Конспект совместной инклюзивной деятельности с детьми в разновозрастной группе ЗПР по теме: «Зимушка - зима» с использованием информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих, игровых технологий и ТРИЗ
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Герасева Галина Геннадьевна

Задачи:

¢ Стимулирование познавательной активности детей;

¢ Расширение знаний детей об окружающем мире;

¢ Уточнение и систематизация признаков и особенностей зимы, доступных пониманию детей, с помощью картинок, иллюстраций и по памяти;

¢ Продолжение обучения детей самостоятельно передавать несложный сюжет, включать в рисунок знакомые предметы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_zanyatie_geraseva_g.g.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной инклюзивной деятельности с детьми в разновозрастной группе ЗПР по теме:  «Зимушка - зима»

с использованием информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих, игровых технологий и ТРИЗ

Предварительная работа:

  • Рассказать детям о зимующих птицах, показать их (вороны, галки, воробьи, синицы, снегири).
  • Научить распознавать голоса воробьев, ворон.
  • Рассказать о том, где и как зимуют медведи, ежи, зайцы:

- Медведь устраивает берлогу в чаще леса. Берлога - это глубокая яма в земле. В берлоге тепло.

- Еж своим образом жизни похож на медведя - он тоже спит всю зиму. Осенью ежи много едят, толстеют, как только начинаются холода, еж зарывается в опавшие листья.

- Заяц зимой по лесу, по полю бегает, и страшно ему, и зябко! Новая белая шубка гораздо теплее старой, летней, но и в ней иногда холодно. Грызет заяц кору с веточек. Если ветки высоко, заяц на сугроб забирается, столбиком встает (показ иллюстраций). Спит заяц, где придется, чаще всего под кустами. А если стоят очень сильные холода - роет себе в снегу глубокую норку.

Цель:

Социализация детей с задержкой психического развития и развитие толерантности у детей без патологий развития.

Задачи:

  • Стимулирование познавательной активности детей;
  • Расширение знаний детей об окружающем мире;
  • Уточнение и систематизация признаков и особенностей зимы, доступных пониманию детей, с помощью картинок, иллюстраций и по памяти;
  • Продолжение обучения детей самостоятельно передавать несложный сюжет, включать в рисунок знакомые предметы.

В работе использовались следующие технологии:

1) Игровые

2) Здоровьесберегающие

3) Коммуникативные

Ход занятия:

I часть занятия.

Дети сидят полукругом, в центре которого воспитатель.

Воспитатель: - Ребята, сейчас за окном стоит самое волшебное время года - зима. Какие приметы зимы вы знаете?

Дети: - День становится короче;

          - Ночь становится длиннее;

          - Становится холоднее;

          - Реки и озера покрываются льдом;

          - С неба падает снег.

Воспитатель: - Зима - красивое время года. Давайте посмотрим на картинки.

Дети рассматривают картинки, изображающие зимний лес (ёлки в снегу, деревья покрыты инеем), заснеженное поле, снегопад. Обращая внимание детей на ту или иную картинку, воспитатель читает строчки из знакомых им стихотворений, содержащих образные описания зимнего пейзажа: «У нее иголки зимой в серебре», «Белый снег пушистый в воздухе кружится».

II часть занятия.

Воспитатель: - Зимой очень красиво. Ничего, что все ветки засыпаны снегом, а на широких лапах целые сугробы. Заденешь ветку - снег так и сыпется, так и сверкает разноцветными искрами. В поле, в лесу расстелила зима по земле белый пушистый ковер и спрятала под ним от мороза зверей. А кого спрятала? (Дети рассказывают о спящих под снегом ежах и медведях). А зайцу зима подарила новую шубку. Кто помнит, какая у зайца зимняя шубка? (Белая, теплая, пушистая). Зимующие в лесу птицы в морозы ближе к жилью перебираются. Знают - люди им помогут! Какие птицы к нам зимой прилетают на участок? Какие живут на наших участках постоянно? Как мы заботимся о птицах? (Ответы детей)

Воспитатель: - Зима не только красивое, а еще и веселое время года!  Зимой можно….ну как подскажите мне, какие вы знаете зимние развлечения? (Кататься с горки на санках, бегать на коньках, играть в хоккей, лепить снеговиков и всяких зверей, плясать и кружиться вокруг новогодней елки). По мере перечисления людьми знакомых им развлечений, воспитатель выставляет соответствующие картинки. Если дети забыли что-то упомянуть, то картинки помогают им это вспомнить.

III часть занятия.

В заключение, воспитатель предлагает детям нарисовать рисунок на тему «Снег, снег кружится», показывает при этом иллюстрации с изображением снегопада и обращает внимание детей на то, что во время снегопада, снег покрывает все предметы вокруг: и крыши домов, и ветви деревьев, и столбики забора, и скамейки…

Воспитатель: - Во время снегопада, снежинки летят повсюду. Нарисуйте картинку к песенке «Снег, снег кружится», которую мы разучивали на музыкальном занятии. На рисунке должно быть много белого цвета. Ведь белый снег на крышах домов, на деревьях, на заборе. Все предметы видны сквозь падающие снежинки.

В процессе работы воспитатель следит за тем, чтобы дети сначала изображали крупные предметы (дома, деревья), потом предметы меньшего размера (изгородь, снеговика, скамейки). По окончанию воспитатель просит прокомментировать свой рисунок, спрашивая, почему этот рисунок подойдет к песенке «Снег, снег кружится». В конце занятия дети любуются на заснеженную улицу.

Тезисный план выступления

1. Одним из направлений психолого-педагогической деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является инклюзивное образование.

Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учебных заведениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. 

С целью постепенного включения инклюзивного направления образования в нашем дошкольном учреждении, было проведено инклюзивное занятие, на котором присутствовали дети из группы с задержкой психического развития (ЗПР) и дети старшей группы без патологий развития.

2. Цель инклюзивного занятия:

  • Социализация детей с задержкой психического развития; развитие толерантности у детей без патологий развития.

Задачи:

  • Стимулирование познавательной активности детей;
  • Расширение знаний детей об окружающем мире;
  • Уточнение и систематизация признаков и особенностей зимы, доступных пониманию детей, с помощью картинок, иллюстраций и по памяти;
  • Продолжение обучения детей самостоятельно передавать несложный сюжет, включать в рисунок знакомые предметы;

3. Предварительная работа.

Для того, чтобы дети с ЗПР были заранее подготовлены к занятию и лучше взаимодействовали с детьми без патологий развития, была проведена предварительная работа. Она включала в себя:

-  рассказ детям о зимующих птицах, демонстрация иллюстраций; особое внимание уделялось тем птицам, которых они видят на площадке;

- прослушивание аудиозаписи с голосами птиц для развития слухового восприятия детей и создания положительного эмоционального настроя на занятие;

- рассказ детям о том, где и как зимуют медведи, ежи, зайцы - это помогло расширить знания детей об окружающем мире, а в дальнейшем, на инклюзивном занятии, эти знания были закреплены;

- знакомство детей с зимней природой на прогулке для развития эстетического восприятия природы и обогащения словаря детей;

- знакомство детей с зимними забавами и развлечениями на прогулке - для детей с ЗПР очень важно проводить оздоравливающие мероприятия на свежем воздухе.

4. Большинство исследователей подчеркивают, что изучение специфики развития детей с ЗПР позволяет преодолеть их отставание в социальном развитии через организацию коррекционной деятельности в условиях специфически организованной среды.

5. С целью преодоления трудностей дальнейшей социализации детей с ЗПР в обществе, мной было проведено инклюзивное занятие. На занятии присутствовали дети старшей группы без специфических особенностей развития и дети с задержкой психического развития.

6. Ход занятия.

    1 этап - организационный.

- В начале занятия детям были продемонстрированы картинки, изображающие зимний лес (ёлки в снегу, деревья покрыты инеем), заснеженное поле, снегопад - это помогло организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой на занятие, дать детям, которые пришли, осмотреться.

   2 этап - основной.

- Детям было рассказано о красоте зимней природы и заданы вопросы о том, как звери справляются с зимними холодами. При этом дети из группы ЗПР чувствовали себя наравне с детьми из старшей группы, поскольку уже были знакомы с материалом. Все дети были увлечены процессом, и различия в них практически не ощущалось.

- Детям было предложено нарисовать рисунок на тему «Снег, снег кружится». При этом дети начали активно общаться друг с другом, что способствовало приобретению детьми с ЗПР коммуникативных навыков и навыков по подражанию сверстникам. Во время рисования детям были продемонстрированы иллюстрации с изображением снегопада, их внимание было обращено на то, что снег во время снегопада покрывает все предметы вокруг - это было очень важно для детей с ЗПР, для развития их эстетического вкуса.

Приглашенные дети помогали закончить рисунки тем детям, которые не смогли самостоятельно справиться , это помогало преодолеть детям барьеры в общении.

   3 этап - заключительный.

- В конце занятия дети спели все вместе песенку с движением «Снег, снег кружится». С точки зрения инклюзии это было сделано для того, чтобы дети почувствовали себя частью сложившейся общей группы, ощущали себя комфортно при этом и закончили занятие с положительным эмоциональным настроем.

7. Подводя итог занятия, можно сказать, что это был положительный опыт, который способствовал социализации детей с ЗПР с одной стороны, и развитию толерантности детей без патологий психического развития, с другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по формированию целостной картины мира с использованием ЭОР и технологии ТРИЗ Тема «Лесная прогулка»

Направление развития: познавательно-речевое.Интеграция образовательных областей: «Познание»,  «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Ху...

Конспект Совместной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы “Весенние приключения в лесу» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Цель: развивать интеллектуальные способности в ходе познавательной деятельности с применением здоровьесберегающих технологий. Задачи: Обучающая:формировать умения узнавать, называть и ...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Расскажем сказку» с использованием технологии драматизации.

Программные задачи:Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой. Учить детей узнавать персонажей из сказки «Репка» и разыгрывать несложное представление...

Конспект Совместной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Яблочки для ежика» с использованием технологии нетрадиционного рисования

Цель: формирование  интересов к нетрадиционным способам изображения объектов природы.Задачи:  Образовательные: формировать умения рисовать пальцамина крупе, вносить в рисунок предм...

Конспект Совместной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы “Колобок наоборот» с использованием здоровьесберегающих технологий

Цель: расширять познание детей младшего дошкольного возраста и использовать элементы здоровьесберегающих технологий для развития и укрепления здоровья детей. Задачи: ‒ воспитывать у детей эмоцион...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ младшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ (с использованием игровых технологий) « Подбери клубочек»

Проявляет интерес к участию в совместных подвижно - дидактических, развивающих играх, интересуется предметами ближайшего окружения ( игрушки , кошка и котенок), участвует в разговорах во время рассмат...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы Тема: «Согреем птичку» с использованием здоровьесберегающей технологии

Конспектсовместной образовательной деятельностис детьми второй младшей группыТема: «Согреем птичку»с использованием здоровьесберегающей технологии...