Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в форме игры - викторины для детей подготовительной группы "Русь,Россия - Родина моя"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Закрепляем и обобщаем знания детей о нашей стране , о Родине , о России. Формируем понятие Родины ,как место ,где человек родился ,где он живет . Закрепляем знания детей о символике государства : о флаге , о гимне , о гербе. Развиваем внимание , речь , память , мышление . Воспитываем патриотические чувства к Родине .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rukhlevoy_n_p_rus_rossiya_-_rodina_moya.docx | 104.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в форме викторины для детей подготовительной группы
«Русь, Россия — Родина моя!»
Подготовила воспитатель - Рухлева Н.П.
Программное содержание:
Образовательные:
Закрепить и обобщить знания детей о нашей стране, о Родине , о России.
Формировать понятие Родины, как место, где человек родился, и страны, где он живёт;
систематизировать и закрепить знания детей о символике государства: о флаге, гербе, гимне;
Развивающие:
Развивать у детей внимание, речь , память , мышление .
Учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;
Воспитательные:
Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине : любовь , гордость, уважение к родной стране , бережное отношение к ней.
Словарная работа: Родина, Русь, Россия, любить, ценить, уважать, символика, герб, гимн, флаг, карта, глобус.
Предшествующая работа:
- разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе;
-чтение пословиц и поговорок о Родине, России, Москве;
- чтение произведений русских писателей о Родине;
- рассматривание иллюстраций книг ;
- рассматривание флагов, гербов разных стран, городов ;
- прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;
Материал: глобус , карта России, репродукции герба , флага России, фото президента России, аудиозапись гимна России, песни «С чего начинается Родина», песни « У России длинные косички », проектор , карточки с изображением людей в разных национальных костюмах ,куклы в русских народных костюмах ,пазлы с изображением праздников России , эмблемы «Матрешки » , « Богатыри », клубочек, поделки детей .
Ход занятия
Организационный момент
Дети входят в группу и подходят к гостям
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение?
Дети: …….(ответы детей)
Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение.
Просмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. Давайте передадим его нашим гостям, пусть у них тоже настроение будет хорошим!
Вводная часть.
А теперь ребята, начнём наше занятие, которое называется «Русь, Россия — Родина моя!
Дети с воспитателем подходят к глобусу.
Воспитатель: Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля –
Это Родина моя!
Воспитатель: Ребята, а что это такое ? ( показывает на глобус)
Дети: Глобус
Воспитатель: А что такое глобус?
Дети: Это уменьшенная модель Земли
Воспитатель: Правильно. А какую форму имеет глобус ?
Дети: Круглую.
Воспитатель: Правильно. А почему ?
Дети: Потому что Земля круглая.
Воспитатель: Правильно. Какого цвета больше на глобусе?
Дети: Голубого.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что, на Земле большую часть занимает вода: озера , реки, моря, океаны.
Воспитатель: Правильно ,молодцы. А теперь займите свои места.
Дети садятся на места.
Воспитатель: На планете Земля есть много стран, государств, городов, много рек, озёр, океанов, морей, гор и равнин. И ещё на планете Земля есть наша с вами Родина.
- Дети, что такое Родина?
(ответы детей: место, где мы родились; наш город, наш страна , в которой мы живем, это моя семья, это мама и папа ,это леса ,поля ,реки ,горы; Родина – это земля ,которую защищали наши предки от врагов ,это место по которому скучаем ,находясь в далеком краю , это место ,где живут наши близкие и родные ).
Воспитатель: Вы правы, ребята, все это и есть наша большая Родина. Много поэтов , писателей ,художников ,композиторов писали замечательные произведения о нашей Родине. Давайте сейчас вспомним полюбившиеся вам стихи русских поэтов.
Дети читают стихи
Стихотворение читает Козикова Полина или Стася.
Родина (Т.Бокова)
Родина – слово большое-большое,
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок… и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка-
Это тоже родина.
Стихотворение читает Мосеева Ксения или Ваня Симаков
Родина (З. Александрова)
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Стихотворение читает Амелина Валерия.
О Родине
Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река , что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка ?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все то ,что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Так вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все ,кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама!
