НОД по познавательному развитию «КОРАЛЛ – сказочный морской камень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Гиздатуллина  Гулия  Мансуровна

КОРАЛЛ – сказочный морской камень

  Программное содержание. Познакомить с донными обитателями моря: кораллом, морской звездой, морским ежом. Дать представление об их жизни, о том, как образуются кораллы, об их разнообразии и красоте. Учить видеть красоту коралла, уметь ею любоваться. Продолжать формировать навыки обследования камня, в том числе с помощью лупы. Развивать словарный запас, учить использовать эпитеты по отношению к кораллам.

  Материал. Самодельный глобус, кораллы и лупы (на каждого ребенка), песок, глина, камни, земля, клей, кисть, клеенка. Аудиокассета «Звуки моря», видеокассета «Духи моря».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_korall-skazochnyy_morskoy_kamen.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  по познавательному развитию

«КОРАЛЛ – сказочный морской камень»

                          Подготовила:  воспитатель МБДОУ «Ягодка»

                                                                                                 Гиздатуллина Г.М.

   

КОРАЛЛ – сказочный морской камень

  Программное содержание. Познакомить с донными обитателями моря: кораллом, морской звездой, морским ежом. Дать представление об их жизни, о том, как образуются кораллы, об их разнообразии и красоте. Учить видеть красоту коралла, уметь ею любоваться. Продолжать формировать навыки обследования камня, в том числе с помощью лупы. Развивать словарный запас, учить использовать эпитеты по отношению к кораллам.

  Материал. Самодельный глобус, кораллы и лупы (на каждого ребенка), песок, глина, камни, земля, клей, кисть, клеенка. Аудиокассета «Звуки моря», видеокассета «Духи моря».

 

Ход НОД

Педагог. Как называется планета, на которой мы с вами живем? Правильно, наша планета называется Земля. Она по форме круглая. Что такое глобус? Верно, модель нашей планеты. Что вы видите на глобусе?

Дети. Моря, океаны, горы, реки, леса, пустыни…

Педагог. В каком городе мы живем? Покажите его на глобусе. Как изображен наш город на глобусе? Верно, точкой. Почему? (Ответы.) Что входит в состав земли, по которой мы с вами ходим?

Дети. Глина, песок, камни.

Педагог. Покажите и назовите виды почв, которые вы видите. А как называется почва из глины, песка, камня?

Дети. Глинистая, песчаная, каменистая.

Педагог. Всегда ли вы внимательно смотрите под ноги? И не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а чтобы увидеть, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень. Камни с давних времен играли огромную роль в жизни человека. Давайте вспомним, для чего человек использует камни?

Дети. Для строительства зданий, мостов, для украшения сооружений.

Педагог. Какие камни используются для строительства?

Дети. Твердые, прочные, такие как гранит, мрамор.

Педагог. Какими камнями украшают здания, станции метро? Из каких изготавливают памятники? (Ответы.) Какие используют для украшений?

Дети. Жемчуг, янтарь, рубин, бриллиант…

Педагог. А сегодня мы поговорим еще об одном очень интересном камне, в рождении которого принимают участие живые существа. Но сначала нам надо попасть в Морское царство. Готовы? Тогда закройте глаза, слушайте и представляйте (включает аудиозапись шума моря). Вот мы и оказались на берегу моря. Волны с шумом набегают на берег; быстро отступают обратно в морские просторы, вновь прибегают на берег. Здравствуй, Морское царство!

  Кто знает, что это такое? (Это коралл.) Полюбуйтесь этим причудливым морским камнем! А теперь придвиньте к себе подносы и рассмотрите каждый свой коралл. Что вы о нем можете сказать? какого он цвета? Какой формы? Какая у него поверхность?

Дети. Шершавый, твердый, похож на ветку дерева, напоминает куст сирени, молодую елочку и сосенку.

Педагог. Чаще всего кораллы бывают красного или буро-коричневого цвета. Но встречаются и небесно-голубые кораллы, кремово-желтые, фиолетовые… Кораллы по форме могут напоминать блюдца, вазы, цветную капусту, грибы-трутовики и сыроежки (показывает). Видов кораллов насчитывается около 6 тысяч… Какие слова вы могли бы сказать своему кораллу?

Дети. Великолепный, прекрасный, сказочный, резной, причудливый, узорчатый, игольчатый, сверкающий, блестящий, граненый.

Педагог. А сейчас я вам расскажу, как рождаются кораллы. Если приглядеться к отдельному коралловому кустику, то можно заметить, что он весь состоит из множества мелких ячеек. Кораллы создают маленькие морские животные – полипы, которые сидят в этих ячейках. Днем они заняты перевариванием пищи и малоактивны, а ночью широко раскидывают свои сети-щупальца, которые мгновенно вонзают в тело какого-нибудь рачка и щупальцами подтягивают его к ротовому отверстию. Возьмите лупу и присмотритесь к кораллу повнимательней. Что вы видите?

Дети. Много ходов-домиков, в которых жили полипы.

Педагог. У полипов мягкое тело, поэтому они строят прочные, известковые скелеты-домики. Когда одно поколение полипов умирает, эти панцири надстраиваются другими полипами, и так в течение столетий образуются коралловые рифы, которые по сути являются результатом титанической созидательной работы несчетного числа полипов. Лабиринты коралловых джунглей для обитающих в них животных то же, что и леса для зайцев, лис, медведей… Они находят здесь убежище, здесь они выводят потомство, кормятся и защищаются от врагов. Не удивительно, что на рифах обосновались сотни и тысячи видов животных. Большинство из них одеты в яркие разноцветные наряды – под стать самим кораллам. Кого тут только не встретишь! Губки, медузы, всевозможные моллюски, морские лилии, ежи, звезды… А сколько здесь рыб! Среди них много мелких и абсолютно миролюбивых, но рядом с ними, бок о бок, живут хищники – акулы, мурены, каменные окуни. Некоторые морские существа едят кораллы – это морской еж, морская звезда (показывает). Подойдите к глобусу. Полипы живут в теплых тропических водах, поэтому и кораллы надо искать там. Это теплые воды Австралии, Коралловое море, красное море, воды Тихого океана (показывает на глобусе). Давайте вместе с вами приклеим значки кораллов к глобусу в тех местах, где они водятся (дети приклеивают значки, их внимание на названии морей не концентрируется). Кораллы бывают белые, розовые, оранжевые, красные и даже черные. Сейчас вы это увидите в фильме «Духи моря».

  Вот и морское дно. Сколько здесь кораллов! Полюбуйтесь их великолепием. А сейчас я вам загадаю загадку.

Причудлив и красив собой

Подводный камень, не земной.

Неторопливо он растет,

Годами рифы создает.

Он без садовника возник,

Природы сказочный цветник.

Подводный мир он украшает,

Но кораблям ходить мешает.

Обычно корабли любые

Обходят цветники такие.

                                                                         (В.Мирясова)

  Что это за камень? Правильно, это коралл – один из красивейших морских камней. И в конце нашего путешествия задание – нарисовать эти причудливые и великолепные кораллы. Пройдитесь и еще раз полюбуйтесь кораллами и скажите им ласковые добрые слова (дети под музыку – шум моря – ходят и рассматривают кораллы).