«Наш разноцветный мир».
статья по окружающему миру (младшая группа) по теме

Оптимизация коррекционной работы с детьми, имеющими особенности в развитии – одна из основных задач, которые решают педагоги, психологи, дефектологи, работающие в отделении. Педагогический коллектив отделения находиться в постоянном творческом поиске новых форм и методов работы с воспитанниками.  В процессе такого поиска была   составлена программа «Формирование цветовосприятия и цветоощущения у детей с отклонениями в развитии». Наряду с психотерапевтическими и психологическими методами помощи детям в ней используется  метод экотерапии (природотерапии), направленный на  коррекцию психического и физического развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_statya_molchanova.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

   В живописном дачном местечке города Королева, поселке Валентиновка располагается структурное подразделение Королёвского реабилитационного центра для несовершеннолетних «Забота», отделение реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями.

   В отделение проходят реабилитацию дети с различной патологией, имеющие проблемы с самообслуживанием, ограничения в возможностях общения,  глубокими нарушениями речи  и другими сложными нарушениями.

   Проводят  работу с этими, попавшими в трудную ситуацию ребятишками и  их родителями коллектив опытных  и творческих специалистов – врача-невролога, психологов,  дефектологов,  логопедов, социальных педагогов, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, большинство из которых работают в отделении со времени его основания. Кабинеты специалистов оснащены специальным реабилитационным оборудованием: параподиумами,  вертикализаторами, мягкими модулями и др.  Специалисты  успешно сочетают  в своих занятиях традиционные методы и приемы работы с  современными технологиями, такими как компьютерные развивающие программы , что позволяет  превратить занятие в интереснейшую игру, усилить мотивацию ребенка к занятиям.

   Оптимизация коррекционной работы с детьми, имеющими особенности в развитии – одна из основных задач, которые решают педагоги, психологи, дефектологи, работающие в отделении. Педагогический коллектив отделения находиться в постоянном творческом поиске новых форм и методов работы с воспитанниками.  В процессе такого поиска была   составлена программа «Формирование цветовосприятия и цветоощущения у детей с отклонениями в развитии». Наряду с психотерапевтическими и психологическими методами помощи детям в ней используется  метод экотерапии (природотерапии), направленный на  коррекцию психического и физического развития детей.

     Цветотеррапия ( один из ведущих методов экотерапии, является основным в созданной программе) – «не медикаментозный метод воздействия, основанный на том, что каждая из биологических активных зон организма реагирует на один из цветов. Воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор – на нервную систему.

   Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функциональных  расстройств, восстанавливает деятельность организма. Этим обусловлено влияние цвета на ребенка.

   Цветотерапия, благодаря высокой эффективности и абсолютной безопасности, активно применяется в лечебно-коррекционных учреждениях всего мира при лечении нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а так же при работе с детьми с нарушениями поведения.

   Терапия с использованием цветного освещения – созданием нужной среды вокруг ребенка – называется хромотерапией. Термин произошел от греческого слова chroma – свет. Этот метод воздействия был известен еще в древности, когда больных лечили лучами солнечного света, проникающими сквозь цветные кристаллы.

   В настоящее время используются лампы, специального предназначения для воздействия цветом. Необходимое оборудование для внедрения и реализации данной работы   было приобретено для центра Храмом Воскресения Словущего на Успенском Вражке г.Москва, при содействии социального работника православного Святи-Тихвенского Гуманитарного Университета Алексея Кузнецова.

   Монохроматические излучения света оказывают влияние на весь организм:

  • Устраняет депрессию и утомление
  • Нормализует сон и артериальное давление
  • Повышают иммунитет
  • Придают бодрость, улучшают настроение и самочувствие.
  • Помогают при повышенной раздражительности, повышенной утомляемости, улучшает самочувствие при неблагоприятных метеофакторах.

Ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близости к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения: ускорение или замедление пульса, изменения ритма дыхания, скорости реакции и т.д.

   При нормальном умственном развитии дети рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Цвета неизменно присутствуют в жизни ребенка, воздействую на его психику.    

Так красный цвет- это энергия и сила, цвет огня и «жажды жизни», он возбуждает, активирует, повышает работоспособность и выносливость, улучшает настроение, оказывает тонизирующие действие на нервную систему.

   Желтый цвет – это цвет самого солнца, несущий свет, тепло, радость. Желтый - способствует концентрации внимания, активизирует общение, повышает самооценку и помогает при нервном истощении.

   Зеленый свет – свет самой природы, он вызывает чувство умиротворенности, спокойствия, помогает рассеивать отрицательные эмоции, «обладает легким усыпляющим действием и способностью успокаивать расшумевшихся».  В лечебном плане зеленый стабилизирует деятельность сердечно сосудистой и нервной системы, эффективен при головных болях, нарушении зрения.  

   Синий цвет – это цвет «душевного покоя», снимает мышечное напряжение, значительно уменьшает чувство тревоги. В цветотеррапии синий используется для лечения сверхвозбудимых детей, нередко применяется при тревоге, беспокойстве, напряженности.

   Голубой цвет – это цвет внутренней гармонии, он тих и спокоен. Голубой ассоциируется с ясным небом, с прозрачностью воды. В лечебном плане голубой цвет обладает болеутоляющим, успокаивающим свойством. Это особенно важно для гиперактивных детей и детей, страдающих страхами.

   Дети с отклонениями в развитии, гораздо позже начинают обращать внимание на цвета, с трудом запоминают их, плохо дифференцируют; отмечается тенденция к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого – красный, желтый и т.д.), причем перенос этот является стойким.

