кружок "Почемучка"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гудкова Ольга Евгеньевна

перспективно-тематический план и пояснительная записка к кружку "Почемучка"

весь материал подобран по теме "Человек в истории и культуре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_pochemuchka.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно – тематический план по кружку «Почемучка»

Раздел программы

Тема, источник

Кол-во часов

Задачи

Наша Родина - Россия

Тема: «Наша Родина - Россия».

Составитель Т.В.Иванова «Ребенок и окружающий мир: явления общественной жизни» стр.52

1

Воспитывать в детях чувство любви к Родине: ее природе, людям, святыням.

Формировать у детей представление о Руси Православной.

Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории.

Тема: «Защитники земли Русской»

Составитель Т.В.Иванова «Ребенок и окружающий мир: явления общественной жизни» стр.59

2

Познакомить детей с историей жизни защитников Отечества

На примере конкретных исторических событий и личностей, воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству.

Тема: «История флага»

Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать» стр.21

1

Познакомить детей с понятием «Флаг», как государственного символа, с историей происхождения, со значением флага в современной жизни, его практическом применении.

Тема: «Герб»

Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать» стр. 24

1

Познакомить детей с историей происхождения герба, его значением как в прошлом, так и в современной жизни.

Тема: «Столица нашей Родины - Москва»

Г.Н.Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России» стр.24

1

Вызвать у детей интерес к столице нашей Родины – Москве, желание узнать побольше об этом городе, его истории. Воспитывать уважение к людям, создавшим город, чувство благодарности за их труд.

Тема: «В гости к тетушке Алене»

Г.Н.Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России» стр.16

2

Познакомить детей с жилищем русского человека – избой, с тем, как ее строили. Вызвать интерес к русским традициям.

Воспитывать доброту и любовь друг к другу.

Тема: «В русской горнице»

Г.Н.Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России» стр.36

2

Продолжать знакомство детей с жилищем русского человека. Разъяснить понятие «горница», рассказать о ее устройстве. Воспитывать интерес к особенностям русского характера, к русским традициям.

История родного края, быт, культура и искусство народов севера

Тема: «Что мы называем Севером?»

Т.А.Шорыгина «Беседы о русском Севере» стр. 5

1

Познакомить с понятием «Север»; объяснить , какие природные территории составляют северную часть России.

Учить аргументировано отвечать на вопросы воспитателя, развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащая речь и словарный запас.

Тема: «Как живут и чем занимаются люди на Севере?»

Т.А.Шорыгина «Беседы о русском Севере» стр.79

2

Рассказать о народах Севера, их занятиях, охоте, рыболовстве, оленеводстве.

Учить давать полные ответы на вопросы, отгадывать загадки.

Тема: «Быт (домашний уклад) народов Севера»

Т.А.Шорыгина «Беседы о русском Севере»

2

Рассказать о быте (домашнем укладе) народов Севера.

Воспитывать уважение к образу жизни коренного населения.

Тема: «Праздники народов Севера»

Т.А.Шорыгина «Беседы о русском Севере»

2

Рассказать о традициях, обычаях, символики коренных народов Севера.

Воспитывать уважение к образу жизни коренного населения.

Тема: «Ямал – мой край родной»

2

Знакомство с картой Ямала, столицей округа – Салехардом. Дать представление о городах, входящих в состав ЯНАО: Ноябрьск, Надым, Муравленк о и др

.

Тема: «Северные профессии»

1

Расширять кругозор детей, осваивать названия новых профессий: газовик, нефтяник, бурильщик, геолог.

История цивилизации

Тема: «Как зарождалась жизнь»

Л.Я.Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» стр.60

1

Познакомить детей с историей возникновения жизни на земле, первых ее обитателях.

Воспитывать интерес к познанию мира.

Тема: «В мире великанов»

Л.Я.Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» стр.64

1

Познакомить детей с первыми животными – динозаврами, их названиями, внешним видом

Тема: «Динозавры»

Энциклопедия «Открой мир вокруг себя. Динозавры»

2

Дать представление о  среде обитания динозавров, о внешнем облике нашей планеты.

Тема: «Эра теплокровных»

Л.Я.Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» стр.70

1

Познакомит детей с первыми теплокровными животными, их «превращением» в современных животных.

Тема: «Мохнатые родственники»

Л.Я.Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» стр. 74

1

Познакомить детей с человекообразными обезьянами, с первыми изобретениями орудий труда, с образом жизни первобытных людей.

