Из опыта работы по природоведческой детской деятельности на участке. Старший дошкольный возраст.
консультация по окружающему миру (старшая группа) по теме

"Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по природоведческой детской деятельности на участке – старший дошкольный возраст.

           Нам часто кажется, что решение экологических проблем от нас не зависит. На самом деле любой человек оказывает воздействие на среду своего обитания,  и многие  ее проблемы связаны с его неграмотным поведением. Поэтому, чем раньше это поймет человек, тем ощутимее будут положительные результаты его жизнедеятельности. Недаром кандидат педагогических наук С.Н.Николаева утверждает: «Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты мира, понимание самооценки здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.» Поэтому с наступлением первых теплых летних дней (июнь) мы решили с детьми средней группы исследовать свой участок с позиции экологов. Оказалось, что это не только интересно, но полезно; как для нас, так и для природы.

            Предлагаем вам познакомиться с некоторыми результатами нашей работы и попробовать оценить с таких же позиций  свое поведение: всегда ли мы учитываем законы природы. Нельзя забывать,  что наше поведение является примером для детей, которые много времени проводят в детском саду. Некоторые исследования вы можете выполнить сами (дети являются наблюдателями), некоторые вместе с детьми (ведь по своей природе они – естествоиспытатели). А результаты обсудить всей группой и подумать, как улучшить свои отклонения от природы.

            Чтобы лучше представить особенности своего участка, мы составили его план. При входе на участок у нас располагается цветник. Еще недавно на этом месте росла только трава, которая особо не привлекала внимания детей. Тогда и было решено  преобразить этот пятачок земли в цветущий луг, чтобы показать, что в природе нет ненужных видов – каждый из них играет свою роль. Вместе с детьми  мы посадили в цветнике не только садовые растения (пион, тюльпаны,  маргаритки,  люпин, кореопсис, бархатцы), но и дикие растения, используемые в народной медицине (подорожник, мелисса, одуванчик, клевер и др.). Они привлекают насекомых-опылителей, что полезно для всей территории детского сада. Дети с удовольствием наблюдали и ухаживали за растениями. Таким образом, мы стараемся разнообразить растительный мир нашего участка, потому что считаем, что участок должен быть прекрасным местом отдыха детей, где можно полюбоваться разнообразием природы.

               Все ли воспитатели, не говоря уже о детях, могут ответить на вопрос: сколько видов живых существ обитает на территории их участка? Мы теперь можем, хотя, конечно, приблизительно. Но все же мы выяснили, что рядом с нами обитают хищные насекомые, пауки, растительноядные, насекомоядные, птицы, дождевые черви, рептилии (уж), земноводные (лягушка). Важную роль в поддержании природного равновесия играют птицы. К сожалению, городской шум не позволяет им гнездиться на нашей территории. Но чтобы привлечь их внимание, мы решили осенью посадить молодые деревца березы, липы, осины, и конечно, в холодное время года привлекать птиц лакомствами на кормушке.

Проект «Наше дерево».

                           Ребенку легко воспринять животных и растения на равных. Еще сильны впечатления от сказок, где они разговаривают, радуются, страдают, т.е. ведут себя как люди. Очень важно не пропустить этот период в жизни ребенка и использовать его в целях экологического образования, воспитание в детях  эмоционального отношения к природе, сочувствия к ней. Для этого проводилась операция «Дерево». Она включает в себя 3 этапа: подготовительный, исследовательский и  обобщение результатов с разработкой рекомендаций на основе собственных наблюдений. Для реализации был использован интегрированный подход: дети много рисовали, сочиняли сказки, участвовали в играх, слушали музыку.

                          С чего же мы начали? Как и всю работу в целом: прежде  всего постарались заинтересовать детей предстоящей работой. Мы понимали, что она должна выполняться не по принуждению, а по собственному желанию. Мы сказали детям, что люди обычно очень заняты своими делами и мало внимания обращают на деревья. Деревьям грустно, им не хватает нашего тепла. А наша рябинка совсем загрустила в одиночестве. Давайте посадим рядом с ней подружек, будем с ними дружить, узнаем, как они живут, в чем нуждаются. Если каждый человек найдет себе друга среди деревьев, то все деревья и все люди на Земле станут друзьями.

                         Ребятам для посадки была предоставлена возможность выбрать то деревце, которое им чем-то понравилось. Поскольку ребенок обращается с деревом на равных, мы предложили детям вспомнить, как называется это растение и придумать ему имя.

