Проект "Песок и Вода"
проект по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Мосолова Елена Константиновна, воспитатель,
Майорова Наталия Николаевна, воспитатель
Познавательно-исследовательский проект "Вода. Песок"
В настоящее время значительно возрос интерес педагогов к специально организованной игровой деятельности детей с использованием песка и воды. И это не случайно, так как применение в психолого-педагогической работе этих двух уникальных природных материалов способствует раскрытию внутреннего мира ребенка, развитию его личности и формированию основных интегративных качеств в системной интеграции всех образовательных областей.
Применение различных игр с водой и песком является мощным ресурсом для развивающей и образовательной работы с детьми, так как данные приемы не только эмоционально благотворно воздействуют на психическое состояние ребенка, но и всесторонне его развивают.
Анализируя результаты мониторинга уровня овладения необходимыми навыками и умениями по поисково-познавательной деятельности детей, были сделаны выводы о необходимости расширении работы в данном направлении.
ЦЕЛЬ: развитие познавательной активности детей в ходе исследовательской деятельности, гармонизация эмоционального состояния.
ЗАДАЧИ
Образовательная область "Познание":
- расширять кругозор детей, представления об окружающем мире (свойства воды и песка), закладывать основы экологической культуры личности;
- развивать любознательность, интерес к самостоятельному наблюдению;
- способствовать развитию мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- развивать зрительную и осязательную память, внимание и восприятие, воображение;
- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику
Образовательная область "Коммуникация" и "Чтение художественной литературы":
- активизировать и обогащать словарный запас детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, сверстниками;
- побуждать детей делать выводы на основе экспериментирования
- развивать интерес к художественной и познавательной литературе
Образовательная область "Социализация":
- формировать способы эффективного взаимодействия с окружающими людьми, преодоление коммуникативных барьеров;
- способствовать урегулированию психоэмоционального состояния, снижению эмоционального напряжения;
- побуждать детей к активным действиям, формировать уверенность в себе
Образовательная область "Художественное творчество":
- развивать творческие способности в художественно – эстетической деятельности
Образовательная область "Безопасность":
- Формировать основы безопасного обращения в играх с песком и водой
Образовательная область "Физическая культура» и «Здоровье":
- побуждать детей к двигательной активности, развивать точную координацию движений, ловкость, концентрировать внимание на одном виде деятельности;
- учить детей эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу
УЧАСТНИКИ: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, педагог- психолог, родители.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: октябрь – декабрь 2012 года
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности, к природным материалам
- сформированность некоторых исследовательских действий: переливание, пересыпание, рассматривание, тактильные, вкусовые, осязательные
- активизация и расширение словарного запаса
- накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой и с окружающими
- развитие у ребенка психических процессов, фантазии
- снижение коммуникативных барьеров и личностной тревожности
формирование ключевых компетенций у детей: информационной, коммуникативной, социальной, здоровьесберегающей
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап ( октябрь 2012 года)
Действия специалистов, воспитателей и родителей
- Изучение методической литературы и интернет-ресурсов
- Составление картотеки игр с водой и песком
- Составление картотеки опытов с водой и песком
- Подготовка уголка экспериментирования
- Подготовка родителями детской литературы и демонстрационного материала по данной теме
- Подготовка материала для самостоятельной деятельности детей
- Анализ собранного материала
Деятельность детей
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, раскрасок;
- Обсуждение совместно с педагогами найденной информации
Основной этап ( октябрь – декабрь 2012года)
- НОД познавательного цикла:
- беседы с последующем обсуждением: «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни», «Где живут капли в детском саду», «Для чего нужен песок»
- чтение с последующим обсуждением: русская народная сказка "Снегурочка", К. И. Чуковский "Мойдодыр", А Барто, П. Барто «Девочка чумазая»; рассказов Л.Мурр «Крошка Енот», С.Я.Маршак «Водопровод», Н.А. Рыжова «Жила-была речка», «Волшебница вода», «Как люди обидели речку», Л. Воронкова «Снег идет»; рассказывание сказки «Лиса и заяц».
- рассматривание иллюстраций
- заучивание стихотворений: З. Александрова "Дождик", «Купание», потешки «Дождик, дождик, пуще»
- просматривание мультфильмов: "Капитошка", «Крошка Енот»
- отгадывание загадок
Продуктивная деятельность:
- аппликация, рисование, рисование по мокрому: «Подводное царство» ,«Кораблики», «Рыбки», «Снежинки»
- рисунки сухим, цветным песком пальчиками и с использованием оборудования песочницы (магниты, мячи-ежики, трубочки): «Песочный дождик», "Дорожки", "Разноцветные узоры", "Цветная сказка"
- конструирование мокрым песком: куличи, постройка башен, коллективные сюжетные постройки
Экспериментирование:
- свойства воды: «Вкус и запах воды», «Вода прозрачная и непрозрачная», "Вода жидкая и твердая", «Протекание воды через песочный фильтр»,
- свойства песка: «Песок сухой и мокрый», "Сыпучий песок", «Рассматривание песчинок через лупу»,
Игровая деятельность:
- дидактические игры: «Четвертый лишний», «Да – нет», «Круги на воде», «Что с начало, что потом», «Целый год», «Рисуем фигуры на песке», «Тонет – не тонет», «Кто быстрее соберет» и другие
- сюжетно-ролевые игры в группе и в песочнице: «Моряки», «Семья», «Строители», «Песочные строители», «Пароход», «Песочная ферма»
- пальчиковая гимнастика: "Дождик", «Рыбки», «Снежинки», «Мыльные пузыри», «Дождевые червяки», «Умывалочка»
- психопрофилактические игры с песком и водой: «Здравствуй, песок», "Чувствительная ладошка", «Спрячь игрушку», «Песочный детский сад», «Победитель злости», "Бульбочки", "Тонет -не тонет", "Сокровища"
- подвижные игры: «Море волнуется», «Следы на песке», «Туча и дождик», «Капелька», «Шторм», «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Караси и щука»
- игровые и релаксационные упражнения: «Сосулька», «Ручеек и щепки», «Рисуем фигуры на песке», «Узоры на песке», «Кто к нам приходил», «Чьи следы»,«Чудо-вода», «Путешествие к морю», «Водопад», «Пустыня»
- Самостоятельная деятельность детей:
- деятельность в уголке экспериментирования
- деятельность в центре изобразительного искусства
- сюжетно-ролевые игры
- настольно-печатные игры
- свободное общение
- игры в песочнице на площадке
- игры со снегом, постройки из снега
- Совместная деятельность детей и родителей:
- экскурсии «Музей воды», «Океанариум», «Музей ледяных скульптур»
- изучение детских энциклопедий по свойствам воды и песка
- проведение опытов в домашних условиях и оформление альбомов
- посещение мастер-классов «Рисунок на песке»
Результативный этап( декабрь 2012 года)
Результаты итогового мониторинга показали положительную динамику.
- Формирование ключевых компетенций у детей:
информационная – у детей повысилась познавательская активность
коммуникативная – дети стали более точно и ясно выражать свои суждения и предположения
социальная – у детей сформировалась уверенность в себе, дети стали более открытыми во взаимоотношениях друг с другом
здоровьесберегающая – дети научились безопасно использовать природный материал, осознали использование элементарных способов снятия напряжения с помощью воды и песка
- Открытые мероприятия для родителей и педагогов «Песочные превращения», «Водные превращения»
Познавательно - исследовательский проект "Вода. Песок" – предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Так же в ходе реализации проекта был установлен продуктивный диалог родителей, педагогов и детей.