   Очень часто дети проходящие реабилитацию в центре, не знают даже названий основных цветов, не узнают их и не соотносят.

   Все говорит о том, что с детьми, имеющими проблемы в развитии, необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. Ребенок, по выражению К.Д.Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Возможно, обогащать эти ощущения и восприятия.

   Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивать наблюдательность, мышление, обогащать речь. Таким образом, путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.

   Развитием цветовосприятия и цветоразличения у детей, страдающих отклонениями в развитии, должны заниматься специалисты различного профиля совместно с родителями. При работе над цветоразличением и цветовосприятием необходимо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый – трава, желтый – солнышко, синий – море и т.д. Поэтому при работе по развитию цветовосприятия главное использование естественных форм.

   Комплексная коррекционно-развивающая программа  по цветотерапии предусматривает цикл базовых занятий, каждое из которых связывается с определенным цветом (желтым, зеленым, синим, голубым,  красным).

   Цели программы:

  • Формирование цветовосприятия и цветоощущения.
  • Снятие эмоционального напряжения, регуляция поведенческих процессов.
  • Привитие навыков общения и эффективного взаимодействия с окружающими.
  • Создание позитивной дизайн-среды, в которой находятся дети с ограниченными возможностями.
  • Обучение собственной игровой, коммуникативной и речевой активности ребенка
  • Включение детей в совместный творческий процесс.
  • Повышение эффективности социальной поддержки детей, улучшение качества жизни.

При осуществлении программы важна четко повторяющаяся структура занятий, что является дополнительным организующим моментом.

Структура занятия.

  • Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации, расслабление туловища, шеи, лица, по контрасту с напряжением.
  • Функциональные игры и упражнения на «погружение в цвет».
  • Самовыражение в цвете (работа с красками).
  • Расслабление с фиксацией внимания на дыхании.
  • Завершающий этап работы – погружение в цвет посредством современного светооборудования, с использованием подобранного зрительного ряда на экране телевизора  и специального музыкального  сопровождения для усиления терапевтического эффекта.

Особое место в работе занимает раздел «Самовыражение  в цвете». Педагог использует в своей работе новый метод – правополушарного рисования, умело соединяя его с другими арттерапевтическими техниками работы с красками. Такой вид деятельности детей благотворно влияет на психику, успокаивает и расслабляет. Рисующий может сделать пробные рисунки, от него не требуется большого мастерства, однако нетрадиционный метод «правополушарного рисования» позволяет получить хороший результат деятельности, что повышает самооценку ребенка и его ощущение успешности.  Кроме того краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это так же позволяет нам отследить внутреннее состояние ребенка. Дополнительным преимуществом данной работы – это возможность удовлетворить существующий сенсорный голод, для данной категории детей, так как именно кинестетический опыт является ведущим для ребенка с особенностями в развитии. Прикосновение к краскам, их размывание по ватману позволяет ребенку более полно включиться в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.  Родители детей с особенностями в развитии часто пресекают желание ребенка все потрогать, его тягу к кинестетическим экспериментам. Преодоление этого запрета, удовлетворение потребности запачкаться (и за это не будут ругать!) – очень важные моменты. Предварительно, конечно, проводиться работа с родителями и для ребенка к данным занятиям подготавливается специальная одежда, легко смываемые и безопасные краски, подготавливается пространство кабинета. Программа включает в себя два взаимосвязанных и дополняющих друг друга  раздела:

  1. Формирование цветоощущения и цветовосприятия.
  2. Разноцветные сказки.

Второй раздел программы предназначен для закрепления приобретенных навыков и знаний в летний период работы с детьми.

Вся работа проводиться в  тесном контакте с родителями. Совместная деятельность становиться дополнительным терапевтическим методом в работе с детьми и их семьями.

   И опыт показывает, что слаженная работа специалистов  и применение новых технологий, внимательное, ласковое отношение к детям позволяют добиться хороших результатов в улучшении их физического и психического здоровья, а значит и искренней благодарности родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа «Праздник разноцветных бантиков» Сценарий проведения игровой программы "Праздник разноцветных бантиков".

Предлагаю игровую программу для детей старшего дошкольного возраста "Праздник разноцветных бантиков"...

Рисование "Разноцветные колёса (разноцветные обручи)" 15.11.2019г

Учить детей рисовать предметы круглой формы слитным неотрывным движением кисти. Закреплять умение промывать кисть, промакивать ворс промытой кисти о салфетку. Развивать восприятие цвета. Закреплять зн...

В рамках проекта «Разноцветный мир» в группе «Ладушки» прошёл «Разноцветный день».

Вот и подошёл к завершению наш проект «Разноцветный мир». Наш проект получился ярким, насыщенным и плодотворным. За это время столько мы узнали, закрепили, придумали и сделали немало...

Сценарий развлечения для второй группы раннего возраста «Разноцветные шары!» (в рамках проекта "Разноцветный мир")

Цель. Создание доброй и дружной атмосферы на развлечении.Предполагаемые результаты: называют основные цвета и правильно выбирают шарики, активно участвуют в играх и выполняют танцевальные движения, до...

Проект «Мир разноцветных ладошек: сделаем наш мир толерантным!» из цикла «Театр разноцветных перчаток HAND MADE»

Авторы: Леонтьева Татьяна Владимировна и Кучукбаева Анна Леонидовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково Ивановской обл...

«Разноцветный мир космоса» мастерская по рисованию в технике эбру «Разноцветный мир космоса»

Тема: Разноцветный мир космоса ( нетрадиционная техника «Эбру» )Форма занятия: игровое с элементами мастер класса.Вид деятельности: изобразительная, игровая.Образовательная область: художе...