Проект "Подволный мир"
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме
Очень важно начинать экологическое воспитание детей с самого раннего детства, формируя у них основы экологического сознания, первые представления и ориентиры в мире природы. Предлагаемый проект позволит улучшить понимание детей о разнообразии окружающего мира; вызовет интерес к познанию живой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvodnyy_mir_-_proektoffice_word.docx | 41.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подводный мир
Творческо-исследовательский проект
Составили: Петрова Лидия Петровна
Якушина Анна Владимировна
Полысаево 2014г.
ПРОЕКТ: «Подводный мир»
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта:
Очень важно начинать экологическое воспитание детей с самого раннего детства, формируя у них основы экологического сознания, первые представления и ориентиры в мире природы.
Предлагаемый проект позволит улучшить понимание детей о разнообразии окружающего мира; вызовет интерес к познанию живой природы.
Занимаясь вопросами экологического воспитания в раннем возрасте, мы перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в старших возрастных группах.
Цель проекта: формирование экологического воспитания; познавательной, речевой деятельности через сетевое взаимодействие.
Задачи для детей:
- Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка
- Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к природе
Задачи для родителей:
Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задачи для педагога:
- Анализ и сбор информации из различных источников
- Разработать перспективное планирование по проекту
- Создать пространственную среду
- Мониторинг результатов
Участники проекта:
- Воспитатели группы
- Дети 1 мл. группы
- Родители и другие члены семьи
Длительность проекта: 3 месяца
Ожидаемый результат:
- Создание пространственной среды
- Формирование речевых навыков
- Интеллектуальное развитие
- Обогащение родительского опыта
I Подготовительный этап
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта
II Основной этап реализации проекта
1. Взаимодействие с родителями
- Создание клуба «За круглым столом»
- Один раз в квартал проводится совместное заседание клуба родители + воспитатели
- Создание информационного пространства (публикация информации на сайте детского сада, оформление стенда «Вести Жемчужинки»)
Таблица 1- Перспективный план клуба «За круглым столом»
| Тема | Содержание |
1 | 2 | 3 |
Ноябрь | Консультация «Воспитание сердцем и разумом» «Задачи воспитания ребенка 2 – 3 года жизни» Видеоконсультация «Обучающие игры по М. Монтессори» Рисуем на муке «Рыбки» | Обучение молодых родителей выслушивать своего ребенка, вести с ним беседу, выбирая понятные слова и выражения. Дать родителям представление о возрастном развитии ребенка и задачами воспитания Дать пример развивающей игры Родители совместно с детьми учатся использовать муку с целью развития познавательных и творческих способностей ребенка |
Таблица 2- Перспективный план занятий с детьми
Месяц | Недели | Мероприятия |
Ноябрь | 1 2 3 4 | Пальчиковая игра «Рыбки», рисуем на муке «Рыбки» Рассматривание предметных картинок «Рыбы», Д/и «Поймай рыбку» Пальчиковая игра «Рыбки», рисуем на муке «Рыбки» Д/и «Подводный мир» |
Декабрь | 1 2 3 4 | Рассматривание сюжетных картинок «Подводные обитатели», Д/и «Поймай рыбку», чтение стихов о рыбах и аквариуме Беседа о подводном мире (знакомство с подводными обитателями), рассматривание рыбок в электрическом аквариуме Просмотр мультфильма «Лунтик» 1 серия, Рассматривание сюжетных картинок «Подводные обитатели», Д/и «Подводный мир» Пальчиковая игра «Рыбки», рисуем на муке «Рыбки», чтение стихов о рыбах и аквариуме, рассматривание рыбок в электрическом аквариуме |
Январь | 3 4 | Рассматривание сюжетных картинок «Подводные обитатели», Д/и «Подводный мир» Просмотр мультфильма «Фиксики», серия «Аквариум», беседа о подводном мире (закрепление знаний детей о подводных обитателях), Д/и «Подводный мир» Изготовление вместе с детьми «сухого» аквариума в уголок природы. |
Схема реализации проекта
Виды детской деятельности | Организационная деятельность детей |
Игровая деятельность | - Д/и «Подводный мир» - Д/и «Поймай рыбку» - Пальчиковая игра «Рыбки» - Рисуем на муке «Рыбки» |
Коммуникативная деятельность | - Беседа о подводном мире (знакомство с подводными обитателями) - Беседа о подводном мире (закрепление знаний детей о подводных обитателях) |
Познавательная деятельность | - Рассматривание предметных картинок «Рыбы» - Рассматривание сюжетных картинок «Подводные обитатели» |
Чтение художественной литературы | - Чтение стихотворений |
Работа с родителями | - Заседание клуба «За круглым столом» |
III . Заключительный этап.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с аквариумом и его обитателями, дети проявляли интерес и желание играть с дидактическим и наглядным материалом;
- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог.
Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Перспектива на будущее:
Разработать перспективу проекта «Дворик бабушки Матрены» во 2 полугодии в 1младшей группе.
Приложение№1
Детские загадки о рыбках и их жизни
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
Ответ (Аквариум)
Хвостом виляет,
зубаста, а не лает.
Ответ (Щука)
В реке большая драка:
Поссорились два ...
Ответ (рака)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Ответ (Рыбка)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
Ответ (Сом)
Стихи про рыб
Разговор рыбок
В тихой речке
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была,
Я удила рыбака,
Дядю Петю – чудака.
- Где же твой рыбак?
Попался?
- Нет, ушел, хитрец!
Сорвался!
Е. Чеповецкий
Ерши
Над речушкою
В тиши
Шелестят камыши.
А в воде
У камышей
Шесть задиристых ершей.
Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас ершей-малышей
Щука ждет у камышей.
Ю. Могутин
Золотые рыбки
Рыбкам в банку
Сыплют манку.
Рыбки золотом горят.
Мне из манки спозаранку
Варят кашу и твердят,
Что и я от каши той
Тоже буду золотой.
В. Орлов
И рыба клюет
Боится идти на рыбалку рыбак.
- Чего ты робеешь,
Скажи мне, чудак?
К реке не подходит
Трусишка Федот
С тех пор, как прослышал,
Что рыба клюет.
В. Татаринов
***
Леня спрашивает Петю:
- Как вязать для рыбы сети?
- Много дырок надо взять,
Все их нитками связать.
В. Бирюков
Летучие рыбы
Летучие рыбы,
Летучие рыбы,
Вы к нам в детский сад
Прилететь не могли бы?
Летите ж скорее,
Всей группой ждем вас:
Живой уголок появился
У нас
Ю. Капотов
***
Мы ловили рыбу с лодки,
А лентяй – со сковородки.
Мы поджарили треску,
Разделили по куску.
А лентяю – ни куска:
- В море, друг, твоя треска!
И. Демьянов
На рыбалке
Петя с удочкой сидит,
Зорко на воду глядит.
В ней малютки карасята
Роют ил, как поросята.
Стая старых карасей
Водяную карусель
Бойко вертит у крючка,
Отвлекает рыбачка,
Чтобы снять червя с крючка.
Г. Ладонщиков
Одинокий сом
Сом задумался о том,
Как построить в речке дом.
Как построить дом кирпичный
И с окошком, и с трубой,
Как построить дом отличный
Прямо в речке голубой.
Сом не спит в глухую полночь,
Ус в раздумье крутит сом –
Кто б ему пришел на помощь
И помог построить дом?
Потому что и сому
Очень трудно одному.
В. Бояринов
Пруд
На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, -
Рыбкам выпрыгнуть на воздух
Все равно, что нам нырнуть.
Е. Стюарт
Рыбы
Плавниками водят рыбы,
Воду чистую мутят.
Пообедают –
Спасибо
Никогда не говорят.
Так живут они веками.
И куда ни бросишь взгляд, -
Рыбы только плавниками
Благодарно шевелят.
Почему такие рыбы?
Да во рту у них вода!
И они сказать спасибо
Не сумеют никогда.
Л. Рашковский
Щука
Стой, плотва и караси!
И пощады не проси!
Я хозяйка здесь, в пруду.
На охоту я иду.
