НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ФЦКМ НА ТЕМУ "ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Марина Александровна Логунова

НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ФЦКМ НА ТЕМУ "ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1_mirovoy_voyny_2.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №15 ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»:

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА

ПО ТЕМЕ:

«ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА»

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

«КОММУНИКАЦИЯ», «ЗДОРОВЬЕ», «ПОЗНАНИЕ», «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

                                                                          ВОСПИТАТЕЛЬ
                                                                           ЛОГУНОВА М.А.

ШАТУРА 2014г.

Тема: «ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА»

Цель:

Познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанными с защитой Отечества – Первой мировой войной, героизмом русских солдат и простого народа.

Программные задачи: 

Обобщить и расширить знания детей о героях и участниках Первой мировой войны.

Развивать память, мышление, речь, сообразительность, поэтический вкус. Воспитывать дух патриотизма, уважение и гордость к народным героям, а также к событиям времён Первой мировой войны.

Познакомить детей со стихотворениями, помочь понять содержание. Обобщать речь детей образными выразительными средствами, относящимися к Родине.

Методы: 

- словесный;

- объяснительно – иллюстративный.

- игровой.

Формы и приёмы:

- Двигательная деятельность;

- Игровая;

- Коммуникативная деятельность;

- Познавательная деятельность.

Предварительная работа: 

Беседы о богатырях, полководцах, «Когда мы произносим слово «Родина», что мы себе представляем?»

Чтение стихов поэта-участника I мировой войны  Н.Гумилёва: «Взгляните: вот гусары смерти…», «Война», «Георгий Победоносец», «Наступление».

Рассматривание альбома с военной техникой.

Заучивание пословиц о родине, беседы и рассматривание иллюстраций по теме: «Кто такие солдаты?», «Много стран на свете есть…», целевые прогулки к памятникам, чтение отрывков из рассказов и стихов: А. Шолохов «Тихий дон», Н. Гумилёв «Записки кавалериста», А. Уткин «Забытая трагедия», «Первая мировая война», заучивание стихотворений c детьми о I мировой войне.

Материалы к занятию: 

Портрет генерала А.А.Брусилова, генерала М.В.Алексеева, вице-адмирала А.И.Непенина, генерала Н.Н. Юденича, генерала Д.Г. Щербачёва, генерал-лейтенанта Н.Н. Янушкевича, иллюстрации с изображениями Первой мировой войны, картинки военной техники тех времён, карта России, глобус.

План нод:

1.Введение в нод: чтение воспитателем стихотворения.

2.Беседа.

3.Рассказ воспитателя с показом иллюстраций.

4.Физкультминутка.

5. Игра «Вспомни пословицу».

6.Рассказ воспитателя о героях - полководцах  I мировой войны.

7.Физкультминутка «Солдаты».

8.Чтение детьми стихотворений с рассматриванием иллюстраций.

9.Вопросы к детям.

10.Итог.

ХОД НОД

1.Введение в нод: чтение воспитателем стихотворения.

2.Беседа.

3.Рассказ воспитателя с показом иллюстраций.

4.Физкультминутка.

5. Игра «Вспомни пословицу».

6.Рассказ воспитателя о героях I мировой войны.

7.Физкультминутка «Солдаты».

8.Чтение детьми стихотворений с рассматриванием иллюстраций.

9.Вопросы к детям.

10.Итог.

Воспитатель собирает детей около себя, читает стихотворение:

- Выйду я на зорьке

Слушать соловья

Рощицы, пригорки,

Вдалеке – поля.

Над родной сторонушкой

Солнце поднимается,

И поёт соловушка,

Свищет, заливается.

Зорька ленту узкую

Бросит над рекой,

Славит землю русскую

Голос золотой!

Воспитатель обращает внимание детей на географическую карту России:

- Дорогие ребята, велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Это огромное государство! Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими.

О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц. Назовите, какие вы знаете.

(Родная сторона – мать родна, чужая сторона – мачеха.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

Любовь к Родине сильнее смерти.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Кто за Родину горой, тот и герой.

Жить - Родине служить.

Народная дружба и братство - дороже всякого богатства.

На родной стороне и кумушек знаком.

Что русскому здорово, то немцу смерть.

Нет земли краше, чем страна наша.)

Воспитатель:

- Вы уже знаете, что нашей стране приходилось очень часто отражать нападение врагов. Ведь Россия – страна богатая, красивая и очень многие хотели бы владеть ею. При последнем русском царе Николае II началась Первая мировая война. Начало войны - 1 августа 1914 года. Войну России объявила Германия.  Вышла Россия из войны только в 1918 году.

