Рабочая программа по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

Фиркалова Наталья Германовна

Рабочая программа по   познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_p.i.d.docx62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                                                                                            детский сад комбинированного вида № 15 города Кропоткин                                                                                                                                                                                                 муниципального образования кавказский район

               Утверждено

решением педагогического совета

протокол № 1 от 29 августа 2014г.

Председатель педагогического совета

заведующий  МБДОУ д/с-к/в № 15

 _____________  Т. Н. Блиняева

Рабочая программа

по   познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Колокольчик»

Воспитатель: Фиркалова Н.Г.

2014 г.

Пояснительная записка

Детская любознательность,

если её удаётся сохранить,

даёт постоянный стимул к развитию.

Н.С. Лейтес

Настоящая программа разработана на основе методической литературы:

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина   «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

  Программа рассчитана на  37 занятий.

Экспериментирование и детская исследовательская деятельность - эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности.

    После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе  - в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

   Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Целью данной работы является - развитие познавательных способностей детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Эта цель предусматривает решение следующих задач:

1. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации, в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

3. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

4. Учить объяснять наблюдаемое, и фиксировать результаты доступными методами.

    В основе программы лежат следующие принципы:

  • Принцип безопасности.
  • Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.
  • Принцип положительного подкрепления.
  • Принцип доверия (откровенности) мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
  • Принцип уважительного отношения друг к другу.

Структура проведения занятия – эксперимента:

   Упражнения на развитие  внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).

  • Постановка, формулировка познавательной задачи.
  • Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
  • Выдвижение предположения, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
  • Проверка гипотезы.
  • Проверка итогов, вывод.
  • Фиксация результатов.
  • Вопросы детей.

Правила безопасности жизнедеятельности детей

1. Работа под наблюдением взрослого.

2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

 3. Грязными руками не трогать глаза.

4. Не брать руки в рот.

Ожидаемые результаты

  • Сформированность эмоционально – личностного отношения к окружающему миру.
  • Проявление познавательного интереса  к играм – экспериментам, улучшение речевого развития.
  • Сформированность основ логического мышления.
  • Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
  • Сформированность коммуникативных навыков.
  • Использование результатов в игровой деятельности.

Рабочая программа была рассмотрена и утверждена на педагогическом совете № 1 от 29.08.2014 года.

Содержание образовательной деятельности

Перспективное планирование

Живая природа

п/п

Тема

Источник

Растения и животные: дыхание, питание, развитие, размножение и потребности

1

Может ли растение дышать?

О.В. Дыбина, с. 33

2

Что выделяет растение?

О.В. Дыбина, с.34

3

Во всех ли листьях есть питание?

О.В. Дыбина, с.34

4

С водой и без воды

О.В. Дыбина, с.35

5

На свету и в темноте

О.В. Дыбина, с.35

6

В тепле и в холоде

О.В. Дыбина, с.35

Строение, значение, функции, видоизменения частей растения

7

Для чего  корешки?

О.В. Дыбина, с.39

8

Вверх к листочкам

О.В. Дыбина, с.41

9

Бережливые растения

О.В. Дыбина, с.43

10

Зачем им крылышки?

О.В. Дыбина, с.45

Характерные особенности факторов внешней среды

11

Что есть в почве?

О.В. Дыбина, с.45

12

Где дольше?

О.В. Дыбина, с.47

Многообразие живых организмов как приспособление к внешней среде

13

Где легче плавать?

О.В. Дыбина, с.47

14

Как устроены перья птиц?

О.В. Дыбина, с.48

Неживая природа

п/п

Тема

Источник

Вода

15

Какие свойства?

О.В. Дыбина, с.50

16

Куда делась вода?

О.В. Дыбина, с.50

Воздух

17

Где теплее?

