Наблюдения весной
картотека по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Пришла весна №1 Цель: Дать представление детям о ранней весне, о том, какие изменения произошли с солнцем. Основное содержание: Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огнями и начал таять. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, стволы деревьев, рукава шубы. Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет. Солнце ласково смеется, Светит ярче, горячей… Я.Колас | Наблюдаем за небом и облаками №2 Цель: Закрепить представления о весне. Обратить внимание на изменения, произошедшие на небе. Основное содержание: Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет! Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Е.Баратынский |
Наблюдаем за снегом №3 Цель: Расширить представления о весне. Разобрать свойства снега. Основное содержание: Продолжить наблюдать за снегом. Сравнить цвет снега (серый, грязный) с тем, каким он был зимой. Установить связь между солнечным светом, теплом и снеготаянием. Посмотреть с какой стороны крыши тает снег раньше. К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под ее ногами. И.Токмакова | Капель №4 Цель: Расширить представление детей о весне, обогатить знания новыми словами и понятиями. Основное содержание: Характерное явление для начала весны – появление сосулек. Дети наблюдают за ростом сосулек. Почему растут сосульки? Предложить послушать капель. Обратить внимание, что в морозную погоду капели нет. Отшумели все метели, И морозы не трещат. С крыш закапали капели, И сосульки вряд висят. А.Алферов |
Кругом вода №5 Цель: Показать детям разнообразные действия с растаявшим снегом. Основное содержание: Днем становится теплее, по двору текут ручьи. Понаблюдать, как вода течет с возвышенных мест вниз. Пройти по течению ручейка. Вода стекает в особые места (приемники) через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку. Прислушиваться к журчанию воды. Апрель, апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. С.Маршак | Ледоход №6 Цель: Закрепить уже известные признаки весны на водоеме, вспомнить водный транспорт, его назначение. Основное содержание: показать детям водоход на водоеме. Спросить, все ли льдинки одинаковые, откуда они берутся? Объяснить, что лед подтаивает и раскалывается. Уточнить, почему нельзя подходить очень близко к водоему. На реке и треск, и гром, Это значит – ледолом. На реке идет лед, Это значит – ледоход. Н.Нищева |
Перелетные птицы №7 Цель: Расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах. Основное содержание: предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть, нет ни травинок, ни червячков, ни мошек. Предложить покормить птиц. Обсудить строение тела птиц. Возвращаются скворцы – Наши старые жильцы, Воробьи у лужицы Шумной стайкой кружатся. Г.Ладонщиков Почки на деревьях №9 Цель: Повторить названия деревьев. Обсудить строение деревьев (ствол, ветки, листья). Основное содержание: Рассмотреть почки на ветках: у тополя они длинные, клейкие, душистые, а у березы – круглые, мелкие. После зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть. Я раскрываю почки В зеленые листочки, Деревья одеваю, Посевы поливаю. (Весна)
| Первые листья на деревьях №8 Цель: Повторить названия деревьев. Обсудить строение деревьев (ствол, ветки, листья). Основное содержание: После зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. А.Плещеев Первые листочки на деревьях №10 Цель: Повторить названия деревьев. Обсудить строение деревьев (ствол, ветки, листья). Закрепить знания детей о листочках. Основное содержание: Из почек появляются листочки. На березе листья сморщенные, клейкие, гармошкой, темно-зеленые. На тополе – листья блестящие, клейкие, темно-зеленые. Выбрались из почек Первые листочки, Радуются солнцу, Не поймут со сна: Неужели это… Неужели лето? - Нет, еще не лето, Но уже весна! В.Данько |