Воспитатель: Молодцы . А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина»
Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина»
Воспитатель: Ребята ,вы прослушали песню, понравилась она вам?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: В этой песне поется о нашей с вами Родине. Вы уже сказали ,что Родина – это страна ,в которой мы с вами живем. Как и у человека у каждой страны есть свое имя . Как называется наша страна?
(ответ детей - Россия)
Воспитатель: Правильно. Наша страна Россия - великая, могучая держава. Про Россию можно сказать много красивых слов и одно зашифровано в ребусе (хлебосольная) Посмотрите на доску и попробуйте отгадать какое слово спряталось?
Дети разгадывают ребус. О ная
Дети : ………………. Хлебосольная
Воспитатель: Правильно, история этого слова происходит с древних времён Руси. Есть такой обычай встречать дорогих, долгожданных гостей хлебом с солью. Подберите слова близкие по смыслу , по значению к этому слову.
Дети: Радушная , гостеприимная , щедрая .
Воспитатель: Правильно. Ребята , а слова близкие по значению как называются ?
Дети: Синонимы .
Воспитатель: Молодцы ,ребята. А чем Россия отличается от других стран ?
Дети: Родным языком, своей историей ,традициями ,обычаями , национальными костюмами , символами.
Воспитатель: Правильно. Каждая страна имеет свои отличительные символы. А кто скажет , что это за символы?
Дети: Флаг, герб, гимн.
Воспитатель: Молодцы. Правильно.
Воспитатель: Дети , посмотрите внимательно на карту России. Кто из вас может показать границы нашей страны?
Предлагает двум-трём детям обвести границы России по карте.
Воспитатель: Хорошо , ребята ,справились с заданием, садитесь на свои места.
Основная часть
Игра- викторина.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – викторину. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия - Родина моя! ». Девочки и мальчики, займите, пожалуйста , свои места ,разделившись сразу на две команды.
Дети делятся на две команды: девочки садятся за столы справа, а мальчики – слева.
Воспитатель: - Сначала давайте представимся и поприветствуем друг друга .
Команда мальчиков «Богатыри» :
Мы отважны и сильны, нас зовут богатыри
Победим мы быстро всех, впереди нас ждет успех! (девиз мальчиков)
Команда девочек «Матрешки» :
Мы красавицы матрешки, разноцветные одежки
Мы матрешки просто класс - победи попробуй нас (девиз девочек)
Воспитатель: Хорошо. Сейчас послушайте условия нашей игры – викторины . Викторина будет состоять из 5 этапов. Я буду поочередно каждой команде задавать вопросы, если команда будет затрудняться с ответом ,то право на ответ перейдет другой команде. За каждый правильный ответ команда будет получать фишку. Пожалуйста, не выкрикивайте с места , а поднимайте руки. Между командами будет дружеское соперничество , не подсказывайте, а играйте честно. Итак, начнем.
Первый этап – «Родная страна»
Воспитатель: Вопрос задаю команде девочек « Матрешкам»,
вам необходимо глядя на экран, выбрать правильный ответ.
Включаю проектор, на экране появляется первый слайд.
- На фотографиях вы видите разных людей. Кто из них президент нашей страны?
Ответ команды» Матрешки», оценивание ответа.
Воспитатель: Вопрос задаю команде мальчиков « Богатырям»
На проекторе появляется второй слайд.
- У каждой страны есть свой государственный флаг. Какой их представленных принадлежит России?
Ответ команды « Богатыри» , оценивание ответа.
Воспитатель: Ребята, у данного задания есть дополнительный вопрос , если кто то из вас правильно на него ответит, то команда получит дополнительную фишку. Дайте описание флага России и рассказать стихотворение про флаг.
Описание флага даёт ребёнок
Государственный флаг Российской Федерации полотнище, состоящее из трех горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного. Белый цвет означает мир , чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Стихотворение про флаг читает ребенок:
Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет .
Оценивание ответа .
Воспитатель: Вопрос команде « Матрешки»
На проекторе – третий слайд.
- Какой их символов государства – герб- принадлежит нашей стране? (слайд 3)
Ответ команды «Матрешки» , оценивание ответа.
Воспитатель: Ребята, у данного задания тоже есть дополнительный вопрос ,за правильный ответ на который, вы сможете заработать дополнительную фишку. Дайте описание герба России и расскажите стихотворение о гербе.
