Экологический паспорт детского сада.
методическая разработка по окружающему миру по теме

В паспорте представлено зонирование территории детского сада, растительный и животный мир, почвенный покров, программно-методическое обеспечение по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokrashch_pasport.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 102

Экологический паспорт муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 102 второй категории

       Общее количество детей, посещающих детский сад - 176.
       Общее количество сотрудников - 39 человек. 
       Количество групп– 7.
       Кадровый состав ДОУ: заведующая, старший воспитатель, инструктор ФИЗО, учитель-логопед, музыкальный руководитель,  медработник, воспитатели, младшие воспитатели.
1. Экологическая ситуация района.

1.1. Общая характеристика района. 
       
Местонахождение дошкольного учреждения: Челябинская область, г. Миасс, ул. Уральская, д.92.       Район, в котором расположен ДОУ № 102, характеризуется благоприятной экологической обстановкой. Электромагнитная обстановка нормальная. Уровень радиационного заражения - в пределах допустимых норм.
       Состояние здоровья детей ДОУ.
 В целом состояние здоровья детей благоприятное.
       Зеленые массивы.
       В непосредственной близости к ДОУ расположен  лесной массив, горный хребет.

1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада.
       ДОУ находится на улице, характеризующейся небольшим транспортным потоком.
              В непосредственной близости от ДОУ расположен     лесной массив, представляющий интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей. Здесь имеются интересные объекты: разные виды деревьев, поляны, птичьи "поселения".

2. Характеристика территории детского сада.

2.1. Общие данные.
       Год строительства - 1988-й. 
      Общая площадь земельного участка – 4913,2 кв. м.
      Общая площадь здания – 983,3 кв.м.

Площадь озеленения- 1619,9 кв.м.

Асфальтовое   покрытие- 2310 кв.м.
       Территория детского сада ровная, со слабым уклоном. Газоны занимают 50% территории, остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площади, дорожки.
       Затененность территории  достаточно высока в северной части, что в летний период создает благоприятный микроклимат для прогулок. В южной части затененность недостаточная.
       Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света.
На территории имеются игровые и резиновые протекторы, использующиеся как клумбы или песочницы. Кроме того, есть спортивная площадка с гимнастической лесенкой, бревном, беговой дорожкой.
       Территория детского сада огорожена забором высотой 100 см, в темное время года освещается часть территории, расположенной ближе к зданию.

С целью повышения качества образовательного процесса в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста на территории ДОУ оборудована экологическая тропа. На экологической тропе организованы отделы:

  1. Метеостанция
  • Флюгер
  • Термометр
  • дождемер
  1. Альпийская горка
  • Цветочные культуры
  • Хвойные деревья

III. Дендрологический отдел (уголок леса).

  • Дикорастущие породы деревьев
  • Кустарники
  • Сухой ручей
  • 2.2. Растительный и животный мир, почвенный покров.
           Растительный мир.
           На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, - что дает воспитателям возможность проводить разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке достаточно.        Практически все они в неплохом состоянии, старые и засохшие деревья систематически спиливаются.
  •        Видовой состав деревьев: тополь, карагач, рябина, клен,  береза, сосна, ель. 
           Фруктовые деревья: яблоня, вишня.
           Кустарники: декоративный шиповник, сирень обыкновенная, можжевельник, туя.
  •        Газоны занимают 50% территории,  они  достаточно ухожены. Культурные травянистые растения: бархатцы, ишольция, годеция, лаватера, календула, пион, ромашка садовая.

Сорные травянистые растения: ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, пырей ползучий, лебеда раскидистая, гравилат городской.
       Луговые растения: клевер ползучий, клевер луговой, тысячелистник обыкновенный, мышиный горошек. Влажные места выделяются присутствием зеленых мхов.
       
