Экологическое воспитание в ДОУ. Проект "Лаборатория".
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
В конспекте проекта представлена работа по проведению опытов с водой с дошколятами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию и делам молодежи Администрации г. Подольска МДОУ
Детский сад комбинированного вида №9 "8 Марта".
Проект
" Лаборатория неживой природы".
( средняя группа )
Подготовила и провела: в-ль Визгина И. Н.
г. Подольск 2013 г.
Проблема: Как познакомиться с неживой природой?
Материал: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
Перспективный план работы по проекту "Лаборатория неживой природы" (средняя группа).
1. Исследуемый объект или явление: Вода.
1.Название мероприятия( опыта, эксперимента): Узнаем, какая вода.
Цель опыта: Выявить свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется.
Материал, оборудование:
- две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой;
- набор мелких цветных предметов;
- три одинаковые емкости с водой;
2.Вода волшебница.
Цель: Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус).
Материал, оборудование:
- гуашевая краска
-пакетик растворимого кофе;
- 10 кусочков сахара рафинада;
- одинаковые стаканчики по количеству детей.
2. Исследуемый объект: Воздух.
Название мероприятия (опыта, эксперимента):1. Что в пакете?
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.
Материал, оборудование: полиэтиленовые пакеты.
2. Игра с соломинкой.
1
Цель: Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.
Материал:
-трубочки для коктейля;
- емкости с водой.
3.Игры с воздушными шариками и с соломинкой.
Цель: Продолжить знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.
Материал, оборудование:
- 2 воздушных шарика(один-надутый слабо, мягкий; другой- надутый сильно, упругий);
4. Выдувание мыльных пузырей.
Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в капле мыльной воды образуется пузырь.
Материал, оборудование:
- тарелки(поднос);
- стеклянная воронка;
- соломенные палочки к колечками на конце;
- мыльный раствор и емкость для него.
5. Ветер по морю гуляет.
Цель: обнаружить воздух.
Материал, оборудование:
- бассейн с водой;
- модель судна- парусника.
3. Исследуемый объект: Вес.
Название мероприятий: Легкий- тяжелый.
Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов.
Оборудование:
- перышко и камень;
-непрзрачные пластиковые бутылки с песком и листьями, водой и травой;
2
2. Плавает- тонет.
Цель: Показать, что в осносном все легкие предметы обладают плавучестью.
Оборудование:
- кусочек пенопласта;
- проволока;
-деревянный брусок;
-металлический брусок;
4.Исследуемый объект: Температура(тепло).
Название мероприятия: Горячо- холодно.
Цель: Научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
Оборудование:
-емкости(пластиковые бутылки) с водой, находящиеся на солнечной стороне и в тени;
-предметы, лежащие под лучами солнца;
-предметы, лежащие в тени.
2.Чудесный мешочек.
Цель: Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов( металлические- холодные, деревянные- теплее).
Оборудование: Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы( кубики, пластинки, шарики).
5.Исследуемый объект. Песок.
Название мероприятия: Песочные струйки.
Цель: Знакомство со свойствами песка- сыпучестью.
Оборудование:
-пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки, песок ,вода, совочки, лопаточки, ведерки, формочки.
2.Чудесные фигурки.
Цель: Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формовать.
3
Занятия по пректу
" Лаборатория неживой природы".
Все опыты проходят с участием игрового персонажа Экоши. Это мягкая игрушка.
1. Узнаем , какая вода.
Экоша. "Ребята, я обнаружил на столике две загадочные банки(дети вместе с Экошей рассматривают закрытые крышками банки, одна-пустая, другая с водой). Интересно, что в них?" Предлагает рассмотреть.
При обследовании выясняется, что одна банка легкая, а другая- тяжелая.
Экоша(предлагает):" Давайте откроем первую банку. Что в ней?(нет ничего, кроме воздуха). Правильно, она пустая, поэтому и легкая".
Педагог. (спрашивает, слегка встряхивая банку с водой). А что же во второй банке?
Экоша:"В ней что-то булькает, плещется. Вы догадались, что это?"(ответы детей).
Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой"
Дети выполняют, выбирая предмет и опуская его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.
Педагог помогает детям в эксперименте, с каждым из участников закрепляет понятие "прозрачная".