                          После первой встречи с деревом, когда дети придумали каждому свое имя, произошло более тесное знакомство с растением. Каждый ребенок подошел к своему дереву, погладил кору и сказал: «Здравствуй, меня зовут…» Затем мы сравнили дерево с человеком: кора- это кожа дерева. Рассмотрели ее: шершавая, гладкая, теплая, холодная, твердая, мягкая и т.п. Раз  кора – это кожа, значит ему тоже бывает больно, когда на стволе «пишут» ножом или стучат по нему палкой. У дерева тоже появляются ранки – трещинки, как у нас, когда мы , например порежем палец. Если дерево старое, то на нем много трещин-морщин.

                            У дерева есть корни. Обычно дети не воспринимают корни, как часть растения, ведь они видят только ствол и крону. Иногда дети бегают по обнажившимся корням дерева, бьют по ним палкой, сдирают верхний слой, удивляются, когда узнают, что из-за гибели корней может умереть все дерево. Корни – это «ноги» дерева. Они держат его в земле, по ним растение получает пищу.

                            И так мы разделили детей на группы по столько человек, сколько было посажено деревьев. Каждое дерево стало объектом наблюдений и заботы ребят в течение года. Детям было объяснено, что посаженные ими деревья тоже будут заботиться о здоровье детей. Рассказали детям о целебных свойствах некоторых деревьев (березовые листья используют в виде настоек от ангины и ревматизма, цветы и листья липы – в виде отваров при заболеваниях верхних дыхательных путей и при кашле) и т.п. Известно что деревья поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород, помогая людям дышать, листья деревьев собирают пыль, также очищая воздух.

                           Все наблюдения заносились в специальный альбом. На первой странице нарисовали с детьми все, что нужно дереву для жизни: дождик, снежинки, солнышко и т.д. На следующей странице дети нарисовали портрет своего дерева. В разные периоды года дети рисовали свое дерево то с первыми листочками (весной), с семенами и плодами (летом) и т.д.

                             Чтобы дети правильно рисовали дерево, они вместе с воспитателями следили за изменениями в его жизни и обсуждали их на прогулке. С этой же целью проводилась игра: кто первым заметит, что дерево стало другим? Кто найдет как можно больше изменений?

                             Мы постоянно обсуждали с детьми, какое настроение у дерева: грустное, веселое, сердитое, радостное и т.п. Когда меняется настроение? От чего зависит? Если в жаркую погоду дети польют дерево, изменится ли его настроение? Что оно «скажет» ребятам? Если дети забывают о своем дереве-питомце, напоминали им, что дереву очень грустно, оно уже привыкло к ребятам и очень надеется, что они помнят о нем.

                              Мы записывали высказывания детей о настроении дерева и сравнивали их. Дети поливали деревья, рыхлили землю, укрывали корни на зиму опавшими листьями и травой.

                              Хорошо известно подозрительное отношение человека к лягушкам и ужам. На самом деле и они наши друзья, но пока нам не удалось основательно прижить их на участке.

                              Чтобы земля не стала бесплодной, остатки растений нужно возвращать в почву. Но  кто превращает сухие листья, старые коряги в плодородную землю? Таким нужным, но невидимым нашему глазу делом занимаются организмы-разрушители; это и грибы, и улитки, и бактерии, и дождевые черви. Чтобы их привлечь на наш участок мы решили сделать компостную яму, куда складываем опавшие листья, сорняки после прополки, органический мусор с участка. Дети поймут значение всех живых организмов в природе, если составить и объяснить им пищевую цепочку.

                               Все лето мы используем большое количество воды для полива участка. У нас, к сожалению, нет возможности наглядно показать, круговорот воды в природе. Но схематично нам удалось познакомить детей с этим интересным процессом.

                               Проанализировав экосистему своего участка, мы составили рекомендательные знаки:

красные   -  запрещающие,

зеленые  -   предупреждающие,

синие     -    разрешающие.

                                   Если дети в своей жизни будут следовать этим знакам – рекомендациям, их среда обитания будет более безопасной: вода, которую они пьют, река, в которой купаются, овощи, фрукты, которые едят не будут представлять угрозу здоровью.

                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Серьезные изменения социально-экономического, идеологического характера в нашей стране, происходящие в последнее десятилетие побуждают и отечественных ученых  по-новому взглянуть на проблему агре...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Представляю вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в художественно – речевой деятельности через словесное творчество в рамках реализации литературного клуба «Книголюб».

В ФГОС (п.1.4.) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности и инициативы являет...

Доклад по опыту работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности"

Актуальность:В наше время вопрос о развитии конструктивной деятельности безусловно важен. Дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.Специалисты пришли к мнен...