Конспект НОД по экологии и рисованию в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цель данного конспекта - углублять представления детей о зимующих птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_ekologii_i_risovaniyu_v_starshey_logopedicheskoy_gruppe.docx | 336.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экологии и рисованию в старшей логопедической группе
Тема: «Зимующие птицы» (с использованием дидактических игр).
Цель: Углублять представления детей о зимующих птицах
Образовательные задачи:
- Закрепить и уточнить представление о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связи между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни
- Упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, притяжательных прилагательных; согласовании существительных с местоимениями
- Совершенствовать нетрадиционную технику рисования (на манке)
Коррекционно-развивающие задачи:
- Расширять словарь по теме
- Развивать логическое мышление, зрительное внимание, речевой слух, фонематическое восприятие
- Память, общую и тонкую моторику пальцев рук, координацию речи с движением
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к птицам, желание им помогать
Материал: Иллюстрации с изображением птиц, мячи, макет дерева, птицы из картона, фланелеграф, игровизоры «Покорми птицу», счетные палочки, фонограмма упражнения «Птицы-пальчики», подносы с манкой.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Физкультура», «Безопасность», «Здоровье», «Художественная литература».
Предварительная работа: Наблюдение. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах. Просмотр видеоролика о птицах с сайта «Родная тропинка».
Ход образовательной деятельности
Организационный момент:
Пальчиковая игра «С добрым утром».
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Мы проснулись!
Художественное слово:
Пришла зима, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели
На веточках берез.
Они не улетели.
А выдержат мороз?
Воспитатель: Как называют птиц, остающихся на зиму? Назовите их (ответы детей)
Игра «Четвертый лишний».
На доске картинки с изображением птиц (три зимующие, одна перелетная).
Воспитатель: А теперь посмотрите на этих птиц, и скажите, какая лишняя и почему? (ласточка лишняя, потому, что она перелетная)
Упражнение «Назови ласково» (с мячом).
- Птица-птичка, перо- перышко, крыло-крылышко, хвост- хвостик, клюв- клювик, синица-синичка…
Игра «Отгадай загадку и найди отгадку».
Воспитатель: Она маленькая птичка и зовут ее (синичка).
Как она выглядит? (На голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса - галстук, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые). Любит сало, прикрепленное на ветке к кормушке.
Непоседа пестрая,
Птица белохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Как она выглядит? (У сороки голова и крылья черные, бока белые, поэтому сорок называют пестрыми.)
Сорока – крупная птица с красивым черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крылья и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда ее прозвище сорока - белобока. Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место; ходит сорока небольшими шажками с приподнятым хвостиком, а летая, хвост держит веером. Кто знает, почему ее называют сорокой-воровкой? (Любит блестящие вещи, уносит их и прячет.) Где она гнездо устраивает? (В густых ветвях деревьев или кустарников). Само гнездо шарообразной формы, а вход сбоку. Какие звуки издает сорока? (Стрекочет). Напоминают эти звуки треск, стрекот.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков,
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей облетаю,
Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый…(Воробей).
Верно, как он выглядит? Воробей - маленькая птичка, очень подвижная, с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Юркие, веселые, часто ссорятся. Клюв у него тонкий, твердый, к концу заостренный; короткие, но сильные ножки, хвостик он держит поднятым вверх. В холодную пору сидят воробьи, прижавший друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли, часто ссорятся, задиры, выхватывают из-под носа синички ее семечки.
Где же они зимуют? (В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах). Где они находят пищу? (Во дворах, на свалках, в кормушках). Воробьи селятся стайками. Если «сторож» заметит в небе хищника, кричит «чир-р» - воробьи улетают.
Динамическая пауза «Воробей»
В гнезде воробышки живут
(Дети сидят на корточках)
И утром раньше всех встают.
(Тянутся, руки вверх)
Довольно, воробьи, сидеть!
Пора на солнышко лететь!
(Бегут, изображают полет птиц)
Каждый год я к вам лечу -
Зимовать у вас хочу.
А еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Снегирь. (Дети показывают иллюстрацию)
Воспитатель: Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег.) Опишите его. (Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные.) Спина у снегиря голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у самочки- серое, клюв короткий, толстый, черный. Зачем снегирю толстый, короткий клюв? (Расклевывать зерно, семена клена, липы, ясеня). Посмотрите, какая красивая птица снегирь! Она малоподвижная, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается. Звук голоса у них особый - они тихонько насвистывают
Черный жилет,
Красный берет.
Нос как топор,
Хвост как упор.
Всё время стучит.
Деревья долбит.
Но их не калечит –
А только лечит. (Дятел)
Воспитатель: Кто хочет описать его? (Верх тела – головы, шеи, спины и крыльев – у него черный, а на голове и шее белый пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, низ тела белый, подхвостье и темя красные)
Как вы думаете, дятел хорошо летает? (Нет)
А где проводит большую часть времени? (На дереве)
Дети: Дятел лечит деревья, добывает жучков из-под коры.
