Слова добрые - слова вечные
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию. Закрепление знаний детей по этикету в старшей группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по социально-личностному развитию в старшей группе
«Слова добрые – слова вечные»
Подготовила воспитатель
старшей группы
Грачева Ольга Николаевна
Арзамас, 2014 г.
Задачи: повторить и закрепить знания детей об этикете, воспитывать культуру общения и культуру поведения, вспомнить правила поведения в детском саду, способствовать развитию речи детей.
Пособия: кружки красные и зеленые по количеству детей, цветок – ромашка, лепестки отдельно, веер, перчатки.
Оборудование: магнитофон, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: беседы об этикете, чтение книги «Энциклопедия поведения» и заучивание стихотворений о правилах поведения, рассматривание иллюстраций по этикету.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что мы находимся на улице. Какое у нас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Покажите, какие действия помогут нам понять, что вокруг нас холод и стужа (дети вместе с воспитателем поеживаются, охватывают себя руками, дрожат, притоптывают ногами, дуют на руки, потирают пальцы).
Воспитатель: А теперь мы подошли к гостеприимному дому, дверь которого широко распахнута, и добрый голос хозяина сказал: «Проходите, гости дорогие, будьте, как дома». Вздыхаем с облегчением и улыбаемся. Мы вошли и сразу почувствовали тепло, сделайте глубокий вздох. Что вы почувствовали?
Дети: Вкусные запахи: запах хлеба, печки теплой, печеной картошки.
Воспитатель: Вдохнули мы эти запахи и вдруг как чихнем!!! Апчхи!!! А что нам скажет в ответ хозяин?
Хозяин: Будьте здоровы, гости дорогие!
Воспитатель: А мы в ответ что скажем?
Дети: Спасибо!
Воспитатель: И следом?
Дети: Здравствуйте!
Ребенок: Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали.
Хотя были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Воспитатель: Что мы говорим этим словом?
Дети: Желаем здоровья, веселья, счастья.
Ребенок: Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
– Здравствуйте, –
Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Что же означает слово «Здравствуйте»?
Дети: Это слово приветствия, знак доброго отношения людей друг к другу.
Ребенок: Будь здоров, не болей,
Это просьба всех людей
«Здравствуй» стоит лишь сказать,
И не надо объяснять:
Быть здоровыми хотим
И об этом говорим.
Воспитатель: Во все времена считалось верхом невоспитанности, если человек не отвечал на приветствие. Поэтому, чтобы запомнить это слово, повторим его вместе хором.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшую сценку.
Показ сценки «Приветствие»
Выходят Витя, Вика и Ксюша.
Вика: Привет, Витя и Ксюша!
Ксюша: Привет!
Витя: А я не стану здороваться!
Вика: Почему, Витя?
Ксюша: Какой ты невежливый, дружок?
Витя: Нет, я вежливый, я вчера с вами здоровался!
Вика: Ты не прав, Витя, здороваться надо каждый день.
Витя: Почему, Вика?
Вика: Потому что так принято!
Витя: Почему – принято?
Вика: Ну, я не знаю. Не мы придумали, не нам и менять!
Витя: Почему не нам менять? Я вот возьму и изменю!
Вика: Ксюша, да объясни же ты ему, что так нельзя себя вести!
Ксюша: Витя, я объясню тебе, как надо себя вести. Вот слушай. Все люди говорят друг другу «здравствуйте» каждый день. Потому что это не простое обращение, а пожелание «здравствовать», то есть хорошее здоровье. Понял?
Витя: Так я же не знал!
Ксюша: И желать его надо каждый день. Каждый день нового здоровья и более крепкого. И еще нужно обязательно уважать старших.
Витя: Почему?
Ксюша: Потому что взрослые прожили жизнь, больше видели, они мудрее и добрее. Ты тоже не всегда будешь мальчиком, вырастишь, будешь взрослым, состаришься.
Витя: Я понял – вежливость это залог всего самого хорошего и даже залог мира между людьми. Ксюша, Вика, вы меня простите? Я ведь не хотел никого обижать!
Вика: Раз так, тогда простим.
Ксюша: Давайте будем вежливыми и каждый день с улыбкой говорить всем окружающим «Здравствуйте»!
Витя: Теперь и я буду вежливым и всем детям и взрослым этого желаю!
(исполнители кланяются и садятся на свои места).
Воспитатель: Приветствие – одно из самых важных правил этикета. А что же такое этикет?
Дети: Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Этикет – французское слово, а в русском языке есть слово «вежливость». Вежливым называют человека, который знает правила поведения и выполняет их.
Воспитатель: Мы с вами хорошо знаем, что правил этикета много. Я предлагаю вам собрать эти правила в один цветок. Перечислите правила, которые вы знаете.
Дети: Правила поведения в детском саду, в транспорте, дома, в гостях, в театре, на улице, в больнице, в магазине, на природе, в школе.
(ребенок, назвавший правило, подходит к доске и прикрепляет лепесток к цветку).
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием! Наш этикет собрал свои правила и теперь хочет с вами поиграть. Становитесь все в кружок, возьмитесь за руки, покажите этикету, какие вы дружные, и каждый по очереди, назовите цветочку правила поведения в детском саду.
В детском саду не плачь о маме.
Во всем слушайся воспитателя.