Тема: «История человечества»

Энциклопедия «Открой мир вокруг себя. История человечества»

3

Познакомить детей с историей существования человечества от каменного века до наших дней. Рассказать о зарождении цивилизаций, как возникали и исчезали государства.

Тема: «История палки -копалки»

Л.Я.Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» стр.82

1

Познакомить детей с историей преобразования орудий труда, изменением образа жизни с новыми изобретениями

Игра: «Путешествие в прошлое»

1

Закрепить с детьми в игровой форме полученные ранее знания.

Технический прогресс

Тема: «Прирученный огонь»

М.Шпагин «Что было до…» стр.6

1

Рассказать детям об истории приручения огня.

Тема: «Дырявое шило»

М.Шпагин «Что было до…» стр. 8

1

Рассказать об истории возникновения иглы, ее эволюции.

Тема: «Посредине гвоздик»

М.Шпагин «Что было до» стр.10

1

Рассказать об истории возникновения ножниц.

Тема: «Клад римских воинов»

М.Шпагин «Что было до…» стр12

1

Рассказать об истории возникновения гвоздей

Тема: «В поисках золота»

Журнал «Мой кроха и я. В поисках золота»

1

Рассказать детям об истории развитии торговли, открытии новых земель.

Тема: «Энергия»

Журнал «Мой кроха и я. Энергия»

1

Познакомить детей с понятием «энергия», ее видами и как сберечь энергию.

Тема: «Связь»

Журнал «Мой кроха и я. Связь»

1

Познакомить детей с развитием связи, способами обмена информацией.

Тема: «Наземный транспорт»

Детская энциклопедия «Открытия и изобретения» стр.18

1

Рассказать детям о том, как образовалось колесо, о первых средствах передвижения и развития транспорта.

Тема: «На воде и под водой»

Детская энциклопедия «Открытия и изобретения» стр.30

1

Рассказать детям об истории развития водного и подводного транспорта.

Тема: «Воздушный транспорт»

Детская энциклопедия «Открытия и изобретения» стр.36

1

Рассказать детям об истории возникновения и развитии воздушного транспорта.

Тема: «Оружие и военная техника»

Детская энциклопедия «Открытия и изобретения» стр.42

1

Познакомить детей с различными видами оружия, историей развития военного дела.

Тема: «Домашние помощники»

Детская энциклопедия «Открытия и изобретения» стр.54

1

Познакомить детей с видами домашней техники, эволюцией развития.

Тема: «Умные вещи»

Детская энциклопедия «Открытия и изобретения» стр.62

1

Познакомить детей с последними новинками современной техники и изобретениями.

Тема: «Приятного аппетита»

Детская энциклопедия «Открытия и изобретения» стр.76

1

Познакомить детей с кулинарными изобретениями, дать толкование некоторым названиям.

Тема: «Калейдоскоп развлечений»

Детская энциклопедия «Открытия и изобретения» стр.86

1

Познакомить детей с историей возникновения некоторых игрушек, игр – сражений, игр с мячом и спортивных забав.

Игра: «Что? Где? Когда?»

1

Закрепить пройденный материал.

Мифология

Тема: «Путешествие по Египту»

Энциклопедия «Египтология»

2

Познакомить детей с историей Древнего Египта, его архитектурой, мифическими существами.

Тема: «Египетская мифология»

Макаревич В.М., Широнина Е.В. «365 рассказов о мифологии»

3

Познакомить детей с понятием «миф», с главными персонажами мифологии Египта.

Тема: «Древняя Греция»

Стенфал Тернбул «Древние греки»

2

Познакомить детей с историей Древней Греции, как одевались и чем занимались древние греки.

Тема: «12 подвигов Геракла»

В.Смирнова «Герои Эллады»

6

Познакомить детей с одним из героев Древней Греции – Гераклом, его 12 подвинами.

Тема: «Олимпийские игры»

1

Закрепить знания детей о Древней Греции и Древнем Египте

Тема: «Родная старина»

Энциклопедия «История России»

2

Познакомить детей с образом жизни древних славян, их традициями, одеждой

Тема: «Сказки, легенды и предания древних славян»

Энциклопедия «История России»

6

Познакомить детей с легендами, сказками и преданиями древних славян. Рассказать о сказочных существах,  в которых верили предки.

Викторина:  «Предания старины глубокой»

1

Закрепить знания детей о жизни древних славян.

