Рабочая программа по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
Рабочая программа по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_p.i.d.docx | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 города Кропоткин муниципального образования кавказский район
Утверждено
решением педагогического совета
протокол № 1 от 29 августа 2014г.
Председатель педагогического совета
заведующий МБДОУ д/с-к/в № 15
_____________ Т. Н. Блиняева
Рабочая программа
по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Колокольчик»
Воспитатель: Фиркалова Н.Г.
2014 г.
Пояснительная записка
Детская любознательность,
если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию.
Н.С. Лейтес
Настоящая программа разработана на основе методической литературы:
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
Программа рассчитана на 37 занятий.
Экспериментирование и детская исследовательская деятельность - эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Целью данной работы является - развитие познавательных способностей детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Эта цель предусматривает решение следующих задач:
1. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации, в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
3. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
4. Учить объяснять наблюдаемое, и фиксировать результаты доступными методами.
В основе программы лежат следующие принципы:
- Принцип безопасности.
- Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.
- Принцип положительного подкрепления.
- Принцип доверия (откровенности) мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
- Принцип уважительного отношения друг к другу.
Структура проведения занятия – эксперимента:
Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
- Постановка, формулировка познавательной задачи.
- Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
- Выдвижение предположения, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
- Проверка гипотезы.
- Проверка итогов, вывод.
- Фиксация результатов.
- Вопросы детей.
Правила безопасности жизнедеятельности детей
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
Ожидаемые результаты
- Сформированность эмоционально – личностного отношения к окружающему миру.
- Проявление познавательного интереса к играм – экспериментам, улучшение речевого развития.
- Сформированность основ логического мышления.
- Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
- Сформированность коммуникативных навыков.
- Использование результатов в игровой деятельности.
Рабочая программа была рассмотрена и утверждена на педагогическом совете № 1 от 29.08.2014 года.
Содержание образовательной деятельности
Перспективное планирование
Живая природа
№ п/п | Тема | Источник | |
Растения и животные: дыхание, питание, развитие, размножение и потребности | |||
1 | Может ли растение дышать? | О.В. Дыбина, с. 33 | |
2 | Что выделяет растение? | О.В. Дыбина, с.34 | |
3 | Во всех ли листьях есть питание? | О.В. Дыбина, с.34 | |
4 | С водой и без воды | О.В. Дыбина, с.35 | |
5 | На свету и в темноте | О.В. Дыбина, с.35 | |
6 | В тепле и в холоде | О.В. Дыбина, с.35 | |
Строение, значение, функции, видоизменения частей растения | |||
7 | Для чего корешки? | О.В. Дыбина, с.39 | |
8 | Вверх к листочкам | О.В. Дыбина, с.41 | |
9 | Бережливые растения | О.В. Дыбина, с.43 | |
10 | Зачем им крылышки? | О.В. Дыбина, с.45 | |
Характерные особенности факторов внешней среды | |||
11 | Что есть в почве? | О.В. Дыбина, с.45 | |
12 | Где дольше? | О.В. Дыбина, с.47 | |
Многообразие живых организмов как приспособление к внешней среде | |||
13 | Где легче плавать? | О.В. Дыбина, с.47 | |
14 | Как устроены перья птиц? | О.В. Дыбина, с.48 | |
Неживая природа
№ п/п | Тема | Источник | |||||
Вода | |||||||
15 | Какие свойства? | О.В. Дыбина, с.50 | |||||
16 | Куда делась вода? | О.В. Дыбина, с.50 | |||||
Воздух | |||||||
17 | Где теплее? | О.В. Дыбина, с.51 | |||||
18 | Подводная лодка | О.В. Дыбина, с.52 | |||||
Песок, глина, камни | |||||||
19 | Почему песок хорошо сыплется | О.В. Дыбина, с. 19 | |||||
20 | Ветер | О.В. Дыбина, с. 20 | |||||
21 | Наверх | О.В. Дыбина, с.54 | |||||
