НОД по реализации программы "Социокультурные истоки" на тему "Мастера и рукодельницы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Яковлева Зоя Валериевна

Конспект занятия по истокам на тему "Мастера и рукодельницы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_istokam.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Под музыку воспитатель (хозяюшка) в русском народном костюме и дети входят в зал, встают в полукруг.

Хозяюшка: - Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.

Дети: - Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).

Хозяюшка: - Ребята, я Вас сегодня хочу пригласить  в мою избу. У меня изба просторная, всем места хватит.

Эй, честные господа,

Ко мне пожалуйте, сюда.

Хозяюшка: - Проходите, присаживайтесь на самые удобные места.

Дети под музыкальное сопровождение проходят в избу-мастерскую, садятся на лавочку. Звучит тихая спокойная музыка

Хозяюшка: - Посидим рядком поговорим ладком.  Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?

Дети: - Россия.

Хозяюшка:  Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки. (слайд №1)

Хозяюшка: А хотите ли вы, ребятки, увидеть, как жили в старину на Руси? Дети: - Да, хотим.

- Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.

“Катись, катись яблочко по блюдечку,

Покажи нам Русь-матушку”

 Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана.

По каждому слайду ведётся небольшой рассказ:

Хозяюшка: - Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.

5 слайд: Столетиями жители этих деревушек работали в поле и на огороде,

6 слайд: занимались ловлей рыбы, скотоводством, сбором ягод и грибов, охотой,

7 слайд: пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками!

8 слайд: Серые фасады домов расписывали невиданными цветами и травами,

9 слайд: украшали окна деревянной резьбой,

10 слайд: Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины,

11 слайд: плели кружева,

12 слайд: вышивали на полотенцах и, конечно же, все это они мастерили своими руками, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение».

Хозяюшка: - Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с мастерами и рукодельницами своего дела.

Хозяюшка: - Вы, ребята, наверное, слышали, что про некоторых взрослых говорят: «Это – рукодельница», а «этот – мастер». Кто такая рукодельница? (Кто шьет, вяжет, вышивает,..) И мы, ребята, с вами находимся в непростой избе, а в творческой мастерской. Здесь трудятся настоящие рукодельницы.

- В давние времена, мастерицы - рукодельницы собирались в большой избе. Долгими зимними вечерами, под тихий треск лучины или при свете керосиновой лампы, шили, вышивали, плели корзины, пряли, вязали своим детям, внукам, родным и близким теплые народные и красивые вещи. Вязали эти красивые и теплые вещи из овечьей шерсти.

- Давайте внимательно рассмотрим их работы. Посмотрите, какая красота!

Прядение

Плетение

Ткачество

Шитье

Вышивка

- Все это древнейшие и нужные занятия всех женщин. Учились такому искусству девочки с шести-семи лет.

- Ребята, а кто такой  мастер? (Ответы)

- Да, это тоже умелец. Человек, который знает свое дело и умело его выполняет. И главное – он любит своё дело, про такого мастера говорят: «Он работает с душой». С любовью выполненная работа мастером и рукодельницей радует и греет душу всем людям.

- Послушайте, пожалуйста, народную поговорку «Мастер своего дела». Как вы это понимаете? (Ответы детей)

- Да, они в одном, своем деле, именно в своей профессии талантливы: если он часовщик – мастер, то он отлично разбирается в часах, быстро найдет поломку, качественно выполнит ремонт. Если он учитель, то он легко и понятно объясняет ученикам тему урока. Если он плотник, то он сделает качественную мебель.

- А вот иногда про кого-то говорят с восхищением «Мастер на все руки» Как вы это понимаете? (Ответы детей)

-Да, это тот человек, который умело, качественно может выполнить много разных работ: он умеет и шить и вязать, и мебель сколотить, и пирогов напечь, и т.д.  

- Дети, во все времена люди особенно почитали умелых и талантливых мастеров. И это не удивительно. Их труд укреплял наше Отечество, обогащал душу человека. Выбор любимого дела всегда был важным этапом жизненного пути и определялся, главным образом, глубокой любовью к выполняемой работе.

