети говорят о том, что дороги чем-то посыпают.
- Оказывается, с гололёдом можно и нужно бороться разными способами: дворник посыпает дорожки песком, колит лёд специальным инструментом – ледорубом.
7. Включение нового знания в систему знаний.
7.1 Игра «Машины на дороге»
Дидактические задачи: закрепить представления детей о гололёде, его свойствах и способах борьбы с ним.
Дети подходят к столу, на котором стоят две ёмкости со снегом и льдом.
- Какой снег на ощупь? (шершавый)
- А какой лёд? (гладкий)
Ребёнок прокатывает небольшую машинку сначала по снегу и отмечает кубиком начало и конец пути. Затем эту же машинку другой ребёнок прокатывает по льду. Путь машинки на льду получится значительно длиннее.
- Гололёд очень опасен не только для людей, но и для машин, на скользкой дороге машине труднее остановиться, она может попасть в аварию.
- Проезжую часть тоже посыпают песком специальные машины.
Воспитатель посыпает часть льда песком.
- Какой на ощупь лёд с песком? (шершавый)
Ребёнок снова прокатывает машинку, замеряет её путь. Путь машинки на льду с песком получится значительно короче.
8. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Кому мы сегодня с вами помогали?
- Чем мы им помогли?
- Куда мы сегодня ходили с Таней и Ваней?
- Какие опасности могут поджидать нас зимой на улице?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь Тане и Ване собраться на прогулку, научились быть осторожными на прогулке, потому что узнали, что такое гололёд и как с ним бороться.
Занятие по окружающему миру для средней группы детского сада разработали:
Мирко Ирина Александровна
Турмасова Ирина Владимировна
Сахарова Татьяна Васильевна
Сухова Татьяна Михайловна
Жукова Наталья Константиновна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гололёд и гололедица"
Консультация для родителей на тему "Гололёд и гололедица"....
Осторожно, гололёд!
Наша неустойчивость на льду объясняется очень просто: его покрывает тончайший слой воды (это установили ученые всего три года назад), он не видим глазу (исследователи нашли его при помощи специальных ...
Правила поведения на прогулке с детьми во время гололёда.
Зима – весёлое и увлекательное время года, но именно в этот период частота детского травматизма увеличивается примерно на треть. Объясните ребёнку, что внимание и осторожность – это главные...
« Правила прогулок в гололёд»
ГОЛОЛЕД – это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т.д.) при намерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана...
Буклеты для родителей "Осторожно, гололёд!" и "Правила дорожного движения в зимний период"
В настоящее время работе с родителями в ДОУ уделяется большое внимание. Педагоги стараются испоьзовать различные формы, как традиционные, так и не традиционные. Распространение буклетов среди родителе...
Буклеты для родителей "Осторожно, гололёд!" и "Правила дорожного движения в зимний период"
В настоящее время работе с родителями в ДОУ уделяется большое внимание. Педагоги стараются испоьзовать различные формы, как традиционные, так и не традиционные. Распространение буклетов среди родителе...
Консультация для родителей на тему «Гололёд и гололедица»
Гололёд и гололедица...