ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ
материал по окружающему миру на тему
Познавательно-развлекательная программа для детей 5 -10 лет
Цель: Организация досуга детей
Задачи:
- Развитие коммуникативных качеств детей, умения действовать в команде.
- Расширение кругозора, пополнение словарного запаса детей, приобретение новых знаний и умений.
- Развитие воображения, эмоциональной восприимчивости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительный материал. | 1.46 МБ |
Сценарий. | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
- Здесь моря и океаны, реки, острова и страны.
- Корабль построен, скоро отплываем
Всех в дальнейший путь мы приглашаем
- К путешествию готовы, есть отдать швартовы!
- Вот отважный капитан, он объездил много стран.
- Наш корабль сел на мель, что же делать нам теперь?
- Рыбки плавают, резвятся и акулу не боятся.
- Нам акула не страшна – за камнем рыбка не видна.
- То, что плавает я, знаю, нахожу и поднимаю.
- Вот ракушка, осьминог, рыбка, краб, морской конек.
- Это трактор, он плывет.… А может быть наоборот.
- Море волнуется три, морская звезда на месте замри.
- Звезды в море глубоко и достать их нелегко
- А у нас звезда другая, посмотрите, вот какая!
- Ракушки бывают разные, но все они прекрасные.
- Эта ракушка в виде спирали, мы в руках такую держали.
- Вот медуза проплывает, и волна ее качает.
- У осьминога восемь ног, какой огромный осьминог?!
- Это щупальца осьминога.
Если ты смелый, то сможешь потрогать
- Мы моряки бывалые, смелые и бравые.
- Как хочу я рыбкой стать и всю жизнь забот не знать
- Хочу быть рыбкой золотой и пленять всех красотой
Предварительный просмотр:
Познавательно-развлекательная программа для детей 6-10 лет
Цель: Организация досуга детей
Задачи:
- Развитие коммуникативных качеств детей, умения действовать в команде.
- Расширение кругозора, пополнение словарного запаса детей, приобретение новых знаний и умений.
- Развитие воображения, эмоциональной восприимчивости.
Музыкальное оформление:
«А дельфины добрые» - музыка Н. Минкова, слова В. Козлова.
«Мы пришли сегодня в порт» - музыка Н. Минкова, слова В. Козлова.
«Веселый ветер» - музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача.
«Ты слышишь, море?» - музыка А. Зацепина, слова М. Пляцковского.
Звуки природы: море, склянка и гудок, чайки, шторм, голос кита, голос дельфинов.
Подготовка.
На «погружение» в эту тему стоит потратить 1 – 2 недели. Хорошо, если дети и родители принесут книги о кораблях и путешествиях, игрушечные корабли и макеты.
Возможно, у кого-то найдется бинокль, компас, корабельный колокол. Стоит подумать, из чего сделать корабельный штурвал и два якоря. Еще вам понадобится примерно 10-15 метров толстой веревки.
Знакомство с новой темой надо проводить постепенно, давая возможность детям запомнить новые слова, используя их в игре или в быту. Говоря о воде и суше, можно предложить детям выбрать себе морское судно, а затем проплыть на нем по заданному маршруту, используя большую карту мира. При этом, называть моря, океаны, острова и материки.
Обсуждая части и детали корабля можно рассматривать фотографию, но лучше макет. Обратите внимание детей на то, где находится нос, корма, палуба, рубка, киль, мачта. Где крепятся якоря и канаты для швартовки.
Сложные морские термины дети запоминают быстро и с удовольствием включаются в игру, если вы раздадите детям звания морского экипажа и соответствующие распоряжения. Боцман следит за порядком и дисциплиной, кок варит и кормит, шкипер следит за сохранностью игрушек, вахтенный дежурит, капитан, штурман и лоцман организовывают и проводят игры. «Свистать всех наверх!» - построение в шеренгу, «Аврал!» - быстрая уборка игрушек всеми детьми, «Подать трап!» - команда перед выходом на прогулку и спуском по лестнице.