Описание герба России дает ребенок:
Государственный герб России - это золотой двуглавый орёл, над орлом - три короны. Две малые - над каждой из голов и одна большая над двумя малыми коронами; в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьём дракона. Скипетр и держава - символы российской власти. Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла - это герб Москвы - Святой Георгий Победоносец.
Стихотворение про герб читает ребенок:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Оценивание ответа.
Воспитатель: Вопрос для команды « Богатыри»
На проекторе – четвертый слайд.
- Какой из городов является столицей нашей Родины? (слайд 4)
Ответ команды « Богатыри» ,оценивание ответа.
Воспитатель: Есть дополнительный вопрос, рассказать стихотворение о Москве.
Стихотворение о Москве читает ребенок
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
Оценивание и подведение итогов по первому этапу.
Второй этап « Русские народные пословицы »
Воспитатель: Ребята , переходим ко второму этапу , который называется «Русские народные пословицы ». Я начинаю говорить пословицу, а вы ее продолжаете. Во втором этапе нашей игры – викторины от вас потребуется быстрота и хорошая реакция ,т .к. будет давать ответ тот ребенок, который быстрее всех поднимет руку . Итак, начинаем.
- Родина мать – умей за неё ( постоять )
Оценивание ответа.
- Кто за Родину горой, тот ( истинный герой)
Оценивание ответа.
- Родина любимая, что мать( родимая)
Оценивание ответа.
- Жить – Родине( служить)
Оценивание ответа.
- Родной край – сердцу ( рай)
Оценивание ответа.
- Нет в мире краше ( Родины нашей)
Оценивание ответа.
- Хлеб – всему ( голова)
Оценивание ответа.
- При солнышке тепло, при матери ( добро )
Оценивание ответа.
- Лес – богатство и краса, береги ( свои леса )
Оценивание ответа.
- Дерево дорого плодами ,а человек ( делами )
Оценивание ответа и подведение итогов второго этапа.
Третий этап «Наш национальный костюм»
Воспитатель: Переходим к третьему этапу ,который называется «Наш национальный костюм». На территории нашей страны проживает много разных народов . У каждого народа есть свои традиции , своя культура , свои обычаи и свой национальный костюм.
Стихотворение читает Чиковани София.
« Российская семья » В. Степанов.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой – надел надел халат.
Один – рыбак с рожденья ,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит ,
Другой – готовит мед.
Одним – милее осень ,
Другим милей весна.
А Родина – Россия
У нас у всех одна!!!
Я каждой команде раздам картинки с изображением людей в различных национальных костюмах, а вам необходимо будет найти русский национальный костюм и объяснить свой выбор. Это задание так же предполагает быстрого ответа.
Дети : Женский костюм : рубаха - главная часть русского народного костюма, она длинная, ниже колен. Рубаху красиво украшали вышивкой. Вторым основным элементом является сарафан, по форме сарафан – это высокая юбка , закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Сарафан тоже украшали вышивкой, узоры вышивали вручную золотыми и серебряными нитями. И кокошник такой же яркий и красивый. Мужской костюм : рубаха ,которая отличалась скромностью узоров , она тоже была длинная и подпоясывали ее поясом. Обязательной частью мужского костюма были широкие , длинные штаны. Украшали русские народные костюмы не просто крестиками, ромбиками , волнами и кружочками. В старину они многое обозначали. Извилистые линии – это вода, круг – солнышко ,квадрат или ромб – земля, а крест оберегал людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду , люди надеялись , что это принесет им счастье , здоровье , хороший урожай , спасет от злых сил.
Дети каждой команды собираются вместе и коллективно находят карточку.
На проекторе пятый слайд.
Оценивание ответов и подведение итогов после третьего этапа.
Четвертый этап « Достопримечательности города Москвы»
Воспитатель: Ребята, переходим к четвертому этапу нашей игры-викторины, который называется « Достопримечательности города Москвы». Но сначала я отгадайте загадку:
Он звучит торжественно,
Все встают приветственно.