Свет, цвет | |||||||
22 | Уличные тени | О.В. Дыбина, с.55 | |||||
23 | Солнечные «зайчики» | О.В. Дыбина, с.57 | |||||
Магниты | |||||||
24 | Притягиваются – не притягиваются | О.В. Дыбина, с.58 | |||||
Электричество | |||||||
25 | Волшебный шарик | О.В. Дыбина, с.60 | |||||
Вес, притяжение | |||||||
26 | Почему все падает на землю | О.В. Дыбина, с.61 | |||||
Звук | |||||||
27 | Как распространяется звук | О.В. Дыбина, с. 62 | |||||
Теплота | |||||||
28 | Твердые - жидкие | О.В. Дыбина, с.65 | |||||
Земля. Космос | |||||||
29 | Вращающаяся Земля | О.В. Дыбина, с.68 | |||||
Человек | |||||||
30 | Сколько ушей? | О.В. Дыбина, с.68 | |||||
31 | Наши помощники - глаза | О.В. Дыбина, с.69 | |||||
Человек. Рукотворный мир – свойства материалов | |||||||
32 | Родственники стекла | О.В. Дыбина, с.71 | |||||
33 | Мир бумаги | О.В. Дыбина, с.71 | |||||
34 | Мир ткани | О.В. Дыбина, с.72 | |||||
Человек. Рукотворный мир - преобразование | |||||||
35 | Построим город из песка | О.В. Дыбина, с.74 | |||||
36 | Изобретаем прибор для вскапывания почвы | О.В. Дыбина, с.75 | |||||
37 | Защитим себя от солнца | О.В. Дыбина, с. 75 |
Содержание обучения
Растения и животные: дыхание, питание, развитие, размножение и потребности.
- Занятие «Может ли растение дышать?»
Задачи: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материалы и оборудование: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Ход
- Постановка, формулировка познавательной задачи.
- Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
- Предположение: воздух поступает внутрь растения и выходит из него через отверстия
- Проверка гипотезы – смазывание одной стороны листа вазелином.
- Проверка итогов – наблюдаем в течение недели. Вывод: листья, которые были смазаны вазелином - погибли. Листья дышат нижней стороной.
- Фиксация результатов - фото
- Занятие «Что выделяет растение?»
Задачи: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений
Материалы и оборудования: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
Ход
1.Постановка, формулировка познавательной задачи - почему в лесу приятно дышится?
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – растения выделяют кислород
4. Проверка гипотезы - опытным путем.
5. Проверка итогов – лучинка горит, вывод – растения нужны животным и человеку для дыхания.
6. Фиксация результатов.
7. Вопросы детей.
- Занятие «Во всех ли листьях есть питание?»
Задачи: Установить наличие в листьях питания для растения
Материалы и оборудование: Кипяток, лист бегонии обратна сторона окрашена в бордовый цвет, емкость белого цвета.
Ход
1.Постановка, формулировка познавательной задачи – есть ли питание в листьях окрашенных не в зеленый цвет
2.Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3.Выдвижение предположения – в листе окрашенном не в зеленый цвет - нет питания.
4. Проверка гипотезы – помещение листа в кипящую воду
5. Проверка итогов - лист становится зеленым, вывод – питание в листе есть.
6. Фиксация результатов – зарисовка листа 7. Вопросы детей.
- Занятие «С водой и без воды»
Задачи: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений
Материалы и оборудование: Два одинаковых растения (бальзамин), вода.
Ход
1.Постановка, формулировка познавательной задачи - растение не может жить без воды
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – если растение не поливать – оно засохнет.
4. Проверка гипотезы – одно растение поливаем, другое нет.
5. Проверка итогов растение без воды - засыхает, вывод – растения без воды жить не могут.
6. Фиксация результатов зарисовка растений
7. Вопросы детей.
- Занятие «На свету и в темноте»
Задачи: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материалы и оборудование: Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей
Ход
1.Постановка, формулировка познавательной задачи – определить, что необходимо растению для роста
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – нужен ли свет для жизни растений
4. Проверка гипотезы – закрываем часть лука плотным картоном, другую оставляем на свету
5. Проверка итогов – лук на свету позеленел, под колпаком – стал светлым, вывод – в луке на свету образовалось питание
6. Фиксация результатов - зарисовка
7. Вопросы детей.
