Воспитание экологической культуры
материал по окружающему миру на тему
Представление опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД№7
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Воспитание экологической культуры – формирование правильных способов
взаимодействия с природой
Должность: воспитатель
Егорова Татьяна Владимировна
Введение
Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям.
Мы радуемся зелёной траве, снежному полю, поющим птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Чтобы воспитывать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой. Моя мечта – растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.
Формирование такого осознанно – правильного отношения к природе – длительный процесс. Как можно раньше и до конца жизни. Именно так я бы определила возрастные границы экологического воспитания.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не будет отрицать, что экологическое воспитание и образование является одной из актуальнейших проблем современности.
Усугубление экологической ситуации в стране обостряет необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене непрерывного образования.
С 90-х годов прошлого столетия идёт интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования. Особенно бурно оно развивается на начальном звене - дошкольном воспитании. Именно в тот период появилась новая ветвь дошкольной педагогики – экологическое воспитание, занявшее место традиционной методики ознакомления детей с природой.
Начало становления экологической культуры падает на 7 – 8 лет жизни ребёнка.
В период дошкольного детства закладываются основы правильного
отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём.
Глава 1
Значение экологического воспитания
в формировании личности ребенка
Работу, направленную на формирование у детей начал экологической культуры, я начала в 1995 году и веду её по сегодняшний день. Тогда, в середине девяностых, я обратила внимание на ряд проблем, связанных со следующими обстоятельствами.
- Всё большее отчуждение детей от мира природы.
- Снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых.
- Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.
В настоящее время экологическое воспитание представлено во всех ныне действующих комплексных («Типовая», «Радуга», «Детство», «Истоки», «Развитие» и др.) и специальных программах («Наш дом – природа», «Юный эколог», «Паутинка» и др.) . А на начальном этапе моей работы не было практически никакого материала – ни по теории, ни по практике. Собирая по крупицам сведения из журналов, редких методических пособий, методом проб и ошибок, я пыталась составить для себя программу по формированию начал экологической культуры у детей моей группы.
Одной из первых в 90-х годах появилась программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников.
Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребёнку и всестороннее его развитие.
Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу – прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах: как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности растений любых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ,
проживающих в однородной среде.
Экологические знания здесь - лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально – чувственной основе, проявляемой ребёнком в разных видах деятельности.
Программа «Юный эколог» вместе с её методическим и технологическим обеспечением – это программно-методическая система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном: у ребёнка развивается мышление (он понимает и осознаёт закономерный характер явлений природы); сочувствие и доброе отношение к живому на основе понимания, готовность сделать всё для сохранения жизни; экологическое восприятие красоты природы – красоты здорового организма, живущего в благоприятных условиях, красоты природы, отражённой в произведениях искусства; понимание значения факторов окружающей среды, природы для здоровья людей.
Именно эта программа и была выбрана мною для воспитания у детей экологической культуры, так как она направлена на их всестороннее развитие.
1.1 Цели и задачи экологического воспитания дошкольников и их реализация в педагогическом процессе.
Приступая к работе по приоритетному направлению – экологическому образованию дошкольников, я ставила перед собой главную цель – формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Для её достижения определила следующие задачи.
- Создание условий для формирования элементарных экологических представлений:
- знакомство с развитием жизни на Земле (рассказывать о
происхождении, многообразии форм жизни);
- предоставление возможности осваивать учебный материал в
доступной форме;
- формирование эмоционально – положительного отношения к природе.
- Знакомство с особенностями строения человека:
- рассказ в доступной форме (привлекая иллюстративный материал) об основных системах человека;
- формирование элементарных представлений о работе собственного организма;
- приобщать к ценностям здорового образа жизни.
- Обеспечение условий для развития экологического сознания:
- знакомство с представителями живой и неживой природы;
- рассказ о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
- способствование формированию осознанно – правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как к части природы;
- знакомство с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
- способствование развитию бережного отношения к окружающей природе;
- создание условий для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.