Зеленый ковер №11 Цель: Повторить признаки весны, строение травянистых растений. Основное содержание: Обратить внимание на проталины: там уже появилась зеленая трава. Предложить провести ладошкой по травке – она мягкая. Трава начинает расти у заборов и домов, где больше пригревает солнце. Я по травке на лугу В белых тапочках бегу. А трава хорошая! Ну-ка тапки сброшу я. Ой, трава щекочется – Мне смеяться хочется О.Бедарев Цветут деревья и кусты №13 Цель: Познакомить детей с процессом цветения деревьев и кустарников. Учить находить сходные и отличительные признаки между сережками вербы и березы. Основное содержание: Обратить внимание на длину и цвет сережек. Полюбоваться цветением черемухи и сирени. Определить характерные признаки, особенности цветения деревьев и кустов. Воспитывать бережное отношение к деревьям. Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нем сирень, От черемухи душистой И от лип кудрявых тень… А.Плещеев | Цветут деревья и кусты №12 Цель: Познакомить детей с процессом цветения деревьев и кустарников. Основное содержание: Обратить внимание на красивую вербу с пушистыми, словно меховыми сережками. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны. На что похожи сережки вербы? Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом. Опять весна душистая Повеяла крылом. А.Фет Солнышки на траве №14 Цель: Познакомить детей с первыми весенними цветами и их строением. Основное содержание: Показать детям, как на свежей травке ярко желтеют одуванчики – первые весенние цветы. Рассмотреть части растений: стебель, листья, цветок. Сравнить, на что похожи цветы одуванчика. Провести беседу: как нужно обращаться с цветами: не рвать, не топтать. Носит одуванчик Желтый сарафанчик. Подрастет – нарядится В беленькое платьице: Легкое, воздушное, Ветерку послушное. Е.Серова |
Наблюдаем за работой дворника №15 Цель: Продолжать наблюдать за работой дворника. Научить уважать труд взрослых. Основное содержание: обратить внимание на то, что дворник очищает газоны. Почему он это делает? Какие орудия труда имеются у дворника? Встанет дворник на заре, Все очищает во дворе И кусты обрежет сам. Красота на радость нам! Наблюдаем за работой на клумбах и в огороде № 17 Цель: Познакомить детей с правилами посева семян на клумбах и в огороде. Продолжать учить уважать труд взрослых. Основное содержание: наблюдать за трудом взрослых во время высаживания рассады и посева семян в огороде и на цветочные клумбы. Обратить внимание, что при высаживании растений обращаются с ростками очень бережно. Я давно весну ждала, У меня свои дела: Мне участок в огороде Нынче мама отвела. | Наблюдаем за работой шофера №16 Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями: шофера. Учить уважать труд взрослых, беречь результаты труда. Основное содержание: Обратить внимание на то, что шофер ездит на машине, перевозит грузы. Почему он это делает? Для облегчения труда людей. Обратить внимание на саму машину, ее строение. Шофер перевозит много груза.
Наблюдаем за работой на клумбах и в огороде № 18 Цель: Познакомить детей с правилами посева семян на клумбах и в огороде. Продолжать учить уважать труд взрослых. Основное содержание: Обратить внимание на почву (сухая земля), на перекопку земли, на ее рыхление. Выяснить значение влаги, как одного из условий роста растений. Я возьму свою лопатку, Я пойду, вскопаю грядку, Мягкой грядка быть должна – Это любят семена. В.Глущенко |
Наблюдаем за первоцветами №19 Цель: Продолжать знакомить детей с первоцветами: подснежником, его строением. Основное содержание: Показать детям, как на свежей травке появляются подснежники – первые весенние цветы. Рассмотреть части растений: стебель, листья, цветок. Сравнить, на что похожи цветы одуванчика. Провести беседу: как нужно обращаться с цветами: не рвать, не топтать. Голубенький, чистенький Подснежник – цветок! А подле сквозистый Последний снежок… А.Майков Перелетные птицы №21 Цель: Продолжать знакомить с особенностями жизнедеятельности перелетных птиц. Прививать у детей любовь к перелетным птицам. Основное содержание: предложить детям понаблюдать за деятельностью перелетных птиц. Птицы сидят на деревьях, кричат, собирают ветки для гнезд, чтобы высиживать яйца. Летели две птички, Собой невелички. Где они летели, Все люди глядели, Где они садились, Все они дивились. | Перелетные птицы №20 Цель: познакомить детей с перелетными птицами: утками, гусями и т.д. Познакомить с особенностями жизнедеятельности перелетных птиц. Основное содержание: Рассказать, что перелетные птицы весной возвращаются с юга. Начинают строить гнезда для выведения птенцов. Птицы начинают купаться в лужах, питаются с проталин свежей зеленой травой и червячками. И все засуетилось, Все нудит зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Ф.Тютчев Наблюдаем за первоцветами №22 Цель: продолжать знакомить детей с первоцветами – мать-и-мачехой. Раскрыть особенности роста и развития первоцвета: нет листочков, сразу вырастают цветочки. Основное содержание: Обратить внимание детей на проталины, покрытые желтыми цветами – мать-и-мачехой. Рассказать, что у мать-и-мачехи вырастает сначала стебелек, а затем, когда цветок отцветет, то вырастают большие зеленые листья. Желтые лепестки, Хрупкий стебелек. Распустился у реки Солнечный цветок. Н.Нищеева. |