- Занятие «Почему растения осенью вянут?»
Задачи: Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.
Материалы и оборудование: Горшок со взрослым растением, изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, прозрачная емкость.
Ход
1.Постановка, формулировка познавательной задачи – выяснить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – если полить растение холодной водой оно погибнет,
4. Проверка гипотезы – поливаем растение холодной (охлаждаем льдом) и теплой водой
5. Проверка итогов – после полива холодной водой растение вянет, вывод – корешки не переносят холодной воды
6. Фиксация результатов – фото.
7. Вопросы детей.
Строение, значение, функции, видоизменения частей растения.
- Занятие «Для чего корешки?»
Задачи: Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции растения.
Материалы и оборудование: Черенок Герани или Бальзамина с корешками, емкость с водой.
Ход
1.Постановка, формулировка познавательной задачи – для чего растению нужны корни.
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – поглощают ли корни воду?
4. Проверка гипотезы – поместить растение в воду, замерить уровень.
5. Проверка итогов, вывод – воды стало меньше, корни всасывают воду.
6. Фиксация результатов – зарисовка или фото
7. Вопросы детей.
- Занятие «Вверх к листочкам»
Задачи: Доказать, что стебель проводит воду к листьям.
Материалы и оборудование: черенок растения, вода с красителем, бруски березы, плоская емкость с водой, алгоритм опыта.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – как вода от корешка попадает листочкам
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – проходит ли вода через стебель к листочкам?
4. Проверка гипотезы – опустить брусочки березы поперечным срезом в воду.
5. Проверка итогов, вывод – бруски становятся мокрыми, значит вода проходит через стебель к листочкам.
6. Фиксация результатов – зарисовка или фото
7. Вопросы детей.
- Занятие «Бережливые растения»
Задачи: Установить зависимость между структурой поверхности листьев (плотность, опушение) и потребность в воде
Материалы и оборудование: комнатные растения, целлофановые пакеты, лупа.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – выяснить, почему некоторые растения не требуют много воды
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – некоторые растения не требуют много воды.
4. Проверка гипотезы – надеть на листья разных растений целлофановые пакеты
5. Проверка итогов, вывод – опушенные листья влагу не отдают, плотные листья – тоже испаряют меньше влаги.
6. Фиксация результатов – зарисовка или фото
7. Вопросы детей.
- Занятие «Зачем им крылышки?»
Задачи: Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Материалы и оборудование: плоды – крылатки, ягоды, вентилятор.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – что помогает рассеяться семенам-крылаткам
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – ветер помогает рассеяться плодам - крылатки
4. Проверка гипотезы – рассеять семена-крылатки при помощи веера или вентилятора, определить, почему семена клена вырастают далеко от родного дерева
5. Проверка итогов, вывод – ветер помогает перенести семечко на большие расстояния
6. Фиксация результатов – зарисовка или фото
7. Вопросы детей.
Характерные особенности факторов внешней среды.
- Занятие «Что есть в почве?»
Задачи: Установить зависимость факторов неживой природы от живой
Материалы и оборудование: комочек земли, металлическая тарелочка, спиртовка, остатки сухих листьев, лупа, пинцет.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – состав почвы в лесу и в городе
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – на почве в лесу лучше растут растения
4. Проверка гипотезы – сжечь лесную и почву с участка детского сада
5. Проверка итогов, вывод – в лесной почве много перегноя, что лучше для роста растений.
6. Фиксация результатов – зарисовка или фото
7. Вопросы детей.
- Занятие «Где дольше?»
Задачи: Выявить причину сохранения влаги.
Материалы и оборудование: комнатные растения
Ход.
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – выявить причину сохранения влаги в двух горшках (в тени и на солнце)
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – на солнце почва сухая, в тени - влажная
4. Проверка гипотезы – один горшок поставить на солнце, другой – в тень.