- Повышение экологического сознания у родителей.
Надо отметить и то, что я, как воспитатель, являюсь для детей примером для подражания, образцом поведения. Поэтому для успешного осуществления экологизации учебно – воспитательного процесса мне необходимо владеть передовым опытом экологического воспитания, заниматься постоянным самообразованием и повышением экологической
культуры.
Реализацию поставленных задач я начала с построения предметно –
развивающей среды, связанной с экологизацией как воспитательно – образовательного процесса, так и всех режимных моментов (рис. 1)
Экологическое образование:
- игровая деятельность;
- физкультурно-оздоровительная деятельность;
- художественная деятельность;
- музыкальная деятельность;
- экспериментальная деятельность.
Общение ребёнка с объектами природы придаёт яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нём, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе.
Педагогическая работа проводится мной в трёх блоках:
- специально организованная деятельность
- совместная деятельность
- свободная самостоятельная деятельность.
Такое построение плана обеспечивает системный подход к экологическому образованию детей, формирует осознанное отношение к природе.
Блок организованного обучения в процессе занятий экологического содержания: комплексные, игровые, беседы, экскурсии, экспериментальные, рассказы воспитателя. Поскольку в старшем дошкольном возрасте основная функция занятий – это обобщение знаний, полученных детьми в совместной деятельности, то преобладают занятия в виде бесед и игровые занятия.
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, бесед, экологических игр разного вида, чтения художественной литературы экологического содержания, включения фольклора и труда в природе в повседневную жизнь детей можно говорить о формировании экологической культуры у детей.
Блок свободной самостоятельной деятельности детей. Планирование работы в этом блоке предполагает в первую очередь создание условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно – развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Очень важно, чтобы те игры, пособия, модели, книги и т.д., которые использовались мной на занятии и в совместной деятельности с детьми, были доступны детям и находились в их свободном пользовании.
Разделы программы по экологическому воспитанию детей выглядят так:
- мир животных;
- мир растений;
- неживой природы;
- времена года;
- человек;
- отношение к миру природы.
- Взаимосвязь экологического воспитания и всестороннего развития дошкольников
Занятия по экологии вводятся в типовую «Программу воспитания и образования детей» (и в некоторые другие программы) в старшей группе. Но мой опыт показывает, что уже в младшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если эти знания преподнести в доступной, увлекательной форме и если учитывать интерес
ребёнка к природным явлениям.
На каждом возрастном этапе от младшего возраста до 6 – 7 лет, регулируя объём непосредственных контактов детей с объектами природы, я могу решать любые задачи, обнаруживая их принятие и усвоение по детским проявлениям – в отношении к окружающей природе.
У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес, использовать его в целях экологического образования. Конечно, он проявляется и в начальной школе, но затем практически пропадает, что связано, в первую очередь, с методикой обучения, которая не всегда способствует его поддержанию.
Бытует мнение, что в экологическом образовании знания не имеют такого большого значения, как, скажем, знания по математике, русскому языку и т.п., а основной акцент необходимо делать на воспитании бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Я точно знаю, что этого не достаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и
знаний о ней даёт гораздо больший эффект.
Знания для меня не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определённое отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию.
Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе, о своём теле, о здоровье.
Итак, экологическое воспитание дошкольников я провожу с учётом их
возрастных и индивидуальных особенностей по двум направлениям:
формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам.
Глава 2
Воспитание экологической культуры у дошкольников в различных видах деятельности
2.1 Особенность использования игровой методики в экологическом воспитании и образовании дошкольников
Экологическое воспитание мною осуществляется в процессе интеграции занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно – ролевых игр, чтения литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей.
Использование игровой методики позволяет мне добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на протяжении всего занятия.
Особенность игровых занятий заключается в том, что они построены на совместном творчестве педагога и ребёнка. Они нетрадиционны, стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.
Экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребёнка. В своей работе я использую разные виды игр, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая деятельность. Это прежде всего привлечение игрушек – аналогов, различные игровые ситуации. Например, в младшей группе игрушечный заяц рассказывает малышам, как звери готовятся к зиме. В старшей - раздаю детям игрушки разных диких животных (лисы, волка, медведя и т.д.), от лица которых они рассказывают, как те готовятся к зиме. В подготовительной группе на занятии, цель которого – закрепление представлений детей о том, что лес – это сообщество разных растений и животных, о приспособленности жизни зверей в лесу, создаю игровую ситуацию, в ходе которой игрушки решают уйти в лес и просят детей
рассказать про лес и условия жизни в нём.
Традиционным для детей моей группы является сюжет игры в путешествие. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. («В стране весёлого язычка», «В гости к
морскому царю», «Зоопарк», «Правила поведения в лесу»).
Не могу обойтись в своей работе и без экскурсий с детьми в рощу, на луг. Они дают ребёнку возможность полнее ощутить значимость живой природы, воспитывают любовь к родному краю. После беседы о муравьях дети, идя по тропинке, стараются быть более внимательными, чтобы не наступить на них. Знакомятся с лекарственными растениями, такими, как ромашка, крапива, подорожник и т.д.; учатся правильно рвать цветы, рассматривают насекомых.
Для развития экологической культуры большую роль играет сенсорный
опыт детей (игры с водой, песком, природным материалом; первые опыты со снегом, землёй, водой и т.д.).
В экологическом воспитании мною используются все возможности, которые предоставляет нам лето. В течение лета мы с детьми ухаживаем за цветниками и огородной грядкой: сеем семена, поливаем растения, уничтожаем сорняки, собираем урожай. Во время работы я уточняю представления детей о цветах и овощах.
Организуя наблюдения за погодой, обращаю внимание детей на красоту природы, провожу тематические прогулки («Птицы зимой» в средней группе, «Снежинки летят» - в старшей). Некоторые занятия даже удобнее проводить на улице (например, занятие «Свойства снега» в старшей группе в декабре я провожу на участке детского сада, а занятие «Весенний луг» в конце апреля – на лугу не далеко от детского сада).
Большую роль в работе с детьми я отвожу уголкам природы. Детям особенно близко то, что они делают своими руками. Мы ежедневно, в зависимости от возрастной группы рассматриваем растения, рыхлим, поливаем, удаляем сухие листья, кормим рыб. У малышей сначала появляется желание сделать так же, как воспитатель, а потом они охотно сами выполняют небольшие поручения, помогая в уходе за растениями и рыбками. Во время такой работы я рассказываю детям о том, что растения «чувствуют» добрых и злых людей, добрые и злые мысли (в доме у хорошего человека комнатные растения всегда лучше растут и чаще цветут).
Система работы по экологическому воспитанию предусматривает
разнообразную деятельность с литературными произведениями (чтение вслух, инсценировки, заучивание стихотворений, иллюстрирование). Особое
место отводится произведениям Е. Чарушина, В.Бианки.
Обязательно провожу занятия по изодеятельности экологической направленности. Ведь дети так любят делать что-то своими руками. Лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, рисование могут быть завершающим этапом в ознакомлении ребёнка с определённой темой. Стараюсь, по возможности, использовать экологический момент и в традиционных занятиях по художественной деятельности.
Занятия по математике тоже включают в себя экологический компонент в виде физкультминуток на тему природы и экологии или логических задач.
На музыкальных занятиях дети слушают пение птиц, журчание ручья. Музыка прекрасно передаёт образы живой и неживой природы. На занятиях по физкультуре изучают движения некоторых видов животных, в подвижных играх закрепляют повадки птиц, зверей.
Таким образом, весь процесс воспитания и обучения становится как бы экологизированным.
