Проект "Первоцветы"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Проект «Первоцветы».
Тип проекта: познавательно – игровой.
Вид проекта: творческий, исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный. (2 недели).
Предметы исследования: первоцветы.
Возраст детей: старший дошкольный.
Задачи
1. Сформировать представления о:
- жизни растения как живого существа (оно растёт, развивается, размножается,
может быть здоровым и больным ……);
- строение, функции и назначении частей цветка (корень, стебелёк, ……);
- развитие цветка;
- влияние света, тепла, воды;
- изменении жизнедеятельности в разные времена года;
- экологически грамотном поведении человека с природой.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать,
исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
3. Вызвать у детей интерес к конкретным объектам - к весенним цветам;
вызвать желание оберегать, заботиться о них.
4. Расширять представление о том, как поэты воспевали красоту цветов.
Предполагаемый результат:
- речевое творчество детей.
- экскурсии в городской парк, в городской сквер, в цветочный магазин.
- выставка: продукты детской творческой деятельности (коллаж, рисунки,
поделки, фотоальбом «Весенние цветы», поздравительные открытки);
- совместные работы родителей и детей (поделки и рисунки)
- дидактические игры и пособия.
Перспективное планирование работы с детьми по проекту.
Образовательные области |
|
Познание | Цели: - познакомить с новыми весенними цветами (садовыми первоцветами) - представление о потребности растений. - познакомить с жизненным циклом цветов. - представление о болезнях и вредителях цветов. - поддерживать стремление детей расширять способы обследования цветов. - поддерживать самостоятельную поисково – исследовательскую деятельность детей. - развивать интерес к первоцветам. - Исследование – почему у одуванчика выделяется молочко? -Размножение цветов. -Уход за цветами. -Вода, свет, тепло в жизни цветов. |
Труд | - сбор иллюстраций для изготовления альбома «Первоцветы». - сбор материалов для изготовления гербария. - рыхление почвы, подготовка земли для посадки садовых первоцветов Цели: - научить детей правильно подготавливать почву для посадки цветов. - расширить представление детей, как правильно ухаживать за садовыми первоцветами. -развивать желание бережно относиться к цветам. - воспитывать желание быть творцом, как взрослый. |
Художественно – творческая деятельность | Цели: - закреплять и совершенствовать технологию, последовательность. - использовать широкий спектр материалов и приёмов оформления. - совершенствовать технику рисования гуашью. - познакомить и научить детей работать с пооперационной картой для дальнейшей самостоятельной деятельности. - воспитывать в детях самостоятельность. - развивать любознательность, интерес к овладению способами познания. 1. Изготовление гербария. 2. Изготовление книжки – малышки. 3. Беседа и рисование на тему: «Такие разные цветы» 4. Изготовление праздничной открытки. 5. Коллаж на тему «Первоцветы». 6. Оформление альбома «Первоцветы». |
Музыка | - П.И.Чайковский «Вальс цветов», - «Цветочная полечка» В.Шестакова, - «Игра с цветами» музыка и композиция движений Г.Ф.Вихарева , - игра «Живая клумба», « Найди своё место» |
Чтение художественной литературы | Цели: - познакомить детей с новыми произведениями, с поэтами, писателями. - продолжать осмысливать образные выражения и фразеологические обороты. - стимулировать к самостоятельному творческому проявлению - подбор и выставка художественной литературы о весенних цветах. - заучивание стихотворения о первоцвете. - загадки о первоцветах. - чтение детской энциклопедии (о первоцветах). Приложение № 1. |
Социализация | Цели: - обогащать игровой опыт и способы игрового сотрудничества. - продолжать развивать организаторские способности. - умение детей соблюдать правила связанные с ролью. - умение создавать игровую среду. - «Собери картинку» - Игра по модели строения цветка (корень, стебель, листья, цветок) - Лото « Цветы» - Мягкий конструктор « Собери букет» - С /ролевая игра « Цветочный магазин» - Игра «Садовник» - Д/игра «Цветы» |
Безопасность | Цели: - закрепить знания детей о ядовитых цветах. - вспомнить меры безопасности при использовании садовых инструментов. - создать условия для выполнения совместных дел, в которых все могут участвовать с соблюдением правил здоровьесберегающего поведения. - Создание кодекса правил безопасности (работа с растениями, c инструментами…) |
Коммуникация | Цели: - закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений. - развитие представления детей о цветке как о представителе живого в мире природы, внешнего строения, жизненных функций (питание, дыхание, рост, размножение, разновидности). - воспитывать бережное отношение к цветам; умение увидеть и оценить красоту цветов. - дать детям информацию о том, откуда появились цветы (тюльпаны, нарциссы, крокусы). - дать обобщённое представление о системе приспособительных особенностей цветов к сезонным изменениям. - обобщение представлений о системе потребности цветов (в оптимальной температуре, в свете, во влаге, в питании, в соответствующей заботе). - конкретизировать знания детей о разных способах размножения цветов; - вызвать познавательный интерес. - «Разные первоцветы». - «Зелёный доктор» - «Крокусы» (всё о цветке) - «Спящие красавицы» - «Как размножить цветы?». |