А. Леонтьев
Приложение№2
Комплексное занятие в первой младшей группе «Аквариум в коробке»
Цель: Вызвать радость от наблюдения за рыбкой, способствовать развитию наблюдательности, помочь детям осознать, что рыбка живая и нуждается в уходе и бережном обращении, с игрушечной рыбкой можно играть. Учить детей наблюдать за рыбкой, отмечая ее строение и поведение. Учит детей нетрадиционной технике рисования губкой.
Материалы и оборудование:
-игрушечные рыбки;
-блюдечки с гуашью желтого, красного цветов;
-кусочки губки;
-тазик с водой, игрушечные рыбки, удочка
-две рыбки на магнитах
-части рыбки - туловище, хвост, плавники
-коробка из под обуви, обклеенная цветной бумагой
При работе над аквариумом проводилось три занятия.
Ход занятия:
1 занятие Воспитатель показывает игрушечную рыбку и говорит: "Смотрите, какая у меня красивая игрушка - игрушечная рыбка. Дети рассматривают рыбку, показывают и называют голову, глаза, туловище, хвост, рот. Где живет рыбка? - в воде. Может ли плавать игрушечная рыбка? Это игрушечная рыбка, она сама плавать не может, с ней можно поиграть. Воспитатель ставит тазик с игрушечными рыбками на стол и спрашивает, какие рыбки у нас плавают? (игрушечные, можно их ловить и вытаскивать из воды? А настоящих рыбок можно вынимать из воды? (нет). Каждый пытается поймать рыбку с помощью удочки.
2 занятие Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прикрепляет рыбку. Дети открывают глаза и определяют в какую сторону плывет рыбка? Воспитатель прикрепляет еще одну рыбку, располагая ее выше первой.
Дети определяют, где расположена рыбка - выше или ниже первой. Затем воспитатель прикрепляет вторую рыбку сзади первой. Куда теперь плывет первая рыбка? Вторая?
Дети садятся за столы и собирают рыбку, называя части тела.
3 занятие. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут раскрашивать рыбок необычным способом. Педагог предлагает детям раскрасить рыбок губкой, обмакнув ее в краску.
Выполнив задание, вешаем рыбок на ниточки в наш аквариум. Посмотрите, какие красивые у нас получились рыбки.
Приложение№3
Комплексное занятия в 1 младшей группе
«Мои любимые рыбки»
Цель: Продолжать знакомить с характерными признаками рыб.
Задачи:
Образовательная:
1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).
2.Учит детей нетрадиционной технике: рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски печатками из картофеля.
Развивающая:
1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.
2.Развивать воображение и творчество.
Воспитательная:
1.Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.
2.Воспитывать чувство композиции и цвета.
Материалы и оборудование:
- картинки с изображением пресноводных, морских, аквариумных рыб;
- блюдечки с гуашью желтого, красного, зеленого и коричневого цветов;
- печатки из картофеля;
- ватные палочки;
- готовые рисунки аквариумов, нарисованные заранее, записи спокойной красивой музыки.
Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, чтение стихотворений о рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.
Ход занятия
1.Организационный момент
Педагог загадывает загадку:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
– Кто это?
- Рыба
- Правильно рыба. А вот еще одна загадка:
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
– Кто это?
- Рыбка
- Правильно, обе загадки были о рыбках. А где живут рыбки?
2. Беседа о рыбах.
Рыба живет в воде. На суше жить не может. Есть про рыбу такая загадка:
Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.
«Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море , в озере, и т д.). Рыбы, живущие в море называются - морские, в реке -речные, в аквариуме - аквариумные.
3.Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?»
Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий – к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет твоих следов нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Воспитатель напоминает, что на дне пруда, в озере, в аквариуме находятся камешки, водоросли, куда может спрятаться рыбка, где может спать.
4.Физкультминутка
Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами (движения по тексту).
Дети изображают резвящихся рыбок.
5.Изобразительная деятельность.
Воспитатель предлагает детям подойти к своим местам, и отмечает, что у детей на столах пустые аквариумы, и в них никто не живет.
В банке – чистая вода,
Пустим рыбок мы туда,
Будут рыбки там играть,
Плавать, хвостиком вилять
Крошки хлеба подбирать
Педагог предлагает детям нарисовать рыбок в аквариуме ладошками, водоросли палочкой ватной или пальчиками, камушки – печатками из картофеля.
