Обитатели водной стихии в Санкт-Петербурге
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Слепкова Светлана Петровна

- Обогащение представлений детей о назначении декоративной скульптуры, представляющей водную стихию в нашем городе, ее истории и легендах.

 

- Развитие способности устанавливать связи между декоративным убранством и назначением скульптуры.

 

- Расширение представлений детей о декоративном убранстве здания Адмиралтейства.

 

- Развитие воображения детей за счет воссоздания легенд о дельфинах.

 

- Активизация познавательной активности детей путем включения в проблемные ситуации.- Обогащение представлений детей о назначении декоративной скульптуры, представляющей водную стихию в нашем городе, ее истории и легендах.

 

- Развитие способности устанавливать связи между декоративным убранством и назначением скульптуры.

 

- Расширение представлений детей о декоративном убранстве здания Адмиралтейства.

 

- Развитие воображения детей за счет воссоздания легенд о дельфинах.

 

- Активизация познавательной активности детей путем включения в проблемные ситуации.- Обогащение представлений детей о назначении декоративной скульптуры, представляющей водную стихию в нашем городе, ее истории и легендах.

Задачи данной встречи следующие - Развитие способности устанавливать связи между декоративным убранством и назначением скульптуры.

 

- Расширение представлений детей о декоративном убранстве здания Адмиралтейства.

 

- Развитие воображения детей за счет воссоздания легенд о дельфинах.

 

- Активизация познавательной активности детей путем включения в проблемные ситуации.- Обогащение представлений детей о назначении декоративной скульптуры, представляющей водную стихию в нашем городе, ее истории и легендах.

 

- Развитие способности устанавливать связи между декоративным убранством и назначением скульптуры.

 

- Расширение представлений детей о декоративном убранстве здания Адмиралтейства.

 

- Развитие воображения детей за счет воссоздания легенд о дельфинах.

 

- Активизация познавательной активности детей путем включения в проблемные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_peterbugovedeniyu.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №81 Московского района

Конспект мероприятия

По ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего

Дошкольного возраста

«Обитатели водной стихии в Санкт – Петербурге»

Образовательные технологии:

1.ИКТ (мультимедиа презентация «Обитатели водной стихии в Санкт – Петербурге»;

2. карточки иллюстрации для игры «Сказочное сложение»;

3. гимнастика для глаз;            

4. просмотр мультфильма «Русалочка».

                                                                                          Слепкова С.П.

                                                                                           Воспитатель

Санкт – Петербург

Конспект открытого мероприятия с детьми старшей группы  «Обитатели водной стихии в Санкт - Петербурге»

Задачи встреч:

- Обогащение представлений детей о назначении декоративной скульптуры, представляющей водную стихию в нашем городе, ее истории и легендах.

- Развитие способности устанавливать связи между декоративным убранством и назначением скульптуры.

- Расширение представлений детей о декоративном убранстве здания Адмиралтейства.

- Развитие воображения детей за счет воссоздания легенд о дельфинах.

- Активизация познавательной активности детей путем включения в проблемные ситуации.

- Развитие умения отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения.

- Обогащение словаря: «Нептун», «тритон», «гиппокамп», «наяда», «замковый камень», «Амфитрита».

Подготовительный этап

 - Рассматривание иллюстраций и проведение бесед на тему «Адмиралтейство», «Архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова»;

- рассматривание иллюстраций подводного мира;

- просмотр мультфильма «Русалочка».

Материалы  

- Мультимедиа – презентация «Обитатели водной стихии в Санкт – Петербурге».

 - Карточки и картинки  для игры «Сказочное лото».

 - Пазлы «Сказочные животные».

