«Где же пятый океан?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
/ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gde_zhe_pyatyy_okean.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Ельниковский детский сад №2»
«Где же пятый океан?»
/ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ/
Разработала и провела : воспитатель высшей
квалификационной категории
Вятлева Елена Николаевна
Ельники 2007
Цель: Формировать представление детей о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать. Упражнять в умении подбирать прилагательные и согласовывать их с существительным. Воспитывать любовь и интерес к природе.
Материал: Бутылочки для фитобара, карандаши, бумага, пакеты, лупы, трубочки, стаканы с водой.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Я приехала к вам из другого детского сада. В нашем детском саду очень любят экспериментировать, проводить опыты. А вы любите экспериментировать?
Попробуйте вначале отгадать загадку.
Земля есть - пахать нельзя, Луга есть - косить нельзя, В реках, в море воды нет. (Глобус.)
Вот здесь у меня и спрятался глобус. Молодцы, отгадали правильно. А что же это такое — глобус?
(Глобус - макет нашей планеты Земля, макет земного шара.) Какого цвета на глобусе больше? (синего)
Этой краски действительно на нем больше, чем зеленой, желтой или
коричневой. Что принято обозначать на картах и на глобусе, синим цветом? (Синий цвет — вода.)
Вы знаете названия каких-нибудь океанов? (Северный Ледовитый,
Тихий, Индийский, Атлантический.)
Сколько океанов омывает сушу? (Четыре.)
Кто живет в океане? (Рыбы, киты, дельфины.)
Скажите, а где живут люди? (На земле, иначе - на суше.)
А я хочу сегодня раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на
дне океана - пятого океана. Вы со мной согласны? Давайте проверим, правда это, или нет.
Посмотрите, что это у меня? (Пакет.)
Есть в нем что-нибудь? (Нет.)
Набираю в него воздух и закручиваю открытый конец так, чтобы пакет стал упругим.
Так что же в пакете? (Воздух.)
Приятно иметь дело со знающими людьми. Именно так и называется
пятый океан, в котором мы с вами живем. Воздушный океан. Проверим? (Да.)
У вас у всех есть пакеты, сделайте это сами. А можно подумать, что
пакет пустой? Почему? (Воздух прозрачный, невидимый.) А какой еще бывает воздух? Как о нем можно сказать? (Свежий,
морозный, горячий, холодный.)
Поиграем? Поймайте воздух ладошками. (Он везде, но невидим,
поймать его нельзя.)
Ладошками поймать воздух не получилось, но его можно набрать в
какой-то предмет, например, в воздушный шарик. Возьмите шарик и надуйте его. А теперь выпустите из шарика воздух себе на ладошку. Почувствовали его? Поймать ладошкой не смогли, но смогли ладошкой почувствовать воздух.
Посмотрите, что это такое лежит у вас на столах? (Трубочки, у них
есть отверстия.)
Для чего они нужны? (Сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают.)
- Подуйте в трубочку на свою ладошку. Что вы почувствовали?
(Ветерок.)
Откуда он появился? (Выдохнули воздух.)
Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого
нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Давайте все вместе попробуем. Что вы увидели в воде? (Пузырьки.)
Откуда они появились? (Это из трубочки выходит воздух, он легкий,
поднимается через водичку вверх.)
Молодцы, а теперь все это положите, и ответьте мне, пожалуйста, что
такое быстро движение воздуха? (Ветер.)
Верно. А сейчас я превращаю вас в ветры. С места поднимайтесь, в
ветры превращайтесь.
Физкульт минутка.
Ветра в комнате не было и все здесь остановилось, замерло. А если
вы, ветры, подуете, то все здесь оживет и начнет двигаться. (Кораблики, лебеди, шарики, мельница, метель.)
- Ветер стих, все остановилось и мы с вами тоже садимся на стульчики.
- Давайте проведем с вами еще один эксперимент. Вот у меня два листа
бумаги, один я держу горизонтально, другой вертикально. (Показываю как.)
- Если одновременно выпустить их из рук, то какой быстрее упадет?
Давайте проверим. (Проводится опыт.)
- Почему первый падает медленно, что его задерживает? (Воздух давит
на него снизу.)
- Почему второй лист падает быстрее? (Он падает ребром, воздуха под
ним меньше.)
- Мы с вами уже выяснили, что вокруг нас воздух, и он давит на все
предметы - это атмосферное давление.
- Ребята, вот мы сегодня с вами говорим о воздухе, а что же это такое?
(Это то, чем дышат люди, растения и животные.)
- Нам с вами тоже нужен воздух? (Да.)
- Зачем? (Чтобы дышать.)
- А с помощью чего мы дышим? (С помощью носа, рта.)
- Давайте проверим, сможем ли мы обойтись без воздуха? Закройте
плотно рот, а нос зажмите пальцами. (Дышать трудно, можно задохнуться без воздуха.)
- А с помощью чего дышат животные?
- А как дышат растения? У них носы есть? (Нет.)
- Давайте с вами рассмотрим нижнюю сторону листочка растения через
лупу. В листочках можно разглядеть очень маленькие отверстия, через которые они и дышат.
Давайте нарисуем то, что вы увидели.
- А теперь давайте пройдем в фитобар. Откройте аккуратно бутылочки.
Что вы почувствовали? Какие запахи? (Пахнет лимоном, апельсином, луком, чесноком.)
- Запах чеснока смешался с воздухом. Чем пахнет воздух? (Чесноком.)
- Каким стал запах? (Чесночным.)
- Он полезный, им хорошо дышать для профилактики при гриппе.
- Вот мы с вами открыли сейчас бутылочку и обнаружили воздух, а где
еще он может прятаться?
-Давайте нарисуем эти предметы. (Дети рисуют воздушные шары,
мячи и др.)
- С каким океаном мы с вами сегодня познакомились? (С воздушным.)
- Вы, мне все очень понравились. Вы были добрыми, послушными
ветерками. Что начало двигаться при появлении ветра?
Все внимательно рассматривали воздух и листочки, красиво рисовали. А чтобы вы и дальше могли играть с воздухом, находить его, я дарю вам вот такие подарки (набор для мыльных пузырей). Теперь вы сможете пускать мыльные пузыри. До свидания.