5. Проверка итогов, вывод – на солнце почва в горшке - сухая, в тени – влажная.
6. Фиксация результатов – зарисовка или фото
7. Вопросы детей.
Многообразие живых организмов как приспособление к внешней среде.
- Занятие «Где легче плавать?»
Задачи: Установи связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Материалы и оборудование: картинки лапок водоплавающих и обычных птиц, емкость с водой, механические плавающие игрушки (пингвин, уточка), лапка из проволоки.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – какие должны быть конечности у тех, кто плавает?
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – лапки должны быть с перепонками
4. Проверка гипотезы – кто быстрее проплывет лапки с перепонками или без них.
5. Проверка итогов, вывод – лапки с перепонками отгребают быстрее – плыть легче, быстрее.
6. Фиксация результатов – зарисовка или фото
7. Вопросы детей.
14. Занятие «Как устроены перья птиц?»
Задачи: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Материалы и оборудование: перья птиц, лупа, замок–молния, свеча, волос, пинцет.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – устройство перьев птиц.
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – перо легкое, плавно падает
4. Проверка гипотезы – рассмотреть перья птиц – маховое и пуховое
5. Проверка итогов, вывод – пуховое перо мягкое, маховое устроено как молния, пуховое перо – для сохранения тепла, маховое - для полета.
6. Фиксация результатов – зарисовка или фото
7. Вопросы детей.
Вода
- Занятие «Какие свойства?»
Задачи: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Материалы и оборудование: Емкости со снегом, водой, льдом.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – сравнить агрегатные свойства воды.
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – при соединении воды и льда - вода остается прозрачной, становится холоднее, объем ее увеличивается, снег и лед не взаимодействуют, при соединении воды и снега – вода теряет прозрачность, становится холоднее
4. Проверка гипотезы – соединить воду и лед, воду и снег, снег и лед.
5. Проверка итогов, вывод - при соединении воды и льда - вода осталась прозрачной, стала холоднее, объем ее увеличился, так как лед тает, снег и лед не взаимодействуют, при соединении воды и снега – вода теряет прозрачность, становится холоднее.
6. Фиксация результатов – зарисовка или фото
7. Вопросы детей.
- Занятие «Куда делась вода?»
Задачи: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая или закрытая поверхность воды)
Материалы и оборудование: Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – выявить процесс испарения воды
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – в тепле вода испаряется быстрее
4. Проверка гипотезы – поставить емкости с окрашенной водой в тепло, на холод (закрытую и открытую емкость)
5. Проверка итогов, вывод – в тепле испарение происходит быстрее.
6. Фиксация результатов – зарисовка или фото
7. Вопросы детей.
Воздух
- Занятие «Где теплее?»
Задачи: Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.
Материалы и оборудование: Два термометра, чайник с водой.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – где теплее: на полу или на диване
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – теплый воздух легче холодного
4. Проверка гипотезы – сравнить тактильные ощущения с показанием термометра – где воздух теплее.
5. Проверка итогов, вывод – теплый воздух легче холодного и поднимается вверх
6. Фиксация результатов – отметка в журнале наблюдений
7. Вопросы детей.
- Занятие «Подводная лодка»
Задачи: Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды
Материалы и оборудование: Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – воздух легче воды
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – если стакан опустить в воду, то он наполнится водой
4. Проверка гипотезы – погружения стакана в воду
5. Проверка итогов, вывод – стакан постепенно заполняется водой, т.е. воздух легче воды
6. Фиксация результатов – фото
7. Вопросы детей.
Песок, глина, камни
- Занятие «Почему песок хорошо сыплется»
Задачи: Выделить свойства песка и глины
Материалы и оборудование: Емкости с песком и глиной, емкости для пересыпания, лупа, ширма, сито.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – выяснить, почему песок сыплется
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – песок сыплется лучше, чем глина
4. Проверка гипотезы – пересыпать песок и глину из стакана в стакан
5. Проверка итогов, вывод – горки у песка и глины разные, частички глины прилипают друг к другу, песка – нет, песок сыплется лучше, чем глина.