- Сколько лет длилась Первая мировая война? (Четыре)

- Первая мировая война явилась одним из тяжелейших испытаний для человечества; по масштабам она не имела себе равных в истории, длилась 4 года и 3 месяца, вовлекла 38 государств (из 55)

и 87% населения мира.

(Воспитатель демонстрирует страны.)

- Огромны были людские потери в войне: более 10 млн. убитых и 20 млн. раненых и искалеченных. Русская армия была по численности самая крупная из армий воюющих стран. (Воспитатель демонстрирует иллюстрации Первой мировой войны.)

- Её воины проявляли мужество и героизм. В результате тяжёлых боёв и поражений половина русской армии была уничтожена. Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Во всех войнах многие люди отдавали свою жизнь во имя защиты Родины.

Русские воины всегда были храбрыми, ловкими, сильными, мужественными, отважными.

(Воспитатель выкладывает иллюстрации русских воинов I мировой войны.)

- Об этом говорится во многих пословицах. Назовите их.

 (Не родом богатых славян, а подвигом.

Первое в жизни – честно служить Отчизне.

Тяжело в учении – легко в бою.

Смелого враг не возьмет.

В знамени твоя честь, в оружии слава.)

- Ребята, какими качествами должен обладать солдат? (Ответы детей.)

- А чтобы быть физически сильными, что надо делать? (Зарядку.)

Давайте и мы последуем примеру солдат.

Каждый день по утрам,

Делаем зарядку,    (ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,      (ходьба)

Руки поднимать,   (руки вверх)

Руки опускать,      (руки вниз)

Приседать и вставать, (4-6 раз)

Прыгать и скакать. (10 прыжков)

- Ребята, сколько вы уже знаете пословиц о солдатах. Давайте поиграем в игру, я буду начинать говорить пословицу, а вы заканчивать.

Воспитатель проводит игру  «Вспомни пословицу»:

- «Солдата к славе ведут… (учение и труд)»

 «Враг боек, да наш народ…(стоек)»

 «Как русский солдат за штык берется, так враг…(трясется)»

«Умелого, смелого страх не возьмёт и враг…(не побьёт)»

 «Умный боец везде…(молодец)

- Военные – это люди, которые первыми встают на защиту родины, когда на неё нападает враг. В Первой мировой войне героем войны стал генерал А.А.Брусилов. Не многие прославленные полководцы удостаиваются чести войти в историю именным сражением. Брусилов такой чести удостоился. Его имя навсегда связано с «Брусиловским прорывом» – блестящей, самой эффективной стратегической операцией Первой мировой войны. С22 мая по 31 июля 1916 г. был осуществлен знаменитый Брусиловский прорыв силами четырех армий на четырех главных направлениях, в результате которого был прорван австро-венгерский фронт обороны и противник понес тяжелые потери.

(Воспитатель во время рассказа демонстрирует портреты.)

- Послушайте стихотворение:

Для победы в битве нужно

Действовать солдатам дружно –
Четко выполнять приказ,
Тот, что командир отдаст.
Ведь солдат без офицера,
Как винтовка без прицела,
Как без пороха заряд,
Без орудия снаряд!
Офицер солдат главнее,
Больше знает и умеет.
И на первой мировой
Он сражался, как герой,
Всем бойцам служа примером
Чести, храбрости и веры!

- Другой активный участник Первой мировой войны, генерал Михаил Васильевич Алексеев.

- Искусным маневрированием войск, локальными контрударами ему удалось спасти и стабилизировать положение на этом фронте, остановить немецкое наступление.

- А также мы не забудем видного русского флотоводца периода Первой мировой войны, вице-адмирала Андриана Ивановича Непенина. С июля 1916 г. по февраль 1917 г. он был командующим Балтийским флотом.

- Генерал Николай Николаевич Юденич по праву считался одним из самых сильных, образованных русских генералов во время военных кампаний 1914-1916 гг. В начале 1916 г. во главе своей армии он совершил чрезвычайно трудный переход через заснеженные высокие горы, нанес поражение большому турецкому отряду и после пятидневного штурма 3 февраля 1916 г. взял крепость Эрзерум. Весной-летом 1916 г. под его умелым командованием русские войска взяли Трапезунд, а затем выдвинулись на важную стратегическую линию Эллеу–Эрзинджан–Муш–Битлис.

- Подобный фронтовой путь в действующей армии прошел и генерал Дмитрий Григорьевич Щербачев. Во время Брусиловского прорыва 7-я армия Щербачева  успешно действовала на одном из самых трудных участков Юго-Западного фронта на львовском направлении.

