кружок "Почемучка"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
перспективно-тематический план и пояснительная записка к кружку "Почемучка"
весь материал подобран по теме "Человек в истории и культуре"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_pochemuchka.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективно – тематический план по кружку «Почемучка»
Раздел программы | Тема, источник | Кол-во часов | Задачи | |
Наша Родина - Россия | Тема: «Наша Родина - Россия». Составитель Т.В.Иванова «Ребенок и окружающий мир: явления общественной жизни» стр.52 | 1 | Воспитывать в детях чувство любви к Родине: ее природе, людям, святыням. Формировать у детей представление о Руси Православной. Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории. | |
Тема: «Защитники земли Русской» Составитель Т.В.Иванова «Ребенок и окружающий мир: явления общественной жизни» стр.59 | 2 | Познакомить детей с историей жизни защитников Отечества На примере конкретных исторических событий и личностей, воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству. | ||
Тема: «История флага» Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать» стр.21 | 1 | Познакомить детей с понятием «Флаг», как государственного символа, с историей происхождения, со значением флага в современной жизни, его практическом применении. | ||
Тема: «Герб» Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать» стр. 24 | 1 | Познакомить детей с историей происхождения герба, его значением как в прошлом, так и в современной жизни. | ||
Тема: «Столица нашей Родины - Москва» Г.Н.Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России» стр.24 | 1 | Вызвать у детей интерес к столице нашей Родины – Москве, желание узнать побольше об этом городе, его истории. Воспитывать уважение к людям, создавшим город, чувство благодарности за их труд. | ||
Тема: «В гости к тетушке Алене» Г.Н.Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России» стр.16 | 2 | Познакомить детей с жилищем русского человека – избой, с тем, как ее строили. Вызвать интерес к русским традициям. Воспитывать доброту и любовь друг к другу. | ||
Тема: «В русской горнице» Г.Н.Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России» стр.36 | 2 | Продолжать знакомство детей с жилищем русского человека. Разъяснить понятие «горница», рассказать о ее устройстве. Воспитывать интерес к особенностям русского характера, к русским традициям. | ||
История родного края, быт, культура и искусство народов севера | Тема: «Что мы называем Севером?» Т.А.Шорыгина «Беседы о русском Севере» стр. 5 | 1 | Познакомить с понятием «Север»; объяснить , какие природные территории составляют северную часть России. Учить аргументировано отвечать на вопросы воспитателя, развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащая речь и словарный запас. | |
Тема: «Как живут и чем занимаются люди на Севере?» Т.А.Шорыгина «Беседы о русском Севере» стр.79 | 2 | Рассказать о народах Севера, их занятиях, охоте, рыболовстве, оленеводстве. Учить давать полные ответы на вопросы, отгадывать загадки. | ||
Тема: «Быт (домашний уклад) народов Севера» Т.А.Шорыгина «Беседы о русском Севере» | 2 | Рассказать о быте (домашнем укладе) народов Севера. Воспитывать уважение к образу жизни коренного населения. | ||
Тема: «Праздники народов Севера» Т.А.Шорыгина «Беседы о русском Севере» | 2 | Рассказать о традициях, обычаях, символики коренных народов Севера. Воспитывать уважение к образу жизни коренного населения. | ||
Тема: «Ямал – мой край родной» | 2 | Знакомство с картой Ямала, столицей округа – Салехардом. Дать представление о городах, входящих в состав ЯНАО: Ноябрьск, Надым, Муравленк о и др | . | |
Тема: «Северные профессии» | 1 | Расширять кругозор детей, осваивать названия новых профессий: газовик, нефтяник, бурильщик, геолог. | ||
История цивилизации | Тема: «Как зарождалась жизнь» Л.Я.Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» стр.60 | 1 | Познакомить детей с историей возникновения жизни на земле, первых ее обитателях. Воспитывать интерес к познанию мира. | |
Тема: «В мире великанов» Л.Я.Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» стр.64 | 1 | Познакомить детей с первыми животными – динозаврами, их названиями, внешним видом | ||
Тема: «Динозавры» Энциклопедия «Открой мир вокруг себя. Динозавры» | 2 | Дать представление о среде обитания динозавров, о внешнем облике нашей планеты. | ||