6. Фиксация результатов – зарисовка
7. Вопросы детей.
- Занятие «Ветер»
Задачи: Выявить изменения песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.
Материалы и оборудование: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи - выявить изменения песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – при ветре песок сыплется, глина - нет
4. Проверка гипотезы – создать «ураган» для песка и глины
5. Проверка итогов, вывод – сухой песок сыплется, при смачивании им можно играть, глина при смачивании – лепится
6. Фиксация результатов – фото
7. Вопросы детей.
- Занятие «Наверх»
Задачи: Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки)
Материалы и оборудование: Земляные черви, земля, камушки, стаканы.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи - что находится в почве.
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – вода вытесняет из почвы воздух
4. Проверка гипотезы – залить водой камешки и почву с земляными червями
5. Проверка итогов, вывод – если залить водой камешки – вода вытесняет воздух, если почву – на поверхность выползают земляные черви, значит червям не хватает воздуха для дыхания
6. Фиксация результатов – фото
7. Вопросы детей.
Свет, цвет
22. Занятие «Уличные тени»
Задачи: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – понять, как образуется тень
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – когда есть источник света появляется тень
4. Проверка гипотезы – наблюдение вечером и утром
5. Проверка итогов, вывод – от одного предмета может быть несколько теней, чем выше источник тем короче тень, чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.
6. Фиксация результатов – зарисовка, фото
7. Вопросы детей.
23. Занятие «Солнечные «зайчики»
Задачи: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать «зайчиков»
Материалы и оборудование: зеркала.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – понять, как образуется солнечный зайчик
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – если поверхность гладкая и блестящая – появляется зайчик
4. Проверка гипотезы – поймать зеркалом луч и направить его в нужном направлении
5. Проверка итогов, вывод – зеркало отражает луч света, управлять «зайчиком» трудно.
6. Фиксация результатов – зарисовка, фото
7. Вопросы детей.
Магниты. Магнетизм
24. Занятие «Притягиваются – не притягиваются»
Задачи: Найти предметы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, которые с магнитом не взаимодействуют.
Материалы и оборудование: Пластмассовая емкость с предметами из разных материалов, магнит.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – найти предметы, которые притягиваются к магниту.
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – металлические предметы притягиваются к магниту
4. Проверка гипотезы – поднести предметы из разных материалов к магниту
5. Проверка итогов, вывод – металлические предметы притягиваются к магниту, кроме меди, золота, серебро, алюминия
6. Фиксация результатов – фото, зарисовка
7. Вопросы детей.
Электричество
25. Занятие «Волшебный шарик»
Задачи: Установить причину статического электричества
Материалы и оборудование: Воздушные шары, шерстяная ткань.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – как появляется статическое электричество
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – при трении возникает статическое электричество
4. Проверка гипотезы – потереть шарик о волосы
5. Проверка итогов, вывод – при трении шарика о волосы к нему прилипают кусочки ткани, одежда, возникает статическое электричество
6. Фиксация результатов – фото, зарисовка
7. Вопросы детей.
Вес, притяжение
26. Занятие «Почему все падает на землю»
Задачи: Понять, что Земля обладает силой притяжения
Материалы и оборудование: Предметы из разных материалов, емкость с водой, песком, металлические шарики.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – понять, что Земля обладает силой притяжения
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – все предметы притягиваются Землей
4. Проверка гипотезы – опустить все предметы на пол, в воду, с одинаковой и разной высоты.
5. Проверка итогов, вывод – удар сильнее, если предмет падает с большей высоты, в воде – больше брызг, Земля обладает силой притяжения.
6. Фиксация результатов – зарисовка, фото.
7. Вопросы детей.
Звук
27. Занятие «Как распространяется звук»
Задачи: Понять, как распространяется звук.