Физкультура | Цели: - совершенствовать технику основных видов движений и спортивных упражнений. - обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно его использовать. - формировать умения самостоятельно организовывать подвижные игры. - пальчиковая гимнастика «Садовник» - физминутка «Клумба» - комплекс утренней гимнастики «Мы цветы» - подвижные игры: - «Кто быстрее соберёт букет» - «Я спрячу, а вы найдите» (горячо – холодно) - «Садовник и цветы» - «Найди своё место» - «Цветы и ветерок» - «Косари» - игра на внимание: Ведущий показывает открытки с цветами. Если это первоцвет садовй, дети поднимают одну руку. Если полевой – две руки. Приложение № 2 |
Здоровье | Цели: - развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о безопасности работы с цветами. - закрепить знания детей о ядовитых цветах. - о пользе цветов. - обогащать представления детей о гигиенической культуре. - «Домашний доктор» - беседа на тему «Почему надо беречь цветы?» |
Работа с родителями | - подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет, загадок, поговорок, стихотворения о первоцветах. - «Какие разные цветы» (выставка поделок). - «Наш выходной. Мама, папа и я – дружная семья» (экскурсия в в городской парк, в цветочный магазин). - подбор информаций на тему «Как сажать садовые первоцветы». |
Создание условий для самостоятельной деятельности.
(Развивающая среда) | - Настольно – печатные игры «Зелёный город» - дидактические игры: лото, домино, - «Собери картинку» - «Цветок – твой талисман»; - «Угадай цветок по описанию»; - «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»; - «Собери цветок из геометрических фигур»; - «Укрась цветами ковер». - атрибуты для с/ролевой игры «Цветочный магазин» -библиотечка юного цветовода (алгоритм, каталог, энциклопедия…..) - оснащение природным и бросовым материалом. - садовые инструменты. |
Итог проекта:
1.Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о первоцветах.
2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями.
3. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).
4. Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Методы проекта:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- самостоятельное наблюдение;
- коллективное наблюдение;
- наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования;
- релаксация;
- ароматерапия;
- слушание музыки.
Формы организации проекта:
- Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
- Экскурсии;
- Дидактические игры
- Трудовая деятельность детей.
- Экологические викторины.
Ресурсное обеспечение проекта.
Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
Методический инструментарий.
Материально – техническое (компьютер, микроскоп, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово – огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)
Наглядный материал:
- цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по экологии;
- библиотечка юного цветовода.
- альбом «Первоцветы в саду и на полянке»;
- оснащение природным и бросовым материалом.
На подготовительном этапе работы необходимо:
- определить формы и методы исследования;
- провести предварительную работу с педагогами ГБДОУ, родителями и детьми;
- выбрать необходимые для проекта оборудование и материалы.
В ходе реализации проекта предполагается использование следующих форм и методов работы:
- Самостоятельное наблюдение;
- Коллективное наблюдение;
- Уход за цветами;
- Экспериментирование;
- Трудовая деятельность детей.
Предварительная работа с педагогами:
Проведение семинара для педагогов ГБДОУ, на котором подробно будет представлена информация о проекте с описанием целей, задач и хода реализации проекта.
Предварительная работа с родителями:
Проведение родительского собрания с целью информирования родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Также родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание:
- провести беседу с детьми о цветах, показать и рассказать об имеющихся на даче первоцветах.
2. вырастить цветок из луковицы.
Предварительная работа с детьми:
- Проведение беседы на тему «Что мы знаем о первоцветах».
- Выбор объекта исследования. Выбор имени объекту исследования.
- Подготовка личных папок детей «Мой цветок» для фиксации результатов исследований.
Подготовительный этап:
- выявление уровня развития по данному разделу с помощью вводной презентации, опросов, бесед;
- составление списка информационных источников: справочников, энциклопедий, художественной литературы;
- подготовка необходимых печатных материалов: буклетов (информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечение детей в проект);
- подборка закладок для необходимых Интернет – ресурсов, сохранение ссылок;
- определение времени для работы над проектом
- получение согласия родителей на участие их детей в проекте.
Заключительный этап:
- размещение информации о проекте и его результатах;
- выражение благодарности всем, кто помогал в проведении проекта;
- представление презентации проекта на педагогическом совете в детском саду;
- распространение детьми опыта среди дошкольников младшего возраста;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Первоцветы».