       Животный мир.
       На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, снегири, сороки, грачи, скворцы, голуби; различные виды насекомых - бабочки, жуки, мухи, комары, осы, шмели, муравьи и пауки.
       Почва.
       На территории детского сада преобладают натуральный грунт. Удобрение используется только в виде перегнивших листьев.        Привозится песок для песочниц.
       На игровых площадках вытоптанность до 60%, грунт очень плотный, песчаный. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев - те, возле которых часто играют дети.  
2.3. Зонирование территории.

  • Игровая зона:
  • Групповые площадки  созданы  для каждой группы    

покрытие –   травяное, грунтовое, дорожки- асфальтовые.

Территория закрыта для посещения посторонними, за этим ведется строгий контроль.

Спортивная зона:

  • зона с оборудованием для подвижных игр
  • зона с гимнастическим оборудованием и спортивным снаряжением
  • беговая дорожка
  • корригирующая дорожка  

Хозяйственные зоны:

  • огород весной, летом, осенью
  • веранды для хранения с/х инвентаря.
  • Наиболее влажные зоны – уголок леса на территории дошкольного учреждения.
  • Наиболее сухие зоны – южная часть территории детского сада.
  • Затенённые зоны – территория к северу от здания детского сада.
  • Освещенные зоны – вся территория дошкольного учреждения.
  • Наиболее вытоптанные участки: тропинки между цветниками и на огороде, прогулочные участки..
  • Отдельно лежащие камни – служат украшением.
  • 2.4. Загрязнение территории
           Запыленность территории  средняя, так как автодорога отделена от нее газоном.        Шумовой фон умеренный.       Территория посещается легковыми машинами, привозящими детей, и грузовыми, привозящими продукты. Но подъездные пути находятся в местах отдаленных от игровых площадок.
           Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником. Есть свалка сухих листьев.
     
  • 3. Характеристика и оформление помещения.
           Здание кирпичное. Этажность здания: 2. Общая площадь здания – 1497 кв. м.
           Помещения для занятий: музыкальный зал, методический кабинет,   кабинет логопеда.
           В помещениях групп существуют разделение на центры: экологический (в том числе уголок ученого в старших группах), речевой, центр логики (сенсорики), центр сюжетно-ролевых игр, центр ИЗО, спортивный центр (в приемных групп).       Под лестничными пролетами  оборудован зимний сад, где представлены растения, схемы и материалы по уходу за ними.      

В холле первого этажа оформлен экологический паспорт детского сада с планом экологической тропы, стенд «Экологическое воспитание», «Кто где живет?».

Составлены макеты природных зон (биоценозов): лес, степь, пустыня, морской водоем, сад-огород, тундра с краткой информацией о данном биоценозе.
 В холле действует живой уголок. Обитатели живого уголка:
кролик, морская и сухопутная черепахи.
       Обитатели аквариумов: гуппи, меченосцы,  золотые рыбки,  улитки.
       Во всех группах действуют экологические центры.

Наиболее распространенные растения групп: хлорофитум, бальзамин, бегонии, герань, традесканции, фиалки.
       Состав растений зимнего сада:   бальзамин,  сансевиерия,  бегония Рекс, крассула, бегония Клеопатра, холрофитум, пеперомия, гипеастриум и др.
       Созданы действующий огород в зимнее время (огороды на окне).      

Влияние ДОУ на окружающую среду.

       Отходы: за день выбрасывается приблизительно 20 кг отходов.
       Отопление центральное. На зиму проводится утепление окон и дверей во всех помещениях. Используемые химические вещества: хлорная известь, хлорамин - используется для дезинфекций. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается младшим воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода. Дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится СЭС.

5. Программы и методики.

