"Безопасная дорога"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шилкина Вера Егоровна

Педагогический проект, целью которого формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста через практическую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vera.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Педагогический проект
  2. "Безопасная дорога"

Шилкина Вера Егоровна, воспитатель МДОУ                     «Детский сад №2»

Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённыё нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий становятся сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят и выходят из транспортных средств. Однако дети дошкольного возраста – эта особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым, хотя  Правила дорожного движения  едины для взрослых и детей, они написаны «взрослым» языком без всякого расчёта на детей, на непонятной для них дорожной лексике.

Вот почему необходимо с самого раннего возраста учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.  В этом должны принимать участие и родители, и работники дошкольного учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, я приняла решение создать и реализовать проект «Безопасная дорога» в своей группе. 

Основание для разработки: 

  1. Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.
  2. Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
  3. Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.

Тип проекта:  информационно-практико-ориентированный, среднесрочный, групповой.

Участники: дети, педагоги, родители.

Целевая группа: дети 4 -5 лет.

Цель:  Формировать навыки безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность.

Задачи: 

  1. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  2.  Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  3.  Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  4.  Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
  5.  Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Сроки реализации проекта

этапы

мероприятия

цель

сроки

Подготовительный

  1. Диагностика

уточнение представлений детей о правилах безопасности, т. е. их личный опыт, на который может опереться педагог.

Сентябрь 2010 г.

  1. Теоретическая подготовка

изучение и анализе программы Н.Н.Авдеевой и Р.Б.Стеркиной «Безопасность» и тематической литературы.

Октябрь 2010 г.

Основной

Практическая реализация проекта: составление плана работы, написание проекта

расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о правилах безопасности

Ноябрь 2010г. –март 2011 г.

Итоговый

Результаты практической деятельности  

анализ и обобщение результатов работы, определение перспектив на будущее

Апрель – май  2011 г.

Этапы реализации:

Подготовительный этап 

Для определения уровня развития безопасности было подобрано диагностическое сопровождение. Оценке подлежали знания о безопасности поведения в окружающей среде по методике В.Деркунской «Диагностика культуры здоровья детей».

  Результаты диагностики «Выявление знаний детей по ПДД»

Проанализировав программу  Н.Н.Авдеевой и Р.Б.Стеркиной «Безопасность» пришли к выводу, что она направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге. Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время.

Используемая литература:

  • Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  • Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
  • Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
  • Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007.
  • Степененкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1979.
  • Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  • Статьи из журнала  «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ»

Основной этап

 Формы работы с детьми: 

  • организованные формы обучения на занятиях;
  • совместная деятельность взрослого и ребенка;
  • самостоятельная деятельность ребенка;
  • экскурсии и наблюдения;
  • развитие речи;
  • художественная литература;
  • викторина, КВН по ПДД;
  • конструирование;
  • изобразительная деятельность;
  • игра;
  • выступления агитбригады отряда ЮИД;
  • встречи с инспектором ГИБДД;
  • досуги и развлечения.

Подобран методический инструментарий:

  • картотека подвижных игр по ПДД;
  • картотека дидактических игр по ПДД “Дорожная игротека”;
  • подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
  • конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
  • цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;
  • цикл консультаций для воспитателей “Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД”.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:

  • анкетирование;
  • памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
  • консультационный материал “Дошкольник и дорога”;
  • папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
  • родительские собрания (“Ребенок и дорога”, “Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов”);
  • встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);
  • конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

План  работы с детьми и родителями по 3 темам

 1Тема: Светофор и дорожные знаки

Задачи: 

  1. Познакомить детей с дорожными знаками.
  2. Учить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.
  1. Работа с детьми:

1. Занятия:

  1. «Дорожные знаки» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина «Безопасность»;
  2. «Дорожные знаки»  М.А.Фисенко;
  3. Дорожные знаки «Дети», «Переход»;
  4. «Зачем  нужны дорожные знаки» К.Ю.Белая, «Как обеспечить безопасность 
  5. дошкольника»;                                                   
  6. «Светофор и его сигналы»;
  7. «Правила перехода нерегулируемого перекрёстка;

2. Беседы:

  1.  «Какие правила следует соблюдать при переходе дороги»,
  2. «Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?»,
  3.  «Что обозначают сигналы светофора»,

3. Чтение художественной литературы:

  1. Головко «Дорожные знаки»;
  2. Маршак С. «Светофор»;
  3. Мигунова Н.А. «Светофор»;
  4. Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»;
  5. Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой», 
  6. Пляцковский И. «Светофор»;
  7. Прокофьев С. «Мой приятель – светофор»;
  8. Загадывание загадок. 

4. Игры:   

                                                             

  • «Азбука пешехода»,
  • «Виды перекрёстков»,
  • «Внимание! Дорога»,
  • «Домино» (дорожные знаки),
  •  «Красный, жёлтый, зелёный»,
  •  «Пешеходы и  водители»,
  •  «Светофор»,
  • «Теремок»,

5. Целевые прогулки: по улице; к нерегулируемому переходу; устройство проезжей части; дорожные знаки.