О.В. Дыбина, с.51

18

Подводная лодка

О.В. Дыбина, с.52

Песок, глина, камни

19

Почему песок хорошо сыплется

О.В. Дыбина, с. 19

20

Ветер

О.В. Дыбина, с. 20

21

Наверх

О.В. Дыбина, с.54

Свет, цвет

22

Уличные тени

О.В. Дыбина, с.55

23

Солнечные «зайчики»

О.В. Дыбина, с.57

Магниты

24

Притягиваются – не притягиваются

О.В. Дыбина, с.58

Электричество

25

Волшебный шарик

О.В. Дыбина, с.60

Вес, притяжение

26

Почему все падает на землю

О.В. Дыбина, с.61

Звук

27

Как распространяется звук

О.В. Дыбина, с. 62

Теплота

28

Твердые - жидкие

О.В. Дыбина, с.65

Земля. Космос

29

Вращающаяся Земля

О.В. Дыбина, с.68

Человек

30

Сколько ушей?

О.В. Дыбина, с.68

31

Наши помощники - глаза

О.В. Дыбина, с.69

Человек. Рукотворный мир – свойства материалов

32

Родственники стекла

О.В. Дыбина, с.71

33

Мир бумаги

О.В. Дыбина, с.71

34

Мир ткани

О.В. Дыбина, с.72

Человек. Рукотворный мир - преобразование

35

Построим город из песка

О.В. Дыбина, с.74

36

Изобретаем прибор для вскапывания почвы

О.В. Дыбина, с.75

37

Защитим себя от солнца

О.В. Дыбина, с. 75

Содержание обучения

Растения и животные: дыхание, питание, развитие, размножение и потребности.

  1. Занятие «Может ли растение дышать?»

Задачи: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы и оборудование: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Ход

  1. Постановка, формулировка познавательной задачи.
  2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
  3. Предположение: воздух поступает внутрь растения и выходит из него через отверстия
  4. Проверка гипотезы – смазывание одной стороны листа вазелином.
  5. Проверка итогов – наблюдаем в течение недели. Вывод: листья, которые были смазаны вазелином  - погибли. Листья дышат нижней стороной.
  6. Фиксация результатов - фото
  1. Занятие «Что выделяет растение?»

Задачи: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений

Материалы и оборудования: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Ход

 1.Постановка, формулировка познавательной задачи - почему в лесу приятно дышится?

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – растения выделяют кислород

4. Проверка гипотезы - опытным путем.

5. Проверка итогов – лучинка горит, вывод – растения нужны животным и человеку для дыхания.

6. Фиксация результатов.

7. Вопросы детей.

  1. Занятие «Во всех ли листьях есть питание?»

Задачи: Установить наличие в листьях питания для растения

Материалы и оборудование: Кипяток, лист бегонии обратна сторона окрашена в бордовый цвет, емкость белого цвета.

Ход

1.Постановка, формулировка познавательной задачи – есть ли питание в листьях окрашенных не в зеленый цвет

2.Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3.Выдвижение предположения – в  листе окрашенном не в зеленый цвет -  нет питания.

4. Проверка гипотезы – помещение листа в кипящую воду

5. Проверка итогов - лист становится зеленым, вывод – питание в листе есть.

6. Фиксация результатов – зарисовка листа 7. Вопросы детей.

  1. Занятие «С водой и без воды»

Задачи: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

Материалы и оборудование: Два одинаковых растения (бальзамин), вода.

Ход

1.Постановка, формулировка познавательной задачи - растение не может жить без воды

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – если растение не поливать – оно засохнет.

4. Проверка гипотезы – одно растение поливаем, другое нет.

5. Проверка итогов растение без воды  - засыхает, вывод – растения без воды жить не могут.

6. Фиксация результатов зарисовка растений

7. Вопросы детей.

  1. Занятие «На свету и в темноте»

Задачи: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материалы и оборудование: Лук, коробка из прочного картона, две емкости  с землей

Ход

1.Постановка, формулировка познавательной задачи – определить, что необходимо растению для роста

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – нужен ли свет для жизни растений

4. Проверка гипотезы – закрываем часть лука плотным картоном, другую оставляем на  свету

5. Проверка итогов – лук на свету позеленел, под колпаком – стал светлым, вывод – в луке на свету  образовалось питание

6. Фиксация результатов - зарисовка

7. Вопросы детей.

