НОД
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) на тему

Мелюкова Наталья Николаевна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zima.docx150.85 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующая МБДОУ «Детский сад № 52»

________________ Любакова Е.А.

_________________ 2012 год

Конспект

непосредственно образовательной деятельности «Познание» ознакомление с окружающим миром и развитию речи на тему «Зима» с  дошкольниками старшего возраста в логопедической группе

Подготовила и провела:

                                                                                                  воспитатель высшей

квалификационной категории

Мелюкова Наталья Николаевна

2012 год  г. Энгельс

     Интеграция  образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Физическая культура». 


Задачи: 
· развивать способность детей отвечать на вопросы; развивать речевое дыхание («Коммуникация»); 
· обогащать словарный запас детей словами: «снегопад», «сверкает», «суровая», «ослепительная» («Коммуникация»)

 -развивать любознательность  («Познание»)
· вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения. («Музыка»)
· развивать эстетические чувства, рассматривая предметные, сюжетные картинки на тему «Зима» («Художественное творчество»)
· развивать творческие способности посредством изображения снежинок («Художественное творчество»)
· воспитывать у детей способность выслушать друг друга, не перебивая, воспитывать доброе отношение друг к другу («Социализация») 
· развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий («Физическая культура»). 


Методы и приемы: 
Практические: игровое упражнения «Вьюга», «Доскажи словечко», «Ох, зима!», «Снежинка».

Наглядные: сюжетные, предметные картинки по теме «Зима», рассматривание детских рисунков; оформление зала «Зимний лес». 
Словесные: игровое упражнение «Вьюга», «Доскажи словечко». «Снежинка»; рассказы детей о животных, зимнем лесе; беседа.


Материалы и оборудование: магнитофон, аудиозаписи.

Демонстрационный: предметные, сюжетные картинки.
Раздаточный: листы бумаги, бумага, краски, салфетки


Литература: М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Зима, зимние забавы» Санкт – Петербург, 2005; Нищеева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, пальчиковых гимнастик» СПб. : Детство – пресс, 2008; интернет ресурсы.

Организационный момент.

Мой звоночек звенит заливается, и ребята вокруг собираются.

Мой звоночек звенит и звени, всем ребятам собраться велит.

 Воспитатель -  Ребята обратите внимание, что занятие у нас сегодня будет проходить в музыкальном зале и к нам пришли гости - это сотрудники нашего детского сада. Давайте  поприветствуем их (здороваются). Только поздороваемся мы с гостями по новому, а гости ответят нам так же (имитация движений).

     Ход занятия:

Воспитатель -  12345 - становитесь в круг играть (звучит лирическая музыка)

     Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

     А сейчас пожелаем друг другу добра (Доброе утро).

     Воспитатель - Теперь предлагаю вам, ребята послушать загадки и отгадать их, отгадав загадки, вы, узнаете о чем  мы сегодня с вами будем говорить на занятии.

Что за звездочка такая

На пальто и на платке;

Вся сквозная, вырезная,

А сожмешь вода в руке?

Странная звездочка с неба упала.

Мне в ладошку легла и пропала… /снежинка/

Белый-белый, словно мел -

К нам он с неба прилетел.

Лес укрыл, поля, лужок.

Что за кружево? (Снежок)

Зимой лежал, весной в речку убежал…/снег/

Краской белой и хрустальной

Разукрасил окна в спальне,

Будто листики берез

Кто нарисовал? (Мороз)

Без рук, без ног, а рисовать умеет? /мороз/

На деревьях бахрома,

В белом инее дома.

Это значит — разгулялась

Наша русская .... (Зима)

Ни ведерка, ни кисти, ни рук,

А побелит все крыши вокруг…/зима/.

Воспитатель -Как вы, думаете о каком времени года мы будем вести разговор?

Ответы детей  -...О  зиме.

Воспитатель -Да сегодня будем говорить о зиме, так давайте представим, что мы отправимся в зимний лес. А поможет нам моя волшебная палочка : «Повернись, покружись, в зимнем лесу окажись». Я превращу вас, в снежинок, и ветер нас закружил и мы оказались на опушке зимнего леса.  (Музыкальное сопровождение «Вьюга»)

Воспитатель - А теперь давайте сядем на стульчики и поговорим об этом времени года. Вставляется сюжетная картинка «Зима».  Что мы можем сказать о зиме, какая она?

Ответы детей - ... Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, холодная.

Воспитатель - А что приносит нам зима?

Ответы детей - ... Зима приносит морозы, снег, холод, радость, зимние забавы.

Воспитатель - Назовите зимние месяцы.

Ответы детей…

     Воспитатель - Игра «Кто, где зимует»

«Зима – очень красивое время года. Почему зима красива? Все вокруг прикрыто белым снегом, он так и сверкает разноцветными искрами! Везде в поле. В лесу расстелила зима пушистый ковер и спрятала от мороза разных зверей. А кого спрятала?»

Показ предметных картинок с изображением зверей и птиц.

Воспитатель -Где устроился зимовать медведь?

Ответы детей…

     Воспитатель - Медведь устраивает себе берлогу в самой чаще леса: берлога – это глубокая яма  в земле, в берлоге тепло, в феврале рождаются у него медвежата.

Показ соответствующей картинки.

 Ответы детей - …Еж как и медведь спит всю зиму. Осенью с наступлением холодов, ежи зарываются в опавшие листья.

- Где «спальня» ежа?

Ответы детей…, показ соответствующей картинки.

Воспитатель:  А как  зимует заяц?