Тема: «Эра теплокровных» Л.Я.Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» стр.70 | 1 | Познакомит детей с первыми теплокровными животными, их «превращением» в современных животных. | ||
Тема: «Мохнатые родственники» Л.Я.Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» стр. 74 | 1 | Познакомить детей с человекообразными обезьянами, с первыми изобретениями орудий труда, с образом жизни первобытных людей. | ||
Тема: «История человечества» Энциклопедия «Открой мир вокруг себя. История человечества» | 3 | Познакомить детей с историей существования человечества от каменного века до наших дней. Рассказать о зарождении цивилизаций, как возникали и исчезали государства. | ||
Тема: «История палки -копалки» Л.Я.Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» стр.82 | 1 | Познакомить детей с историей преобразования орудий труда, изменением образа жизни с новыми изобретениями | ||
Игра: «Путешествие в прошлое» | 1 | Закрепить с детьми в игровой форме полученные ранее знания. | ||
Технический прогресс | Тема: «Прирученный огонь» М.Шпагин «Что было до…» стр.6 | 1 | Рассказать детям об истории приручения огня. | |
Тема: «Дырявое шило» М.Шпагин «Что было до…» стр. 8 | 1 | Рассказать об истории возникновения иглы, ее эволюции. | ||
Тема: «Посредине гвоздик» М.Шпагин «Что было до» стр.10 | 1 | Рассказать об истории возникновения ножниц. | ||
Тема: «Клад римских воинов» М.Шпагин «Что было до…» стр12 | 1 | Рассказать об истории возникновения гвоздей | ||
Тема: «В поисках золота» Журнал «Мой кроха и я. В поисках золота» | 1 | Рассказать детям об истории развитии торговли, открытии новых земель. | ||
Тема: «Энергия» Журнал «Мой кроха и я. Энергия» | 1 | Познакомить детей с понятием «энергия», ее видами и как сберечь энергию. | ||
Тема: «Связь» Журнал «Мой кроха и я. Связь» | 1 | Познакомить детей с развитием связи, способами обмена информацией. | ||
Тема: «Наземный транспорт» Детская энциклопедия «Открытия и изобретения» стр.18 | 1 | Рассказать детям о том, как образовалось колесо, о первых средствах передвижения и развития транспорта. | ||
Тема: «На воде и под водой» Детская энциклопедия «Открытия и изобретения» стр.30 | 1 | Рассказать детям об истории развития водного и подводного транспорта. | ||
Тема: «Воздушный транспорт» Детская энциклопедия «Открытия и изобретения» стр.36 | 1 | Рассказать детям об истории возникновения и развитии воздушного транспорта. | ||
Тема: «Оружие и военная техника» Детская энциклопедия «Открытия и изобретения» стр.42 | 1 | Познакомить детей с различными видами оружия, историей развития военного дела. | ||
Тема: «Домашние помощники» Детская энциклопедия «Открытия и изобретения» стр.54 | 1 | Познакомить детей с видами домашней техники, эволюцией развития. | ||
Тема: «Умные вещи» Детская энциклопедия «Открытия и изобретения» стр.62 | 1 | Познакомить детей с последними новинками современной техники и изобретениями. | ||
Тема: «Приятного аппетита» Детская энциклопедия «Открытия и изобретения» стр.76 | 1 | Познакомить детей с кулинарными изобретениями, дать толкование некоторым названиям. | ||
Тема: «Калейдоскоп развлечений» Детская энциклопедия «Открытия и изобретения» стр.86 | 1 | Познакомить детей с историей возникновения некоторых игрушек, игр – сражений, игр с мячом и спортивных забав. | ||
Игра: «Что? Где? Когда?» | 1 | Закрепить пройденный материал. | ||
Мифология | Тема: «Путешествие по Египту» Энциклопедия «Египтология» | 2 | Познакомить детей с историей Древнего Египта, его архитектурой, мифическими существами. | |
Тема: «Египетская мифология» Макаревич В.М., Широнина Е.В. «365 рассказов о мифологии» | 3 | Познакомить детей с понятием «миф», с главными персонажами мифологии Египта. | ||
Тема: «Древняя Греция» Стенфал Тернбул «Древние греки» | 2 | Познакомить детей с историей Древней Греции, как одевались и чем занимались древние греки. | ||
Тема: «12 подвигов Геракла» В.Смирнова «Герои Эллады» | 6 | Познакомить детей с одним из героев Древней Греции – Гераклом, его 12 подвинами. | ||
Тема: «Олимпийские игры» | 1 | Закрепить знания детей о Древней Греции и Древнем Египте | ||
Тема: «Родная старина» Энциклопедия «История России» | 2 | Познакомить детей с образом жизни древних славян, их традициями, одеждой | ||
Тема: «Сказки, легенды и предания древних славян» Энциклопедия «История России» | 6 | Познакомить детей с легендами, сказками и преданиями древних славян. Рассказать о сказочных существах, в которых верили предки. | ||
Викторина: «Предания старины глубокой» | 1 | Закрепить знания детей о жизни древних славян. |
Пояснительная записка.