Экоша:"А если мы наклоним банку с водой, что произойдет? (ответы детей). Правильно, она выльется, потому что вода жидкая".
Педагог(обращаясь к Экоше, предлагает):"Экоша, если вода жидкая, налей ее ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льется".
2.Вода-волшебница.
Экоша:"Ребята, мне понравилось с вами заниматься, что я сегодня снова заглянул к вам. Что у нас сегодня интересного, ну-ка посмотрим.Так(показывает детям), три одинаковые бутылки. С чем они? Догадались? Конечно, это вода. Какая она?(чистая, прозрачная).Вот она-чистая и прозрачная вода!(Оставляет на столике одну бутылку). А хотите, научу вас делать фокус? (ответы детей).Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льется водичка, а все потому, что она жидкая. Вот стаканчик уже полон. Какая в нем вода? Прозрачная. А сейчас я открою эту баночку с красной краской.Где на участке вы видите красный цвет?(цветы, божьи коровки). Так, баночка открыта. Теперь нам понадобится кисточка. Набираю краску на кончик кисточки и опускаю в свой стаканчик. Раз, два, три!(размешивает краску в воде). Посмотрите! Водичка стала красного цвета!Давайте, проверим, прозрачная она или нет.(опускает ложечку в стакан).Ложечки не видно, значит, вода не прозрачная". Педагог: "Вот какая вода- волшебница, взяла и растворила густую краску". предлагается возможность всем желающим детям повторить фокус.
Экоша:"А зачем нам нужна третья бутылка?"
Педагог:"Я хочу вам показать еще один фокус, как вода может менять свой цвет и вкус.Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью в стаканчик(наливает).
4
Какая вода в стаканах?(прозрачная). Попробуйте по одному глоточку. Какая она на вкус?(вода как вода, без вкуса).Понюхайте, чем пахнет? Ничего? А сейчас каждый из вас положит себе в стаканчик немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? Какая стала вода? (Она стала коричневой и пахнет кофе). Поменяла вода цвет, растворила кофе. А теперь попробуйте, какая стала на вкус?(Горькая). Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой?( Положить сахар).
Возьмем сахар.(Педагог предлагает каждому ребенку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой). Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится все меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте воду на вкус. Какого вкуса стала вода? Сладкого.
Вывод-вода может поменять и запах, и цвет, и вкус. Волшебница да и только!"
Воздух
1.Что в пакете?
Экоша вместе с детьми среди игрушек обнаруживают полиэтиленовые пакеты.
Экоша:"Что у вас в этих пакетах?"
Дети вместе с педагогом рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакеты воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.
Педагог:" А теперь, что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий".
Экоша:"Что же там? Откройте, мы посмотрим".
Воспитатель открывает пакет, в нем ничего нет. Обращает внимание, что теперь пакет перестал быть упругим.Экоша:"Так что же в нем было?"
Педагог:"В пакете был воздух, он прозрачный(невидимый, легкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой".
2. Игра с соломинкой.
Экоша:"Ребята, я так скучал без вас, идите сюда поскорее, я принес вам подарки".
Раздает всем детям трубочки для коктейля.
Экоша:"Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок?"(выдохнули воздух, который перед этим вдохнули)".
Педагог:"Воздух нужен нам для дыхания. Он попадает внутрь человека через рот и нос, и при выдохе его можно не только почувствовать(как вы чувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.
Экоша:"А я не верю!"
Педагог:"Мы сребятами тебе докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть(наливает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда они исчезают?"
Экоша:"Они вышли из трубочки, а так как воздух легкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх".
3.Игры с воздушным шариком и соломинкой.
Экоша приносит с собой два шарика: один надут полностью, другой- наполовину.
5
Экоша:"Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие шарики я вам принес! Хотите поиграть?"
Дети играют с тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему(с тем, который надут больше, так как отбивается, летает, плавно опускается вниз и др.). Ребята обсуждают вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий, потому что надут, другой-мягкий.
Экоша:"Мне так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, оба были упругими, только что для этого сделать- я не знаю".
Педагог:"Ребята, поможем Экоше?Что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним хорошо было играть?(побольше надуем). Что находится внутри шарика?(Воздух). Как он попал в шарик?( его туда выдыхают).
Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.