Материалы и оборудование: Емкость с водой, монеты, стол, глубокая емкость с водой, тонкостенный бокал на ножке.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – Как распространяется звук
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – звуковая волна передается по воздуху
4. Проверка гипотезы – опыт с монетами, опыт «Сколько камешков брошено?», опыт с бокалом.
5. Проверка итогов, вывод – звук передается по воздуху, по воде.
6. Фиксация результатов – фото.
7. Вопросы детей.
Теплота
28. Занятие «Твердые – жидкие»
Задачи: Понять изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла
Материалы и оборудование: пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая подставка, тарелочка, пинцет.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – как изменяется вещество в зависимости от тепла
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – пластилин при нагревании расплавляется
4. Проверка гипотезы – нагреть пластилин
5. Проверка итогов, вывод – при нагревании пластилин из твердого состояния превратился в жидкое и наоборот.
6. Фиксация результатов – фото, зарисовка
7. Вопросы детей.
Земля. Космос
29. Занятие «Вращающаяся Земля»
Задачи: Представить, как Земля вращается вокруг своей оси.
Материалы и оборудование: Пластилин, тонкая заостренная палочка
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – как вращается Земля
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – Земля вращается вокруг своей оси
4. Проверка гипотезы – шарик из пластилина и палочка, проходящая через центр - раскрутить палочку
5. Проверка итогов, вывод – шарик вращается вокруг палочки, значит и Земля вращается вокруг своей оси
6. Фиксация результатов – фото 7. Вопросы детей.
Человек
30. Занятие «Сколько ушей?»
Задачи: Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомиться со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.
Материалы и оборудование: Картинки с контурным рисунком головы человека (с ошибками), схема строения уха человека
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – для чего нужны уши
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – уши нужны для того чтобы слышать речь людей и общаться с ними, приближение опасности и т. д.
4. Проверка гипотезы – проверка слуха, рассмотреть строения уха человека
5. Проверка итогов, вывод – уши нужны нам для того, чтобы слышать
6. Фиксация результатов – составление правил ухода за ушами - графически
7. Вопросы детей.
31. Занятие «Наши помощники – глаза»
Задачи: Познакомить со строение глаза, функцией его частей
Материалы и оборудование: Зеркало, пиктограммы
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – узнать, как устроен глаз
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – глаза нужны для того, чтобы видеть
4. Проверка гипотезы – рассмотреть строение глаза; проверить, что будем видеть с открытыми и открытыми глазами, определить цвет глаз
5. Проверка итогов, вывод – глаза нужны для того, чтобы видеть
6. Фиксация результатов – зарисовать свой глаз
7. Вопросы детей.
Человек. Рукотворный мир – свойства материалов
32. Занятие «Родственники стекла»
Задачи: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства
Материалы и оборудование: Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – научиться распознавать предметы изготовленные из стекла, фаянса, фарфора.
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора являются «близкими родственниками»
4. Проверка гипотезы – опыт – налить в три емкости подкрашенную воду, поставить их на солнечное место, деревянными палочками постучать по чашкам
5. Проверка итогов, вывод – фарфор твердый как стекло, фаянс более мягкий;
Фарфор – просвечивает, фаянс – нет; фарфор при касании звенит, фаянс имеет более глухой звук.
6. Фиксация результатов – фото
7. Вопросы детей.
33. Занятие «Мир бумаги»
Задачи: Узнать различные виды бумаги, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала, обусловливают способ его использования.
Материалы и оборудование: Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, ножницы, емкости с водой.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – выявить свойства бумаги
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – разные виды бумаги отличаются друг от друга
4. Проверка гипотезы – смять, разорвать, разрезать, опустить в емкость с водой
5. Проверка итогов, вывод – разные виды бумаги отличаются друг от друга
6. Фиксация результатов – фото
7. Вопросы детей.
34. Занятие «Мир ткани»
Задачи: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства, понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.
Материалы и оборудование: Небольшие кусочки разной ткани, ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельности.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – узнать различные виды тканей.
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – различные виды тканей имеют различное качество и свойства
4. Проверка гипотезы – смять, разрезать, попытаться разорвать, определить скорость намокания, сделать вывод о сходстве и различии свойств.