- Надо отметить, что среди армейской элиты того времени были не только талантливые командиры, но и крупные ученые. Одним из старейших был почетный член Михайловской артиллерийской академии, почетный член артиллерийского комитета, генерал В.Н. Шкларевич, прослуживший в армии к началу Первой мировой войны 59 лет.

- Начальник Генерального штаба, генерал-лейтенант Н.Н. Янушкевич более шести лет прослужил в Императорской Николаевской военной академии, называвшейся до этого академией Генерального штаба. В ней он успешно защитил диссертацию «Организация и роль интендантства в современных армиях на войне». До назначения на должность начальника Генерального штаба Н.Н. Якушкевич в течение года возглавлял главное военное учебное заведение страны.

- Вы – будущие солдаты и как солдаты мы с вами будем шагать.

Воспитатель вместе с детьми выполняет физкультминутку:

- Мы солдаты, мы солдаты

Бодрым шагом мы идём,

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадешь.

Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.

Много стихотворений посвящено событиям Первой мировой войны. Давайте послушаем некоторые из них.

(Дети читают стихи, воспитатель демонстрирует иллюстрации к стихотворениям).

- «Террорист Гаврило Принцип

В Сербии убил австрийца –
И австрийца не простого,
А наследника престола!
В гневе Австро-Венгрия
Бросилась на Сербию.
Сербия была мала
Защититься не могла,
И тогда она Россию
Заступиться попросила.
Немцы с Австрией дружили,
И на нас напасть решили.
Так война, как снежный ком,
Покатилась кувырком:
Тридцать восемь стран дрались,
Реки крови пролились,
Рвался тоннами тротил,
Но никто не победил –
От войны той все устали
И сражаться перестали.
Да, война глупа порой,
Но солдат – всегда герой!»

- «В первой мировой войне
Трудно нам пришлось вдвойне –
Вторглись к нам компанией
Австрия с Германией.
Их прогнали б только так,
Да боеприпас иссяк:
Ни патронов, ни снарядов,
А с врагом сражаться надо.

И сражались – кто штыком,
Кто и вовсе кулаком.
Наш солдат – он всем дерется,
Не бежит и не сдается –
Даже голоден и бос
Воевать готов всерьез!
Но когда на фронт все сразу
Привезли боеприпасы,
Тут-то поняли враги:
Если хочешь жить – беги!
Храбрый генерал Брусилов
Все в атаку бросил силы,
Чтобы враг не угадал,
Где решающий удар –
Рано утром первым делом
Их прищучил артобстрелом,
А потом отправил он
В наступленье целый фронт.
Испугавшись той атаки,
Побежали австрияки –
Часть убита, часть в плену,
Будут помнить ту войну!»

- «Хайрем Максим думать начал,
Как использовать отдачу,
Чтобы с помощью нее
Перезаряжать ружье,

И чтоб пулям из винтовки
Вылетать без остановки.
Думал месяц, думал год
И придумал пулемет!
Пулемет «Максим» собою
Изменил всю схему боя:
Он стреляет, сколько хошь –
В лоб к нему не подойдешь.
Чтобы выжить надо было
С боку заходить иль с тыла.
При раскладе при таком
Стали наступать ползком,
Перебежками иль ночью.
Гибнуть зря никто не хочет,
Потому вдоль рубежей
Стали много рыть траншей,
Чтобы в них от пуль скрываться,
В камуфляж маскироваться.
Не заметит пулемет –
Жизнь бойца не отберет.»

- «Эта пушка-полковушка
Нынче кажется старушкой,
Но сто лет тому назад
Рад был ей любой солдат.
Австро-венгры и германцы
Не любили с нею драться –
Легкая, калибр большой,
Коль в атаку враг пошел,
Выйдет из укрытья ходко
И палит прямой наводкой,
Посылая точно в цель
То фугасы, то шрапнель.
Пушку за геройства эти
Враг прозвал «Косою смерти».
Прозвище на фронте – честь,
Лишь у самых лучших есть!»  

- «Если корпус у машины
К пулям, как к дождю, привык,
А внутри два-три «Максима»,
Значит, это броневик!
В гости к немцам и австрийцам
В первой мировой войне
Любо было прокатиться
На таком стальном коне.
Наш солдат смекалкой славен,
С инструментами на ты,
Броневик себе мог справить,
С вражьих пушек сняв щиты –
Их приладить на машину,
Марки, в общем-то, любой,
Раздобыть два-три «Максима»
И вперед – с врагами в бой!»