Ответы детей - …Заяц зимой бегает по лесу, по полю. Ему и страшно и зябко! Его белая шубка намного теплее старой летней, но и в ней он иногда мерзнет. Грызет кору с веточек, если ветки высоко, заяц забирается на сугроб, встает столбиком. Ночью заяц гуляет, спит днем, где придется, а если очень холодно роет в снегу норку.

Показ соответствующей картинки.

Воспитатель - Зимующие птицы в лесу перебираются ближе к жилью. Знают, люди им помогут. А как люди могут помогать птицам? Назовите зимующих птиц.

Ответы детей…

Воспитатель - Зима красивая, но холодная. Птицам и животным в это время года очень тяжело. Не хватает еды, зимой всё вокруг покрыто снегом. Когда падает много снега, это явление называется СНЕГОПАД. Это слово сложное, потому что в нем соединились два слова. Каких?

Ответы детей - …

Воспитатель - Часто дуют ледяные ветры, бывают вьюги. Вьюга - это снежная метель, она поднимает снежинки от земли. Вы слышали, как может завывать вьюга?

 Прослушивание записи «Шум вьюги, голоса птиц».

Воспитатель - Прослушав эту запись, что вы можете сказать, какой бывает еще зима?

Развитие речевого дыхания и голоса .

«Вьюга».

Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет с Бабой Ягой.

Воет вьюга: “З-з-з-з-з” (с усилением звука).

Застонал лес от вьюги: “М-м-м-м” (Тихо, высоким голосом).

Тяжело стонут дубы: “М-м-м-м” (Громко, низким голосом).

Стонут березы: “М-м-м-м” (Тихо, высоким голосом).

Шумят ели: “Ш-ш-ш-ш”.

Стихает вьюга: “С-с-с-с”.

Ответы детей - … Суровой.

Воспитатель  - Ребята, а почему говорят, что зима веселое время года? Для кого оно веселое?

Ответы детей - …Можно играть в снежки, кататься на санках…

Воспитатель – А я вам предлагаю поиграть в игру “Доскажи словечко”.

 Поиграем мы со словом снег. Я буду начинать предложение, а вы слушайте внимательно и отвечайте, запоминайте какие слова произносите.

Тихо, тихо как во сне
Падает на землю…….снег.
С неба всё скользят пушинки
Серебристые …….снежинки.
На посёлки, на лужок
Всё снижается …..снежок.
Вот веселья для ребят
Всё сильнее ……..снегопад.
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в ….снежки.
Словно в белый пуховик
Нарядился ……….снеговик.
Рядом снежная фигура
Это девочка ………снегурка.
На снегу то посмотри
С красной грудкой …снегири.
Словно в сказке, как во сне
Землю всю укутал …..снег.


Воспитатель – Какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи?

Ответы детей - … Снег.

Воспитатель – Нас ребята ждет еще очень интересное задание, я вам предлагаю подойти к столам. Но мы не просто пойдем, а выполним несколько упражнений.

«Ох, зима! Ох зима!»

Ох, зима! Ох зима! Сколько снега намела.

Реки все сковала льдом, в снежной шапке каждый дом.

Иней на деревьях и на проводах!

Мы катаемся с горы «Ах»!

Воспитатель –  Посмотрите, красиво! Но мне кажется, что подул легкий ветерок. А что умеет делать ветер?

Ответы детей - ….

Воспитатель –  А  если ветер сильный и он поднимает снежинки от земли, как называется это природное явление?

 Ответы детей - …. Метель, вьюга.

Воспитатель – Я предлагаю вам стать сейчас ветерком и сдуть снежинки (дети дуют на снежинки, не надувая щек, губы трубочкой) и наши снежинки все разлетелись.

Воспитатель – Сейчас снежинки разлетелись, а если она попадет вам на ладошку, что с ней случится?

Ответы детей - ….Растает.

Воспитатель – Давайте поиграем с пальчиками и представим, что мы поймали снежинку.

Пальчиковая гимнастика «Снежинка».

Стою и снежинки в ладошку ловлю.   (Ритмичные удары пальцами левой руки,

                                                                начиная с указательного, по ладони правой

                                                               руки)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю     (Ритмичные удары пальцами правой руки,

                                                              начиная с указательного, по ладони левой

                                                              руки)

Но где же снежинки?                           (На вопрос сжать кулаки,

В ладошке вода.                                    На ответ- разжать)

Куда же исчезли снежинки?                (На первый вопрос сжать кулаки

Куда?       ,                                              на второй – разжать)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…     (Мелкие потряхивания расслабленными

Как видно, ладошки мои горячи.                ладошками)                                           

Воспитатель – А хотите сделать снежинку, которая не улетит и не растает? Тогда сейчас каждый из вас нарисует свою снежинку. Рисовать мы сегодня будем не обычным способом.

Показ работы с красками. Дети выполняют работу  красками.

Воспитатель – Что умеет делать твоя снежинка, Диана? Дима?...

Ответы детей - …. Кружиться, таять, летать, падать, сверкать…..

Воспитатель –  Каждому ребенку раздается смайлик и приклеивается в снежинку. Снежинка очень рада, что ты нарисовал ее такую красивую, она улыбается тебе, а ты улыбнись ей. Вот молодцы, как хорошо вы справились с заданием. Игра «скажи ласково» (снег, мороз, лед, солнце, зима, река, ветер, метель).

     Воспитатель – Вам понравилось в лесу? Но нам пора возвращаться  домой. Я опять возьму свою волшебную палочку и скажу: «Повернись, покружись, снова дома окажись».

 Воспитатель –  Ребята, мы сегодня беседовали, дышали, играли, рисовали, отдыхали, вы, узнали что то новое интересное и наша совместная интересная работа подошло к концу. О каком времени года мы с вами говорили? Что вам понравилось? Все хорошо занимались. Спасибо!