Проект "Берегите воду"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Вид проекта: исследовательско - экспериментальный
Продолжительность проекта: три месяца
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле - вода! Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Тема: «Берегите воду»
Вид проекта: исследовательско – экспериментальный
Продолжительность проекта: три месяца
Обоснование темы
Вода - бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель, обладающий большим поверхностным натяжением. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение ребёнка экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу. Развивает наблюдательность, творческие способности, воспитывает бережное отношение к воде. Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении ребёнка дошкольника; в центре внимания – учебные и игровые потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении. Проект я назвала « Берегите воду». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, я воспитываю аккуратного, но бессердечного человека. Почему была выбрана тема « Берегите воду»? Да просто потому, что это заинтересовало самого ребенка, почему же воду надо беречь. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. Вода нужна всему живому на Земле.
Проблема
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Гипотеза
Если каждый человек будет беречь воду, то мы будем меньше терять пресной воды
Краткое описание проекта
Проект будет реализовываться с декабря 2012 г. по апрель 2013г. в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня во время НОД будут проводиться 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры-экспериментирования. Организация опытно-экспериментальной деятельности будет проходить в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Объект исследования: пресная вода.
Предмет исследования: способы сбережения пресной воды.
Цель проекта: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды
Задачи:
1. Систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды
2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
4. Активизировать природоведческий словарь ребёнка.
5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта. Воспитывать бережное отношение к воде.
Образовательные области:
“Познание”: Уточнять и расширять знания детей о воде, о ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов. Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятий по предотвращению загрязнения. Выяснить, где мы теряем воду. Определить, как устранить потерю воды. Развивать логическое мышление, наблюдательность. Показать как человек в своей жизни использует воду. Создание развивающей среды в группе для самостоятельной деятельности детей.
“Коммуникация”: Пополнять и активизировать словарный запас детей об окружающем мире, его экологической системе. Формировать умение правильно строить предложения, анализировать, сравнивать. Совершенствовать диалогическую речь.
“Здоровье”: Формировать элементарные навыки личной гигиены. Обеспечивать оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности.
“Физическая культура: Использование динамических упражнений в виде «физминутки», комплекс закаливающих процедур с использованием воды .
“ Безопасность”: Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту.
“Социализация”: Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе экспериментальной и игровой деятельности. Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу.
“Чтение художественной литературы”: Формирование целостной картины мира, первичных ценностных представлений. Чтение и анализ произведений по теме.
“Художественное творчество”: Привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей. Знакомство с произведениями живописи, изображающими воду (моря, реки, водопады – Айвазовский, Левитан) .
Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители
Основные риски
- Возможно отсутствие у детей желания заниматься.
Для преодоления подобных трудностей необходимо вовлечь детей в совместную деятельность.
- Увеличенная нагрузка на детей. Интеграция.
- Непонимание родителями важности данной проблемы, пассивность.
Привлечь внимание родителей к этой проблеме путем вовлечения их в совместную деятельность, консультирования.
Предполагаемый результат
В ходе реализации проекта будет пополнена развивающая среда, составлены и апробированы конспекты мероприятий с детьми. В результате проектной деятельности дети приобретут новые знания о воде, ее свойствах, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятий по предотвращению загрязнения, научатся бережно относиться к воде и экономить ее. Родители осознают значимость данной проблемы в воспитании гармоничной личности.
Содержание работы над проектом
«БЕРЕГИТЕ ВОДУ»
1–й этап – подготовительный
№ п/п | Содержание деятельность | Сроки выполнения |
1 | Изучения уровня знаний по теме | 1 неделя февраля |
2 | Составление плана работы по реализации проекта «Берегите воду» | 2 неделя февраля |
3 | Создание творческой группы в помощи реализации проекта: воспитатель, родители, дети, сотрудники детского сада | 2 неделя февраля |
4 | Создание предметно – развивающей среды по теме проекта | февраль |
5 | Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала, материалов для экспериментальной деятельности, мультфильмов, игр | 2-3 недели февраля |
6 | Написание конспектов НОД по теме | февраль |
7 | Заучивание с детьми стихотворений о воде, чтение, экологических сказок, пальчиковая гимнастика, физминутки | 4 неделя февраля - апрель |
8 | Подготовка консультаций и сообщений для родителей | март |
9 | Создание презентаций по теме «Кому нужна вода», «Вода в жизни человека», «Как беречь воду» | февраль - апрель |
№ | Образовательные | Тематика НОД | Задачи мероприятия | Сроки | Ответственный |
п/п | области | выполнения | |||
