Экологический паспорт детского сада.
методическая разработка по окружающему миру по теме
В паспорте представлено зонирование территории детского сада, растительный и животный мир, почвенный покров, программно-методическое обеспечение по экологическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokrashch_pasport.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 102
Экологический паспорт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 102 второй категории
Общее количество детей, посещающих детский сад - 176.
Общее количество сотрудников - 39 человек.
Количество групп– 7.
Кадровый состав ДОУ: заведующая, старший воспитатель, инструктор ФИЗО, учитель-логопед, музыкальный руководитель, медработник, воспитатели, младшие воспитатели.
1. Экологическая ситуация района.
1.1. Общая характеристика района.
Местонахождение дошкольного учреждения: Челябинская область, г. Миасс, ул. Уральская, д.92. Район, в котором расположен ДОУ № 102, характеризуется благоприятной экологической обстановкой. Электромагнитная обстановка нормальная. Уровень радиационного заражения - в пределах допустимых норм.
Состояние здоровья детей ДОУ.
В целом состояние здоровья детей благоприятное.
Зеленые массивы.
В непосредственной близости к ДОУ расположен лесной массив, горный хребет.
1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада.
ДОУ находится на улице, характеризующейся небольшим транспортным потоком.
В непосредственной близости от ДОУ расположен лесной массив, представляющий интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей. Здесь имеются интересные объекты: разные виды деревьев, поляны, птичьи "поселения".
2. Характеристика территории детского сада.
2.1. Общие данные.
Год строительства - 1988-й.
Общая площадь земельного участка – 4913,2 кв. м.
Общая площадь здания – 983,3 кв.м.
Площадь озеленения- 1619,9 кв.м.
Асфальтовое покрытие- 2310 кв.м.
Территория детского сада ровная, со слабым уклоном. Газоны занимают 50% территории, остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площади, дорожки.
Затененность территории достаточно высока в северной части, что в летний период создает благоприятный микроклимат для прогулок. В южной части затененность недостаточная.
Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света.
На территории имеются игровые и резиновые протекторы, использующиеся как клумбы или песочницы. Кроме того, есть спортивная площадка с гимнастической лесенкой, бревном, беговой дорожкой.
Территория детского сада огорожена забором высотой 100 см, в темное время года освещается часть территории, расположенной ближе к зданию.
С целью повышения качества образовательного процесса в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста на территории ДОУ оборудована экологическая тропа. На экологической тропе организованы отделы:
- Метеостанция
- Флюгер
- Термометр
- дождемер
- Альпийская горка
- Цветочные культуры
- Хвойные деревья
III. Дендрологический отдел (уголок леса).
- Дикорастущие породы деревьев
- Кустарники
- Сухой ручей
- 2.2. Растительный и животный мир, почвенный покров.
Растительный мир.
На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, - что дает воспитателям возможность проводить разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке достаточно. Практически все они в неплохом состоянии, старые и засохшие деревья систематически спиливаются. - Видовой состав деревьев: тополь, карагач, рябина, клен, береза, сосна, ель.
Фруктовые деревья: яблоня, вишня.
Кустарники: декоративный шиповник, сирень обыкновенная, можжевельник, туя. - Газоны занимают 50% территории, они достаточно ухожены. Культурные травянистые растения: бархатцы, ишольция, годеция, лаватера, календула, пион, ромашка садовая.
Сорные травянистые растения: ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, пырей ползучий, лебеда раскидистая, гравилат городской.
Луговые растения: клевер ползучий, клевер луговой, тысячелистник обыкновенный, мышиный горошек. Влажные места выделяются присутствием зеленых мхов.
Животный мир.
На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, снегири, сороки, грачи, скворцы, голуби; различные виды насекомых - бабочки, жуки, мухи, комары, осы, шмели, муравьи и пауки.
Почва.
На территории детского сада преобладают натуральный грунт. Удобрение используется только в виде перегнивших листьев. Привозится песок для песочниц.
На игровых площадках вытоптанность до 60%, грунт очень плотный, песчаный. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев - те, возле которых часто играют дети.
2.3. Зонирование территории.
- Игровая зона:
- Групповые площадки созданы для каждой группы
покрытие – травяное, грунтовое, дорожки- асфальтовые.
Территория закрыта для посещения посторонними, за этим ведется строгий контроль.
Спортивная зона:
- зона с оборудованием для подвижных игр
- зона с гимнастическим оборудованием и спортивным снаряжением
- беговая дорожка
- корригирующая дорожка
Хозяйственные зоны:
- огород весной, летом, осенью
- веранды для хранения с/х инвентаря.
- Наиболее влажные зоны – уголок леса на территории дошкольного учреждения.
- Наиболее сухие зоны – южная часть территории детского сада.
- Затенённые зоны – территория к северу от здания детского сада.
- Освещенные зоны – вся территория дошкольного учреждения.
- Наиболее вытоптанные участки: тропинки между цветниками и на огороде, прогулочные участки..
- Отдельно лежащие камни – служат украшением.
- 2.4. Загрязнение территории
Запыленность территории средняя, так как автодорога отделена от нее газоном. Шумовой фон умеренный. Территория посещается легковыми машинами, привозящими детей, и грузовыми, привозящими продукты. Но подъездные пути находятся в местах отдаленных от игровых площадок.
Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником. Есть свалка сухих листьев. - 3. Характеристика и оформление помещения.
Здание кирпичное. Этажность здания: 2. Общая площадь здания – 1497 кв. м.