  1. Занятие «Почему растения осенью вянут

Задачи: Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.  

Материалы и оборудование: Горшок со взрослым растением, изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, прозрачная емкость.

Ход

1.Постановка, формулировка познавательной задачи – выяснить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – если полить растение холодной водой оно погибнет,  

4. Проверка гипотезы – поливаем растение холодной (охлаждаем льдом)   и теплой водой

5. Проверка итогов – после полива холодной водой растение вянет, вывод – корешки не переносят холодной воды

6. Фиксация результатов – фото.

7. Вопросы детей.

Строение, значение, функции, видоизменения частей растения.

  1. Занятие «Для чего корешки?»

Задачи: Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции растения.

Материалы и оборудование: Черенок Герани или Бальзамина с корешками, емкость  с водой.

Ход

1.Постановка, формулировка познавательной задачи – для чего растению нужны корни.  

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – поглощают ли корни воду?

4. Проверка гипотезы – поместить растение в воду, замерить уровень.

5. Проверка итогов, вывод – воды стало меньше, корни всасывают воду.

6. Фиксация результатов – зарисовка или фото

7. Вопросы детей.

  1. Занятие «Вверх к листочкам»

Задачи: Доказать, что стебель проводит воду к листьям.

Материалы и оборудование: черенок растения, вода с красителем, бруски березы, плоская емкость с водой, алгоритм опыта.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – как вода от корешка попадает листочкам

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – проходит ли вода через стебель к листочкам?

4. Проверка гипотезы – опустить брусочки березы поперечным срезом в воду.

5. Проверка итогов, вывод – бруски становятся мокрыми, значит вода проходит через стебель к листочкам.

6. Фиксация результатов – зарисовка или фото

7. Вопросы детей.

  1. Занятие «Бережливые растения»

Задачи: Установить зависимость между структурой поверхности листьев (плотность, опушение) и потребность в воде

Материалы и оборудование: комнатные растения, целлофановые пакеты, лупа.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – выяснить, почему некоторые растения не требуют много воды

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – некоторые растения не требуют много воды.

4. Проверка гипотезы – надеть на листья разных растений целлофановые пакеты

5. Проверка итогов, вывод – опушенные листья влагу не отдают, плотные листья – тоже испаряют меньше влаги.

6. Фиксация результатов – зарисовка или фото

7. Вопросы детей.

  1. Занятие «Зачем им крылышки?»

Задачи: Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

Материалы и оборудование: плоды – крылатки, ягоды, вентилятор.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – что помогает рассеяться семенам-крылаткам

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – ветер помогает рассеяться плодам - крылатки

4. Проверка гипотезы – рассеять семена-крылатки при помощи веера или вентилятора, определить, почему семена клена вырастают далеко от родного дерева

5. Проверка итогов, вывод – ветер помогает перенести семечко на большие расстояния  

6. Фиксация результатов – зарисовка или фото

7. Вопросы детей.

Характерные особенности факторов внешней среды.

  1. Занятие «Что есть в почве?»

Задачи: Установить зависимость факторов неживой природы от живой

Материалы и оборудование: комочек земли, металлическая тарелочка, спиртовка, остатки сухих листьев, лупа, пинцет.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – состав почвы в лесу и в городе

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – на почве в лесу лучше растут растения

4. Проверка гипотезы – сжечь лесную и почву с участка детского сада

5. Проверка итогов, вывод – в лесной почве много перегноя, что лучше для роста растений.

6. Фиксация результатов – зарисовка или фото

7. Вопросы детей.

  1. Занятие «Где дольше?»

Задачи: Выявить причину сохранения влаги.

Материалы и оборудование: комнатные растения

Ход.

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – выявить причину сохранения влаги в двух горшках (в тени  и на солнце)

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – на солнце почва сухая,  в тени - влажная

4. Проверка гипотезы – один горшок поставить на солнце, другой – в тень.