5. Проверка итогов, вывод – у каждого вида ткани свои свойства
6. Фиксация результатов – фото
7. Вопросы детей.
Человек. Рукотворный мир - преобразование
35. Занятие «Построим город из песка»
Задачи: Участвовать в коллективном преобразовании, проявлять умение видеть возможности преобразования, доводить работу до логического конца.
Материалы и оборудование: Песок, вода, лопатки, формы для игр с песком, ведра.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – создать город из песка
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – коллективно по плану можно построить город из песка
4. Проверка гипотезы – постройка города из песка.
5. Проверка итогов, вывод – город из песка построить можно,
6. Фиксация результатов – фото, зарисовка.
7. Вопросы детей.
36. Занятие «Изобретаем прибор для вскапывания почвы»
Задачи: Уметь самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием, проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет.
Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображениями орудий труда для обработки почвы, карандаши, краски, альбомные листы, фломастеры.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – изобрести прибор для вскапывания почвы
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – можно изобрести прибор для вскапывания почвы
4. Проверка гипотезы – высказать предположения и зарисовать «изобретения»
5. Проверка итогов, вывод – прибор для вскапывания изобрести можно
6. Фиксация результатов – выставка работ
7. Вопросы детей.
37. Занятие «Защитим себя от солнца»
Задачи: Научить детей делать шапочку из бумаги по типу «оригами», реализовать представления о солнце, полученные в ходе поисковой деятельности
Материалы и оборудование: Бумага, схема изготовления шапочки.
Ход
1. Постановка, формулировка познавательной задачи – научится защищать себя от солнца
2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
3. Выдвижение предположения – головной убор помогает защититься от солнца
4. Проверка гипотезы – в жаркие дни без головного убора находиться на солнце нельзя (обоснование взрослого о солнце)
5. Проверка итогов, вывод – высказать предположения и сделать шапочку из бумаги
6. Фиксация результатов – использование бумажных шапочек на прогулке
7. Вопросы детей.
Список учебно – методической литературы:
- «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
Приложение
1. Требования к оформлению и содержанию центра
экспериментальной деятельности.
Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода»,
«Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т. д.‚ расположены в
доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Оборудование
Приборы — помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас,
магниты, сантиметровая лента, линейка.
Разнообразные сосуды из различных материалов (Пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.
Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья.
деревьев, мох, семена и т.д.
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы,
дерева, пробки и т.д.
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и
т.д.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
Красители: гуашь, акварель и т.д.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и
прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.
Дополнительное оборудование
Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.
Карточки — схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.
дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.
На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с
детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие
знаки.
Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню
развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.
- Работа с родителями
Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.
Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Рабочая программа педагога по образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности № 3 для детей с ОВЗ ( с диагнозом тяжелое нарушение речи) на 2021 – 2022 уч.г.
Рабочая программа по развитию детей старшей логопедической группы (Далее - Программа) разработана на основе Основной образовательной программы ГБДОУ детский сад № 17...
Рабочая программа педагога по образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности № 3 для детей с ОВЗ ( с диагнозом тяжелое нарушение речи) на 2021 – 2022 уч.г.
Рабочая программа по развитию детей старшей логопедической группы (Далее - Программа) разработана на основе Основной образовательной программы ГБДОУ детский сад № 17...
Рабочая программа по осуществлению образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности в 2020-2021 учебном году
Рабочая программа...
Рабочая программа по осуществлению образовательной деятельности в старшей группе
рабочая программа за 2021-2022 учебный год...
Рабочая программа по осуществлению образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности в 2021-2022 учебном году
рабочая программа...
Рабочая программа по осуществлению образовательной деятельности в старшей группе общеобразовательной направленности ( 5 - 6 лет) на 2022 – 2023 уч. год
Рабочая программа дошкольного образования для детей старшей группы (далее - Программа) обеспечивает образовательную деятельность в группе соответствии с образовательной программой дошкольного образова...