Проект "Семья"
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Проект
«Семья»
( паспорт)
ГБОУ ЦРР-детский сад №1647(г.Москва)
Вторая младшая группа
«Муравьишки»
2012-2013
Состав проектной группы:
Дети, посещающие группу №1 «Муравьишки»
Родители детей
Воспитатель группы Пискарева Н.Н.
Тип проекта:
Информационно-практико-ориентированный
Образовательные области проекта:
- Социализация
- Познание
- Коммуникация
- Чтение художественной литературы
- Художественное творчество
Интеграция образовательных областей:
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»т.д. |
Социальное развитие | Права и обязанности в семье. |
Речь и речевое общение | Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «Лето на даче», «Наше путешествие». |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | |
Мир, в котором мы живём | Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания). |
Природа | Коллажи «Домашние любимцы». |
Конструирование | «Дом моей мечты». |
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |
Худ. литература | Пословицы и поговорки о семье. |
ИЗО | Рисование «Моя семья», «Мой дом», «Обои в новую квартиру». |
Театр | Постановка сказки «Теремок» детьми для родителей |
Продолжительность проекта:
6 месяцев (ноябрь 2012г. – апрель 2013г.)
Актуальность проекта:
«Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
А.С. Макаренко.
Изменилась семья. Ушла в прошлое старая многодетная, трехпоколенная семья. На смену старой семье пришла новая, современная семья, без старшего поколения. Семьи с одним ребенком составляют 44% в группе. Плохо это или хорошо? Если учесть, что в таких семьях дедушки и бабушки предпочитают жить отдельно, то такие семьи начинают терять главное – роль воспитательного коллектива, когда «нет ни братьев, ни сестер, ни общих радостей, ни переживаний, обыкновенного соседства нет, - без этого, - как утверждает А.С. Макаренко, - нет ни воспитания, ни счастья».
Цель и задачи проекта:
В совместной работе с родителями я ставлю перед собой следующие цели: воспитание всесторонне развитой личности – счастливой, здоровой физически и психически. Эта личность должна быть интеллектуально развита, инициативна, коммуникабельна, уверена в собственных силах, ответственна и способна преодолевать трудности.
Исходя их этих целей вытекают задачи, основанные на принципах педагогики сотрудничества, сотворчества, соблюдения принципа конфиденциальности, доброжелательности и безоценочности защиты прав и интересов ребенка, на уверенности в возможности и способности каждого ребенка.
Способствуя развитию личности ребенка и глубоко понимая, что главная роль отводится родителям, я ставлю перед собой следующие задачи:
- поиск контакта с родителями и детьми;
- определение единых требований семьи и ДОУ к воспитаннику;
- обеспечить координацию совместных усилий семьи и ДОУ по воспитанию дошкольника, создать единую воспитательную среду;
- показать, что воспитание – это единый неразрывный процесс взаимодействия между семьей, дошкольным и школьным учреждением;
- определение совместных методов педагогического воздействия на личность в целях ее перспективного развития;
- организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала;
- побудить родителей к инициативе и творчеству в вопросе воспитания детей;
- рассмотреть значение взаимопонимания, такта и терпения в семье;
- защита ребенка от неблагоприятных условий в семье, ДОУ.
Гипотеза:
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский.
Удовлетворение потребности ребенка в любви и чувстве собственного достоинства – ключ к органичному и творческому росту его личности, обеспечить который и призваны семья и система образования.
Предполагаемый результат:
Благодаря взаимодействию с педагогами ДОУ и участию в жизни д/с родители приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.
Участие родителей в жизни детей поможет им:
- преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
- относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее;
- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Этому способствуют такие формы сотрудничества с семьей, как семейные праздники и фестивали, игровые семейные конкурсы, спортивные семейные соревнования. Самое ценное в таких праздниках – атмосфера единения и общности, когда дети стараются для взрослых, а взрослые стремятся порадовать детей.
- понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать.
Но главным результатом совместной работы и сотрудничества ДОУ и семьи являются личностные достижения каждого ребенка: социальное развитие ребенка – отношение к окружающему миру взрослых и сверстников, способность понять эмоциональное состояние других, проявление сочувствия, владение способами динамического общения, эмоционального благополучия; умение строить взаимоотношения со взрослыми и детьми.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Постановка проблемы, определение цели и задач.
- изучение познавательной, художественной и методической литературы, статей в журналах и Интернете
- сделана подборка игр для детей (сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья», игры-драматихации)
- приготовили оборудование для оформления альбомов
- подготовили совместно с родителями сообщения на темы «Выходной день в моей семье», «Наши любимые питомцы», «Лето на даче»
- разработали цикл занятий «Права и обязанности в семье», «Мои близкие», «Мир , в котором мы живем», «Дом моей мечты»
2 этап. Основной
Практическая деятельность по решению проблемы
1.Сюжетно-ролевая игра «Дом». 2.Сюжетно-ролевая игра «Семья» |
4.Занятие на тему «Права и обязанности в семье». |
6.Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «Лето на даче», «Наше путешествие» с опорой на фотографии. |
7.Конструирование «Дом моей мечты». |
8.Пословицы и поговорки о семье. |
12.Рисование «Моя семья», «Мой дом», «Обои в новую квартиру». |
13.Постановка сказки «Теремок» детьми для родителей |
3 этап. Оформление альбома
4 этап. Подготовка к презентации
5 этап. Презентация
Результативность
1. Дети лучше знают свои корни.
2. В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как “уютный дом”, “родной дом”, “мои родственники” и др.
3. В процессе работы над проектом я как и дети более подробно изучила семьи воспитанников.
4. По ходу проекта появились некоторые затруднения:
В группе есть неполные семьи.
Разная национальность членов семьи.
Некоторые дети ничего не знают о дедушках и бабушках.
Не все родители проявили активность.
Новизна
Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.