Проект "Первоцветы"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ларионова Марина Владимировна

                                            Проект «Первоцветы».      

 

Тип проекта: познавательно – игровой.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный. (2 недели).

Предметы исследования: первоцветы.

Возраст детей: старший дошкольный.

Задачи

1. Сформировать представления о:

    - жизни растения как живого существа (оно растёт, развивается, размножается, 

     может быть здоровым и больным ……);

    - строение, функции и назначении частей цветка (корень, стебелёк,   ……); 

    - развитие  цветка;

    - влияние света, тепла, воды;

    - изменении жизнедеятельности в разные времена года;

    - экологически грамотном поведении человека с природой.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать,

    исследовать, получать новые знания, умения, навыки.        

3. Вызвать у детей интерес  к конкретным объектам -  к весенним цветам;

    вызвать желание оберегать, заботиться о них.

4. Расширять представление о том, как поэты воспевали красоту цветов.

  

 Предполагаемый результат:

-  речевое творчество детей.

- экскурсии в городской парк, в городской сквер, в цветочный магазин.

- выставка: продукты детской творческой деятельности (коллаж, рисунки,

  поделки, фотоальбом  «Весенние цветы», поздравительные открытки);

- совместные работы родителей и детей (поделки и рисунки)

- дидактические игры и пособия.

 

        Перспективное планирование работы с детьми по проекту.

 

Образовательные области

 

Познание

Цели:

- познакомить с новыми весенними цветами (садовыми 

  первоцветами)

- представление о потребности растений.

- познакомить с жизненным циклом цветов.

- представление о болезнях и вредителях цветов.

- поддерживать стремление детей расширять способы

  обследования цветов.

- поддерживать самостоятельную поисково – исследовательскую

  деятельность   детей.

- развивать интерес к первоцветам.                               

- Исследование – почему у одуванчика выделяется молочко?    

-Размножение цветов.

-Уход за цветами.

-Вода, свет, тепло в жизни цветов.

Труд

- сбор иллюстраций  для изготовления альбома «Первоцветы».

- сбор материалов для изготовления гербария.     

- рыхление почвы, подготовка земли для посадки садовых 

  первоцветов

Цели:

- научить детей правильно подготавливать почву для посадки

  цветов.

- расширить представление детей, как  правильно ухаживать

  за садовыми  первоцветами.

-развивать желание бережно относиться к  цветам.

- воспитывать желание быть творцом, как взрослый.

Художественно – творческая деятельность

Цели:

- закреплять и совершенствовать технологию,

  последовательность.

- использовать широкий спектр материалов и приёмов

   оформления.

- совершенствовать технику рисования гуашью.

- познакомить и научить детей работать с пооперационной

  картой для дальнейшей самостоятельной деятельности.

-  воспитывать в детях самостоятельность.

- развивать любознательность, интерес к овладению способами

   познания.

1. Изготовление гербария.

2. Изготовление книжки – малышки.

3. Беседа и рисование на тему: «Такие разные цветы»

4. Изготовление праздничной открытки.

5. Коллаж на тему «Первоцветы».

6. Оформление альбома «Первоцветы».

Музыка

- П.И.Чайковский «Вальс цветов»,

- «Цветочная полечка» В.Шестакова,

- «Игра с цветами» музыка и композиция движений

   Г.Ф.Вихарева ,

- игра «Живая клумба», « Найди своё место»

 Чтение художественной литературы

Цели:

- познакомить детей с новыми произведениями, с поэтами,

  писателями.

- продолжать осмысливать образные выражения и

  фразеологические обороты.

- стимулировать к самостоятельному творческому проявлению

- подбор и выставка  художественной  литературы о весенних 

  цветах.

- заучивание стихотворения о первоцвете.

- загадки  о первоцветах.

- чтение детской энциклопедии (о первоцветах).

Приложение № 1.

Социализация

Цели:

- обогащать игровой опыт и способы игрового сотрудничества.

- продолжать развивать организаторские способности.

- умение детей соблюдать правила связанные с ролью.

-  умение создавать игровую среду.

