Методическое объединение на тему "Экспериментирование" н.о.д."Воздух и его свойства" с использованием и.к.т.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бурлакова Светлана Викторовна

Интегрированное  занятие по исследовательской деятельности с целью развития познавательную активность в процессе экспериментирования и расширения знаний о воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodobedinenie_na_temu_eksperimentirovanie.rar2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

«Воздух и его свойства»

Форма обучения: интегрированное  занятие по исследовательской деятельности

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

  • обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
  • познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
  • развивать навыки проведения опытов;
  • развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
  • воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать её от вредного воздействия.

Словарь: атмосфера, воздушный;

Оборудование: сундучок с письмом, письмо-маршрут поиска клада звукозапись, свечка, фарфоровое блюдце, спички, планета Земля, чашечки с чесноком и лимоном, соломинки для коктейля, бумажные веера, зубочистки, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой; слайды: планета Земля, дымящиеся трубы завода, пожары, курящие люди, машины.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришли гости поздоровайтесь с ними

(Звучит легкая приятная музыка)

Сделайте глубокий вдох, выдох

Вдохните здоровье, выдохните болезни!

Вдохните добро, выдохните неприятности!

Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!

Нам легко и приятно!

(Садятся на места)

Ребенок рассказывает стихотворение:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Воспитатель:

  • А что такое природа? (Ответы детей)
  • На какие две группы можно разделить природу? (Живая и неживая)

Воспитатель: 

  • Назовите что можно отнести к живой природе? (Ответы)
  • А к неживой? (Ответы детей)
  • Вывод: живая природа – это все что растет, двигается, дышит, размножается. (Мнемотаблицы)

Игра «Будь внимательным»

Воспитатель называет то, что относится к живой и неживой природе, если это живая природа дети хлопают, если неживая не хлопают. (Заяц, дерево, солнце, трава, снег, воздух, цветы, божья коровка, воздух, луна, грибы) 

 

Воспитатель: Ребята, нам лесовичок из леса что то отправил.

Игра «Найди сундучок»

Дети по заданию воспитателя ищут сундучок.

Под салфеткой находится сундучок.Чтобы сундучок открылся давайте все вместе скажем волшебные слова: «Чок-чок-чок открывайся cундучок» (Дети повторяют слова).

Воспитатель открывает сундучок, спрашивает детей: Что же в нем?

Дети: Ничего нет.

Воспитатель: Нет, здесь что то есть, а что вы узнаете, отгадав загадку.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: И сегодня мы с вами будем работать в лаборатории как настоящие ученые, чтобы лучше узнать все о воздухе. Согласны?

Воспитатель: Скажите, как называется наша планета?

Дети: Земля. (Воспитатель показывает детям глобус)

Воспитатель: Чем окружена наша планета?

Дети: Воздухом.

Воспитатель: Эта удивительная оболочка вокруг земли называется атмосфера. И где бы мы ни были - дома или в лесу, на море или на суше, везде есть воздух.

Воспитатель:  А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?

Дети: Нет, без воздуха человек  не может жить

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Что еще есть прозрачное в группе? (Стекло)

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1. Поймаем воздух

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: В пакете ничего нет, он пустой.

Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?

Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.

Воспитатель: Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?

Дети: Из пакета выходит воздух.

Воспитатель: Развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?

Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку. Вот и в сундучке мы не увидели воздух, потому что он бесцветный.

Опыт 2. Воздух в человеке

Воспитатель: Как вы думаете, есть ли воздух внутри человека? Сейчас мы это узнаем.

Посмотрите, на столе у вас стаканчики с водой. Что вы видите в стаканчиках?

Какая вода?

Что делают горошины? (Лежат на дне стаканчика)

Хотите оживить горошины?

Что нам может помочь? Правильно, воздух.

Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки)

Что происходит? Появились пузырьки - это воздух.

Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины?

Дети: Они двигаются.

Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. Молодцы. Значит, воздух есть внутри нас?

Дети: Да.

Опыт 3. Ветер – это движение воздуха

Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?

Воспитатель: Ребята, нам сегодня пригодиться веер, который мы с вами мастерили. Возьмите веер и  помашите веером перед лицом. Что вы чувствуете?

Дети: Ветер.

Воспитатель: Какой делаем вывод?

Вывод: Когда воздух движется, получается ветер. Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.

Игра на внимание «Четыре стихии»

Земля – опускают  руки вниз.

Вода – вытягивают руки вперед.