Помещения для занятий: музыкальный зал, методический кабинет, кабинет логопеда.
В помещениях групп существуют разделение на центры: экологический (в том числе уголок ученого в старших группах), речевой, центр логики (сенсорики), центр сюжетно-ролевых игр, центр ИЗО, спортивный центр (в приемных групп). Под лестничными пролетами оборудован зимний сад, где представлены растения, схемы и материалы по уходу за ними.
В холле первого этажа оформлен экологический паспорт детского сада с планом экологической тропы, стенд «Экологическое воспитание», «Кто где живет?».
Составлены макеты природных зон (биоценозов): лес, степь, пустыня, морской водоем, сад-огород, тундра с краткой информацией о данном биоценозе.
В холле действует живой уголок. Обитатели живого уголка: кролик, морская и сухопутная черепахи.
Обитатели аквариумов: гуппи, меченосцы, золотые рыбки, улитки.
Во всех группах действуют экологические центры.
Наиболее распространенные растения групп: хлорофитум, бальзамин, бегонии, герань, традесканции, фиалки.
Состав растений зимнего сада: бальзамин, сансевиерия, бегония Рекс, крассула, бегония Клеопатра, холрофитум, пеперомия, гипеастриум и др.
Созданы действующий огород в зимнее время (огороды на окне).
Влияние ДОУ на окружающую среду.
Отходы: за день выбрасывается приблизительно 20 кг отходов.
Отопление центральное. На зиму проводится утепление окон и дверей во всех помещениях. Используемые химические вещества: хлорная известь, хлорамин - используется для дезинфекций. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается младшим воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода. Дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится СЭС.
5. Программы и методики.
В работе используются следующие программы: С.Н.Николаевой "Юный эколог", А.Н.Кондратьева "Мы" - Программа экологического образования, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе «Детство», педагогическая технология О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
- Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. М./ 2000г
- Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания детей.Спб./2005г
- Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания детей.Спб./2005г
- Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания детей.Спб./2005г
- Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания детей.Спб./2005г
- Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания детей.Спб./2005г
- Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания детей.Спб./2005г
- Степанова В.А. Листок на ладони.Спб./2004г
- Степанова В.А. Листок на ладони.Спб./2004г
- Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. М./1998г
- Рыжова Н.А. Не просто сказки.М./ 2002г
- Рыжова Н.А. Альпийская горка в детском саду. М./2006г
- Иванова А.И.Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду..М./ 2004г
- Иванова А.И.Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.М./ 2004г
- Иванова А.И.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.М./ 2004г
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду.М.2003г
- Николаева С.Н. Юный эколог.М./2000г
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание в детском саду.М.2000г
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.М.2003г
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М./ 2001г
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М./ 2001г
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М./ 2001г
- Ванин С.А. Зоосад- в детский сад. Спб, 2005г
- Пенькова Л.А., Безгина Е.Н. Ланлшафтный дизайн детского сада.М./2008г.
- Пенькова Л.А. Под парусом лето плывет по земле.М./2006г
- Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? М./2001г
- Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? М./2004г
- Шорыгина Т.А. Цветы. Деревья они? М./2001г
- Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? М./2000г
- Шорыгина Т.А. Ягоды. Какие они? М./2005г
- Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! М./2000г
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.М./2005г
- Живой уголок в детском саду.М./2000г
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.М./2005г
- Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая группаМ./2004г
- Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая группаМ./2004г
- Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Средняя группаМ./2001г
- Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Средняя группаМ./2001г
- Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. Тропинка в природу.М./2001г
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.Воронеж, 2004г
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет.Воронеж, 2006г
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М./2005г
- Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу.М./2002г.
- Почитаева М.В. На тропах природы. Йошкар-Ола,2004г
- Почитаева М.В. В поисках тайны,2004г
- Евстифеева Н.А. Кое-что о птицах Южного Урала. Челябинск, 2002г.
- Познакомься- это наши питомцы.М./1999г.
- Зубкова Н. О чем рассказало старое дерево. М./2007г
- Ковинько Л.В. Секреты природы- это так интересно»М./2004г
- Чуб В. Все о комнатных растениях.М./2005г
- Дыбина О.В. «Неизведанное- рядом». М./2001г
- Дыбина О.В. «Неизведанное- рядом». М./2001г
- Атлас огромного мира. Канада, 1995г
- Мой первый атлас животных. Китай, 1988г
- Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы. М./2010г
- Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста.М., 2001г.
- Лото «Дикие и домашние животные», СПб, 2003г
- Лото «Овощи, фрукты», Киров, 2004г
- Лото «Птицы», Спб, 2002г
- Лото «Насекомые», Киров, 2004г
- Игровой материал «Береги все живое»
- Информационно-деловое оснащение «Зная азбуку АУ», 2009г
- Развивающая игра «Времена года», Киров, 2006г
- Демонстрационный материал «Деревья наших лесов», Киров, 2005г
Лото «Загадки о животных», Киров, 2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический паспорт детского сада
Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...
Экологический паспорт детского сада «Золотой ключик» п Игрим Березовского района , ХМАО
Экологический паспорт детского сада «Золотой ключик» п Игрим Березовского района , ХМАО...
Паспорт экологической тропы детского сада
Паспорт экологической тропы детского сада...
Схемы экологических паспортов детского сада и участка детского сада
Схемы экологических паспортов детского сада и участка детского сада...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Паспорт детского сада
Материально-техническая оснащенность детского сада...