1 | Познание 1.Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора. | НОД «Живая вода» | Формировать представления детей о круговороте воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега. Дать детям представление, что вода живая. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. | 4 неделя февраля | воспитатель |
НОД «Превращение капельки» | Опытным путем познакомить детей со свойствами и агрегатными состояниями воды. | 2 неделя марта | воспитатель | ||
НОД «Родники». | Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды, для всего живого на земле, что чистая вода - это бесценный дар природы, который нужно беречь и сохранять. | 4 неделя марта | воспитатель | ||
НОД «Можем ли мы беречь воду» | Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснить, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран. | 2 неделя апреля | воспитатель |
Просмотр презентаций: | февраль - | воспитатель | |||
«Как беречь воду» | апрель | ||||
«Кому нужна вода» | |||||
«Вода в жизни человека» | |||||
Просмотр мультфильмов: | |||||
«Мойдодыр», «Капитошка»,«Беги, | |||||
беги ручеек», «Грибной дождик», | |||||
«Крошка Енот» | |||||
Наблюдения за природными | Познакомить детей с агрегатными | февраль - | воспитатель | ||
явлениями, связанными с водой | состояниями воды. Развивать умение | апрель | |||
(снег, изморозь, иней, сосульки, | самостоятельно устанавливать | ||||
капель, ручейки ит. д) | причинно-следственные связи. Уточнить и расширить знания детей о | ||||
Опыты и эсперименты: - «Ходит капелька по кругу» - «Образование родников» - «Можно ли склеить бумагу водой» - «Очистка грязной воды» -«Подводная лодка из яйца» | воде;формировать интерес к экспериментальной работе; Закреплять знания детей о круговороте воды в природе Соленая вода тяжелее пресной, поэтому в море легче плавать | февраль -апрель | воспитатель | ||
2.Конструирование | НОД «Снеговик» | Закреплять умения работы с бумагой, сооружать из цилиндров снеговика | Февраль | воспитатель | |
3.Формирование | Измерение воды мерками | Учить детей сравнивать, самостоятельно формулировать | март | воспитатель | |
элементарных | выводы, аргументировать свои | ||||
математических | суждения, пользоваться | ||||
представлений | доказательствами | ||||
2 3 | Коммуникация Здоровье | Беседы на темы: - «Вода. Какая она?» - «Где живет вода» | Поощрять выдвижение детьми гипотез. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли. | февраль | Воспитатель |
4 | Безопасность | - «Кому нужна вода?» | Формировать навыки экологически | |||
- «Соленая и пресная вода» | правильного поведения в природе | март | воспитатель | |||
- «Вода в жизни человека» | частности во время отдыха на реке. | |||||
- «Что было бы, если бы с земли | Закрепить правила поведения у воды и | |||||
ушла вода?» | па виде | апрель | воспитатель | |||
- «Как мы бережем воду дома? | ||||||
5 | Чтение | Потешки, пословицы, загадки о воде | Уточнить и расширить знания детей о | |||
художественной | Чтение А. Троян «Сказки о воде» | воде, ее свойствах, роли в жизни | февраль — | |||
литературы | Чтение сказки Н. А. Рыжова «Как | человека и живых организмов, о | апрель | Воспитатель | ||
люди речку обидели», «История | формах и видах воды (родники, реки, | |||||
одного пруда», «Жила - была речка» | моря, океаны, осадки и т.д.). Дать | |||||
Чтение экологической сказки | представление об основных | |||||
«Королева - вода» | источниках загрязнения воды, его | |||||
Чтение стихов о воде, росе, дожде | последствия, мероприятие по | |||||
О. Троепольской «Град», Е.Серова | предотвращению загрязнений. | |||||
«Дождь», А.Барто «Облака», | ||||||
Я.Акимова «Пар», Г.- X. Андерсен | ||||||
«Русалочка», «Сказки и были о | ||||||
морях и океанах», «Живая вода» | ||||||
(сказки народов Сибири), Стихи АС. | ||||||
Пушкина «О море», С. Маршак | ||||||
«Водопрловод»И. Бунин «Родник», | ||||||
— | Ф. Тютчев «Весенние воды» | |||||
Заучивание стихотворения С | ||||||
.Погореловского «Берегите воду» | ||||||
СП | Художественное | Рисование «Портрет воды» | Отражать свои впечатления в рисунках | |||
апрель -март | воспитатель | |||||
творчество 1. Рисование | Рисование по произведению Б. | Продолжать прививать детям бережное отношение к воде | ||||
Заходера «Что случилось с рекой» | ||||||
Воспитывать умение работать в | ||||||
2. Лепка | «Дети играют со снегом» | группе, договариваться, учитывать | ||||
мнение партнера, а также отстаивать | февраль | специалист по ИЗО |
Физминутки: «Льется чистая | |||||
водица», «Лужи», «Облака», «Такой разный дождь», «Сосулька» Этюды: «Капелька», «Снежинки», | Развивать воображение, фантазию | февраль -апрель | воспитатель | ||
«Росинки» | |||||
10 | Работа с родителями | Консультация на тему «Почему воду нужно беречь» | Повысить «экологическое» сознание родителей и воспитание бережного отношения к водным ресурсам в условиях семьи | март | воспитатель |
Провести работу по «поискам» воды в своей квартире: где можно найти воду? Для чего она используется? Все ли члены семьи пользуются водой? Всегда ли вовремя закрывают краны? | Выяснить, где мы теряем воду дома. Определить, как устранить потери воды | март-апрель | родители дети | ||
Организация выставок детских работ | Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Способствовать применению полученных знаний в творческой | февраль -апрель | воспитатель | ||
деятельности |
3 этап - заключительный
№ п/п | Мероприятия | Срок выполнения | Ответственные |
1 | НОД»Можем ли мы беречь воду» | апрель | воспитатель |
2 | Презентация на тему «Как беречь воду» | апрель | воспитатель, |
родители | |||
3 | Дневник наблюдений «Свойства воды» | апрель | |
воспитатель | |||
4 | Альбом «Вода - источник жизни» | апрель | |
воспитатель, | |||
родители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"
Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...