Особое внимание стоит уделить работе с веревкой. Это очень увлекает детей, укрепляет руки, вырабатывает терпение и внимание. Начинать лучше всего с развязывания сложных узлов (завязывайте и запутывайте веревку на много узлов, как вздумается).
Следующий этап – сделать петлю (желательно одним движением) и надеть на палку.
Далее – научить делать восьмерку, наматывая веревку на две ножки стула или банкетки. Кстати, разматывание веревки и скручивание ее в кольцо, тоже вызывает трудности у детей.
Ну и после всего этого, самые одаренные и трудолюбивые могут попробовать освоить морской узел. http://www.youtube.com/watch?v=SaOhJekWxlo Детей постарше это должно по-настоящему увлечь и привести к самостоятельному освоению этой науки.
Азбуку Морзе и Флажный семафор стоит показать детям в качестве ознакомления, а Сигнальные флаги предложить нарисовать по выбору и использовать для украшения корабля.
Обязательно надо провести беседу о воде и суше, познакомить с разными видами морского транспорта, объяснить что такое причал, гавань, порт. Все это хорошо бы сопровождать показом фото и видео.
О воде и суше.
Ребята, наша планета Земля состоит из воды и суши. Что такое суша? Правильно, это все что находится на земле – поля, леса, горы. А что такое вода на Земле? Правильно, это прежде всего океаны (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый) и моря (63 моря), а так же реки и озера.
Давайте посмотрим на нашу планету (глобус, карта). Покажите где на нашей планете суша, а где вода. Как вы думаете, чего здесь больше, воды или суши? На нашей планете больше воды ( 70, 8 % всей поверхности) Поэтому ей больше подошло бы название Океан, а не Земля.
Но мы с вами живем не в воде, а на суше, на земле. Ведь мы не можем как рыбы и морские животные дышать, есть и спать под водой. Хоть вода и опасна для человека, но все же люди много лет назад отважились начать путешествия по воде. Сначала это были плоты и лодки, затем научились строить корабли.
Сейчас во всем мире существует множество транспорта, на котором можно передвигаться по воде и даже под водой. Какие?
Морской транспорт.
Лодка, баркас, шлюпка, катер, яхта, баржа, паром, корабль, пароход, танкер, лайнер, ледокол, крейсер, подводная лодка и др.
Причал – специально оборудованное место у берега, где швартуются лодки и небольшие суда. Может быть в виде пирса.
Гавань – хорошо защищенное от волн и ветра место, где могут стоять суда.
Порт – место на берегу моря или реки, специально оборудованное для обслуживания морских судов.
Экипаж корабля.
Капитан – главный на корабле, ответственный за корабль и экипаж.
Штурман – помощник капитана, знающий карты и приборы корабля
Лоцман – помощник капитана, знающий рельеф дна
Боцман – начальник палубной команды
Шкипер – помощник боцмана по хозяйственной части
Механик – ответственный за работу двигателей на корабле
Судовой доктор – врач, ответственный за здоровье экипажа
Кок – повар на корабле
Матрос – член экипажа, выполняющий разные работы на корабле
Юнга – подросток, юный матрос
Игры
«Два круга» - дети встают в два круга (можно в 3, 4 круга) по 8-10 человек. Звучит музыка, дети «плывут» по кругу. Остановка – ведущий дает задание построить совместно одну фигуру. Фигуры: морская звезда, осьминог, ракушка, черепаха, рыба и др. Дети должны самостоятельно придумать, как это сделать, и суметь договориться друг с другом. Побеждает команда, выполнившая задание первой.
«Рыбки и акулы» - на полу разложены обручи. Дети-рыбки «плавают» врассыпную между обручами. По сигналу выбегают 2-3 акулы и ловят рыбок. Спасаются те рыбки, которые вовремя забежали в обруч.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
СЦЕНАРИЙ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ»
Звучит песня «Веселый ветер»
Дети входят и садятся на стулья.