5. Проверка итогов, вывод – на солнце почва в горшке - сухая, в тени – влажная.

6. Фиксация результатов – зарисовка или фото

7. Вопросы детей.

Многообразие живых организмов как приспособление к внешней среде.

  1. Занятие «Где легче плавать?»

Задачи: Установи связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материалы и оборудование: картинки лапок водоплавающих  и обычных птиц, емкость с водой, механические плавающие игрушки (пингвин, уточка), лапка из проволоки.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – какие должны быть конечности у тех, кто плавает?

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – лапки должны быть  с перепонками

4. Проверка гипотезы – кто быстрее проплывет лапки  с перепонками или без них.

5. Проверка итогов, вывод – лапки  с перепонками отгребают быстрее – плыть легче, быстрее.

6. Фиксация результатов – зарисовка или фото

7. Вопросы детей.

        

14. Занятие        «Как устроены перья птиц?»

Задачи: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материалы и оборудование: перья птиц, лупа, замок–молния, свеча, волос, пинцет.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – устройство перьев птиц.

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – перо легкое, плавно падает

4. Проверка гипотезы – рассмотреть перья птиц – маховое и пуховое

5. Проверка итогов, вывод – пуховое перо мягкое, маховое устроено как молния, пуховое перо – для сохранения тепла, маховое - для полета.

6. Фиксация результатов – зарисовка или фото

7. Вопросы детей.

Вода

  1. Занятие «Какие свойства?»

Задачи: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Материалы и оборудование: Емкости со снегом, водой, льдом.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – сравнить агрегатные свойства воды.

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – при соединении воды и льда - вода остается прозрачной, становится холоднее, объем ее увеличивается, снег и лед не взаимодействуют, при соединении воды и снега – вода теряет прозрачность, становится холоднее

4. Проверка гипотезы – соединить воду и лед, воду и снег, снег и лед.

5. Проверка итогов, вывод -  при соединении воды и льда - вода осталась прозрачной, стала холоднее, объем ее увеличился, так как лед тает, снег и лед не взаимодействуют, при соединении воды и снега  – вода теряет прозрачность, становится холоднее.

6. Фиксация результатов – зарисовка или фото

7. Вопросы детей.

         

  1. Занятие «Куда делась вода?»

Задачи: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая или закрытая поверхность воды)

Материалы и оборудование: Три мерные одинаковые емкости с  окрашенной водой.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – выявить процесс испарения воды

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – в тепле вода испаряется быстрее

4. Проверка гипотезы – поставить емкости с окрашенной водой в тепло, на холод (закрытую и открытую емкость)

5. Проверка итогов, вывод – в тепле испарение происходит быстрее.

6. Фиксация результатов – зарисовка или фото

7. Вопросы детей.         

Воздух

  1. Занятие «Где теплее?»

Задачи: Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Материалы и оборудование: Два термометра, чайник с водой.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – где теплее: на полу или на диване

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – теплый воздух легче холодного

4. Проверка гипотезы – сравнить тактильные ощущения с показанием термометра – где воздух теплее.

5. Проверка итогов, вывод – теплый воздух легче холодного и поднимается вверх

6. Фиксация результатов – отметка в журнале наблюдений

7. Вопросы детей.

  1. Занятие «Подводная лодка»

Задачи: Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды

Материалы и оборудование: Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – воздух легче воды

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – если стакан опустить в воду, то он наполнится водой

4. Проверка гипотезы – погружения стакана в  воду

5. Проверка итогов, вывод – стакан постепенно заполняется водой, т.е. воздух легче воды

6. Фиксация результатов – фото

7. Вопросы детей.

Песок, глина, камни

  1. Занятие «Почему песок хорошо сыплется»

Задачи: Выделить свойства песка и глины

Материалы и оборудование: Емкости с песком  и глиной, емкости для пересыпания, лупа, ширма, сито.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – выяснить, почему песок сыплется

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – песок сыплется лучше, чем глина

4. Проверка гипотезы – пересыпать песок и глину из стакана в стакан

5. Проверка итогов, вывод – горки у песка и глины разные, частички глины прилипают друг к другу, песка – нет,  песок сыплется лучше, чем глина.