-«Чтобы выиграть сраженье,
Мало храбрым быть и дюжим,
Нужно, чтоб вооруженье
Было вражьего не хуже.
Коль оружием хорошим
С нами не хотят делиться,
Мы его придумать сможем
И без всякой заграницы!
В этом есть у нас сноровка –
Раз взялись, уже не бросим.
В мире лучшую винтовку
Сделал наш конструктор Мосин.
Магазин многозарядный,
Простота и скорострельность,
Штык – врагов колоть нещадно –
Всё в бою имеет ценность.
Не мазилка-неумейка –
Гордость русских пехотинцев –
Перебила «трехлинейка»
Много немцев и австрийцев!»

- «Время парусного флота
Истекло. Двадцатый век
Стал эпохой пароходов.
Им к лицу стальной доспех!
На борту десятки пушек,
Арсенал торпед и мин.
Крейсер – грозное оружье,
Он почти непобедим.
Хоть попасть в него несложно,
Да не просто потопить –
Бронепалуба надежно
Может судно защитить.
И «Аврора» – русский крейсер,
Исполин в стальной броне,
Храбро воевал и с честью
В первой мировой войне.»

Воспитатель задаёт детям вопросы.

- О чём эти стихи?

- Назовите героев?

- Что за поступки они совершали?

- С помощью какой военной техники они сражались?

- Какое стихотворение вам больше всего запомнилось?

- Почему?

- Вот так русские люди защищают своё Отечество, свою Родину. Их помнит вся Россия, их помнит русский народ.

- Давайте почтим память наших героев минутой молчания. Воспитатель подводит итог занятия:

- О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?

- Ребята, я бы хотела, чтобы вы запомнили мои слова о том, что мы не должны забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущем. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших её дорогами. Каждый гражданин страны должен знать историю своего Отечества, гордиться его успехами, уважать прошлое наших предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Забытая война", посвящённая 100-летию начала Первой мировой войны.

Презентация посвящена событиям Первой мировой войны 1914 - 1918 г.г. Ключевые моменты в презентации выделены в цветные рамки, крупные заголовки акцентируют внимание на аспектах темы. Показ красочно пр...

Первая мировая война (презентация)

Материал для педагогов...

"Дети Первой Мировой Войны"

Статья "Дети первой мировой войны"  направлена на расширение исторических знаний детей, воспитание патриотизма, уважения к ветеранам войны, к истории родной страны....

Первая мировая война в картинках

Первая мировая война продолжалась более 4 лет (с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918). В ней участвовало 38 государств, на ее полях сражалось свыше 74 млн. человек, из которых 10 млн. было убито и 20 млн...

Юные герои первой мировой войны

Идея патриотизма в дошкольном воспитании во все времена занимает особое место , не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности. Данная презентация расскажет старши...

Конспект сценария праздника для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посвящённый 70 – летию Победы во Второй Мировой Войне «Дети войны»

Цель: Формирование у дошкольников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне....

Сталинградская битва,продолжавшаяся 200 дней и ночей стала переломным моментом в Великой Отечественной войне советского народа и во всей Второй мировой войне!

2 февраля 2024 г. вся страна  отмечала одно из важнейших событий в истории России – 81 годовщину Победы в Сталинградской битве. Сталинградская битва вошла в историю Великой России, как само...


 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Марина Александровна! Я не специалист по дошкольному воспитанию, но если в детском саду такие сложные, на мой взгляд, для восприятия занятия, то мне очень жалко дошколят. На конкурсе представлено несколько хороших презентаций для дошкольников-доступных, интересных, познавательных (о животных, которые помогали на войне, о технике 1 мировой войны и др.).Может быть, Ваши коллеги со мной и не согласны, но если с таких лет ребенку лекции читать, ему точно быстро надоест учиться.

Банникова Наталья Анатольевна

Полностью поддерживаю Маргариту Сергеевну! Такое занятие и в 4 классе начальной школы не стала бы бы проводить без предварительной подготовки. Очень много терминов, которые детям не знакомы, да и не должны они это знать в столь юном возрасте.
Марина Александровна, когда Вы учились, то должны были изучать психологию ребёнка. А Ваши педагоги наверняка говорили, что нужно помнить о том, чтобы не "ранить" душу детскую, что всему своё время. Вот вырастут, тогда и узнают.
Считаю, что работа не соответствует возрасту детей подготовительной группы. Рекомендация - работу удалить, переписать некоторые фразы, оформить её для учащихся 5-6 классов, потом загрузить снова. Успехов.