- «Собери картинку»

- Игра по модели строения цветка (корень, стебель, листья, цветок)

- Лото « Цветы»

- Мягкий конструктор « Собери букет»

- С /ролевая игра « Цветочный магазин»

- Игра «Садовник»

- Д/игра «Цветы»

Безопасность

Цели:

- закрепить знания детей о ядовитых цветах.

- вспомнить меры безопасности при использовании садовых

  инструментов.

- создать условия для выполнения совместных дел, в которых все

 могут    участвовать с соблюдением правил

 здоровьесберегающего поведения.

- Создание кодекса правил безопасности (работа с растениями, 

   c инструментами…)

Коммуникация

Цели:

- закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста  

  растений.

- развитие представления детей о цветке как о представителе

  живого в мире природы, внешнего строения, жизненных 

  функций (питание, дыхание, рост, размножение,

  разновидности).

- воспитывать бережное отношение к цветам; умение увидеть и

  оценить красоту цветов.

- дать детям информацию о том, откуда появились цветы

  (тюльпаны, нарциссы, крокусы).

- дать обобщённое представление о системе приспособительных

  особенностей  цветов к сезонным изменениям.

- обобщение представлений о системе потребности цветов

 (в оптимальной температуре, в свете,  во влаге, в питании,

  в соответствующей заботе).

- конкретизировать знания детей о разных способах размножения               

   цветов;

- вызвать познавательный интерес.

- «Разные первоцветы».

- «Зелёный доктор»

- «Крокусы» (всё о цветке)

- «Спящие красавицы»

- «Как размножить цветы?».

Физкультура

Цели:

- совершенствовать технику основных видов движений и

  спортивных упражнений.

- обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно

  его использовать.

- формировать умения самостоятельно организовывать

   подвижные игры.

- пальчиковая гимнастика «Садовник»

- физминутка  «Клумба»

- комплекс утренней гимнастики «Мы цветы»

- подвижные игры:

                               - «Кто быстрее соберёт букет»

                               - «Я спрячу, а вы найдите» (горячо – холодно)

                              - «Садовник и цветы»

                              - «Найди своё место»

                              - «Цветы и ветерок»

                              - «Косари»

- игра на внимание:

   Ведущий показывает открытки с цветами. Если это первоцвет

   садовй, дети поднимают одну руку. Если полевой – две

   руки.              

Приложение № 2

Здоровье

  Цели:

- развивать познавательную активность детей в процессе

  формирования  представлений о безопасности  работы с

   цветами.

- закрепить знания детей о ядовитых  цветах.

- о пользе  цветов.

- обогащать представления детей о гигиенической культуре.

- «Домашний доктор»

- беседа на тему «Почему надо беречь  цветы?»

Работа с родителями

                                                                           - подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет,  загадок, поговорок, стихотворения

                                                                              о первоцветах.

- «Какие разные цветы» (выставка поделок).

- «Наш выходной. Мама, папа и я – дружная семья» (экскурсия в

   в городской парк, в цветочный магазин).

- подбор информаций на тему «Как сажать садовые первоцветы».

Создание условий для самостоятельной деятельности.

 

(Развивающая  среда)

- Настольно – печатные игры «Зелёный город»

- дидактические игры: лото, домино,

- «Собери картинку»

- «Цветок – твой талисман»;

- «Угадай цветок по описанию»;

- «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»;

- «Собери цветок из геометрических фигур»;

- «Укрась цветами ковер».

- атрибуты для с/ролевой игры «Цветочный магазин»

-библиотечка юного цветовода (алгоритм, каталог, энциклопедия…..)

- оснащение природным и бросовым материалом.

- садовые инструменты.

 

Итог проекта:

               1.Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о первоцветах.

2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к  цветам, которые  окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями.

3. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).

4. Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Методы проекта:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • самостоятельное наблюдение;
  • коллективное наблюдение;
  • наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования;
  • релаксация;
  • ароматерапия;
  • слушание музыки.

Формы организации проекта:

  • Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры 
  • Трудовая деятельность детей.
  • Экологические  викторины.

Ресурсное обеспечение проекта.

     Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.

Методический инструментарий.

