проект "Незнакомка Осень. Как звери к зиме готовятся"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

      Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Этот проект мы начали по выбору детей. Были  предложены природные  объекты : деревья, животные, птицы. Они выбрали животных. Детям было интересно узнать, а готовятся ли животные к зиме.

     Я представляю  проект «Незнакомка Осень. Как звери к зиме готовятся».

 Нами была выдвинута проблема - почему дикие животные готовятся к зиме?

 Проект краткосрочный, исследовательско- творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

    Цель данного проекта:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных.

Перед нами ставились следующие задачи:

Расширять  представления детей о подготовке диких животных к зиме;

Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное   в рисунках, поделках;

Воспитывать у детей любовь и  бережное отношение к природе

    Проект состоял из трёх этапов:

1 этап подготовительный включал в себя: изучение методической литературы,организация предметно-развивающей среды,подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, костюмов, музыкальных произведений , музыкальных игр,   интернет-ресурсов по теме проекта.

2этап исследовательско-творческий осуществлялся через разнообразные виды деятельности: познавательно- исследовательская, двигательная, музыкальная, изобразительная, элементарная трудовая  деятельность, восприятие художественной литературы, а также взаимодействие с семьёй.

    Познавательно-исследовательская деятельность включала в себя: дидактические игры «Кто где живёт?», «Прятки», «Угадай по описанию», «Кто лишний?, «Помоги белочки сделать на зиму запасы» и др.

Цель данных игр: закрепить знания о местах обитания, о способах приспособления к зимнему периоду.

Беседы «Кто живет в осеннем лесу», «Как дикие животные готовятся  к зиме». Цель этих бесед: расширять представления о жизни диких животных в лесу, об их приспособлении к зиме.

    С детьми провели опыты на тему «Почему звери меняют цвет своей шубки?»

Опыт 1. Почему заяц зимой белый?

«Летом – серый, зимой – белый»,  — эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет? Ответ на этот вопрос  ребенок может найти сам. Предложили ему рассмотреть силуэт зайчика на белом и зелёном фоне бумаги. Спросили  у ребёнка, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).

Опыт 2.

« Почему белка меняет шубку зимой»?

Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два силуэта белки: серебристого и оранжевого цвета. Они демонстрируются ребенку на серебристом  и оранжевом фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка меняет шубку? Ребёнок  сам догадается на основе этого опыта.

    Следующий опыт: Какая шубка теплее?

В холодную погоду взяли  на прогулку с ребенком две пары рукавиц – одну легкую пару, осеннюю, а другую – зимнюю, пушистую, толстую. Пусть  сначала наденет легкие рукавички, а потом теплые. В каких теплее? Объяснили, что животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, что звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!

    Ходили на  экскурсию в лес. Обратили  внимание на красоту осеннего леса,  особенности внешнего вида растений, деревьев, повторили правила поведения в лесу. Детям интересно было заниматься трудом в природе. Они собирали веточки, шишки, листочки для будущей поделки.

   В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей расширился запас знаний о приспособленности зверей к зимним условиям.

    Следующая деятельность двигательная. Дети играли в разные подвижные игры «У медведя во бору», «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц», «Медведь и пчёлы», «Волк во рву». В этих играх развивались физические качества и обогащение двигательного опыта, формировалась потребность в двигательной активности.

    Музыкальная деятельность

Прослушивали с детьми  музыкальные произведения «Медведь», «Лисичка поранила лапу», разучивали  песенки «Лиса по лесу ходила», «Ехали медведи на велосипеде», «Зайчик», играли в музыкальные игры «Зайка», «Плетень», «С барабаном ходит ёжик», «Звери и звероловы». Данный вид деятельности был направлен на развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку.

    Изобразительная деятельность. Дети красками по замыслу  рисовали  животных леса. Цель данного занятия: закрепить умение отражать в рисунках диких животных.

    Коллективная аппликация

« Кто живёт в осеннем лесу». Цель: формировать умение отражать в работе животных, используя имеющиеся технические навыки в аппликации. Дети обводили шаблоны и вырезали  диких животных, нарезали мелко цветные шерстяные нитки и покрывали основу «шерсткой». Готовых зверей поселили в осеннем лесу. В процессе работы дети учились договариваться и взаимодействовать друг с другом.

    Пластилинография. «Дикие животные». Продолжали детей знакомить с внешним видом животных осенью. Ребята обводили шаблоны зверей на цветных листах бумаги, подбирали цвет пластилина и заполняли форму.

    В процессе изобразительной деятельности научились рисовать, лепить, наклеивать, у детей закрепились знания о внешнем виде диких животных.

    Конструирование из природного материала «Ёжик». В гости к детям приходит Лесовичок, обращается с просьбой к детям  сделать друга для лесного ёжика.  Дети с удовольствием выполняют просьбу. На готовую заготовку прилепляют сосновые шишки. Получился весёлый ёжик. Теперь их на лесной полянке двое. При выполнении работы развивались не только конструктивные способности, но и чувство сопереживания, желание помочь другому.