Наблюдаем за транспортом №23 Цель: продолжать знакомить детей с транспортными средствами, раскрыть особенности грузоперевозок в зависимости от времени года. Основное содержание: Обратить внимание детей на передвижение транспортных средств по дороге. Грузовые машины перевозят в основном землю, чернозем. Куда они едут? Они едут, чтобы помочь огородникам в посадке и удобрении почв. Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко, Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней. (машина) В. Степанов Наблюдаем за транспортом №25 Цель: продолжать знакомить с транспортными средствами, различать основные части легковых автомобилей: фары, колеса, двери и т.д. Основное содержание: Рассмотреть стоящий рядом автомобиль. Спросить, чем заправляется автомобиль? Бензином. Для чего автомобилю нужны фары? Чтобы в темноте его могли видеть пешеходы, проезжающие мимо автомобили и просто для того, чтобы шофер мог видеть дорогу, по которой он едет. Двери необходимы, чтобы пассажиры легко могли попасть внутрь. А колеса, чтобы машина хорошо бегала по дорогам и быстро. | Наблюдаем за самосвалом №24 Цель: продолжать знакомить детей с транспортными средствами. Раскрыть особенности строения самосвала, его название. Основное содержание: Обратить внимание детей на грузовую машину – самосвал. Почему она так называется? Потому что он сваливает грузы сам, у него поднимается кузов и вываливает груз. Поэтому для его разгрузки не требуются рабочие руки. Отойдите! Я – машина! И внутри меня – пружина! И с утра всегда она На весь день заведена. Э.Мошковская Наблюдаем за транспортом №26 Цель: продолжать знакомить с транспортными средствами, закрепить все знания детей о строении и передвижении автомобилей. Основное содержание: Попросить детей угадать по описанию транспортное средство, попросить детей составить описательный рассказ о машине, не называя ее вида. Н-р: Она большая, красная машина. Приезжает только в тех случаях, когда возникает пожар и люди не могут потушить его сами. (Пожарная машина). Дети могут составить рассказ о скорой помощи, о мусоровозе, о самосвале, о легковой машине. |
Пришла весна №27 Овощи (лук, горох) Цель: показать посадку овощей, привлечь к посадке лука и гороха, учить детей заботиться о культурных растениях. Основное содержание: Обратить внимание детей на рост и развитие культурных растений, учить отмечать изменения в росте растений. Семена гороха – горошина, семена лука - луковица. Появились всходы на огороде: росточек гороха, перышко лука. Можно провести беседу с детьми о пользе овощей для людей. Лук необходим для поддержания здоровья, для его укрепления. | Пришла весна №28 Травянистые растения Цель: формировать желание любоваться появившейся зеленой травой, показать первые весенние цветы, учить детей выражать свое восхищение красотой природы. Основное содержание: На участке появилась зеленая трава. Стебельки травы очень тонкие, легко гнутся и ломаются. Появились первые всходы на клумбах многолетних культурных цветов. Все они разные, отличаются по цвету, по форме листочка. Одуванчик – травянистое растение. Можно разучить стихотворение Е.Серовой «Носит одуванчик желтый сарафанчик». |
Пришла весна №29 Червяки Цель: показать отличительные особенности червяка, продолжать учить детей заботиться о природе, учить беречь природу. Основное содержание: На улице становится тепло, и земля стала теплой, постепенно из нее выбираются червяки. Особенно их много после дождя. Внешний вид червяка: длинный, похож на веточку, у него нет ног. Червяк ползает по земле. Заползая в землю, червяки рыхлят ее. Через ходы червяков дышат корни растений. Червяков поедают птицы. | Весеннее небо №30 Цель: показать особенности весеннего неба, учить детей сопоставлять осеннее небо и весеннее небо. Основное содержание: Весной небо часто бывает голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут белые облака. Облака быстро меняют форму. Темные тучи на небе – к дождю. После дождя на небе появляется радуга. Осенью солнышко светит, но не греет. Небо осенью темное, тяжелое, тучи идут низко, а весной преобладает ясная безоблачная погода. Радуга – дуга Не давай дождя Давай солнышка Колоколнышка. |