Материально – техническое (компьютер, микроскоп, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово – огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)

Наглядный материал:

- цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры по экологии;

- библиотечка юного цветовода.

- альбом «Первоцветы в саду и на полянке»;

     - оснащение природным и бросовым материалом.

На подготовительном этапе работы необходимо:

  1. определить формы и методы исследования;
  2. провести предварительную работу с педагогами ГБДОУ, родителями и детьми;
  3. выбрать необходимые для проекта оборудование и материалы.

В ходе реализации проекта предполагается использование следующих форм и методов работы:

  • Самостоятельное наблюдение;
  • Коллективное наблюдение;
  • Уход за цветами;
  • Экспериментирование;
  • Трудовая деятельность детей.

Предварительная работа с педагогами:

Проведение семинара для педагогов ГБДОУ, на котором подробно будет представлена информация о проекте с описанием целей, задач и хода реализации проекта.

Предварительная работа с родителями:

Проведение родительского собрания с целью информирования родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Также родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание:

  1. провести беседу с детьми о цветах, показать и рассказать об имеющихся на даче первоцветах.

2.      вырастить цветок из луковицы.

Предварительная работа с детьми:

  1. Проведение беседы на тему «Что мы знаем о первоцветах».
  2. Выбор объекта исследования. Выбор имени объекту исследования.
  3. Подготовка личных папок детей «Мой цветок» для фиксации результатов исследований.

Подготовительный этап:

- выявление уровня развития по данному разделу с помощью вводной презентации, опросов, бесед;

- составление списка информационных источников: справочников, энциклопедий, художественной литературы;

- подготовка необходимых печатных материалов: буклетов (информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечение детей в проект);

- подборка закладок для необходимых Интернет – ресурсов, сохранение ссылок;

- определение времени для работы над проектом

- получение согласия родителей на участие их детей в проекте.

Заключительный этап:

- размещение информации о проекте и его результатах;

- выражение благодарности всем, кто помогал в проведении проекта;

- представление презентации проекта на педагогическом совете в детском саду;

- распространение детьми опыта среди дошкольников младшего возраста;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка24.01 КБ

Предварительный просмотр:

                              Проект «Первоцветы».      

Тип проекта: познавательно – игровой.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный. (2 недели).

Предметы исследования: первоцветы.

Возраст детей: старший дошкольный.

Задачи

1. Сформировать представления о:

    - жизни растения как живого существа (оно растёт, развивается, размножается,  

     может быть здоровым и больным ……);

    - строение, функции и назначении частей цветка (корень, стебелёк,

      колючки……);  

    - развитие  цветка;

    - влияние света, тепла, воды;

    - изменении жизнедеятельности в разные времена года;

    - экологически грамотном поведении человека с природой.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать,

    исследовать, получать новые знания, умения, навыки.         

3. Вызвать у детей интерес  к конкретным объектам -  к весенним цветам;

    вызвать желание оберегать, заботиться о них.

4. Расширять представление о том, как поэты воспевали красоту цветов.

   

 Предполагаемый результат:

-  речевое творчество детей.

- экскурсии в городской парк, в городской сквер, в цветочный магазин.

- выставка: продукты детской творческой деятельности (коллаж, рисунки,

  поделки, фотоальбом  «Весенние цветы», поздравительные открытки);

- совместные работы родителей и детей (поделки и рисунки)

- дидактические игры и пособия.

        Перспективное планирование работы с детьми по проекту.

Образовательные области

Познание

Цели:

- познакомить с новыми весенними цветами (садовыми  

  первоцветами)

- представление о потребности растений.

- познакомить с жизненным циклом цветов.

- представление о болезнях и вредителях цветов.

- поддерживать стремление детей расширять способы

  обследования цветов.

- поддерживать самостоятельную поисково – исследовательскую

  деятельность   детей.

- развивать интерес к первоцветам.                                

- Исследование – почему у одуванчика выделяется молочко?    

-Размножение цветов.

-Уход за цветами.

-Вода, свет, тепло в жизни цветов.

Труд

- сбор иллюстраций  для изготовления альбома «Первоцветы».