        

Пояснительная записка.

Кружок «Почемучка»

Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

                                               ( В.А.Сухомлинский)

Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т.к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.

Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе “примерки” постоянно расширяющегося мира к его небольшому жизненному опыту. Считается, что, способствуя формированию личности, стремящийся к достижению высокого качества жизни, под которым понимается определенный уровень психического, физического, социального и нравственного здоровья, тем самым помогаем ребенку легко адаптироваться в условиях быстроменяющегося современного мира и осознать свое место в нем.

      Кружок «Почемучка» проходит один раз в неделю. Весь материал подобран по теме «Человек в истории и культуре» и разделен на пять блоков:

  • Наша Родина – Россия.
  • История родного края, быт, культура и искусство народов севера.
  • История цивилизации.
  • Технический прогресс.
  • Мифология

Основные задачи разделов обучения и воспитания:

  1. Наша Родина – Россия.

Познакомить детей с государственной символикой. Вызвать интерес к жизни наших предков. Дать элементарные представления о том, как начиналось Русское государство. Воспитывать уважение к своему народу.

  1. История родного края, быт, культура и искусство народов севера.

Знакомить детей с жилищем коренных жителей. Дать представление о предметах быта. Дать сведения об одежде, о транспорте, о продуктах питания. Вызвать интерес к местным традициям и праздникам.

                3. История цивилизации.

Познакомить детей с историей возникновения жизни на земле, первых ее обитателях. Познакомить детей с человекообразными обезьянами, с образом жизни первобытных людей. Познакомить детей с историей преобразования орудий труда, изменением образа жизни с новыми изобретениями.

4. Технический прогресс.

Дать представление о самых разных предметах, облегчающих труд человека в быту. Познакомить детей с историей возникновения и эволюцией развития различного вида транспорта. Совершенствовать умение детей самостоятельно определять материалы: стекло, металл, пластмассу, фарфор, полиэтилен, ткань, бумага и их свойства и качества.

                5. Мифология.

Познакомить детей с мифами – священными историями, отражающие познание человеком окружающего мира. У каждого народа свои уникальные мифы. Одни мифы рассказывают о сотворении мира и появлении человека, другие объясняют природные явления, третьи повествуют о подвигах бессмертных богов и великих героев.

Для лучшего усвоения программы по разделу «Человек в истории и культуре»

 используются следующие формы, методы и приемы обучения:

  • Рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.
  • В детском саду, в групповой комнате или зале, устраиваются выставки художественных произведений на ту или иную тему.
  • С детьми проводятся экскурсии в музеи или на выставки для просмотра заранее отобранного материала, доступного для детского восприятия как по объему, так и по содержанию. Поощряется самостоятельное рассматривание детьми предметов истории и культуры в детском саду и вне его. Воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей о виденном.
  • Дошкольники  начинают все глубже понимать, что взрослый изменяет вещи, делает их более удобными и полезными; что функции, детали, назначения предметов изменяется. Для этого используются игры-путешествия: «Путешествие в прошлое жилища», «Путешествие в прошлое пылесоса» и т.д.
  • Для совершенствования умения детей самостоятельно определять материалы специально создаются ситуации, а также игры-эксперименты. Эти игры углубляют представления о том, что правила пользования предметами и ухода за ними определяются свойствами и качествами материалов, из которых они сделаны.

Особым методическим приемом проведения занятий следует выделить то, что

на всех занятиях присутствует Почемучка (кукла, которая появляется только на занятиях и задает много вопросов).

Дошкольники должны воспринимать занятия в кружке не как дополнительную нагрузку, а как интеллектуальный отдых.

Обучение рассчитано на два года (70 часов). Занятия проходят один раз в неделю. Большинство занятий проводится в игровой форме. Игра, увлекая детей, снимает утомляемость. Темы подобраны с учетом реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, материал излагается в доступной форме, учитывая возраст ребенка.

Построение занятий следующее:

  1. организационный момент
  2. изучение нового материала
  3. физ.минутка
  4. подведение итогов

К концу обучения в кружке дошкольники должны овладеть знаниями:

- о столице нашей родины – Москве, о гербе, флаге и гимне России.

- о достопримечательностях, культуре, традициях родного края.

- об изменениях условий быта человека, об образе жизни человека в древности.

- об истории создания предметов, о предметах облегчающих труд человека в быту.

- об усовершенствовании средств передвижения.