       В работе используются следующие программы: С.Н.Николаевой "Юный эколог", А.Н.Кондратьева "Мы" - Программа экологического образования, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе «Детство», педагогическая технология О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

  1.  Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. М./ 2000г
  2. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания детей.Спб./2005г
  3. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания детей.Спб./2005г
  4. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания детей.Спб./2005г
  5. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания детей.Спб./2005г
  6. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания детей.Спб./2005г
  7. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания детей.Спб./2005г
  8. Степанова В.А. Листок на ладони.Спб./2004г
  9. Степанова В.А. Листок на ладони.Спб./2004г
  10. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. М./1998г
  11. Рыжова Н.А. Не просто сказки.М./  2002г
  12. Рыжова Н.А. Альпийская горка в детском саду. М./2006г
  13. Иванова А.И.Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду..М./ 2004г
  14. Иванова А.И.Экологические  наблюдения и эксперименты в детском саду.М./ 2004г
  15. Иванова А.И.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.М./ 2004г
  16. Николаева С.Н. Эколог в детском саду.М.2003г
  17. Николаева С.Н. Юный эколог.М./2000г
  18. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в   детском саду.М.2000г
  19. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.М.2003г
  20. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М./ 2001г
  21. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М./ 2001г
  22. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М./ 2001г
  23. Ванин С.А. Зоосад- в детский сад. Спб, 2005г
  24. Пенькова Л.А., Безгина Е.Н. Ланлшафтный дизайн детского сада.М./2008г.
  25. Пенькова Л.А. Под парусом лето плывет по земле.М./2006г
  26. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? М./2001г
  27. Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? М./2004г
  28. Шорыгина Т.А. Цветы. Деревья они? М./2001г
  29. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? М./2000г
  30. Шорыгина Т.А. Ягоды. Какие они? М./2005г
  31. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! М./2000г
  32. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.М./2005г
  33. Живой уголок в детском саду.М./2000г
  34. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.М./2005г
  35. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая группаМ./2004г
  36. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая группаМ./2004г
  37. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Средняя  группаМ./2001г
  38. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Средняя  группаМ./2001г
  39. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. Тропинка в природу.М./2001г
  40. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.Воронеж, 2004г
  41. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми  6-7 лет.Воронеж, 2006г
  42. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М./2005г
  43. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу.М./2002г.
  44. Почитаева М.В. На тропах природы. Йошкар-Ола,2004г
  45. Почитаева М.В. В поисках тайны,2004г
  46. Евстифеева Н.А. Кое-что о птицах Южного Урала. Челябинск, 2002г.
  47. Познакомься- это наши питомцы.М./1999г.
  48. Зубкова Н. О чем рассказало старое дерево. М./2007г
  49. Ковинько Л.В. Секреты природы- это так интересно»М./2004г
  50. Чуб В. Все о комнатных растениях.М./2005г
  51. Дыбина О.В. «Неизведанное- рядом». М./2001г
  52. Дыбина О.В. «Неизведанное- рядом». М./2001г
  53. Атлас огромного мира. Канада, 1995г
  54. Мой первый атлас животных. Китай, 1988г
  55. Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы. М./2010г
  56. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста.М., 2001г.
  57. Лото «Дикие и домашние животные», СПб, 2003г
  58. Лото «Овощи, фрукты», Киров, 2004г
  59. Лото «Птицы», Спб, 2002г
  60. Лото «Насекомые», Киров, 2004г
  61. Игровой материал «Береги все живое»
  62. Информационно-деловое оснащение «Зная азбуку АУ», 2009г
  63. Развивающая игра «Времена года», Киров, 2006г
  64. Демонстрационный материал «Деревья наших лесов», Киров, 2005г

Лото «Загадки о животных», Киров, 2009г         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический паспорт детского сада

Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...

Экологический паспорт детского сада «Золотой ключик» п Игрим Березовского района , ХМАО

Экологический паспорт детского сада «Золотой ключик» п Игрим   Березовского   района , ХМАО...

Паспорт экологической тропы детского сада

Паспорт экологической тропы детского сада...

Схемы экологических паспортов детского сада и участка детского сада

Схемы экологических  паспортов детского сада и участка детского сада...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Паспорт детского сада

Материально-техническая оснащенность детского сада...