- сбор материалов для изготовления гербария.      

- рыхление почвы, подготовка земли для посадки садовых  

  первоцветов

Цели:

- научить детей правильно подготавливать почву для посадки

  цветов.

- расширить представление детей, как  правильно ухаживать

  за садовыми  первоцветами.

-развивать желание бережно относиться к  цветам.

- воспитывать желание быть творцом, как взрослый.

Художественно – творческая деятельность

Цели:

- закреплять и совершенствовать технологию,

  последовательность.

- использовать широкий спектр материалов и приёмов

   оформления.

- совершенствовать технику рисования гуашью.

- познакомить и научить детей работать с пооперационной

  картой для дальнейшей самостоятельной деятельности.

-  воспитывать в детях самостоятельность.

- развивать любознательность, интерес к овладению способами

   познания.

1. Изготовление гербария.

2. Изготовление книжки – малышки.

3. Беседа и рисование на тему: «Такие разные цветы»

4. Изготовление праздничной открытки.

5. Коллаж на тему «Первоцветы».

6. Оформление альбома «Первоцветы».

Музыка

- П.И.Чайковский «Вальс цветов»,

- «Цветочная полечка» В.Шестакова,

- «Игра с цветами» музыка и композиция движений

   Г.Ф.Вихарева ,

- игра «Живая клумба», « Найди своё место»

 Чтение художественной литературы

Цели:

- познакомить детей с новыми произведениями, с поэтами,

  писателями.

- продолжать осмысливать образные выражения и

  фразеологические обороты.

- стимулировать к самостоятельному творческому проявлению

- подбор и выставка  художественной  литературы о весенних  

  цветах.

- заучивание стихотворения о первоцвете.

- загадки  о первоцветах.

- чтение детской энциклопедии (о первоцветах).

Приложение № 1.

Социализация

Цели:

- обогащать игровой опыт и способы игрового сотрудничества.

- продолжать развивать организаторские способности.

- умение детей соблюдать правила связанные с ролью.

-  умение создавать игровую среду.

- «Собери картинку»

- Игра по модели строения цветка (корень, стебель, листья, цветок)

- Лото « Цветы»

- Мягкий конструктор « Собери букет»

- С /ролевая игра « Цветочный магазин»

- Игра «Садовник»

- Д/игра «Цветы»

Безопасность

Цели:

- закрепить знания детей о ядовитых цветах.

- вспомнить меры безопасности при использовании садовых

  инструментов.

- создать условия для выполнения совместных дел, в которых все

 могут    участвовать с соблюдением правил

 здоровьесберегающего поведения.

- Создание кодекса правил безопасности (работа с растениями,  

   c инструментами…)

Коммуникация

Цели:

- закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста  

  растений.

- развитие представления детей о цветке как о представителе

  живого в мире природы, внешнего строения, жизненных  

  функций (питание, дыхание, рост, размножение,

  разновидности).

- воспитывать бережное отношение к цветам; умение увидеть и

  оценить красоту цветов.

- дать детям информацию о том, откуда появились цветы

  (тюльпаны, нарциссы, крокусы).

- дать обобщённое представление о системе приспособительных

  особенностей  цветов к сезонным изменениям.

- обобщение представлений о системе потребности цветов

 (в оптимальной температуре, в свете,  во влаге, в питании,

  в соответствующей заботе).

- конкретизировать знания детей о разных способах размножения                

   цветов;

- вызвать познавательный интерес.

- «Разные первоцветы».

- «Зелёный доктор»

- «Крокусы» (всё о цветке)

- «Спящие красавицы»

- «Как размножить цветы?».

Физкультура

Цели:

- совершенствовать технику основных видов движений и

  спортивных упражнений.

- обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно

  его использовать.

- формировать умения самостоятельно организовывать

   подвижные игры.

- пальчиковая гимнастика «Садовник»

- физминутка  «Клумба»

- комплекс утренней гимнастики «Мы цветы»

- подвижные игры:

                               - «Кто быстрее соберёт букет»

                               - «Я спрячу, а вы найдите» (горячо – холодно)

                              - «Садовник и цветы»

                              - «Найди своё место»

                              - «Цветы и ветерок»

                              - «Косари»

- игра на внимание:

   Ведущий показывает открытки с цветами. Если это первоцвет

   садовй, дети поднимают одну руку. Если полевой – две

   руки.              