    Восприятие художественной литературы

Рассматривали с детьми иллюстрации по рассказам Пришвина, Чарушина, читали художественные произведения В.Бианки  «Готовятся к зиме», А.Блока «Зайчик», М.Пришвина «Ёж», К.Д.Ушинского «Жалобы зайки». Дети самостоятельно сочиняли  и загадывали загадки о диких животных

Через художественную литературу и рассматривание иллюстраций  дети получили новые знания о жизни животных в природе.

    Активное участие в проекте принимали родители.

Рисовали вместе с детьми  иллюстрации к альбому загадок, оформляли   титульный лист альбома, помогли  изготовить атрибуты к подвижным  играм, разучивали стихотворения с детьми, участвующих в постановке сказки «Как звери к зиме готовятся» и сами принимали  в ней участие.

    В заключительный этап проекта  вошли: альбом «Загадки и отгадки».

Сюжетная композиция «Осенью в лесу». Она выполнена  из природного материала, собранного детьми на экскурсии. Ребята с помощью воспитателя изготовили разных диких животных, оформили лесную полянку мхом, деревьями, ягодами, листочками, сделали берлогу для медведя.

    Дети показали родителям  сказку «Как звери к зиме готовятся»

Каждый персонаж сказки  рассказывал о себе, о своих осенних делах, о том, как он к зиме подготовился.

Играя в диалог животных, ребенок закрепляет полученные знания о мире природы в интересной и увлекательной форме. И что еще важно – ребёнок учиться применять полученные знания в жизни!

    Активное участие в постановке сказки принимали родители.

     В ходе работы  дети постоянно задавали вопросы.  К детским вопросам, мы - взрослые, относились внимательно, отвечали на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавали встречные вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало  ребенка к самостоятельным размышлениям.

     Участие детей в проекте позволило обогатить знания о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме. Реализация данного проекта вызвало более тесное сплочение между его участниками.

       Я считаю, что проблема данного проекта решена. Цель и задачи достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

    Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Этот проект мы начали по выбору детей. Были  предложены природные  объекты : деревья, животные, птицы. Они выбрали животных. Детям было интересно узнать, а готовятся ли животные к зиме.

     Я представляю  проект «Незнакомка Осень. Как звери к зиме готовятся».

 Нами была выдвинута проблема - почему дикие животные готовятся к зиме?

 Проект краткосрочный, исследовательско- творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

    Цель данного проекта:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных.

Перед нами ставились следующие задачи:

Расширять  представления детей о подготовке диких животных к зиме;

Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное   в рисунках, поделках;

Воспитывать у детей любовь и  бережное отношение к природе

    Проект состоял из трёх этапов:

1 этап подготовительный включал в себя:

Изучение методической литературы

Организация предметно-развивающей среды

Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, костюмов, музыкальных произведений , музыкальных игр,   интернет-ресурсов по теме проекта

2этап исследовательско-творческий осуществлялся

(через разнообразные виды деятельности): познавательно- исследовательская, двигательная, музыкальная, изобразительная, элементарная трудовая  деятельность, восприятие художественной литературы, а также взаимодействие с семьёй.

    Познавательно-исследовательская деятельность включала в себя: дидактические игры «Кто где живёт?», «Прятки», «Угадай по описанию», «Кто лишний?, «Помоги белочки сделать на зиму запасы» и др.

Цель данных игр: закрепить знания о местах обитания, о способах приспособления к зимнему периоду.

Беседы «Кто живет в осеннем лесу», «Как дикие животные готовятся  к зиме». Цель этих бесед: расширять представления о жизни диких животных в лесу, об их приспособлении к зиме.

    С детьми провели опыты на тему «Почему звери меняют цвет своей шубки?»

Опыт 1. Почему заяц зимой белый?

«Летом – серый, зимой – белый»,  — эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет? Ответ на этот вопрос  ребенок может найти сам. Предложили ему рассмотреть силуэт зайчика на белом и зелёном фоне бумаги. Спросили  у ребёнка, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).

Опыт 2.

« Почему белка меняет шубку зимой»?

Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два силуэта белки: серебристого и оранжевого цвета. Они демонстрируются ребенку на серебристом  и оранжевом фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка меняет шубку? Ребёнок  сам догадается на основе этого опыта.

    Следующий опыт: Какая шубка теплее?

В холодную погоду взяли  на прогулку с ребенком две пары рукавиц – одну легкую пару, осеннюю, а другую – зимнюю, пушистую, толстую. Пусть  сначала наденет легкие рукавички, а потом теплые. В каких теплее? Объяснили, что животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, что звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!

    Ходили на  экскурсию в лес. Обратили  внимание на красоту осеннего леса,  особенности внешнего вида растений, деревьев, повторили правила поведения в лесу. Детям интересно было заниматься трудом в природе. Они собирали веточки, шишки, листочки для будущей поделки.

   В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей расширился запас знаний о приспособленности зверей к зимним условиям.