Тип проекта: познавательно – игровой.
Вид проекта: творческий, исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный. (2 недели).
Предметы исследования: первоцветы.
Возраст детей: старший дошкольный.
Задачи
1. Сформировать представления о:
- жизни растения как живого существа (оно растёт, развивается, размножается,
может быть здоровым и больным ……);
- строение, функции и назначении частей цветка (корень, стебелёк,
колючки……);
- развитие цветка;
- влияние света, тепла, воды;
- изменении жизнедеятельности в разные времена года;
- экологически грамотном поведении человека с природой.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать,
исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
3. Вызвать у детей интерес к конкретным объектам - к весенним цветам;
вызвать желание оберегать, заботиться о них.
4. Расширять представление о том, как поэты воспевали красоту цветов.
Предполагаемый результат:
- речевое творчество детей.
- экскурсии в городской парк, в городской сквер, в цветочный магазин.
- выставка: продукты детской творческой деятельности (коллаж, рисунки,
поделки, фотоальбом «Весенние цветы», поздравительные открытки);
- совместные работы родителей и детей (поделки и рисунки)
- дидактические игры и пособия.
Перспективное планирование работы с детьми по проекту.
Образовательные области | |
Познание | Цели: - познакомить с новыми весенними цветами (садовыми первоцветами) - представление о потребности растений. - познакомить с жизненным циклом цветов. - представление о болезнях и вредителях цветов. - поддерживать стремление детей расширять способы обследования цветов. - поддерживать самостоятельную поисково – исследовательскую деятельность детей. - развивать интерес к первоцветам. - Исследование – почему у одуванчика выделяется молочко? -Размножение цветов. -Уход за цветами. -Вода, свет, тепло в жизни цветов. |
Труд | - сбор иллюстраций для изготовления альбома «Первоцветы». - сбор материалов для изготовления гербария. - рыхление почвы, подготовка земли для посадки садовых первоцветов Цели: - научить детей правильно подготавливать почву для посадки цветов. - расширить представление детей, как правильно ухаживать за садовыми первоцветами. -развивать желание бережно относиться к цветам. - воспитывать желание быть творцом, как взрослый. |
Художественно – творческая деятельность | Цели: - закреплять и совершенствовать технологию, последовательность. - использовать широкий спектр материалов и приёмов оформления. - совершенствовать технику рисования гуашью. - познакомить и научить детей работать с пооперационной картой для дальнейшей самостоятельной деятельности. - воспитывать в детях самостоятельность. - развивать любознательность, интерес к овладению способами познания. 1. Изготовление гербария. 2. Изготовление книжки – малышки. 3. Беседа и рисование на тему: «Такие разные цветы» 4. Изготовление праздничной открытки. 5. Коллаж на тему «Первоцветы». 6. Оформление альбома «Первоцветы». |
Музыка | - П.И.Чайковский «Вальс цветов», - «Цветочная полечка» В.Шестакова, - «Игра с цветами» музыка и композиция движений Г.Ф.Вихарева , - игра «Живая клумба», « Найди своё место» |
Чтение художественной литературы | Цели: - познакомить детей с новыми произведениями, с поэтами, писателями. - продолжать осмысливать образные выражения и фразеологические обороты. - стимулировать к самостоятельному творческому проявлению - подбор и выставка художественной литературы о весенних цветах. - заучивание стихотворения о первоцвете. - загадки о первоцветах. - чтение детской энциклопедии (о первоцветах). Приложение № 1. |
Социализация | Цели: - обогащать игровой опыт и способы игрового сотрудничества. - продолжать развивать организаторские способности. - умение детей соблюдать правила связанные с ролью. - умение создавать игровую среду. - «Собери картинку» - Игра по модели строения цветка (корень, стебель, листья, цветок) - Лото « Цветы» - Мягкий конструктор « Собери букет» - С /ролевая игра « Цветочный магазин» - Игра «Садовник» - Д/игра «Цветы» |
Безопасность | Цели: - закрепить знания детей о ядовитых цветах. - вспомнить меры безопасности при использовании садовых инструментов. - создать условия для выполнения совместных дел, в которых все могут участвовать с соблюдением правил здоровьесберегающего поведения. - Создание кодекса правил безопасности (работа с растениями, c инструментами…) |
Коммуникация | Цели: - закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений. - развитие представления детей о цветке как о представителе живого в мире природы, внешнего строения, жизненных функций (питание, дыхание, рост, размножение, разновидности). - воспитывать бережное отношение к цветам; умение увидеть и оценить красоту цветов. - дать детям информацию о том, откуда появились цветы (тюльпаны, нарциссы, крокусы). - дать обобщённое представление о системе приспособительных особенностей цветов к сезонным изменениям. - обобщение представлений о системе потребности цветов (в оптимальной температуре, в свете, во влаге, в питании, в соответствующей заботе). - конкретизировать знания детей о разных способах размножения цветов; - вызвать познавательный интерес. - «Разные первоцветы». - «Зелёный доктор» - «Крокусы» (всё о цветке) - «Спящие красавицы» - «Как размножить цветы?». |