Дети рисуют под звуки тихой и спокойной музыки.
Итог:
О ком мы сегодня говорили?
Что нового мы узнали о рыбах?
У рыбы есть голова, рот, глаза, хвост, плавники.
Тело покрыто чешуей.
Приложение№4
Конспект интегрированного занятия по лепке
для детей первой младшей группы
«Домик для золотой рыбки»
Программное содержание:
- Познакомить детей с золотой рыбкой и ее домиком – аквариумом;
- Рассмотреть, что есть в аквариуме (вода, камушки);
- Развивать умение отщипывать кусочек пластилина от большого куска;
- Учить прижимать кусочек пластилина к листу бумаги;
- Развивать умение различать и называть цвета – красный, синий;
- Формировать понятие «один», «много»;
- Ввести в активный словарь детей слова «аквариум», «плавники»;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Воспитывать заботливое отношение к живым объектам;
- Создать эмоционально-положительное настроение, удовлетворение от собственной работы;
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций о рыбах;
- Рассматривание рыбок и аквариума в живом уголке детского сада;
- Рассматривание камешков для аквариума;
Материалы:
- Аквариум;
- Камешки для аквариума;
- Золотая рыбка;
- Пластилин красного и синего цветов;
- Заготовки из картона - аквариум с водой – на каждого ребенка и воспитателя;
- Заготовки золотой рыбки из бумаги на каждого ребенка.
- 2 тарелочки – с красными и синими камешками;
- Клеенки;
- Грамзапись;
Ход занятия:
На столе стоит аквариум с рыбкой, прикрытый платочком.
- Ребята, а что за сюрприз нас ждет на столе? Давайте тихо подойдем, поднимем платочек и посмотрим.
Стеклянный домик на столе
С прозрачною водой,
С камнями яркими на дне
И с рыбкой золотой.
Дети рассматривают аквариум с золотой рыбкой и разноцветными камешками.
- Стеклянный домик для рыбки называется аквариум.
(Дети все вместе, а затем индивидуально повторяют слово «аквариум»).
- Аквариум сделан из стекла, поэтому надо быть осторожным, чтобы аквариум не разбился. Ребята, а что произойдет, если аквариум разобьется? (Дети размышляют и делают простейшие выводы).
- Да, если аквариум разобьется и вода вытечет, то рыбка погибнет. Рыбка может жить только в воде. И дети могут пораниться о разбитое стекло.
- А теперь посмотрим, что находиться в аквариуме?
В аквариум налита чистая вода. На дне аквариума лежат цветные камешки – они радуют нашу рыбку, глядя на цветные камушки, рыбке становится веселее. Давайте скажем, какого цвета камушки лежат в нашем аквариуме. (Воспитатель показывает 2 тарелочки с красными и синими камушками. Дети называют цвета)
- Наша рыбка не простая, наша рыбка золотая. Посмотрите, какая она красивая! На спинке и животике у рыбки находятся плавники. (Дети все вместе, а потом индивидуально повторяют слово «плавники»). А еще у рыбки есть очень красивый хвост. Рыбку надо кормить. Кушает рыбка рыбий корм (воспитатель показывает детям корм) или хлебные крошки. (Воспитатель кормит рыбку и читает стихотворение).
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка – озорница,
Мы хотим тебя поймать,
Рыбка плавником вильнула,
Рыбка хвостиком махнула,
Крошку хлебную взяла
И тихонько поплыла.
- Ребята, а сколько рыбок плавает в нашем аквариуме? (Одна).
( Воспитатель индивидуально спрашивает нескольких детей).
- Ребята, а вы хотите, чтобы у нашей рыбки появились друзья? (Да).
- Только сначала, надо приготовить для рыбки домик, где она будет жить.
Аквариум с водой готов, а вот цветные камушки приготовить не успела. Придется ребята вам потрудиться, украсить ваш аквариум цветными камешками, которые мы приготовим из пластилина.