Немного тех, кто в море побывал,
Ведь море любит сильных и отважных.
А морякам, кто шторм в открытом море испытал
На суше ничего уже не страшно.
И вам, друзья, сегодня предстоит
Преодолеть большие испытания.
Конечно же, сильнейший победит.
Сильнейший в ловкости, смекалке, знаниях!
ВЕД. Здравствуйте, друзья! Вы любите путешествия? Конечно, все любят путешествия и новые приключения. Ведь можно узнать столько нового и интересного!
Сегодня нам предстоит очень увлекательное путешествие в дальние страны. И путешествовать мы будем по морям и океанам. Скажите, а на чем лучше всего путешествовать по морям и океанам? Правильно, нам нужен корабль. Поэтому сейчас мы с вами отправляемся в порт.
Песня «Мы пришли сегодня в порт» – танец по показу.
ВЕД. В порту мы увидели много морского транспорта. Какие морские суда вы знаете?
Дети называют виды морского транспорта.
Наш корабль готов к отплытию. Но кто же его поведет? Нам нужен капитан и экипаж корабля. Но для того, что бы управлять кораблем и быть в составе экипажа , надо много знать и много уметь. Поэтому, мы приготовили для вас испытание. Вы готовы на вопросы отвечать?
Викторина.
- Как называется пол корабля? Палуба.
- Как называется корабельная кухня? Камбуз.
- Как называется веревка, которой привязывают судно к берегу или другому судну? Швартовы.
- Что такое риф? Подводная скала.
- Комната для офицеров и гостей? Каюта.
- Комната для матросов? Кубрик.
- Повар на корабле? Кок.
- Большие волны на море? Шторм.
- Полное безветрие на море? Штиль.
- Помещение внутри корабля для груза? Трюм.
- Работа всей команды? Аврал.
- Судовое дежурство? Вахта.
- Направление движения судна? Курс.
- Лестница на корабле? Трап.
- Круглое окно на корабле? Иллюминатор.
- Основной мореходный инструмент, показывающий стороны света? Компас.
- Судовой колокол. Рында, склянка.
- Приспособление для удержания судна на месте. Якорь.
- Парная тумба для швартовки корабля. Кнехт.
ВЕД. Ну что же, с этим заданием вы справились. Но кроме знаний на корабле нужно умение. И поэтому сейчас вам предстоит быстро развязать морские узлы.
Внимание. Начали!
Развязывание морских узлов.
ВЕД. Молодцы! Ну, это задание было не очень сложное. А кто из вас может завязать морской узел?
Завязывание морских узлов.
ВЕД. Отлично! Вы настоящие морские волки!
А теперь я представляю экипаж нашего корабля:
Капитан –
Штурман –
Лоцман –
Боцман –
Шкипер –
Механик –
Судовой доктор –
Кок –
Матросы –
Названные дети надевают головной убор и выходят на середину.
ВЕД. Ну вот, команда в сборе и корабль готов к отплытию. Прошу всех на корабль. Капитан, командуйте!
Капитан. Поднять трап по левому борту!
Боцман. Есть, поднять трап по левому борту!
Капитан. - Отдать швартовы!
Матрос. - Есть, отдать швартовы!
Капитан. - Поднять якоря!
Механик. - Есть, поднять якоря!
Капитан. - Право руля!
Штурман. - Есть, право руля!
Капитан. - Полный вперед!
Штурман. - Есть полный вперед!
Звучит корабельный колокол и гудок.
ВЕД. Счастливого плавания! Семь футов под килем!
Звучит песня «Ты слышишь, море?» (1куплет)
Звучат голоса дельфинов.
Матрос - Капитан, слева по борту стая дельфинов! Они что-то хотят нам сказать.
Капитан – Лоцман, что говорят дельфины?
Лоцман Они говорят, что корабль движется на рифы и может произойти пробоина дна.
Капитан – Лево руля!
Штурман – Есть, лево руля!