- Именно радость труда побуждала людей встать на путь мастерства.

- Каждая профессия важна и уважаема. Работа, выполненная с  любовью мастерами и рукодельницами, радует и греет душу всем людям.

- Издавна существует традиция передачи опыта мастерства от старших к младшим. Часто, если в семье мама портниха, то дочь становилась швеей; в семье гончаров дети часто становились гончарами.

- Чтобы стать хорошим мастером надо любить свою профессию и правильно выбрать её. Кто хочет рассказать, кем хочет стать, когда вырастет? (Ответы детей)

- В каждой профессии есть свои орудия труда, отгадайте загадки про них и скажите, к какой профессии они относятся.

Дидактическая игра «Отгадай загадки»

Воспитатель загадывает 6-7 загадок про орудия труда

 У конька, у горбунка –

Деревянные бока,

У него из-под копыт

Стружка белая летит.

(рубанок)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

(краски и кисть)

Железная рыбка ныряет,

А хвост на волне оставляет.

(иголка с ниткой)

Ни минуты не молчал,

Все стучал, стучал, стучал.

(молот)

В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Поет заливается.

А как называется?

(скрипка)

 Хозяюшка: - Ребята, на посиделках люди работали, веселились, делились своим трудовым опытом. Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Подтверждение тому - пословицы и поговорки о труде. А какие вы знаете?

1-й ребенок: Без дела жить, только небо коптить.

2-й ребенок: Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.

3-й ребенок: Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

4-й ребенок: Скучен день до вечера, коли делать нечего.

5-й ребенок: Труд кормит, лень портит.

6-й ребенок: Без нитки да иголки шубы не сшить.

7-й ребенок: Белые ручки, чужие труды любят.

8-й ребенок: Все скоро сказывается да не скоро дело делается.

Хозяюшка:

- Терпение и труд все перетрут.

- Делу время, а потехе - час.

- Маленькое дело, лучше большого безделья, а сделал дело:

Все: «Гуляй смело».

Хозяюшка: На посиделках не только работали, но и пели песни, танцевали, веселились.

Засиделись наши ножки,

Надо их размять немножко.

В круг скорее вы вставайте,

Дружно песню запевайте!

Игра хороводная «Сударушка»

Звучит русская народная музыка, хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами:

Ой, ребята, посмотрите!

У нас в мастерской сундук стоит.

Я уверена, много тайн он хранит

К сундуку я сейчас пойду

Может, что-нибудь в нём найду.

Достаёт из сундука тряпичную куклу.

Хозяюшка: - Ребята, а Вы любите играть? Вспомните, как много у нас игрушек, и все разные. Назовите свои любимые игрушки. (Ответы). Из каких материалов они сделаны? (Из металла, пластмассы, резины, меха, ткани). Что умеют делать ваши игрушки? (Двигаться, летать, ездить, петь, разговаривать). Откуда они берутся? (Их делают на фабриках, они продаются в магазинах).

-  А вот в старину ребятишки не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. И чаще всего их мастерили сами родители. Или долгими, длинными вечерами их делали игрушечных дел мастера и потом продавали на ярмарках. 

- До чего же хороши старинные игрушки! И это не удивительно – ведь мастера вкладывали в игрушку всю свою фантазию, любовь.

- Ребята, а Вы хотите сами стать игрушечных дел мастерами и сделать самую старинную игрушку – тряпичную куклу?

- Перед вами на столе лежит кусочек ткани – лоскуток (какой он формы?) Из него мы с вами сделаем самую старинную русскую куклу – пеленашку. Это не просто кукла – в старину верили, что она может защитить ребёнка от всякого зла, болезней. Её клали в колыбель к младенцу.

- Положите лоскуток перед собой так, чтобы сверху был один уголок, а внизу – другой. Загнём верхний уголок вниз, а нижний – наверх, свернем левый и правый уголки – получилась куколка-пеленашка. Завяжем вокруг неё атласную ленточку. (Дети сворачивают куколку). 

Самостоятельная работа под народную музыку.

