Проект "Тигры"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
У детей дошкольного возраста формируется "Экологическое" чувство. Происходит систематезация знаний, стимулируется развитие познавательных и творческих способностей в процессе знакомства с представителями отряда кошачьих- хищники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tigr.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип проекта: Информационно – практикоориентированный
Продолжительность: в течение года.
Гипотеза: «Не подходите слишком близко,
Я тигренок, а не киска»
Цель: Формирование у детей «экологического чувства», чувства сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля – «общий дом», привитие детям экологической и моральной ответственности перед каждым живым существом.
Систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей в процессе знакомства с представителями отряда кошачьих – хищники.
Задачи: Расширить и углубить представления о животных – хищниках, как представителя живого в мире природы (об основных жизненных функциях – питание, движение, рост, развитие, размножение).
-Развить способности к поисковой деятельности.
Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач.
-Свободно пользоваться иллюстративно-печатным и дидактическим материалом при решении поставленных задач.
-совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
-Формировать осознанно-правильное отношение к представителям живого мира.
Актуальность
В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознание экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Работа с детьми предлагает сотрудничество: сотворчество педагога, ребёнка, родителей. Разработанный проект покажет свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы, поможет усвоить, что Амурский т(уссурийский) тигр – это одна из достопримечательностей Приморского края. Грациозная кошка, не смотря на свои размеры, считается безраздельным властелином тайги.
Коренные жители Приморья принимали мифическую фигуру тигра – «дусэ» за общество. Это поколение обуславливалось способностью тигра исчезать из поля зрения за считанные секунды, даже в заснеженном лесу, не смотря на свою яркую окраску.
Детям необходимо объяснить, что тигр он хоть и большой хищник, но он тоже нуждается в защите. Численность особей тигра постоянно падает, т.к. бесконтрольные вырубки леса на территории заповедников и браконьерство не идут тиграм на пользу. Нельзя не упомянуть также отстрел основной добычи тигра — изюбра. Несомненно, уссурийский тигр нуждается в защите от полного вымирания — если это произойдёт, то на восстановления, хотя бы минимальной численности потребуются годы. Также даст представление о тиграх, обитающих на земном шаре. При этом внимание малышей нужно акцентировать не на их преимуществе, а пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать животных.
Осознание ребёнком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и умнее других существ, поэтому должен заботиться о них.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Применение полученных знаний о тиграх в добрых делах и
поступках на благо родного края, города, страны.
2. Сформированность экологических чувств в процессе реализации
цели, повышение значимости экологического воспитания для
детей.
3. Сплочение детей и родителей, воспитание будущих граждан
своего города и страны.
Проблема: взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда, но сейчас в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учёт многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек — это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействия с нею.
Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознание, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Конструирование - важный вид деятельности дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных объектов. Оригами — это один из видов конструирования. Работая с листом бумаги, дошкольники овладевают навыками моделирования, развивают мелкую моторику пальцев, зрительно-двигательную координацию, синхронность движений обеих рук.
При обсуждении с детьми моей группы примерных проектов по темам и проведении предварительной работы мы использовали оригами при изготовлении макета «Тигр с тигрятами», пальчиковый театр, для формирования целостного образа объекта тигра, обогащения чувственного опыта детей, совершенствование навыков обследования объектов, развитие слухового восприятия и внимания, воспитание бережного отношения к природе, проявление чувства сострадания к животным, к исчезающим видам, занесённым в Красную книгу.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Проблема (для детей) - кто они, эти полосатые кошки?
Предварительная работа:
-чтение сказок О.И. Онисимова «Самое прекрасное на свете», Р.
Киплинг «Маугли», словотворчество (сочинение детьми загадок, сказок,
стихов о тигре)
-просмотр иллюстраций в энциклопедиях, наборов открыток, фото с
изображением представителей класса кошачьих — хищники.
-просмотр мультфильма «Маугли»
-слушание аудиозаписи из серии «Звуки живой природы»
-рисование, аппликация «Тигр»
-оригами «Тигр с тигрятами», пальчиковой театр
1 этап «Выбор темы»
-заинтересованность детей, уточнить, что знают о тиграх и хотят ли узнать об этих красивых кошках больше? Выбор темы изучения тигров родителями в соответствии с интересами и возможностями, совместное обсуждение с детьми.
-пополнить с помощью родителей книжный уголок энциклопедиями о животном мире, наборами открыток, фотографиями.
-совместное составления плана, маршрута, экскурсии в Краеведческий музей (воспитатель, родители, ребёнок)
Совместно с детьми обсудить примерные проекты по
теме:
-издание книг о тиграх;
-создание игры «Тропою тигра»;
-изготовление макета «Тигра с тигрятами» — оригами;
Воспитатель готовит презентации по теме: «Звуки тигра в природе,
тигр в мифологии», тигр — сувенир; тигр в геральдике Приморского края.
II этап «Сбор сведений». Информационный этап.
1. Сбор, систематизация и хранение информации по теме, изучение художественного материала по тематике проекта, адаптация его к условиям педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста.
