Из опыта работы по экологии
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Для воспитателей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_po_ekologii.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города…
Как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…
Все ли в порядке в нашем зеленом доме?
В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать...
Кто виноват в этих нарушениях?
К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.
Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.
Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.
Экологическое воспитание – это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения к природе вырабатывает в нем нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его поведения.
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Я творческий человек, с большим стажем работы этой теме всегда уделяла много внимания – это формирование знаний о живой и неживой природе, а также воспитание нравственных чувств. Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
В своей работе я опиралась на труды таких авторов как Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», Аксенова З. Ф. «Войди в природу другом». По их мнению, необходимо как можно раньше организовать работу по усвоению комплекса экологических знаний, преподнесённых в доступной, увлекательной форме с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Перед собой поставила цель: сформировать у детей основы экологической культуры личности. Расширить знания об экологической ответственности, навыки природоохранного поведения.
Задачи:
1.Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и не живой природе.
2. Воспитание гуманного, эмоционально положительного, заботливого отношения к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего окружения.
3.Сформировать элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях; умение предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
4.Способствовать пониманию у детей значимости живых существ в природе; воспитывать желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами).
5.Воспитывать способность видеть красоту окружающего мира; развитие чувства симпатии к объектам природы.
6. Формировать основы экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом.
Для осуществления поставленных задач в своей работе я использовала следующее:
Создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая выработку экологических знаний дошкольников:
- в группе создан богатый уголок природы, с подобранными растениями для детей данного возраста, а так же оборудованием в уходе за ними, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе;
- был собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы, картотеки пословиц и поговорок, загадок, народных примет о природе, дидактические игры).
- в группе есть экологическая лаборатория, где есть все необходимое для проведения различных опытов. В итоге этой работы ребенок проводит настоящие исследования и опыты, получая первые навыки её проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко, в земле или в песке; каким вещам вода в пользу, а каким вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
Особую роль отводила занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. На начальном этапе – ознакомительные занятия, затем интегрированные, которые заканчивались продуктивной деятельностью. Я считаю, что чувственные представления детей о природе, полученные в повседневной жизни, на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы. На таких занятиях главную роль отвожу наглядности (рассматривание картин, иллюстрации, диафильмов, художественной литературе), но и словесный метод работы имеет первостепенное значение. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат.
Осуществляла ознакомление детей с природой в разнообразных формах: в наблюдениях, играх на участке и уголке природы. Регулярно планировала и проводила тематические прогулки, помогающие детям наблюдать за сезонными изменениями в природе и погодой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира. Прогулки широко используется для экологического воспитания детей. Я знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Детям очень нравится играть в игры с игрушками, проводимые в движении ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через игры дети научились определять силу и направление ветра, его контрастность.
В сочетании с наблюдениями обязательно занимаемся заполнением календаря природы, я считаю, что это важная совместная деятельность, в процессе которой происходит познавательное общение с детьми.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, так как игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Дидактические игры: «Покорми птиц», «Найди лишнее», «С какого дерева листок?», «Времена года», «Корешки-вершки», «Живая - неживая природа», «Перелетные и зимующие птицы», «Спрячь насекомых» и т.д. мне помогают в ознакомлении детей с природой.
Большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н.А.Рыжова, я с ней полностью согласна. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Мы проводили праздники «Природа – наш дом», «Сохраним планету Земля». После праздника организовали чаепитие с лекарственными травами.
Успех работы педагога в значительной степени зависит от того, насколько ему удается добиться единства воспитательных воздействий с семьями воспитанников. Связь ДОУ с семьей очень важна. Ведь именно в семье начинается формирование личности ребенка, начало всех личностных качеств закладывается в семье, которые должны развиваться и возрастать в ДОУ, а в дальнейшем в школе. Поэтому работа с родителями воспитанников (педагогическая пропаганда, индивидуальная работа с отдельными семьями, привлечение родителей для оказания помощи группе) является необходимой составной частью учебно-воспитательного процесса ДОУ.
Это, конечно же, родительские собрания, совместные праздники, экскурсии. Я рекомендую: во время прогулок в лес, на реку, больше объясняйте, рассказывайте детям о том, как бережно надо относиться к природе. Читайте детскую художественную литературу, смотрите и обсуждайте телевизионные передачи о природе. Будьте для своих детей образцом, достойным подражания.
Еще одна форма работы с семьей – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме.
Немаловажное значение в работе с семьей имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
- сформированы начала экологической культуры детей;
- дети получают практические знания по охране природы;
- развиваются речевые навыки детей;
- дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Проведенная работа способствовала не только формированию представлений об окружающей действительности дошкольников, а также помогла достичь желаемого уровня взаимодействия детского сада и семьи по вопросам воспитания и обучения детей. Родители осознали важность своего влияния на развитие личности ребенка, научились организовывать свободное время семьи, направлять его на творчество, сотрудничество с детским садом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура инновационного опыта работы по экологии
Данный материал посвящен инновационному опыту работы по экологии....
Из опыта работы воспитателя-эколога
Обмен опытом работы по экологическому воспитанию среди воспитателей ДОУ....
Описание опыта работы по экологии "Подружись с природой"
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения,...
Обобщение опыта работы "Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя"
Обобщение опыта работы "Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя". Использование педагогами инновационных подходов в воспитании экологической культуры и природолюбия у детей старшего д...
Обобщение опыта работы "Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя"
Использование педагогами инновационных подходов в воспитании экологической культуры и природолюбия у детей старшего дошкольного возраста...
Презентация опыта работы по экологии
Будущее Земли зависит от нас...
обобщение опыта работы по экологии
Обобщение опыта работы по теме:" Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – зеленая тропинка".Мункуева Светлана Базаровнавоспитателя первой квалификационной категорииМБДОУ №...