Воспитатель: Какой клюв у дятла и зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным липким языком насекомых и их личинок, долбит шишки).
Только дятел может истребить насекомых, живущих в коре деревьев. Дятла
считают санитаром леса.
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
Кле-кле-кле поет со свистом?
Дети: Клест. (Дети находят и показывают иллюстрацию)
Воспитатель: Это необычная птица, опишите её. (Окраска оперения у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, самка зеленовато желтая)
Посмотрите, какой у него клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой, таким клювом удобно щелкать орешки. Клест – единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Эти птицы строят теплое гнездо для птенцов на деревьях. Как поют клесты? (Кле-кле)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь – кружит двадцать пар
И кричат кар – кар - кар-кар.
Дети: Ворона. (Дети показывают иллюстрацию)
Воспитатель: Пришло время поиграть с пальчиками.
Музыкальная пальчиковая игра: «Птицы-пальчики».
Упражнение: «Составь новое слово»
Черные крылья – чернокрылый; Длинный хвост – длиннохвостый;
Красная (желтая, серая) грудка – красногрудый, желтогрудый, серогрудый;
Крепкий (острый, тонкий) клюв – крепкоклювый, остроклювый, тонкоклювый…
Игра: «Загадки снегиря»
Мое уютное – это дом или гнездо? Мое пушистое – это перышко или хвост?
Моя любимая – это мама или дедушка? Мой большой – это клюв или голова?
Игра: «Кто как подает голос?»
Воробей - чирикает, сорока - стрекочет, голуби - воркуют, клест - свистит …
Работа со счетными палочками.
Воспитатель: Ребята, выложите птиц из счетных палочек по образцу. (Дети выкладывают на столе птицу из счетных палочек)
Упражнение «Посчитай-ка»
Воспитатель: Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.
Один снегирь, два снегиря, три снегиря… (Воробей, синица)
Составление предложений по картине
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено
Вопросы:
- Как живется птицам зимой?
- Чем они питаются зимой? (Ягодами, шишками, салом)
- Хватает ли им пищи?
- Почему им ее не хватает?
- Чем мы можем им помочь?
Пальчиковая гимнастика
«Я зимой кормлю всех птиц».
Я зимой кормлю всех птиц: (Движения по тексту)
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей –
Вот кормушка у дверей
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она.
Игра: «Угости птицу»
Воспитатель: Чем мы можем угостить птиц? У каждого из вас игровизоры. Вы должны соединить птицу с кормом, который она любит (дети выполняют задание).
Рисование птиц на манке
Воспитатель: А сейчас, ребята, подойдите к столам. На подносах рассыпана манка, нарисуйте, пожалуйста, птиц на манке (дети рисуют). Молодцы! Замечательные птицы!
Релаксация.
Ребята, о чем мы сегодня беседовали? Каких новых зимующих птиц вы узнали? Что было интересного? Что вас заинтересовало? Теперь я спокойна – вы не оставите зимой птиц в беде, а весной они порадуют нас своим пением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей логопедической группе "В гостях у народных мастеров" (декоративное рисование)
в конспекте представлен итог работы по ознакомлению детей с народным прикладным искусством (гжель, городец, дымка)...
КОНСПЕКТ занятия по рисованию в старшей логопедической группе Тема: «Уронило солнце лучик золотой»
Познакомить детей с новой техникой рисования –«узелковый» батик. Развивать творческий потенциал, изобразительные возможности в реализации замысла, вводя нетрадиционную технику изображения. Закреплять ...
КОНСПЕКТ занятия по рисование в старшей логопедической группе Тема: «Разноцветный мостик»
Учить детей отражать в рисунке признаки лета, используя различные способы рисования цветов (печатка, сжатая бумага). Уметь подбирать цветовую гамму, согласно цветам радуги. Воспитывать любовь к природ...
Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования для старшей логопедической группы на тему: “Какого цвета весна”
Цель занятия: с помощью нетрадиционной техники рисования “монотипия” – обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая но...
Конспект занятия по экологии ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА в старшей логопедической группе
Основные задачи, решаемые представленным конспектом НОД:· сформировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение;·...
Конспект по рисованию в старшей логопедической группе Тема: «Автопортрет»
Программное содержание:Учить детей рисовать автопортрет, передавая в рисункеособенности своего лица.Приучать правильно располагать части лица.Закрепить знания детей о жанре портрета, о том, что художн...
Конспект ООД по рисованию в старшей логопедической группе «Лиса в зимнем лесу» (Нетрадиционное рисование сухой кистью)
Данный материал будет интересен для воспитателей ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста, для родителей....