2. Оформление альбома
1 страница: что нужно тиграм для жизни (среда обитания, кормовые ресурсы, размножение).
2 страница: портреты тигров. Здесь возможны варианты: портреты рисует каждый ребёнок или выполняется коллективная работа.
3. В ходе данного этапа с родителями воспитанников проводили беседы, консультации, анкетирование с целью изучения семейного опыта экологического воспитания детей.
Родители были задействованы:
• в сборе экспонатов и материалов для пополнения книжного уголка.
• совместных досугах, вечерах развлечений, конкурсах совместных рисунков, газет, выставках поделок.
• поездках в тигриный питомник с. Гайворон, экскурсиях в Краеведческий музей.
4. Составлен план совместной работы (приложение)
Воспитатель должен организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности (рисунки, поделки, рассказы, книжки, фотографии, аудиозаписи и т.д.)
Совместно с детьми определить возможные источники информации: научно-популярная и научно-художественная литература, просмотр видео фильма и т.д.
Источники информации:
Литература: В. Тройнин «Год тигра»; издательство «Уссури» 1992 год; журнал «Дошкольная педагогика» № 5 2006 год, № 3 2007 год; «Приамурские ведомости» журнал 2007 год; журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» № 9 2008 год; Интернет.
Анкета «Определение уровня знаний о экологическом
воспитании в семье»
Уважаемые родители!
Мы рады, что ваш ребёнок посещает наш детский сад. Просим вас
ответить на вопросы анкеты для более успешной работы воспитателей в
рамках экологического воспитания дошкольников.
1.Ф.И.О.ребёнка___________________________________________________________________________________________________________________________
2. Ведёте ли вы беседы с ребёнком на экологические темы? Какие темы вы обсуждаете?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Читаете ли вы с ними художественные произведения о природе? Какие?____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Смотрите ли передачи по ТВ на экологические темы? Какие?____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Посещаете ли вы семьёй Краеведческий музей?____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как вы считаете надо ли учить детей экологической культуре? Почему?__________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Ели у вас возможность принять участие в оформлении групповых
уголков экологической тематики и презентовать (или временно
предоставить) для экспозиции фотографии, макетов, поделок и другие предметы?_________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
В анкете приняло участие 25 человек.
По результатам анкетирования мною сделаны следующие выводы:
11 человек (44%) — читают детям книжки о природе, животных
20 человек (80%) — смотрят передачи на экологические темы («В
мире животных» - 60%, «Дискавери» - 40%, «ВВС» - 10%, «Моя
планета» — 30%), но с детьми эти программы обсуждают мало, либо
не обсуждают вообще.
7 человек (28%) — ходят с детьми в Краеведческий музей.
Однако все родители 25 человек (100%) считают, что с детьми необходимо вести беседы об экологии. Учить их экологической культуре и бережному отношению к природе. Родители считают, что этому учить надо не только дома, но и в детском саду.
Поэтому в своей работе по проекту «Тигры», я формирую у детей «экологические чувства», чувства сопричастности ко всему живому, прививаю детям экологическую и моральную ответственность перед каждым животным существом.
В мире насчитывается девять подвидов тигров. Это Малайский, Амурский,
Бенгальский, Суматранский, Южно-китайский и Индокитайский тигр.
Если эти шесть подвидов еще можно встретить и сегодня, то оставшееся три подвида, такие как Каспийский, Балийский тигр и тигр Яванский, были истреблены человеком,
либо вымерли сами по причине разрушения их среды обитания.
КАРТИНКИ………….
Гибриды
Впервые гибриды тигров стали появляться в XIX веке в зоопарках, для привлечения посетителей. Сейчас подобные гибриды всё ещё возникают в частных зоопарках Китая. Известны гибриды между львом и тигром (чаще амурским и бенгальским подвидом).
- лигр — помесь льва и тигрицы. В России лигрица содержится в Новосибирске, а с 2007 года, и в Липецком зоопарке.
-тигролев (тайгон) — помесь тигра и львицы.
Чтение художественной литературы:
- О.И. Онисимова «Самое прекрасное на свете» - сказка.
- Р. Киплинг «Маугли».
- Сказка Алана Мила «Вини — Пух и всё-всё-всё».
-Отрывки из сказки А.М. Волкова «Волшебник изумрудного города».
-Чтение стихов Виталия Захарова «На охоте», «Добрая привычка».
-Рассказы буруждучка «Амурский тигр» С.П. Кучеренко.
-Альбом для любознательных «Животные русского леса» И.Б.
Шустова
-Календарь «Родной природы» 2006год.
III этап «Выбор проектов»
Задача воспитателя — помочь детям выбрать, какой проект они будут
осуществлять. Мы обсуждали вместе с детьми вопрос о том, «Что мы можем
сделать с тем, что узнали о тиграх?»
- Игра «Тропою тигра».
- макет «Тигрица с тигрятами».
- Сочинение сказки, стихов.
- Издание книги.
- Презентации.
-Оригами.
СХЕМА С ИГРАМИ