Конспект НОД "Патриотическое воспитание"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Киреева Светлана Николаевна

Развивать познавательный интерес, выразительную, связную речь.

Воспитывать уважение к истории своего Отечества, к символике города, эмоционально-положительное отношение к красоте малой Родины, патриотизм.

Формирование целостной картины мира, коммуникация, познание, музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lebedyan.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить  с гербом города Лебедяни,  расширять знания детей о родном городе, продолжать знакомить их с историческим прошлым  родного города.

Задачи: Развивать познавательный интерес, выразительную, связную речь.

Воспитывать уважение к истории своего Отечества, к символике города, эмоционально-положительное отношение к красоте малой Родины, патриотизм.

Формирование целостной картины мира, коммуникация, познание, музыка.

Оборудование:  карта города, значки с изображением  ремесел,  изображение крепости, виды  города, исторические здания .

Словарная работа: острог, посад, герб, струги.

                              Ход занятия:

Заходит ведущий на рушнике хлеб соль.

Под музыку заходят девочки исполняют

ТАНЕЦ «РУШНИКИ»

Под музыку заходят остальные дети. Выстраиваются полукругом

Воспитатель: У нас сегодня много гостей давайте их поприветствуем.

Дети: Здравствуйте! Добро пожаловать в наш город Лебедянь!  

 

(презентация мультимедиа)

В ЛЕБЕДЯНИ

1.Красивы сады в Лебедяни,

И воздух в округе медов.

Плывут облака лебедями

Над кронами пышных садов.

2.Прекрасней садо только люди:

Обличье, сноровка и стать, -

Работают, учатся, любят...

С них надо б картину писать.

3.Не просто мечтают о хлебе -

Трудом их рождается хлеб.

Недаром, знать, пчёлы и лебедь

Старинный украсили герб.

4.В них древние русские корни,

Средь них и в морозы теплей.

Иных государств просторней

Простор лебедянских полей.

5.Здесь жители: пахарь и воин -

Готовы на бой и на труд.

Здесь Дон величав и спокоен,

Не зря его тихим зовут.

6.Церквей колокольные звоны,

Кузнечик, следы в лебеде...

Плывут над излучиной Дона

Стада облаков-лебедей.

Воспитатель:  У каждого человека есть своя маленькая Родина – место, где он родился и вырос, это может быть поселок, деревня, город.  У вас тоже есть своя Родина – это наш с вами родной город  - Лебедянь(дети отвечают хором).  Предлагает детям сесть.

Давайте расскажем сегодня нашим гостям о городе Лебедяни, чтобы они смогли его полюбить так, как любим его мы.

- Почему наш город назван Лебедянью?

Рассказ ребенка: Легенды гласят, что название города пошло от большого озера Лебединое, которое было расположено между деревней Васильевкой , Агрономом и селом  Старым  Ракитино.  Это озеро было богато рыбой и поэтому прилетали сюда утки  и лебеди. В небо поднимались целые косяки лебедей и летели за Дон и реку Городянку.  По имени этой белоснежной птицы и был назван город.

Мальчик:

 Город тихий, небольшой

 Здесь родился я

 В этой тишине такой

 Родина моя.

 А кругом меня поля

 Ты послушай, глянь,

  Здесь седые тополя –

  Это Лебедянь.

- На какой реке стоит наш город?   ( река называется Дон)  Как зовут людей, которые живут в Лебедяни? ( Мы Лебедянцы)

-Все города очень разные. У каждого из них есть свой отличительный знак – герб.

-Что такое – герб (это отличительный знак, символ каждого города). Посмотрите на герб нашего города. Скажите,  очертания  какого старинного вооружения напоминает герб? (очертания щита)

-Кто изображен на гербе?  ( лебедь)

-Герб похож на щит – Это напоминание о том, что наш город начинался с крепости – защиты от врагов, а изображение на гербе лебедя – символ мира, красоты, любви.

-Чем вам нравится наш город?   ( стоит на берегу реки, много зелени, красивых зданий)

- Давайте совершим путешествие в прошлое и  узнаем, как возник город.   Дети становятся в круг и берутся за руки, медленно поднимают руки вверх « раз, два, три, четыре, пять желаем в прошлое попасть! Резко опускают руки вниз.

На экране изображение старинной крепости.

Город Лебедянь возник. Как сторожевая крепость в царствование Ивана Грозного. Первый воевода Лебедянской крепости был Никита  Иванович Сомов.

Крепость состояла из малого острога с пятью рублеными дубовыми башнями,  имелась церковь во имя Николая Чудотворца, погреб с военными припасами и житницей с хлебом на случай осады. К малому острогу с западной и северной стороны примыкал большой острог. В нем располагались  дом воеводы и двадцать четыре посадских двора. От большого острога к Дону вел тайный подземный ход. С западной и северной сторон крепость защищал глубокий ров. За крепостью находился небольшой посад с дворами торговцев, мастеровых людей и несколько кузниц. К нему примыкали слободы служилых людей: Покровская, Пушкарская, Стрелецкая.