6. Фиксация результатов – зарисовка

7. Вопросы детей.

  1. Занятие «Ветер»

Задачи: Выявить изменения песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

Материалы и оборудование: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи -  выявить изменения песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – при ветре песок сыплется, глина - нет

4. Проверка гипотезы – создать «ураган» для песка и глины

5. Проверка итогов, вывод – сухой песок сыплется, при смачивании им можно играть, глина при смачивании – лепится

6. Фиксация результатов – фото

7. Вопросы детей.

  1. Занятие «Наверх»

Задачи: Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки)

Материалы и оборудование: Земляные черви, земля, камушки, стаканы.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи -  что находится в почве.

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – вода вытесняет из почвы воздух

4. Проверка гипотезы – залить водой камешки и почву с земляными червями

5. Проверка итогов, вывод – если залить водой камешки – вода вытесняет воздух, если почву – на поверхность выползают земляные черви, значит червям не хватает воздуха для дыхания

6. Фиксация результатов – фото

7. Вопросы детей.

Свет, цвет

22. Занятие        «Уличные тени»

Задачи: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход

 1. Постановка, формулировка познавательной задачи – понять, как образуется тень

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – когда есть источник света появляется тень

4. Проверка гипотезы – наблюдение вечером и утром

5. Проверка итогов, вывод – от одного предмета может быть несколько теней, чем выше источник тем короче тень, чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.

6. Фиксация результатов – зарисовка, фото

7. Вопросы детей.

23. Занятие «Солнечные «зайчики»

Задачи: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать «зайчиков»

Материалы и оборудование: зеркала.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – понять, как образуется солнечный зайчик

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – если поверхность гладкая и блестящая – появляется зайчик

4. Проверка гипотезы – поймать зеркалом луч и направить его в нужном направлении

5. Проверка итогов, вывод – зеркало отражает луч света, управлять «зайчиком» трудно.

6. Фиксация результатов – зарисовка, фото

7. Вопросы детей.

Магниты. Магнетизм

24. Занятие «Притягиваются – не притягиваются»

Задачи: Найти предметы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, которые с магнитом не взаимодействуют.

Материалы и оборудование: Пластмассовая емкость с  предметами из разных материалов, магнит.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – найти предметы, которые притягиваются к магниту.

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – металлические предметы притягиваются к магниту

4. Проверка гипотезы – поднести предметы из разных материалов к магниту

5. Проверка итогов, вывод – металлические предметы притягиваются к магниту, кроме меди, золота, серебро, алюминия

6. Фиксация результатов – фото, зарисовка

7. Вопросы детей.

Электричество

25. Занятие «Волшебный шарик»

Задачи: Установить причину статического электричества

Материалы и оборудование: Воздушные шары, шерстяная ткань.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – как появляется статическое электричество

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – при трении возникает статическое  электричество

4. Проверка гипотезы – потереть шарик о волосы

5. Проверка итогов, вывод – при трении шарика о волосы к нему прилипают кусочки ткани, одежда,  возникает статическое электричество

6. Фиксация результатов – фото, зарисовка

7. Вопросы детей.

Вес, притяжение

26. Занятие «Почему все падает на землю»

Задачи: Понять, что Земля обладает силой притяжения

Материалы и оборудование: Предметы из разных материалов, емкость с водой, песком, металлические шарики.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – понять, что Земля обладает силой притяжения

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – все предметы притягиваются Землей

4. Проверка гипотезы – опустить все предметы на пол, в воду, с одинаковой и разной высоты.

5. Проверка итогов, вывод – удар сильнее, если предмет падает с большей высоты, в воде – больше брызг, Земля обладает силой притяжения.

6. Фиксация результатов – зарисовка, фото.

7. Вопросы детей.