    Следующая деятельность двигательная. Дети играли в разные подвижные игры «У медведя во бору», «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц», «Медведь и пчёлы», «Волк во рву». В этих играх развивались физические качества и обогащение двигательного опыта, формировалась потребность в двигательной активности.

    Музыкальная деятельность

Прослушивали с детьми  музыкальные произведения «Медведь», «Лисичка поранила лапу», разучивали  песенки «Лиса по лесу ходила», «Ехали медведи на велосипеде», «Зайчик», играли в музыкальные игры «Зайка», «Плетень», «С барабаном ходит ёжик», «Звери и звероловы». Данный вид деятельности

был направлен на развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку.

    Изобразительная деятельность. Дети красками по замыслу  рисовали  животных леса. Цель данного занятия: закрепить умение отражать в рисунках диких животных.

    Коллективная аппликация

« Кто живёт в осеннем лесу». Цель: формировать умение отражать в работе животных, используя имеющиеся технические навыки в аппликации. Дети обводили шаблоны и вырезали  диких животных, нарезали мелко цветные шерстяные нитки и покрывали основу «шерсткой». Готовых зверей поселили в осеннем лесу. В процессе работы дети учились договариваться и взаимодействовать друг с другом.

    Пластилинография. «Дикие животные». Продолжали детей знакомить с внешним видом животных осенью. Ребята обводили шаблоны зверей на цветных листах бумаги, подбирали цвет пластилина и заполняли форму.

В процессе изобразительной деятельности научились рисовать, лепить, наклеивать, у детей закрепились знания о внешнем виде диких животных.

    Конструирование из природного материала «Ёжик». В гости к детям приходит Лесовичок, обращается с просьбой к детям  сделать друга для лесного ёжика.  Дети с удовольствием выполняют просьбу. На готовую заготовку прилепляют сосновые шишки. Получился весёлый ёжик. Теперь их на лесной полянке двое. При выполнении работы развивались не только конструктивные способности, но и чувство сопереживания, желание помочь другому.

    Восприятие художественной литературы

Рассматривали с детьми иллюстрации по рассказам Пришвина, Чарушина, читали художественные произведения В.Бианки  «Готовятся к зиме», А.Блока «Зайчик», М.Пришвина «Ёж», К.Д.Ушинского «Жалобы зайки». Дети самостоятельно сочиняли  и загадывали загадки о диких животных

Через художественную литературу и рассматривание иллюстраций  дети получили новые знания о жизни животных в природе.

    Активное участие в проекте принимали родители.

Рисовали вместе с детьми  иллюстрации к альбому загадок, оформляли   титульный лист альбома, помогли  изготовить атрибуты к подвижным  играм, разучивали стихотворения с детьми, участвующих в постановке сказки «Как звери к зиме готовятся» и сами принимали  в ней участие.

    В заключительный этап проекта  вошли: альбом «Загадки и отгадки».

Сюжетная композиция «Осенью в лесу». Она выполнена  из природного материала, собранного детьми на экскурсии. Ребята с помощью воспитателя изготовили разных диких животных, оформили лесную полянку мхом, деревьями, ягодами, листочками, сделали берлогу для медведя.

    Дети показали родителям  сказку «Как звери к зиме готовятся»

Каждый персонаж сказки  рассказывал о себе, о своих осенних делах, о том, как он к зиме подготовился.

Играя в диалог животных, ребенок закрепляет полученные знания о мире природы в интересной и увлекательной форме. И что еще важно – ребёнок учиться применять полученные знания в жизни!

    Активное участие в постановке сказки принимали родители.

     В ходе работы  дети постоянно задавали вопросы.  К детским вопросам, мы - взрослые, относились внимательно, отвечали на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавали встречные вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало  ребенка к самостоятельным размышлениям.

     Участие детей в проекте позволило обогатить знания о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме. Реализация данного проекта вызвало более тесное сплочение между его участниками.

Я считаю, что проблема данного проекта решена. Цель и задачи достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный осенний досуг для детей среднего дошкольного возраста «Как звери к зиме готовились»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22Колпинского района Санкт-Петербурга    Физкультурный осенний досуг для детей среднего дош...

Проект«Незнакомка Осень. Как звери к зиме готовятся» (старшая группа)

Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый з...

«Незнакомка осень. Как звери к зиме готовятся»

Проект по познавательному развитию в подготовительной группе...

Проект Незнакомка Осень. Как звери к зиме готовятся

Проект  Незнакомка Осень. Как звери к зиме готовятся...

Проект Незнакомка Осень. Как звери к зиме готовятся

Проект  Незнакомка Осень. Как звери к зиме готовятся...

Сценарий осеннего праздника для детей 3-4 лет "Как звери к зиме готовились"

Сценарий осеннего праздника для детей 2-3 лет в форме интерактивного кукольного спектакля....

Осенний праздник «Как лесные звери к зиме готовились!»

закреплять знания детей об образе жизни лесных зверей, о природных явлениях и признаках поздней осени; активизировать речь, развивать память, мышление, игровые навыки;воспитывать любознательность...