Огонь – вращают руками перед грудью.

Воздух – поднимают руки вверх. (Повторить 3 -4 раза)

Опыт 4. Воздух можно услышать

Воспитатель: Предлагаю вам услышать воздух .Посмотрите ,сейчас я надую шарик,  где сейчас воздух?

Дети: он внутри шарика.

Воспитатель: Чтобы услышать воздух, надо спустить шарик. (Воспитатель спускает шарик).

Что происходит?

Дети: Воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.

Вывод: Звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

Дети кладут ладошку на живот и вдыхают носом воздух, надувая живот, затем выдыхают воздух через рот.

Опыт 5. Воздух не имеет запаха

Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Дети: Если воздух чистый, то он не имеет запаха.

Воспитатель: А когда мы заходим с прогулки, запах чего мы чувствуем?

Дети: Еды.

Воспитатель: А когда горит лес, запах чего мы чувствуем? (Дыма)

Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться. (Воспитатель берет чашечку, открывает ее и машет над ней веером)

Запах чего вы почувствовали?

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. А вот воздух может присваивать разные запахи, и когда воздух движется, то доносит до нас разные запахи.

Физминутка

Игра с воздухом «Парашют»

У меня для вас приготовлен сюрприз.

Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой пленки. Она какая? (Легкая, воздушная, воздуху послушная).

Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух! (Воспитатель предлагает всем детям встать в круг и взяться за края пленки)

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Загадка

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть, чуть голубоват.

А порой такой красивый -

Кружевной и синий-синий!

(Небо)

Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку. Что такое небо? (Небо это толстый слой воздуха)

(Воспитатель обращает внимание детей на облака вырезанные из бумаги)

Воспитатель: Ребята посмотрите и представьте что это небо, а на небе разные облака. (Звучит песня «Облака, белогривые лошадки»)

Игра ТРИЗ «На что похожи облака?»

Воспитатель: Расскажите, что еще в нашей жизни загрязняет воздух? (Ответы детей) 

Посмотрите. (Показ слайдов)

Слайд 1, 2 - Дым заводов.

Воспитатель: На заводах и фабриках ставят специальные фильтры, которые очищают воздух.

Слайд 3, 4 – Пожары.

Воспитатель: Нельзя разводить костры в лесу, если развели небольшой костер, то уходя надо его затушить.

Слайд 5, 6 - Дым сигарет.

Воспитатель: Курить нельзя! Это не только загрязняет воздух, но и очень вредно для здоровья.

Слайд 7, 8 – Машины.

Воспитатель: Выхлопные газы тоже загрязняют воздух. Ученые работают над этой проблемой, придумывают горючее, которое бы не так загрязняло воздух.

Опыт 6. Пламя загрязняет воздух

Воспитатель зажигает свечу. Горит пламя. 

Воспитатель: Может ли пламя загрязнить воздух?

Воспитатель держит над пламенем свечи (на расстоянии 1-2см) стекло или фарфоровую чашку. После обращает внимание детей на то, что предмет снизу почернел - покрылся слоем копоти.

Воспитатель: Ребята, вы увидели, что даже такое маленькое пламя, способно загрязнить воздух.

Воспитатель: Почему мы не задыхаемся? (Ответы детей – зеленые растения очищают воздух).

Воспитатель: Да, ребята, важными очистителями воздуха и поставщиками кислорода являются растения.

Слайд 9, 10, 11 – Растения (деревья, кустарники, цветы  и т.д.).

Воспитатель: Чем больше растений, тем чище воздух. Человеку природа дала воздух и он должен не только брать, но и беречь, охранять воздух от загрязнения. 

Ребенок читает стихотворение.  

Давайте лес любить, оберегать

И взрослым в этом деле помогать.

Беречь леса, поля и реки,

Чтоб сохранилось все на веки!

Воспитатель: А сегодня мы еще порисуем с помощью воздуха! (Кляксография).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на методическом объединении "Использование игры как терапевтического средства в процессе игры"

Терапевтические игры ставят своей целью устранение эффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающее - достижение более адекватной адаптации и социализации детей....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на методическом объединении логопедов "Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения детей с ОНР"

Многие логопеды-практики часто задают себе вопрос: как сделать занятия по автоматизации звуков разнообразными, увлекательными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется не просто из занят...

мой доклад на методическом объединении по использованию в работе сказкотерапии.

 «Использование сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР»....

Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение        «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования.

4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...