Звук

27. Занятие «Как распространяется звук»

Задачи: Понять, как распространяется звук.

Материалы и оборудование: Емкость с водой, монеты, стол, глубокая емкость с водой, тонкостенный бокал на ножке.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – Как распространяется звук

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – звуковая волна передается по воздуху

4. Проверка гипотезы – опыт с монетами, опыт  «Сколько камешков брошено?», опыт с бокалом.

5. Проверка итогов, вывод – звук передается по воздуху, по воде.

6. Фиксация результатов – фото.

7. Вопросы детей.         

Теплота

28. Занятие «Твердые – жидкие»

Задачи: Понять изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла

Материалы и оборудование: пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая подставка, тарелочка, пинцет.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – как изменяется вещество в зависимости от тепла

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – пластилин при нагревании расплавляется

4. Проверка гипотезы – нагреть пластилин

5. Проверка итогов, вывод – при нагревании пластилин из твердого состояния превратился в жидкое и наоборот.

6. Фиксация результатов – фото, зарисовка

7. Вопросы детей.

Земля. Космос

29. Занятие «Вращающаяся Земля»

Задачи: Представить, как Земля вращается вокруг своей оси.

Материалы и оборудование: Пластилин, тонкая заостренная палочка

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – как вращается Земля

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – Земля вращается вокруг своей оси

4. Проверка гипотезы – шарик из пластилина и палочка, проходящая через центр - раскрутить палочку

5. Проверка итогов, вывод – шарик вращается вокруг палочки, значит и Земля вращается вокруг своей оси

6. Фиксация результатов – фото 7. Вопросы детей.

Человек

30. Занятие «Сколько ушей?»

Задачи: Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомиться со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.

Материалы и оборудование: Картинки с контурным рисунком головы человека (с ошибками), схема строения уха человека

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – для чего нужны уши

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – уши нужны для того чтобы слышать речь людей и общаться с ними, приближение опасности и т. д.

4. Проверка гипотезы – проверка слуха, рассмотреть строения уха человека

5. Проверка итогов, вывод – уши нужны нам для того, чтобы  слышать

6. Фиксация результатов – составление правил ухода за ушами - графически

7. Вопросы детей.

31. Занятие «Наши помощники – глаза»

Задачи: Познакомить со строение глаза, функцией его частей

Материалы и оборудование: Зеркало, пиктограммы

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – узнать, как устроен глаз

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – глаза нужны для того, чтобы видеть

4. Проверка гипотезы – рассмотреть строение глаза; проверить, что будем видеть с открытыми  и открытыми глазами, определить цвет глаз

5. Проверка итогов, вывод – глаза нужны для того, чтобы видеть

6. Фиксация результатов – зарисовать свой глаз

7. Вопросы детей.

Человек. Рукотворный мир – свойства материалов

32. Занятие «Родственники стекла»

Задачи: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства

Материалы и оборудование: Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – научиться распознавать предметы изготовленные из стекла, фаянса, фарфора.

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора являются «близкими родственниками»

4. Проверка гипотезы – опыт – налить в три емкости подкрашенную воду, поставить их на солнечное место, деревянными палочками постучать по чашкам

5. Проверка итогов, вывод – фарфор твердый как стекло, фаянс более мягкий;

Фарфор – просвечивает, фаянс – нет; фарфор при касании звенит, фаянс имеет более глухой звук.

6. Фиксация результатов – фото

7. Вопросы детей.

33. Занятие «Мир бумаги»

Задачи: Узнать различные виды бумаги, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала, обусловливают способ его использования.

Материалы и оборудование: Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, ножницы, емкости  с водой.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – выявить свойства бумаги

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – разные виды бумаги отличаются друг от друга

4. Проверка гипотезы – смять, разорвать,  разрезать, опустить в емкость с водой

5. Проверка итогов, вывод – разные виды бумаги отличаются друг от друга

6. Фиксация результатов – фото

7. Вопросы детей.