Приложение № 2

Здоровье

  Цели:

- развивать познавательную активность детей в процессе

  формирования  представлений о безопасности  работы с

   цветами.

- закрепить знания детей о ядовитых  цветах.

- о пользе  цветов.

- обогащать представления детей о гигиенической культуре.

- «Домашний доктор»

- беседа на тему «Почему надо беречь  цветы?»

Работа с родителями

        - подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет,      

 загадок, поговорок, стихо               о первоцветах.

- «Какие разные цветы» (выставка поделок).

- «Наш выходной. Мама, папа и я – дружная семья» (экскурсия в

   в городской парк, в цветочный магазин).

- подбор информаций на тему «Как сажать садовые первоцветы».

Создание условий для самостоятельной деятельности.

(Развивающая  среда)

- Настольно – печатные игры «Зелёный город»

- дидактические игры: лото, домино,

- «Собери картинку» 

- «Цветок – твой талисман»;

- «Угадай цветок по описанию»;

- «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»;

- «Собери цветок из геометрических фигур»;

- «Укрась цветами ковер».

- атрибуты для с/ролевой игры «Цветочный магазин»

-библиотечка юного цветовода (алгоритм, каталог, энциклопедия…..)

- оснащение природным и бросовым материалом.

- садовые инструменты.

Итог проекта:

               1.Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о первоцветах.

2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к  цветам, которые  окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями.

3. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).

4. Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Методы проекта:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • самостоятельное наблюдение;
  • коллективное наблюдение;
  • наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования;
  • релаксация;
  • ароматерапия;
  • слушание музыки.

Формы организации проекта:

  • Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры 
  • Трудовая деятельность детей.
  • Экологические  викторины.

Ресурсное обеспечение проекта.

     Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.

Методический инструментарий.

Материально – техническое (компьютер, микроскоп, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово – огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)

Наглядный материал:

- цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры по экологии;

- библиотечка юного цветовода.

- альбом «Первоцветы в саду и на полянке»;

     - оснащение природным и бросовым материалом.

На подготовительном этапе работы необходимо:

  1. определить формы и методы исследования;
  2. провести предварительную работу с педагогами ГБДОУ, родителями и детьми;
  3. выбрать необходимые для проекта оборудование и материалы.

В ходе реализации проекта предполагается использование следующих форм и методов работы:

  • Самостоятельное наблюдение;
  • Коллективное наблюдение;
  • Уход за цветами;
  • Экспериментирование;
  • Трудовая деятельность детей.

Предварительная работа с педагогами:

Проведение семинара для педагогов ГБДОУ, на котором подробно будет представлена информация о проекте с описанием целей, задач и хода реализации проекта.

Предварительная работа с родителями:

Проведение родительского собрания с целью информирования родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Также родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание:

  1. провести беседу с детьми о цветах, показать и рассказать об имеющихся на даче первоцветах.
  2. вырастить цветок из луковицы.

Предварительная работа с детьми:

  1. Проведение беседы на тему «Что мы знаем о первоцветах».
  2. Выбор объекта исследования. Выбор имени объекту исследования.
  3. Подготовка личных папок детей «Мой цветок» для фиксации результатов исследований.

Подготовительный этап:

- выявление уровня развития по данному разделу с помощью вводной презентации, опросов, бесед;

- составление списка информационных источников: справочников, энциклопедий, художественной литературы;

- подготовка необходимых печатных материалов: буклетов (информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечение детей в проект);

- подборка закладок для необходимых Интернет – ресурсов, сохранение ссылок;

- определение времени для работы над проектом

- получение согласия родителей на участие их детей в проекте.

Заключительный этап:

- размещение информации о проекте и его результатах;

- выражение благодарности всем, кто помогал в проведении проекта;

- представление презентации проекта на педагогическом совете в детском саду;

- распространение детьми опыта среди дошкольников младшего возраста;