Содержание дидактической сказки и проблемного обсуждения

Содержание презентации

 В Санкт – Петербурге рядом с людьми живут сказочные существа. А откуда они, мы сейчас  попробуем догадаться. Слушайте внимательно….Да, так шумят волны. И наш разговор пойдет об обитателях морских глубин. Сегодня мы с вами научимся находить их в нашем городе. Как и в каждом царстве, в морском царстве тоже должен быть царь. Этого царя зовут Нептун. В Петербурге Нептун поселился на зданиях, связанных с морем и строительством кораблей. На каком известном здании можно искать Нептуна? Конечно, на Адмиралтействе. Изображений Нептуна на нем очень много. Но главное на барельефе «Заведение флота в России». Посмотрите внимательно на Нептуна. Он молодой или старый? Добрый или строгий? Грозный морской царь Нептун одним ударом своего посоха – трезубца вызывает бурю. Мореплавателям лучше с ним не ссориться. Как вы думаете, что означает, то, что Нептун вручает Петру I свой трезубец? ( У Петра и у России появилась власть над морем после появления Санкт – Петербурга и постройки кораблей, а может быть  то, что Нептун не будет сердиться на русских моряков, и они будут спокойно плавать по морям и океанам..)

Аудиозапись «Шум волн»    

Слайд «Фрагмент барельефа «Заведение флота в России»                              

Конечно, Нептуну было бы грустно одному править морем. У него есть морская  царица Амфитрита. Как можно догадаться, что Амфитрита настоящая морская царица? Чем украшена ее прическа? (ракушками). На что похожи волосы царицы? (морские волны).

Слайд «Амфитрита»

Над окнами второго этажа Адмиралтейства, на центральных, замковых камнях оконных арок расположены скульптурные изображения головы Нептуна и Амфитриты. Что мы видим на голове у Нептуна? (корону). А у Амфитриты есть ракушки в волосах? (нет, у нее на голове корона).

Раз на здании Адмиралтейства живут морские цари, то должны быть и их слуги. На замковых камнях окон первого этажа поселились тритон и русалка, чтобы было кому прислуживать Нептуну и Амфитрите.

Слайд «Барельеф головы Нептуна и барельеф головы Амфитриты на здании Адмиралтейства»

Тритон – это мужчина с рыбьим хвостом, их можно увидеть на барельефе «Заведение флота в России»

Слайды «Фрагмент барельефа Адмиралтейства – изображение тритонов»

Ну а  морской  царице служат женщины – русалки, их называют наяды. А еще русалки живут на Аничковом мосту. Давайте рассмотрим, что они держат в своих руках?

Слайд «Русалки Аничкова моста»

А на Литейном мосту в руках у русалок герб. Скрещенные якоря напоминают нам о том, что Санкт  - Петербург речной и морской город

Слайд «Русалки Литейного моста»

Но морскому царю нужны не только слуги, но еще и транспорт. У него была карета – морская раковина. А кого обычно запрягают в карету? Конечно же, коней. Но простые кони не могут возить Нептуна по морскому дну. Пришлось ему соединить коня с рыбой, и получился морской конь   - гиппокамп.

Слайд «Гиппокамп»

Один «табун» морских коньков гиппокампов живет на Аничковом мосту. Что они держат своими копытцами? (трезубец). Чтобы коньки не разбежались, их здесь «пасут» наяды – русалки.  

Слайд «Решетка Аничкова моста»

А на Благовещенском мосту гиппокампы держат трезубец, который как бы растет из ракушки.

Слайд «Решетка Благовещенского моста»

Гимнастика для глаз

Знать хотите чудеса?

Закрывайте вы глаза.

И представьте в Черном море

Слева вправо кит плывет,

А дельфин – наоборот

Повстречались на пути –

Как друг друга обойти?

Вверх подпрыгнул синий кит,

Вниз нырнул смешной дельфин.

Покрутился в глубине

 И поднялся на волне.

Сверху кит летит с трамплина!

Неминуема беда  -

Открывай скорей глаза!

Как вы думаете, есть ли в нашем городе скульптуры настоящих морских животных? Конечно. Правда, иногда их трудно увидеть. Вернемся к зданию Адмиралтейства. Попробуйте отгадать, кого из обитателей морей изобразил скульптор? Очень похоже на гигантских рыб, но на самом деле это дельфины. Что вы знаете об этих животных? Дельфины очень умны, добры к людям и приходят на помощь к тонущим. А еще дельфинов называют царственной рыбой.

