роль слова в ознакомлении с животными
консультация (окружающий мир, младшая группа) на тему
данный материал содержит информацию о значении художественного слова при ознакомлении детей с животными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_slova_v_oznakomlenii_s_zhivotnymi.docx | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль слова в ознакомлении с животными.
Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают во время рассказов воспитателя или проводимых им бесед, чтения книг о природе и т.д. Правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово- всё это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации представлений дошкольников. Учитывая широкое влияние слова на умственное развитие ребёнка, воспитатель должен хорошо продумывать содержание и последовательность вопросов к детям; давать точные указания, как выполнять то или иное задание; четко представлять последовательность беседы, наблюдения или экскурсии; определять место обобщений, выводов, указаний.Среди опосредованных приёмов ознакомления детей с окружающим большое значение имеют рассказы педагога.
Особая ценность рассказов педагога в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.
К рассказу предъявляют следующие требования:
Содержание должно быть достоверно, научно и соответствовать реалистическому представлению о том или ином животном;
Материал необходимо излагать доступно для детей разного возраста;
В рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках, приспособлении к условиям жизни.
Речь педагога должна быть эмоциональной. Заинтерисованность взрослого содержанием рассказа вызовет интерес и у детей.
Чтобы вовремя дополнить наблюдения сведениями о том или ином животном, воспитателю следует постоянно пополнять свои знания, читать научно-популярную литературу о природе.
Наличие у дошкольников правильных реалистических представлений о природе- залог доброго отношения к живым существам. Среди различных сведений есть такие, которые в наибольшей степени способствуют формированию гуманных чувств. Это представление о том, что животное- живое существо: оно дышит, передвигается, питается, защищается, имеет потомство, приносит пользу. Такой материал должен присутствовать в любом рассказе воспитателя.
Например, дети часто видят жабу, лягушку. От незнания они причиняют земноводным обитателям вред, сгоняя их с места палками или камнями. Воспитатель должен в доступной форме рассказать ребятам о пользе животных.
Знания о полезности того или иного животного и забота человека тесно взаимосвязаны. Необходимо, чтобы у детей постепенно формировалось представление о человек как о хозяине природы, который должен бережно относиться не только к тем животным, польза которых очевидна, но и к любому представителю фауны. В этом воспитателю может помочь художественное слово, которое, во-первых, пробуждает интерес не только к крупным, внешне привлекательным представителям животного мира, но и к малозаметным, но важным для экологического равновесия в природе; во-вторых, знакомит ребят с правилами гуманного обращения с живыми существами, побуждает к систематическому их выполнению.
Целенаправленная педагогическая работа проводится не только на занятиях. Для углубления интереса детей к миру животных воспитатель использует любые моменты, которые предоставляет повседневная жизнь.
Дошкольников обычно интересует жизнь диких животных. Наблюдать их в естественных условиях почти не удается; поэтому знакомство с ними идет в основном опосредованным путем: дети с увлечением смотрят телепередачи о животных, рассматривают картинки, слушают рассказы, задают взрослым много вопросов. Для расширения кругозора ребят необязательно проводить специальные занятия. Рассказ воспитателя, сопровождающийся показом картинки, уместен в любое свободное от занятий время.
Интересной формой работы с детьми разных возрастных групп может быть составление рассказов по картинкам,
соединённым в виде ширмы. На них изображены животные в естественных условиях обитания. Малыши с помощью воспитателя называют животное, рассказывают , где оно живёт (это зайка,он живёт в лесу); дети средней группы могут уже с небольшой подсказкой взрослого описать характерные особенности внешнего вида некоторых диких животных, их повадки, а ребята старшей группы могут выступить в роли экскурсовода и , постепенно раскрывая ширму, составить рассказ «Кто живёт в нашем лесу». Целесообразно поместить ширму в уголке природы, чтобы в свободное время дети рассматривали её самостоятельно.Можно использовать и рассказ-объяснение, сопровождающий показ картин или иллюстраций. Он применяется в двух случаях: если нет сопроводительного текста к картинкам или если он труден для детей, ребята слушают рассказы воспитателя в непринуждённой обстановке, часто небольшими группами. Это положительно влияет на повышение их активности: они спрашивают, спорят, высказывают свои суждения.
Используя разные формы общения с детьми, педагог даёт им примеры положительного отношения человека к природе; воспитывает у ребят ответственность, доброту; учит проявлять заботу о растениях и животных рассказывает о необходимости защиты и охраны природы, о труде людей в заповедниках, заказниках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное слово при ознакомлении с комнатными растениями
Использовании художественное слово на занятии по ознакомлении с комнатными растениями...
Методическое пособие для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста «Использование художественного слова в ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В период детства идет ин...
Методическое пособие для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста «Использование художественного слова в ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В период детства идет интенсивное накопление знаний о природе, об окружающем мире, о состоянии ...
Художественное слово при ознакомлении дошкольников со свойствами предметов Стихи Зеленый У нас растет зеленый лук И огурцы зеленый, А за окном зеленый луг И домики беленые. *** Вот кузнечик Кузька – Зеленое пузико. Спина, лапки, голова –
Художественное слово при ознакомлении дошкольников со свойствами предметов Стихи Зеленый У нас растет зеленый лукИ огур...
«Роль художественного слова в ознакомлении с искусством».
laquo;Роль художественного слова в ознакомлении с искусством»....
Конспект занятия по ознакомлению с животными севера "Животные белого континента" Старшая группа
Конспект занятия по ознакомлению с животными севера "Животные белого континента" Старшая группа...
Статья :"Животный мир в орнаментах народов Севера Ознакомление с животным миром Ямала".
Совместное сотрудничество с МБУК "Надымская РКС" . Центр национальных культур , Ассоциацией "ЯМАЛ- потомкам" , в патриотическом воспитании подрастающего поколения и любви к Малой Р...