Песню главную страны
Уважать мы все должны! (гимн)
Воспитатель: Правильно , ребята. Гимн – это торжественная песня ,в которой народ славит свою страну .Сегодня в Сочи проходит Олимпиада 2014 года и наши спортсмены начали завоевывать первые золотые медали . Может кто – нибудь из вас видел по телевидению награждение наших спортсменов . При награждении поднимают флаг России и включают гимн России, все встают и слушают гимн стоя. Каждый испытывает гордость за свою страну. Я предлагаю вам тоже встать и послушать гимн стоя.
Звучит аудиозапись гимна России. Дети встают .
Воспитатель: Молодцы ,ребята .Гимн всегда слушают стоя, это главная песня нашей страны. А сейчас садитесь на свои места и мы начинаем четвертый этап. Я буду поочередно задавать вопросы командам, будьте внимательны.
Вопрос команде « Богатыри »
1. Назовите сразу вы ,
Символ города Москвы.
Площадь там зовется Красной,
Бьют часы на башне Спасской. ( Кремль )
Оценивание ответа.
На проекторе шестой слайд.
Вопрос команде « Матрешки»
2. Бронзовый памятник – вам не игрушка,
Он ведь орудие – это (царь пушка)
Оценивание детей.
На проекторе седьмой слайд.
Вопрос команде « Богатыри »
3. Этот очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовем
И смотреть зверей идем?
(Зоопарк )
Оценивание ответа.
На проекторе восьмой слайд.
Вопрос команде « Матрешки »
4. Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень часто ,в час любой
Провезу вас под землей.
( Метро)
Оценивание ответов.
На проекторе девятый слайд.
Подведение итогов после четвертого этапа
Пятый этап « Главные праздники России»
Игра « Собери пазлы»
Воспитатель : Народ ,проживающий на территории нашей страны ,издавна очень любил веселиться и устраивать разные праздники. На четвертом этапе нашей игры – викторины , вам необходимо собрать как можно быстрее картинки самых главных праздников России. Работать придется вместе, дружно и быстро.
Раскладываю пазлы на стол каждой команде.
Воспитатель: Начинайте!
Оценивание задания.
Воспитатель: Какие праздники у вас получились?
Дети: Новый год , 23 февраля , 8 марта , 1 мая , 9 мая , Масленица , Пасха.
Домашнее задание « Я люблю тебя , моя Россия»
Воспитатель: Молодцы, ребята . А сейчас ребята покажут свои работы на тему : « Я люблю тебя , моя Россия ».
Дети выходят к доске со своими работами и звучит аудиозапись песни « У России длинные косички ».
Дети садятся на свои места.
Оценивание и подведение итогов всей игры – викторины.
Заключительная часть:
Воспитатель : Ребята,подведем итог ,в ходе игры – викторины победителем становится команда « …..», мы их поздравляем и награждаем памятными сладкими призами. Молодцы!!!! На этом занятие закончено. Всем большое спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей спец. группе для детей с нарушением зрения. ТЕМА: «Вода - волшебница» (опытно – экспериментальная деятельность)
Познакомить детей со свойством воды – текучесть, цвет, запах, вкус, растворимость, испарение....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Викторина «Посуда» с использованием ИКТ
Занятие построено в форме викторины, В ходе занятия дети закрепляют виды посуды, ее назначение, упражняются в серивировке стола....
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада на тему «Волшебный лед»
Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами льда и воды.Задачи:Образовательные:Пробуждать исследовательский интерес, любознательность.Знакомить детей со способами экспериментирования.Находить оп...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День рождения города Санкт-Петербург» в подготовительной группе
Цель: Воспитание у детей любви к малой родине, чувство патриотизма; приобщение к отечественной и мировой культуре на основе знакомства с достопримечательностями Петербурга.Задачи: Формирование у детей...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Леса и луга нашей Родины»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему:«Леса и луга нашей Родины»Программное содержание.Закреплять знания о многообразии растительного мира Росс...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в космос» в подготовительной группе
Уточнить представление о космосе. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики. Вызвать интерес к космосу. Активизировать словарь дошкольников....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром " Огонь - друг, огонь - враг" для детей подготовительной группы.
Занятие направлено на формирование у детей дошкольного возраста навыков пожарной безопасности.Цель: сформировать элементарные знания и навыки пожарной безопасности.Задачи:1.Актуализировать знания дете...