Сначала подумай, потом сделай.
Не прячься от воспитателя.
Если что-то болит, скажи воспитателю.
Береги игрушки.
На прогулке не пачкайся.
Не ходи в мокрой одежде.
Перед едой мой руки с мыло.
Учись пользоваться столовыми приборами.
Помогай нянечке накрывать на стол.
Никого не обижай.
Спи во время тихого часа.
Собираясь на прогулку, одевайся побыстрей возле своего шкафчика.
Не бери в рот грязные предметы.
Воспитатель: А какие стихи вы знаете о правилах поведения?
Не уходи из детского сада один, дождись родителей
Зайчик мамы не дождался
И домой засобирался:
– Мне совсем недалеко,
Добегу один легко!
Тетя Утка не пускает,
Зайцу строго объясняет:
– Никогда, прошу, друг мой,
Не ходи один домой!
Лучше маму подожди,
Только с мамой уходи!
Уходя домой, отпросись у воспитателя.
Вот и вечер на подходе.
За зверушками приходят
Мамы, папы, дяди, тети.
Вы сейчас домой пойдете.
Воспитатель должен знать:
Вы пришли уже забрать?
Сообщили? Хорошо.
До свиданья, день прошел!
Воспитатель: Вы сегодня назвали много разных правил. О еще одном правиле нам расскажут Вероника и Андрюша.
Вероника:
Пропали перчатки и веер пропал!
Ну как же теперь мне явиться на бал?
Ведь я нарушать этикет не могу.
Андрюша: Не плачь, я тебе помогу.
Вот веер, а вот и перчатки подстать.
И можно теперь нам пойти танцевать.
Воспитатель: Кавалеры, приглашайте дам на танец!
Музыкальная пауза
Воспитатель: Вы все давно ходите в детский сад, у каждого из вас есть друзья. А у дружбы тоже есть свои правила, а вот, знаете вы их или нет, мы сейчас проверим. Я буду называть ситуации, а вы молча, не выкрикивая, будете показывать красный кружок, если не согласны и зеленый кружок, если согласны.
Дидактическая игра «Красный, зеленый»
1) никогда не делись игрушкой с другом.
2) старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.
3) не старайся всегда быть первым.
4) злись и завидуй, когда проигрываешь.
5) не ссорься с друзьями, старайся играть дружно .
6) никогда не уступай, спорь по пустякам.
7) зазнавайся, если что-то можешь делать лучше других.
8) умей принять помощь, совет и замечание друга.
9) если друг попал в беду, не помогай ему.
10) решай споры словами, а не кулаками.
Воспитатель: Вы справились с заданием, а значит, я думаю, вы можете дружить.
Мы поговорили о многих правилах. А сейчас мне хочется послушать, знаете ли вы, как в других странах приветствуют люди друг друга. У нас это слова «здравствуйте», «добрый день», а в других странах?
Дети: В Америке хлопают по плечу, обнимаются, во Франции целуют в щеку, в Японии соединяют ладони и кланяются, в старину делали реверансы, поклоны, военные поднимают руку к головному убору.
Воспитатель: Действительно, приветствовать можно по-разному, но что самое главное в приветствии?
Дети: Самое главное – это улыбка.
Воспитатель: Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается навсегда. Она создает атмосферу счастья и добра. Улыбайтесь друг другу чаще. А сейчас посмотрите на наш цветок, что вы видите?
Дети: Он улыбается!
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Он радуется, потому что мы сегодня много говорили об этикете, о том, какие правила в нем есть, рассказали о правилах поведения в группе.
Воспитатель: А чтобы наш цветок никогда не унывал, Вика расскажет ему стихотворение.
Люби детский сад – твой второй дом
Детки в садике живут,
Здесь играют и поют.
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Детский сад – второй наш дом.
Как тепло, уютно в нем.
Вы его любите, дети!
Самый добрый дом на свете!
Воспитатель: ваши мамы, папы и я хотим, чтобы вы выросли вежливыми, культурными и воспитанными. Всему этому нужно учиться каждый день, и тогда ваши родители и мы, воспитатели, будем вами гордиться!
Список литературы
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Игры и задания по чудо-воспитанию. – М.: Изд-во, 2006. – кол-во стр.
2. Шалаева Г. П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей. – М.: Изд-во, 2006. – кол-во стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Доброму слову – добрый ответ»
Конспект занятий в средней группе...
В нашей группе прошел проект на тему: «Добрые слова – волшебные слова».
В нашей группе прошел проект на тему: «Добрые слова – волшебные слова»....
«Добрые слова – волшебные слова»
В нашей группе прошел проект на тему: «Добрые слова – волшебные слова».Карина пришла в детский сад и рассказала, что была в гостях, и увидела очень красивый цветок точно такой же, как и у ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Цена доброго слова и доброго дела»
Цель: повышение социально-психологической компетентности и нравственной культуры старших дошкольников через развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности детей, п...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Доброму слову – добрый ответ»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Доброму слову – добрый ответ»Программные задачи:1. Учить детей придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова.2. Продолжать учить составлять ...
Литературная гостиная, посвященная Дню Матери. «Слово вечное, святое – мама»
Цель: развивать у детей интерес к традициям, способствовать созданию тёплых взаимоотношений в семье....