6. Сюжетно-ролевые игры:

  • «Водители и пешеходы», 
  • «Волшебный светофор»,

7. Продуктивная деятельность:

  1. создание макета «Наша улица»;
  2. выставка детских рисунков «В стране дорожных знаков»,  «Перекрёсток»;
  3. рисование «Придумай свой дорожный знак».

8. Развлечения:

  •  «Путешествие в город дорожных знаков».

Работа с родителями:

1. Анкетирование родителей.  
2. Фотовыставка «Как мы учим правила движения».
3. Памятка для родителей «Азбука дорожной безопасности».

 2 Тема: Транспорт и опасные ситуации.

Задачи: 

  1. Дать представление о транспорте разного вида  (грузовом, пассажирском, воздушном, водном). 
  2. Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улицах города.
  3. Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.

Работа с детьми:

1. Занятия:

  1. «В городском транспорте» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина;
  2. «Знакомство с транспортом» К.Ю.Белая;

2. Беседы:

  • «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»;
  • «Как надо вести себя в общественном транспорте?»
  • «На чём люди ездят»;

3. Чтение художественной литературы:

  1. Бедарев О. «Если бы …»;
  2. Берестов В. «Про машины»;
  3. Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
  4. Дорохов А, «Пассажир»; 
  5. Лешкевич И. «Гололёд»;
  6. Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
  7. Носов Н. «Автомобиль»;
  8. Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
  9. Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», ;
  10. Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
  11. Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
  12. Загадывание загадок о транспорте.

4. Обсуждение опасных ситуаций.

5. Игры:

  • «Угадай вид транспорта»;
  • «Водитель и пассажиры»;
  •  «На воде, в воздухе, на земле»;
  • «На чём я путешествую?»,
  • «Осторожно пешеход»;
  • «Сложи картинку»

6. Сюжетно-ролевые игры:

  • «Автобус»,
  • «Водители и пешеходы»,
  •  «Гараж»,

7. Целевая прогулка к остановке пассажирского транспорта, по улице; наблюдение за движением транспорта и работой водителя.

8. Моделирование ситуаций:

  •  «Помоги старушке».

9. Продуктивная деятельность:                                  

  • «Моя улица»,
  •  «Пассажирский транспорт»,
  • работа со строителем «Гараж»,
  • тестопластика «Транспорт».

10. Развлечение: «Безопасное колесо»

11. Рассматривание картины из серии «Кем быть».

Работа с родителями:

  1. Родительское собрание с приглашением сотрудников ГБДД «Безопасное поведение на дорогах».
  2. Консультация «Внимание – дорога!».
  3. Памятка для родителей «Юному пешеходу».

 3 Тема: Безопасность на улице.

Задачи: 

  1. Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках  улицы, и с соответствующими мерами предосторожности.
  2. Учить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть.
  3. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. 
  4. Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.

Работа с детьми:

1. Занятия:

  1. «Безопасное поведение на улице» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина;
  2. «Знай и выполняй правила уличного движения» К.Ю.Белая;
  3. «Игры во дворе» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина;

2. Беседы:

  1.  «Всем ребятам надо знать, как по улице   шагать»
  2. «Где маленькие дети могут кататься на велосипеде?»
  3. «Где можно играть?»

3. Чтение художественной литературы:

  • Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
  • Маршак С. «Мяч»;
  • Шорыгина Т. «Волшебный мяч»;

4. Обсуждение различных опасных ситуаций, которые могут возникнуть при играх во дворе дома.

5. Моделирование ситуаций: «Найдите дорогу в детский сад»

 Работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Родителям о правилах дорожного движения».
  • Памятка родителям «Ребёнок переходит улицу».

Итоговый этап 

Проведение тематических выставок детских рисунков, открытые занятия, создание педагогического бюллетеня «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать!». Презентация проекта перед родителями и педагогами района.                                                                                                                                                  В планах на будущее – продолжение работы с детьми и родителями по формированию навыков безопасного поведения на дорогах.  Приобрести наборы дорожных знаков, модели транспорта, детские велосипеды, модель автобуса, сделанная из картона в рост ребёнка, стол-макет Автогородка, разметка улицы на территории детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по безопасности (старшая группа) по теме: Непосредственно образовательная деятельность "Моя безопасная дорога от дома до сада".

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательные области: "Социализация", "Безопасность", "Коммуникация"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности направление Социально-личностное развитие, области «Безопасность» и «Ком-муникация» в подготовительной к школе группе, по теме «Безопасная дорога в школу»,

Программное содержание1. Формировать навыки выполнения основных правил поведения  на улице и дороге2.Воспитывать стремление соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах....

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

"Безопасная дорога домой". Парциальная программа по формированию у детей безопасного поведения на дорогах.

Программа разработана для системного, углублённого изучения основ безопасного поведения ребёнка на дорогах и улицах села, умение ориентироваться на них, принимать правильное решение в нестандартной си...