Слайд «Флагштоки Адмиралтейства»

Дельфины живут не только на здании Адмиралтейства, но и на Аничковом мосту, где рядом с ними сказочные морские коньки русалки.

Слайд «Решетка Аничкова моста»

А еще изображение дельфина можно увидеть на ростральных колоннах. Ростра – нос корабля, то есть его часть.

Рядом с дельфином – морской конек – гиппокамп, а еще на первом ярусе колонн мы видим ростру – наяду.

Слайд «Дельфин, гиппокамп, наяда»

Ну а на других рострах мы видим еще одного сказочного обитателя – водяного. У него длинные волосы – водоросли и усы. Водяные не водятся в морской воде, значит, он живет в …(версии детей).

У подножия Ростральных  колонн сидят загадочные фигуры (по 2 у каждой колонны). Может быть это морские божества, может быть это водяной?!

Так или иначе, мы можем узнать, что эти изображения связаны с водой – как ?(волосы – водоросли, камыш  - растет у воды, кувшин из которого льется вода – символ реки).

Слайд «Водяные»

А на Ростральные колонны и Неву со здания Биржи смотрит морской царь Нептун. Он прибыл сюда в своей раковине, запряженной….. гиппокампами. Сколько их? (4).  А сопровождают Нептуна женщина в кокошнике и бородатый старец. Они оба держат в руках кувшины, из которых льется вода. Это – реки – Нева и Волхов. Нептун приветствует прибывающие в Петербург корабли и желает попутного ветра кораблям, отправляющимся в дальнее плавание.

Слайд «Нептун с двумя реками»

Сегодня мы с вами научились находить и узнавать обитателей морских глубин, поселившихся на зданиях Санкт – Петербурга, которые так или иначе связаны с мореплаванием. В Адмиралтействе строили корабли, а на стрелке Васильевского острова находился порт. Теперь, гуляя с родителями, по нашему прекрасному городу вы сами сможете найти морских обитателей!

А теперь давайте поиграем с вами  в игру «Сказочное лото».

У вас у всех по карточке, на которой изображено сказочное животное.

 Я вам показываю картинки  - составные части животного, а вы должны определить подходит эта картинка к вашему сказочному животному или нет. Кто быстрее сумеет заполнить поле своей карты, тот считается победителем.

Карточки:

- Мужчина + рыба = тритон

- Женщина  + рыба = русалка

 - Конь  + рыба  = гиппокамп

- Лев + лягушка  = ши – дза

 - Лев + орел = грифон

 - Человек + лев = сфинкс

А теперь мы превратимся в сказочных животных морских глубин и поиграем в игру «Море волнуется раз».

Игра «Море волнуется раз..»

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три –

морская фигура на месте замри.

А теперь мы с вами соберем пазлы сказочных животных и посмотрим, у кого какое сказочное животное получилось.

- Подведение итогов.

С каждым годом в Санкт – Петербурге появляются все больше и больше скульптурных и архитектурных обитателей моря. Сказочные и настоящие, они напоминают жителям и гостям города, что  Петербург – это морская столица России. Гуляя летом по нашему городу, попробуйте найти его морских обитателей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка. Стихи о Санкт-Петербурге для детей.

В методической копилке представлена подборка стихов для детей старшего дошкольного возраста о Санкт-Петербурге....

Стихи о Санкт-Петербурге

Мы очень любим город свойСияет солнце над Невой,Или дожди стучат в окно –Его мы любим все равно.Мы в этом городе живём.И он растёт, и мы растём              ...

Стихи о Санкт-Петербурге для заучивания наизусть.

Цель и задачи: воспитание любви к родному городу, к его истории, развитие речи, памяти, чувства рифмы и ритма слов, автоматизация звуков в речи....

Стихи о Санкт- Петербурге

Стихи о Санкт-Петербурге...

Картотека стихов о Санкт-Петербурге

Картотека стихов о Санкт-Петербурге...

обитатели водной стихии санкт-петербурга

обитатели водной стихии санкт-петербурга...

ПЛАН описательного рассказа «Обитатели водной стихии»

Пиктограммы к рассказам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи,...