34. Занятие «Мир ткани»

Задачи: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства, понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Материалы и оборудование: Небольшие кусочки разной ткани, ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельности.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – узнать различные виды тканей.

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – различные виды тканей имеют различное качество и свойства

4. Проверка гипотезы – смять, разрезать, попытаться разорвать, определить скорость намокания, сделать вывод о сходстве и различии свойств.

5. Проверка итогов, вывод – у каждого вида ткани свои свойства

6. Фиксация результатов – фото

7. Вопросы детей.

Человек. Рукотворный мир - преобразование

35. Занятие «Построим город из песка»

Задачи: Участвовать в коллективном преобразовании, проявлять умение видеть возможности преобразования, доводить работу до логического конца.

Материалы и оборудование: Песок, вода, лопатки, формы для игр с песком, ведра.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – создать город из песка

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – коллективно по плану можно построить город из песка

4. Проверка гипотезы – постройка города из песка.

5. Проверка итогов, вывод – город из песка построить можно,

6. Фиксация результатов – фото, зарисовка.

7. Вопросы детей.

36. Занятие «Изобретаем прибор для вскапывания почвы»

Задачи: Уметь самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием, проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет.

Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображениями орудий труда для обработки почвы, карандаши, краски, альбомные листы, фломастеры.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – изобрести прибор для вскапывания почвы

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – можно изобрести прибор для вскапывания почвы

4. Проверка гипотезы – высказать предположения и зарисовать «изобретения»

5. Проверка итогов, вывод – прибор для вскапывания изобрести можно

6. Фиксация результатов – выставка работ    

 7. Вопросы детей.

37. Занятие «Защитим себя от солнца»

Задачи: Научить детей делать шапочку из бумаги по типу «оригами», реализовать представления о солнце, полученные в ходе поисковой деятельности

Материалы и оборудование: Бумага, схема изготовления шапочки.

Ход

1. Постановка, формулировка познавательной задачи – научится защищать себя от солнца

2. Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

3. Выдвижение предположения – головной убор помогает защититься от солнца

4. Проверка гипотезы – в жаркие дни без головного убора находиться на солнце нельзя (обоснование взрослого о солнце)

5. Проверка итогов, вывод – высказать предположения и сделать шапочку из бумаги

6. Фиксация результатов – использование бумажных шапочек на прогулке

 7. Вопросы детей.

Список учебно – методической литературы:

  1.  «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом.
  3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.

Приложение

1. Требования к оформлению и содержанию центра

экспериментальной деятельности.

Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода»,

«Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т. д.‚ расположены в

доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Оборудование

Приборы — помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас,

магниты, сантиметровая лента, линейка.

Разнообразные сосуды из различных материалов (Пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.

Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья.

деревьев, мох, семена и т.д.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы,

дерева, пробки и т.д.

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и

т.д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

Красители: гуашь, акварель и т.д.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и

прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.

Дополнительное оборудование

Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих  предметов.

Карточки — схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.

дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.

На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с

детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие

знаки.

Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню

развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

  1. Работа с родителями

  Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.

Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Рабочая программа педагога по образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности № 3 для детей с ОВЗ ( с диагнозом тяжелое нарушение речи) на 2021 – 2022 уч.г.

Рабочая  программа по развитию детей старшей логопедической группы (Далее - Программа) разработана  на основе  Основной образовательной программы ГБДОУ детский сад № 17...

Рабочая программа педагога по образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности № 3 для детей с ОВЗ ( с диагнозом тяжелое нарушение речи) на 2021 – 2022 уч.г.

Рабочая  программа по развитию детей старшей логопедической группы (Далее - Программа) разработана  на основе  Основной образовательной программы ГБДОУ детский сад № 17...

Рабочая программа по осуществлению образовательной деятельности в старшей группе общеобразовательной направленности ( 5 - 6 лет) на 2022 – 2023 уч. год

Рабочая программа дошкольного образования для детей старшей группы (далее - Программа) обеспечивает образовательную деятельность в группе соответствии с образовательной программой дошкольного образова...