Капитан – Право руля!
Штурман – Есть, право руля!
Капитан – Лоцман, что говорят дельфины?
Лоцман – Они говорят, что корабль миновал рифы. Предлагают с ними поиграть.
Игра «Море волнуется»
Игра «Два круга»
Матросы - Спасибо вам, дельфины! До встречи!
Звучит песня «Дельфины» (1куплет)
Звуки шторма.
Штурман – Капитан, надвигается шторм.
Капитан – Надеть спасательные жилеты! Пассажирам спуститься в каюты
Боцман – Полундра!
Звучит фрагмент Увертюры из к/ф «Дети капитана Гранта»
Шторм заканчивается
Штурман – Капитан, наш корабль сел на мель.
Капитан – Лоцман, какой рельеф дна?
Лоцман – Под нами возвышенность, размером примерно 50 на 80 метров.
Дно корабля глубоко увязло в иле. Нам самим не выбраться.
Капитан – Посылайте сигнал SOS
Звучит SOS. Звучит голос кита. Звуки моря и чаек.
Матрос – Справа по борту кит!
Матрос – Он услышал наш сигнал о бедствии и приплыл к нам на помощь.
Команда – Ура!
Капитан – Полный вперед!
Штурман – Есть, полный вперед!
Матросы – Спасибо, кит!
Боцман – Матрос Иванов, почему грязь на палубе? Надраить палубу.
Матрос – Есть, надраить палубу!
Кок – Матрос Петрова, ко мне! Продуть макароны и начистить картошки!
Матрос – Есть, продуть макароны и начистить картошки!
Кок – На первое будет суп, а на второе - макароны по-флотски.
А на третье компот. Вот!
Звуки моря и чаек.
ВЕД. Наш корабль проделал большой путь. Мы обогнули Африку, и попали на Канарские острова.
А вот лагуна с прекрасным пляжем и прозрачной водой. А в воде плавает много красивых рыбок.
Море бывает разным,
Черным бывает и красным.
Бывает море веселым,
Но всегда бывает соленым.
А мы любим синее море
С ласковой, нежной волною.
Любим, как рыбы, плескаться,
Плавать, нырять, кувыркаться.
Игра «Рыбки и акулы»
Пластический этюд «Подводный мир»
ВЕД. Нет, здесь купаться опасно. Да и время пришло отправляться в обратный путь.
Капитан - Полный вперед!
Штурман – Есть, полный вперед!
Звучит песня «Ты слышишь, море?»
ВЕД. Ну вот, наконец, и вернулись мы в родной порт.
Звучит корабельный колокол и гудок.
Капитан – Отдать якоря!
Подать швартовы!
Трап по левому борту!
Матросы выполняют команды – опускают два якоря, перебрасывают через борт две веревки и наматывают на кнехт.
Море пахнет парусами,
Ветром, солью, стариной.
Море пахнет небесами
И далекой стороной.
Водят смело капитаны
Корабли по океанам,
Интересно плавать им
По просторам голубым.
Днем и ночью, днем и ночью
Курс прокладывают точно
И бросают якоря
В океанах и морях.
ВЕД. Ребята, вот и закончилось наше морское путешествие, но не закончились игры и приключения. У меня в руках карта. Здесь нарисована схема нашей местности. Вот посмотрите – это наше здание, здесь веранды, это деревья, качели. А вот здесь указано место, где спрятан настоящий клад. Вы готовы отправиться на поиски клада?
Но путь туда не простой. Придется преодолеть некоторые препятствия.
Не испугаетесь? А сил у вас хватит? Тогда - в путь!
Сбор ровно в 11.00 на главной площадке.
Звучит песня «Веселый ветер»
Проводится спортивная эстафета на улице, по окончании которой дети находят клад – коробку с конфетами.
Сценарий подготовила Притворова Елена Михайловна.
Пишите: metalena@mail.ru
Комментарии
Музыкальное приложение
К этому материалу есть музыкальное приложение на моей страничке.