Физкультура | Цели: - совершенствовать технику основных видов движений и спортивных упражнений. - обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно его использовать. - формировать умения самостоятельно организовывать подвижные игры. - пальчиковая гимнастика «Садовник» - физминутка «Клумба» - комплекс утренней гимнастики «Мы цветы» - подвижные игры: - «Кто быстрее соберёт букет» - «Я спрячу, а вы найдите» (горячо – холодно) - «Садовник и цветы» - «Найди своё место» - «Цветы и ветерок» - «Косари» - игра на внимание: Ведущий показывает открытки с цветами. Если это первоцвет садовй, дети поднимают одну руку. Если полевой – две руки. Приложение № 2 |
Здоровье | Цели: - развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о безопасности работы с цветами. - закрепить знания детей о ядовитых цветах. - о пользе цветов. - обогащать представления детей о гигиенической культуре. - «Домашний доктор» - беседа на тему «Почему надо беречь цветы?» |
Работа с родителями | - подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет, загадок, поговорок, стихо о первоцветах. - «Какие разные цветы» (выставка поделок). - «Наш выходной. Мама, папа и я – дружная семья» (экскурсия в в городской парк, в цветочный магазин). - подбор информаций на тему «Как сажать садовые первоцветы». |
Создание условий для самостоятельной деятельности. (Развивающая среда) | - Настольно – печатные игры «Зелёный город» - дидактические игры: лото, домино, - «Собери картинку» - «Цветок – твой талисман»; - «Угадай цветок по описанию»; - «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»; - «Собери цветок из геометрических фигур»; - «Укрась цветами ковер». - атрибуты для с/ролевой игры «Цветочный магазин» -библиотечка юного цветовода (алгоритм, каталог, энциклопедия…..) - оснащение природным и бросовым материалом. - садовые инструменты. |
Итог проекта:
1.Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о первоцветах.
2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями.
3. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).
4. Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Методы проекта:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- самостоятельное наблюдение;
- коллективное наблюдение;
- наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования;
- релаксация;
- ароматерапия;
- слушание музыки.
Формы организации проекта:
- Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
- Экскурсии;
- Дидактические игры
- Трудовая деятельность детей.
- Экологические викторины.
Ресурсное обеспечение проекта.
Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
Методический инструментарий.
Материально – техническое (компьютер, микроскоп, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово – огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)
Наглядный материал:
- цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по экологии;
- библиотечка юного цветовода.
- альбом «Первоцветы в саду и на полянке»;
- оснащение природным и бросовым материалом.
На подготовительном этапе работы необходимо:
- определить формы и методы исследования;
- провести предварительную работу с педагогами ГБДОУ, родителями и детьми;
- выбрать необходимые для проекта оборудование и материалы.
В ходе реализации проекта предполагается использование следующих форм и методов работы:
- Самостоятельное наблюдение;
- Коллективное наблюдение;
- Уход за цветами;
- Экспериментирование;
- Трудовая деятельность детей.
Предварительная работа с педагогами:
Проведение семинара для педагогов ГБДОУ, на котором подробно будет представлена информация о проекте с описанием целей, задач и хода реализации проекта.
Предварительная работа с родителями:
Проведение родительского собрания с целью информирования родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Также родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание:
- провести беседу с детьми о цветах, показать и рассказать об имеющихся на даче первоцветах.
- вырастить цветок из луковицы.
Предварительная работа с детьми:
- Проведение беседы на тему «Что мы знаем о первоцветах».
- Выбор объекта исследования. Выбор имени объекту исследования.
- Подготовка личных папок детей «Мой цветок» для фиксации результатов исследований.
Подготовительный этап:
- выявление уровня развития по данному разделу с помощью вводной презентации, опросов, бесед;
- составление списка информационных источников: справочников, энциклопедий, художественной литературы;
- подготовка необходимых печатных материалов: буклетов (информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечение детей в проект);
- подборка закладок для необходимых Интернет – ресурсов, сохранение ссылок;
- определение времени для работы над проектом
- получение согласия родителей на участие их детей в проекте.
Заключительный этап:
- размещение информации о проекте и его результатах;
- выражение благодарности всем, кто помогал в проведении проекта;
- представление презентации проекта на педагогическом совете в детском саду;
- распространение детьми опыта среди дошкольников младшего возраста;