Космос_конкурс
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по теме: «Путешествие в космос».
Программное содержание:
Формировать у детей понятие «космос», «вселенная»; объяснить, что представляет собой вселенная, ввести понятие «звезда», «галактика».
Содействовать активному использованию в речи разных типов предложений, учить вступать в диалог со взрослыми; по желанию делиться своими мыслями, чувствами, знаниями, использовать монологическую речь.
Воспитывать общие ценности коллективного труда, для достижения общей цели.
Материал и оборудование: мультимедийная доска с видео «Звуки космоса», ракета, инопланетянин (игрушка), мяч обернутый фольгой, фонарик, воздушные шарики.
Активизация словаря: Марс, вселенная ,галактика.
Предварительная работа: просмотр презентации «космос». Оформление выставки рисунков детей «Космос - это здорово».
Интеграция областей: социализация, коммуникация, природный мир.
Ход занятия:
В группе появляется «маленький принц».
-Здравствуйте, интересно, где я нахожусь?
Воспитатель.
-Здравствуй мальчик, а ты кто такой?
-Я Маленький принц, и я путешествую с планеты на планету в поисках друзей, я живу на очень маленькой планете, в другой галактике, мою планету окружают тысячи звезд, но у меня там нет друзей, только растет одно роза. Поэтому я отправился в путешествие. Я был на многих планетах и вот прилетел к вам, но не знаю, как называется ваша планета.
Воспитатель:
Я знаю, знаю тебя. Я про тебя читала книгу.
Хочешь, наши ребята расскажут тебе, где ты находишься.
М. Принц
-Конечно, хочу.
Ребенок
Живем мы на планете,
По имени Земля.
И лучшей во вселенной еще не видел я.
Есть горы и равнины,
Леса есть и поля,
Есть реки и озера,
Глубокие моря.
К нам прилетайте гости-
Со всех концов вселенной.
Мы встретим вас с поклоном.
Всех встретим непременно!
М. Принц
Раз вы меня приглашаете к себе на Землю, я тоже хочу пригласить вас осмотреть вселенную и послушать звуки космоса.
(На интерактивной доске включается видео «Звуки космоса».)
Воспитатель:
Нам очень понравилось. А хочешь в благодарность за это мы для тебя с ребятами почитаем стихи.
М. Принц
О да, я люблю слушать стихи и разные истории.
(дети читают стихи)
1.По порядку
Все планеты,
Назовет любой из нас.
Раз - Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь – Уран,
За ним - Нептун,
Он восьмой идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием - Плутон.
2.Ночь на небе темно синем,
Испекла румяный блин.
Из космической корзины,
Прикатился апельсин.
Или блюдце золотое,
Засияло в вышине,
Фантазировать порою,
Так занятно при Луне.
3. Сатурн
У каждой планеты, есть что - то свое,
Что ярче всего отличает ее.
Сатурн непременно узнаешь в лицо-
Его окружает большое кольцо.
М. Принц.
Мне ваши стихи очень понравились, а вы умеете отгадывать загадки про космос?
Загадки
1.Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете-
На орбите, как на зло,
Появилось-… (НЛО)
2.До луны не может птица долететь и прилуниться,
Но зато умеет это делать быстрая -…(ракета)
3.Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный -… (телескоп)
Молодцы ребята, умеете отгадывать загадки, а что же вы еще умеете делать?
Воспитатель предлагает ребятам спеть частушки про космос для маленького принца.
Частушки
1.мы не раз шиповник пили,
Витамины, дрожжи, чай.
Все здоровы, веселы мы,
Хоть нас в космос отправляй.
2.Математика нужна,
Чтобы луны лучше счесть,
Пусть одна у нас луна,
У Нептуна целых шесть.
3.Мы построили ракету,
Полетим теперь на Марс.
Марсианам по привету,
Передадим мы там от вас.
4.Чтобы в космос полететь,
Нужно многое уметь-
Быть красивым, крепким, ловким
Нужно только захотеть.
5.К нам комета прилетала,
Покатала на хвосте,
И чуть-чуть нам рассказала
О космической стране.
6.Я ракету снаряжаю,
Собираюсь на луну.
Может в космосе далеком,
Я себе друзей найду.
М. Принц
Хорошо вы ребята петь можете, а знаете ли вы, как летает ракета?
Хотите я вам, покажу это, используя воздушный шарик.
Надуйте воздушные шарики и выпустите их вверх, подобно этим шарикам космические ракеты улетают в космос.
Воспитатель
Ребята, а давайте мы поиграем с маленьким принцем в игру «Найди десять отличий». Перед вами две планеты: планета Земля и планета Марс.
Маленький принц ты был на Марсе?
М. Принц
Да и могу вам рассказать о нем.
Марс похож на землю. Его сутки всего лишь на 10 минут дольше земных. Как и на земле, друг друга меняют лето и зима. Днем в летний день на марсе 0 градусов Цельсия, а ночью до 80 градусов. Зимой мороз в -125 градусов Цельсия. А еще если прыгнуть с луны Марса то можно улететь.
Воспитатель
Ну а теперь, поиграем. (игра)
М. Принц
Молодцы ребята, хорошо слушали мой рассказ про Марс, поэтому и назвали различия между Марсом и Землей. Но вот одно мне не понятно на вашей планете, почему Луна бывает разной: то круглой, то полукруглой, а бывает, что ее вовсе не видно.