2.2 Роль семьи в воспитании правильных способов
взаимодействия с природой
Я прекрасно понимаю, что вся моя работа будет иметь успех в том случае, если я добьюсь понимания у родителей, готовых разделять со мной ответственность за воспитание подрастающего поколения, самим проявлять экологически грамотное поведение. Проведённые мною опросы, наблюдения показали, что большинство родителей часто не задумываются о своей экологической безопасности. Часто, например, гуляют с детьми на расстоянии всего 2 – 3м от автодороги, считая, что они сами и их дети дышат свежим воздухом. С взрослыми работать сложнее, чем с дошкольниками. У родителей столько сиюминутных проблем, что какие-то, на их взгляд, отвлечённые экологические проблемы не вызывают особого интереса. Поэтому каждый раз я ставлю перед собой задачу показать, прежде всего родителям, насколько тесно наша жизнь, здоровье детей связаны с
экологической ситуацией.
В связи с этим я спланировала работу с родителями по экологическому воспитанию детей. Формы её разнообразны: групповые и индивидуальные консультации, анкетирования, опросы, беседы. Праздники, конкурсы, выставки для родителей рисунков детей, аппликаций и поделок – важная часть работы с родителями. Оформляем стенды, папки – передвижки и т.д. Регулярно взрослые (мамы, папы, бабушки, дедушки) получают домашние задания. Например, исследовать свою квартиру. Ведь у нас в квартире могут возникать свои собственные «экологические проблемы»: загрязнение воздуха, воды. Рекомендации для родителей я размещаю в «Уголке информации» или озвучиваю на родительских собраниях. Совместно с родителями мы проводим праздники экологической направленности («Осенины», «День рождения Земли», «Праздник Волшебницы Воды» и т.д.), субботники по высадке кустов и цветов на участке детского сада.
Каждые полгода я провожу диагностические наблюдения за детьми в группе и на участке детского сада, фиксируя в специальной тетради особенности поведения, различные проявления, направленные на разнообразные объекты природы, отношение к ним. Я не обучаю детей, не делаю им никаких замечаний, не даю указаний, а лишь наблюдаю. Отмечаю в поведении детей следующие моменты:
- наблюдают ли самостоятельно за растениями и животными;
- бережно ли обращаются с насекомыми на участке;
- высказываются ли на экологические темы, задают ли вопросы о природе;
- обращают ли внимание на красоту природы;
- имеется ли в играх детей «природное содержание»;
- пытаются ли в свободном рисовании изображать явления и объекты природы;
- интересуются ли книгами о природе.
Записи, которые я делаю и сравнение их с предыдущими наблюдениями, позволяют увидеть не только позитивные изменения в поведении детей, в способах их взаимодействия с природой, реальное повышение их экологической воспитанности, но и трудности в освоении материала, проблемы, на которые необходимо обратить внимание (см. Приложение).
Дети, посещавшие детский сад три – четыре года, уходя в школу, обладают новым качеством личности – экологической культурой, объём и проявления которой адекватны возрасту. Это и есть результат моих педагогических усилий.
Заключение
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.
В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой (и это общепризнанно) является сфера дошкольного воспитания.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой программы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Продуманное, системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и среде обитания),
обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе
выделения существенных признаков).
Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Литература:
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 496с.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240с.
- Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие. / Под ред. С.Н. Николаевой. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 96с.
- Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Новая школа, 1993. – 16с.
- Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей. С. Николаева, «Дошкольное воспитание», №7 2002, с.52
- Герцевич С., Кучина С. Давайте любить Землю! - «Дошкольное воспитание»,№7 2004, с.
- Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников, «Дошкольное воспитание», №7 2002, с.21
- Экологические акции в работе с дошкольниками, С.Зенина, - «Дошкольное воспитание», №7 2002, с.18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры как части культуры личности.
Обогащение знания детей о лесе. Формирование связной речи и закладывание основ экологической культуры....
Воспитание экологической культуры как части культуры личности.
Обогащение знания детей о лесе. Формирование связной речи и закладывание основ экологической культуры....
Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"...
Экологическая акция - метод ознакомления детей с природой и воспитания экологической культуры.
Выступление на семинаре...
Экологическая акция - метод ознакомления детей с природой и воспитания экологической культуры.
Выступление на семинаре «Технология экологического воспитания дошкольников»...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...