Ветер, ветер №31 Цель: продолжать знакомить детей с природными явлениями. Познакомить с явлением – ветер. Учить детей давать характеристику ветру: теплый, резкий, холодный, порывистый и т.д. Основное содержание: Ветер гонит облака. Облака бегут быстро – значит ветер сильный, порывистый, если облака бегут медленно, то ветер слабый, легкий. Дует ветер – деревья качаются, верхушки крутятся. Можно детям предложить поиграть с вертушками и ленточками и определить откуда, с какой стороны дует ветер. | Дождь №32 Цель: Показать, что весенний дождь может быть разным. Учить детей использовать в активной речи слова прилагательные, характеризующие дождь. Основное содержание: Идет теплый дождь, а бывает дождь холодный. Сегодня дождь какой? Во время дождя можно услышать первый гром и увидеть первую грозу. Пошел дождь, люди раскрыли зонты, спрятались от дождя. Капли дождя бывают крупные и мелкие. Когда говорят: «дождь моросит», а когда «дождь льет, как из ведра». Можно предложить поиграть в игру «Солнышко и дождик» |
Снег весной №33 Цель: показать свойства снега. Объяснить, когда и в каких случаях идет весной снег. Основное содержание: Весной снег начинает таять. Постепенно снег на земле растает. Но весной иногда снег идет, хотя на земле его нет. Это бывает в тех случаях, когда на улице становится холодно, идет холодный дождь, который постепенно может перейти в снег. Можно предложить детям нарисовать сосульки длинные и короткие. | Вода №34 Цель: продолжать знакомить со свойствами воды. Основное содержание: Весенний период времени особенно характеризуется большим количеством воды. Снег тает, идут дожди. Вода нагревается на солнышке, становится теплой. Весенняя вода впитывается в почву, питает растения. Весной взрослые поливают грядки водой. Воду пьют птицы из лужи. Когда вода чистая, она прозрачная. Вода льется, ее можно переливать из одного сосуда в другой. Можно провести экспериментирование с водой: налить два сосуда с водой, один сосуд поставить на солнышко, другой в тень. Где вода нагрелась быстрее? |
Песок №35 Цель: продолжать знакомить со свойствами песка, раскрыть влияние и на изменение структуры песка воды. Основное содержание: Сухой песок рассыпается: предложить детям посыпать песок, пропустить сквозь пальцы. Из влажного песка можно лепить куличи. Когда идет дождь, то песок становится мокрый. После мокрого песка нужно мыть руки. После сухого песка можно легко отряхнуть руки. Можно предложить детям поэкспериментировать с сухим и мокрым песком. | Здравствуй, лето №36 Цель: закрепить у детей знания о весенних признаках, учить детей восхищаться весенним периодом времени. Учить детей сравнивать природу в разные периоды времени. Основное содержание: Чем отличается весенний период времени от других времен года: лета, зимы, осени. Весной тает снег, появляются проталины, на этих проталинах расцветают первые цветы и тонкие стебельки травы. Прилетают птицы. Взрослые садят на грядках различные овощи, поливают их водой и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека наблюдений весной
картотека наблюдений весной для детей старшей группы...
Картотека наблюдений "Весна"
Цель: пролжать знакомить детей с природным явлением снегом....
Наблюдения весной
картотека весенних наблюдений....
Весна. Наблюдения весной на прогулке.
Весенние прогулки самые яркие, полные впечатлений, не только можно подышать свежим воздухом, но и поиграть. Именно на прогулке существует масса возможностей для развития ребенка. Как же совместить при...
«Весна. Наблюдение весной на прогулке с детьми 3–4 лет»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Весна. Наблюдение весной на прогулке с детьми 3–4 лет»
Весенние прогулки самые яркие, полные впечатлений, не только можно подышать свежим воздухом, но и поиграть. Именно на прогулке существует масса возможностей для развития ребенка. Как же...
Консультация для родителей "Весна. Наблюдения весной на прогулке с детьми 4-5 лет"
Весенние прогулки самые яркие, полны впечатлений. Именно на прогулке существует масса возможностей дляразвития ребенка....