Кружок «Почемучка»
Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
( В.А.Сухомлинский)
Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т.к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.
Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе “примерки” постоянно расширяющегося мира к его небольшому жизненному опыту. Считается, что, способствуя формированию личности, стремящийся к достижению высокого качества жизни, под которым понимается определенный уровень психического, физического, социального и нравственного здоровья, тем самым помогаем ребенку легко адаптироваться в условиях быстроменяющегося современного мира и осознать свое место в нем.
Кружок «Почемучка» проходит один раз в неделю. Весь материал подобран по теме «Человек в истории и культуре» и разделен на пять блоков:
- Наша Родина – Россия.
- История родного края, быт, культура и искусство народов севера.
- История цивилизации.
- Технический прогресс.
- Мифология
Основные задачи разделов обучения и воспитания:
- Наша Родина – Россия.
Познакомить детей с государственной символикой. Вызвать интерес к жизни наших предков. Дать элементарные представления о том, как начиналось Русское государство. Воспитывать уважение к своему народу.
- История родного края, быт, культура и искусство народов севера.
Знакомить детей с жилищем коренных жителей. Дать представление о предметах быта. Дать сведения об одежде, о транспорте, о продуктах питания. Вызвать интерес к местным традициям и праздникам.
3. История цивилизации.
Познакомить детей с историей возникновения жизни на земле, первых ее обитателях. Познакомить детей с человекообразными обезьянами, с образом жизни первобытных людей. Познакомить детей с историей преобразования орудий труда, изменением образа жизни с новыми изобретениями.
4. Технический прогресс.
Дать представление о самых разных предметах, облегчающих труд человека в быту. Познакомить детей с историей возникновения и эволюцией развития различного вида транспорта. Совершенствовать умение детей самостоятельно определять материалы: стекло, металл, пластмассу, фарфор, полиэтилен, ткань, бумага и их свойства и качества.
5. Мифология.
Познакомить детей с мифами – священными историями, отражающие познание человеком окружающего мира. У каждого народа свои уникальные мифы. Одни мифы рассказывают о сотворении мира и появлении человека, другие объясняют природные явления, третьи повествуют о подвигах бессмертных богов и великих героев.
Для лучшего усвоения программы по разделу «Человек в истории и культуре»
используются следующие формы, методы и приемы обучения:
- Рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.
- В детском саду, в групповой комнате или зале, устраиваются выставки художественных произведений на ту или иную тему.
- С детьми проводятся экскурсии в музеи или на выставки для просмотра заранее отобранного материала, доступного для детского восприятия как по объему, так и по содержанию. Поощряется самостоятельное рассматривание детьми предметов истории и культуры в детском саду и вне его. Воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей о виденном.
- Дошкольники начинают все глубже понимать, что взрослый изменяет вещи, делает их более удобными и полезными; что функции, детали, назначения предметов изменяется. Для этого используются игры-путешествия: «Путешествие в прошлое жилища», «Путешествие в прошлое пылесоса» и т.д.
- Для совершенствования умения детей самостоятельно определять материалы специально создаются ситуации, а также игры-эксперименты. Эти игры углубляют представления о том, что правила пользования предметами и ухода за ними определяются свойствами и качествами материалов, из которых они сделаны.
Особым методическим приемом проведения занятий следует выделить то, что
на всех занятиях присутствует Почемучка (кукла, которая появляется только на занятиях и задает много вопросов).
Дошкольники должны воспринимать занятия в кружке не как дополнительную нагрузку, а как интеллектуальный отдых.
Обучение рассчитано на два года (70 часов). Занятия проходят один раз в неделю. Большинство занятий проводится в игровой форме. Игра, увлекая детей, снимает утомляемость. Темы подобраны с учетом реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, материал излагается в доступной форме, учитывая возраст ребенка.
Построение занятий следующее:
- организационный момент
- изучение нового материала
- физ.минутка
- подведение итогов
К концу обучения в кружке дошкольники должны овладеть знаниями:
- о столице нашей родины – Москве, о гербе, флаге и гимне России.
- о достопримечательностях, культуре, традициях родного края.
- об изменениях условий быта человека, об образе жизни человека в древности.
- об истории создания предметов, о предметах облегчающих труд человека в быту.
- об усовершенствовании средств передвижения.