Хозяюшка: - Дети, трудно быть мастерами? (Ответы детей). Да, дорогие мои, чтобы стать мастером, нужно немало потрудиться, многому поучиться. У вас есть все для того, чтобы в будущем стать настоящими мастерами и рукодельницами.

Хозяюшка: - Ой, какие красивые куколки  у Вас получились.

Хозяюшка: 

Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

И чтоб было нам веселей,

Не забудем таких мы корней!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

Исполняется хоровод с куклой под русскую народную песню «Хоровод – оберег».

Все дети встают в круг, в центре водящий-хозяюшка с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.

Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,

Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга

- С куклой ты попрыгаешь?

- Попрыгаю, попрыгаю!

- А ты ножками подрыгаешь?

- Подрыгаю, подрыгаю!

-А ты ручками похлопаешь?

- Похлопаю, похлопаю!

- А ты ножками потопаешь?

- Потопаю, потопаю!

-Ручками помашем?

-Помашем, помашем!

-А потом попляшем?

- Попляшем, попляшем!

Выставка работ кукол на столе.

Хозяюшка: - Дорогие мои, недаром настоящих мастеров и рукодельниц  любят и помнят долгие годы. Красота, нашедшая отклик в человеческом сердце, не умирает, а живет в памяти людей, передается из поколения в поколение. Люди говорят «Каков мастер, такова и работа»

Работа в ресурсном кругу.

Хозяюшка: - А теперь ребята, встаньте, пожалуйста, в круг, касаясь друг друга плечами. Чувствуете тепло соседа? Представьте, что вы все взрослые и все стали мастерами и рукодельницами. Про вас можно сказать много хороших слов. Давайте мы  эти слова сейчас скажем друг другу. Начну я. Не забывайте ласково задеть соседа, говоря доброе слово, и улыбнуться. (предполагаемые слова: добрый, умелый, внимательный, добросовестный, старательный, умный, аккуратный, трудолюбивый, душевный, терпеливый, толковый,..)

По окончании  дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».

Хозяюшка: - Ребята, давайте,  наших кукол подарим гостям, но сначала надо пожелать что-нибудь хорошего и доброго.

- Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.

Начинает хозяюшка: «Я хочу вам всем пожелать мира и добра!»

После того как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра.

Хозяюшка тихонько раскачивает ее со словами: - Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! - подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

Дети дарят куколки-обереги гостям под музыкальное сопровождение.

Хозяюшка: -  Мы сегодня с вами много говорили о творении мастеров и рукодельниц,  прекрасно потрудились, замечательно справились с работой.

Хозяюшка:

Вот и посидели,

Вот и поговорили,

Вот и поработали,

Вот и повеселились.

До свидания, гости дорогие,

Приходите еще ко мне в гости.

Звучит народная музыка, дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Рукодельница и Ленивица". Правила безопасной работы с иглой и ножницами.

В нашем детском саду разработана программа развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами народной игрушки ( на примере текстильной куклы) "Куклы из бабушкиного сундука...

Приложение к педагогическому проекту "Рукодельница"

Приложение к педагогическому проекту....

Конспект непосредственной образовательной деятельности"Мастера и рукодельницы" для детей подготовительной к школе группы.

В конспекте раскрываются такие понятия как, "мастер", "рукодельница". Использовались поговорки о труде, о людях- мастерах своего дела.  На занятии использовались схемы парных картин( изобра...

Изготовление куклы Чудесница-Рукодельница (Золотое рукоделие)

«Золотое рукоделие».              Тема: «Чудесница – Рукодельница»Цель:  Учить детей изготавливать самодельные  игрушки...

План работы дизайн-студии «Рукодельница» на 2013-2014 учебный год

План работы дизайн-студии «Рукодельница» на 2013-2014 учебный год...

Конспект занятия «Рукодельница и Ленивица»

Цель занятия: Воспитание морально-этических правил и норм поведения, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев....

Творческая выставка "Наши мамы рукодельницы"

Статья о работе с родителями, может быть полезна воспитателям...