Воспитатель
А знаешь, маленький принц ребята тебе объяснят на опыте, почему так происходит
Возьмите фонарик - это будет наше солнышко. Большой обернутый фольгой мяч - это наша луна. Мне помогут ребята. Встань принц в середину комнаты изображая Землю, пусть любой твой друг встанет в нескольких шагах от тебя, подняв над головой мяч –«Луну». Пусть второй друг встанет в нескольких шагах от тебя – подняв над головой мяч – «Луну». Пусть третий ребенок встанет в нескольких шагах от «Луны» и будет все время освещать ее фонариком «Лучами солнца». Когда ребенок «Луна» обойдет вокруг ребенка «Земля», ты увидишь все фазы луны.
М. Принц
Мне понравился этот опыт, но мне пора возвращаться на свою планету, к розе, она ждет меня.
Воспитатель
На прощание маленький принц мы споем тебе песню.
Музыка Оскар Фельцман, слова Владимира Войнович
Я ВЕРЮ ДРУЗЬЯ
Заправлены в планшеты,
Космические карты,
И штурман уточняет
В последний раз маршрут.
Давай-те ка ребята,
Споемте перед стартом,
У нас еще в запасе,
14 минут.
Припев:
Я верю друзья
Караваны ракет
Промчат нас друзья от звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далеких планет
Останутся наши следы.
2.Когда нибудь с годами
Припомним мы с друзьями
Как по дорогам звездным
Вели мы верный путь.
Как первыми сумели,
Достичь заветной цели,
И на родную землю
Со стороны взглянуть.
Припев
Давно нас ожидают
Далекие планеты,
Холодные планета,
Безмолвные поля.
Но не одна планета,
Не ждет нас так, как эта,
Планета дорогая по имени Земля.
М. Принц
Спасибо ребята за гостеприимство на вашей планете, до свидания, да новых
встреч.
(Гасится свет, на экране загораются слайды.Воспитатель рассказывает.)
В необъятных просторах космоса вращается наша Земля.
Она – одна из планет Солнечной системы. Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг звезды – Солнца.
Планет всего девять, все они разные. В глубокой космической мерзлоте, на границе солнечной системы, движутся планеты – небольшие тела изо льда, пыли и камней. А между орбитами Марса и Юпитера расположено большое скопление астероидов – каменных глыб.
Земля - третья от Солнца планета.
Она представляет собой огромный каменный шар, большая часть поверхности которого покрыта водой.
Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.
Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Звезды кажутся нам из далека светящимися огоньками, потому что они находятся очень далеко. На самом деле каждая звезда – это гигантски газовый шар, подобный нашему солнцу, который излучает тепло и свет.
Созвездие – это узор из звезд, создающих какую-либо фигуру.
Первым человеком покорившим космос, был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. В невесомости у человека расправляется позвоночник, поэтому человек вырастает на 2-5 см. за время космического полета. Когда же он возвращается на землю, его рост становится прежним.
Полет продолжался 1 час 48 минут. Корабль «Восток» совершил один оборот вокруг Земли.
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель. В. Степанов.
Для проведения некоторых исследований нужно, чтобы человек долгое время находился в космосе. Были придуманы космические дома - орбитальные станции. Спутники, запущенные человеком в космос присылают на Землю снимки нашей планеты и снимки космического пространства.
- Ребята, понравилось вам в космосе?
- Что особенно запомнилось?
- Как называются люди, летающие в космос на космических кораблях? (космонавты)
- Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Гагарин)
- А как назывался корабль, поднявший его в небо? («Восход»)
- Какие вы молодцы ребята, так внимательно слушали.
В. – Побывать в космосе, это большое событие, которое дарит множество впечатлений, а впечатления очень хорошо помогают творчеству. Поэтому я, предлагаю вам запустить наши ракеты в космос. Надуйте воздушный шарик и зажмите его отверстие. Направьте шарики в потолок и запустите их. Резиновые стенки шарика давят на воздух и заставляет его вылететь струей. Возникает реактивная сила, которая толкает шарик вверх.
Вместо воздуха космическая ракета использует раскаленные газы. Они образуются в двигателе ракеты из сжигаемого топлива и вылетают мощными струями из сопел ракеты (отверстие в шарике, тоже своего рода сопло). Струи газов толкают ракету в противоположную сторону – как струя воздуха толкает твой шарик.
Физминутка
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться о опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
В. – Ребята, давайте посмотрим, что лежит у нас на столе, это фонарик и мяч обернутый фольгой. Мы с вами ребята сейчас проведем опыт: называется он «Как меняется фаза луны». В нашей группе темно, закрыты окна, погашен свет, представьте ребята, что наступила ночь. Фонарик - это наше солнце, большой обернутый фольгой мяч-вместо луны, а еще двое друзей. Встаньте в середину группы, изображая собой землю. Пусть Даниил встанет в нескольких шагах от Макса, подняв над головой мяч «Луну». Пусть Ира встанет в нескольких шагах от «Луны» и будет все время освещать ее фонариком («лучами солнца»). Когда «Даниил –Луна», обойдет вокруг тебя, вы ребята увидите все фаза «Луны».
Алгоритм выполнения работы.
А теперь ребята мы с вами сделаем свою собственную вселенную. Надувайте все шарики до размеров апельсина и держите его, не выпуская воздух. Нарисуйте на шарике около 20 галактик фломастером примерно одинаково. - спиральных, эллиптических, неправильных. Пусть расстояние между ними будет
Глядя в зеркало ребята, надувайте шарик. Видите, как галактики движутся, удаляясь одна от другой? Подобно воздушному шару. Вселенная расширяется, и все ее галактики удаляются одна от другой.
В. – Все понятно? Ну, тогда приступаем к работе.
(самостоятельная деятельность детей)
Во время работы звучит лёгкая музыка.
В. – Ребята вам понравилось.
В. – Какая работа на ваш взгляд получилась самая интересная? Почему?
В. – Понравились вам в космосе? Ну, а нам свами пора отправляться на Землю, ведь зде