Дети подходят к столам, на которых лежат заготовки аквариума и пластилин красного и синего цветов. Звучит тихая музыка. Дети поднимают рукава.
Воспитатель берет пластилин красного цвета.
Этот цвет мне назовите. (Красный).
От большого куска
Отщипните кусочек
И по низу листа
Приложите – прижмите.
Отщипните кусочек,
Приложите – прижмите.
Когда дети налепят достаточное количество красных «камушков» воспитатель предлагает детям положить пластилин и выполнить пальчиковую гимнастику.
Ваши ручки занимались,
Ваши пальчики старались.
В руки камушки возьмите
Их тихонечко потрите
И обратно положите.
То же самое с синим пластилином. По мере завершения воспитатель вывешивает работы детей на доску. Дети любуются работами, а воспитатель говорит, что если рыбкам понравятся ваши аквариумы, то они обязательно в них поселятся.
Воспитатель предлагает детям снова подойти к аквариуму. В это время младший воспитатель прилепляет заготовки золотой рыбки при помощи пластилина на детские работы.
- Ребята, как называется рыбий дом? (Дети хором и индивидуально повторяют слово «аквариум»).
- У рыбки есть хвост и ….? (Дети хором и индивидуально повторяют слово «плавники).
- Сколько рыбок плавает в аквариуме? (Одна).
Ой, там, что за чудеса?
Подойдите дети ближе.
Посмотрите, что мы видим:
Потрудились вы не зря,
Рыбка золотая –
В каждый домик приплыла.
Воспитатель обращает внимание детей на появившихся в аквариуме рыбок. Дети радуются появлению рыбок.
- Ребята, на столе в аквариуме рыбка одна, а на доске в ваших аквариумах рыбок сколько?
(Дети хором и индивидуально повторяют слово «много»).
Наша рыбка не простая,
Наша рыбка золотая,
Вам велела передать:
«Молодцы, какие дети!
Нет лучше вас на свете!
Всем спасибо вам, друзья!
Приложение№5
Ознакомление с окружающим детей 1 младшей группы
«Путешествие в подводный мир»
Программное содержание: познакомить детей с морскими обитателями, учить видеть красоту подводного мира; развивать образное мышление; воспитывать интерес и положительное отношение к занятиям.
Оборудование: фланелеграф; силуэты для выкладывания морского пейзажа: рыбы, медузы, морской конёк; СD – диск «Звуки природы для детей»; дидактическая игра «Подводный мир»
Связь с другими занятиями и видами деятельности: рассматривание иллюстраций из серии «Океан», пальчиковая игра «Рыбки», игры с водой: «Волшебная губка», «Поймай рыбку»
Ход занятия:
Звучит музыка «Океан под звездами»
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в подводное царство. Давайте посмотрим, как там красиво!
Педагог выкладывает на фланелеграфе подводный пейзаж, сопровождая рассказом. Затем предлагаем детям поиграть в пальчиковую игру «Рыбки»
Рыбки плавают в реке (ладони вместе)
В чистой, тепленько воде, (извилистые движения ладонями)
То сожмутся, разожмутся, (обхватывают руками свое тело,
затем разводят руки в стороны)
То зароются в песке (вращающие движения руками)
Педагог предлагает вниманию детей игру «Подводный мир». Далее просим внимательно посмотреть и запомнить, что изображено на данной сюжетной картине и вынимает вкладыши.
Дети внимательно рассматривают силуэтные картинки и подбирают нужные вкладыши, после чего собирается картина подводного мира.
Для детей старшей подгруппы игра представляется без вкладышей. Дети самостоятельно находят нужные фигуры, из предложенных вкладышей, методом подбора.
Приложение№6
Пальчиковая игра
«Рыбки»
Рыбки плавают в реке (ладони вместе)
В чистой, тепленько воде, (извилистые движения ладонями)
То сожмутся, разожмутся, (обхватывают руками свое тело,
затем разводят руки в стороны)
То зароются в песке (вращающие движения руками)
Со словами «Хлоп» дети снова делают ладони вместе - «поймали рыбку» и игра повторяется.
В конце игры дети раскрывают ладони (отпускаем нашу рыбку) со словами «Рыбка, плыви!»