Помимо сражений на западной границе, лебедянцы   ходили в проходы против татар. Верхом объезжали окрестности, собирая вести, и отправляли гонцов в Москву. Еще одной стороной  службы  Лебедянцев,   была постройка судов на реке. Было изготовлено пятнадцать стругов. Нередко  экипажи стругов  составляли также лебедянцы.

Как и всякий русский город тех времен , Лебедянь не раз горела. После последних пожаров  крепость уже не восстанавливали, да и не было в ней нужды .  Вместо крепости был образован единый город. Поселения вокруг города назывались по основному занятию их жителей. У западных окраин поселились славные мастера, они ковали копья для воинов, подковывали лошадей, изготавливали металлические орудия труда.  Догадались, о ком я говорю? ( Это кузнецы)

Конечно это кузнецы.  Кузнечная слобода, а сейчас просто кузнецы. ( на карте Лебедяни ставим значок с изображением кузнеца). А у восточных окраин города по берегам  Дона  выгуливали своих быстрых коней . Кто?  (казаки) .  Теперь этот район города так и называется Казаки. (отмечаем на карте )

Еще наш город славился  Ярмарками.  Давайте и мы побываем на знаменитой  Лебедянской ярмарке.

            Дети исполняют песню  « Ярмарка»

Инсценировка «На ярмарке»

Продавцы:

  Мы ребята- озорные!

  Мы ребята удалые

  Всех на ярмарку зовем

  Мы игрушки продаем!

Продавцы:

 А ну, честной народ,

 Подходи смелей,

 Покупай товар, не робей!

 Ребята, не зевайте

 Кто что хочет, покупайте!

Продавцы:

Не ходите никуда, подходите все сюда!

Диво-дивное, чудо-чудное, а не товар!

Продавцы:

Гляди не моргай, рот не разевай,

Ворон не считай, товар покупай.

Все товары хороши, что угодно для души.

Все продавцы вместе:

Тары-бары-растабары, расторгуем все товары!

(презентация мультимедиа)

Важным событием в жизни города были конские ярмарки. Здесь, в Лебедяни было создано первое в России скаковое общество, которое положило начало развитию конного спорта.

(на экране изображение коней  «Магнит» , «Лебедь»  призовая медаль из чистого золота Лебедянского скакового общества.)

 Возвращаемся в настоящее. Раз,два,три, четыре, пять –вернуться надо нам назад.

  Дети повторяют те же действия, что и раньше.

Вот такое прошлое у нашего города ,его история.  Посмотрите, какие прекрасные памятники истории оставили нам наши предки – это те люди, которые жили до нас с вами.

Визитная карточка нашего города – Казенный мост.  (такое название, потому что строился за счет казны).  Ново-Казанский храм, Свято-Троицкий монастырь.  Купеческие дома :

Музей- усадьба писателя  Замятина Е.И.

Дети,  за что вы любите свой город?  (ответы детей)

Ребята, вы должны гордиться, что ваше детство проходит в удивительном городе – Лебедяни. Любите его, берегите его, приумножайте богатства, гордитесь славой своих предков, гордитесь и любите свою «малую Родину».

         

Песня про  город Лебедянь.

 Вам понравилось наше путешествие в старину?

Что еще вы хотели бы узнать  о своем городе? Каким город будет ?

Это  совсем другая история.

Давайте подарим гостям символ нашего города, который мы с вами изготовили из соленого теста

Дарят эмблемы, прощаются.

 

 

Источник информации:

1. Клоков А.Ю. Лебедянь. Легенды и реалии. // Записки Липецкого областного краеведческого общества. Выпуск IV. Москва-Липецк 2005

2.Гамаюнов А.И. О Лебедяни – сельце, городе и уездном центре // Социальная история российской провинции в контексте модернизации аграрного общества в XVIII-XIX вв. Материалы международной конференции. Тамбов, 2002, с. 244-256

3. Дворцовые разряды т.1 СПб, 1850 стр. 92-93

4. Черменский П.Н. «Город Лебедянь и его уезд в XVII веке» СПб 1913


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по воспитанию у детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном.

Это конспект открытого показа режимного момента, в рамках детского сада: раздевание перед сном, с детьми раннего возраста.Для этого я использовала инсценирование рассказа Л. Воронковой "Маша раст...

Конспект занятия "Воспитание нравственно-эстетических привычек старших дошкольников через театрализованную деятельность".

Тема: Воспитание нравственно-эстетических привычек старших дошкольников через театрализованную деятельность.Задачи:  1.Формирование у детей эстетического вкуса.2.Учить интонацией передавать...

Конспект занятия "Воспитание культурно-гигиенических навыков"

В данном конспекте отражено обучение детей среднего дошкольного возраста правильной сервировке стола...

Конспект занятия "Воспитание мальчика в семье казака"

Конспект занятия в средней группе о том, как воспитывали мальчика в казачьей семье. Есть интересные игры "Перетяжки", "Петушок"...

Конспект занятия воспитание патриотизма у дошкольников.

Патриотическое воспитание дошкольников является важной задачей, которую решают совместно педагоги и родители. В детском саду уделяется большое внимание этой теме на музыкальных занятиях и в семье. Пра...