Воспитатель(обращается к Экоше):"Посмотри, Экоша, как мои ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух.(на выдохе предлагает подставить ладлшку под струю воздуха).Откуда берется воздух внутри человека?(его вдыхают).
Воспитатель организует игры со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит воздух через пузырьки.
В конце игры воспитатель предлагает детям повторить опыт самимю Раздает всем по соломинке, через которую можно надуть шарик.
4. Выдувание мыльных пузырей.
Воспитатель:"Ребята, поторопитесь, сегодня у нас интересные дела, а наш друг Экоша отправился в лес навестить своих родственников. Придется вам ему все рассказать.
(Обращает внимание детей на поднос)"Какой днос! На него можно много яблок положить, помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы вы на него положили? (Ответы детей).
Я сегодня налью на этот поднос воду, не простую, а мыльную(с мыльным порошком). А на середину, прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу.
Теперь накрою ее прозрачной воронкой. Пуговица спряталась под воронкой как под прозрачным колпаком.А сейчас я сделаю для нашей красивой пуговки еще один колпачок: возьму соломинку, опущу в трубочку воронки и подую в соломинку, вот так.
Над воронкой надувается мыльный пузырь(над пуговкой).
Воспитатель:"Ну вот получился еще один колпачок- мыльный пузырь, внутри него находится воздух.А как он туда попал?( ответы детей).Правильно, я выдохныла его из себя. Хотите сами попробовать надуть мыльные пузыри?
После того как дети выразят желание, педагог предлагает им палочки с колечками на конце, еще раз показывает, как можно надуть мыльный пузырь.Далее, дети сами выдувают мыльные пузыри, играют с ними. Педагог обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие- значит в них много воздуха вдохнули, меньше размером-это потому, что в них мало воздуха.
5.Ветер по морю гуляет.
К детям приходит Экоша. Он возвратился из поездки.
Экоша:"Здравствуйте, ребята! Наконец-то я добрался к вам! Мои родственники
6
живут в лесу на другом берегу реки.Погода была безветренная, и я никак не мог переправиться. Но сегодня утром подул ветерок- и вот я здесь!
Воспитатель:"Постой, а причем здесь ветер?
Экоша:"Ну какже, ведь это он подталкивал мой кораблик".
Воспитатель и дети(удивлены).Как, чем подталкивает?
Экоша. Пойдемте все к нашему бассейну, я вам все покажу и объясню, только возьмите с собой вот эти маленькие парусники.
Дети берут бумажные парусники и подходят к" бассейну" (к емкости с водой).
Экоша(обращается к детям): Поставьте свои парусники на воду а теперь подуйте на их паруса. Вот видите, поплыли! Ребята, вы догадались, откуда взялся ветер? (ответы детей).Да, правильно, это воздух, который мы выдохнули. Если брать воздуха побольше и сильно выдохнуть, направляя его струю на парус, то кораблик поплывет быстрее.
Далее дети самостоятельно запускают свои лодочки.
Можно провести соревнование в парах"Чья лодка доплывет скорее?"
Вес
1.Легкий- тяжелый.
Во время прогулки в гости к детям приходит Экоша со своим другом-медвежонком Винни.
Экоша: Здравствуйте, ребята! Сегодня я к вам пришел вместе с Винни. Ему так хотелось поиграть с вами.Можно взять вот эти игрушки?(показывает на оборудование "лаборатории").Воспитатель: Пожалуйста, выбирайте!( предлагает цветные бутылочки из одинакого материала,но разного размера).
Экоша берет бутылочки маленькие, а Винни-большие.
Воспитатель:(спрашивает детей)Почему чэкоша и Винни так распределили бутылочки?
(дети отвечают, проверяя(взвешивая) бутылочки на вес)
Воспитатель(обращаясь к Экоше и Винни):Посмотрите, у нас вот какие еще игрушки!
(игрушки из одинакового материала, но одни из них заложены внутри сухой листвой, другие- песком).
Воспитатель: Какие игрушки возьмет Экоша, а какие- Винни? Почему?
Затем воспитатель предлагает детям выбрать "угощение" в ведерках, которые могут донести Экоша и Винни, и выясняет, какое ведерко сумеет донести Экоша , а какое- Винни.
Педагог проверяет предположение детей, рассматривая вместе с ними содержимое ведерок.
2.Плавает-тонет.
Экоша(говорит, обращаясь к детям):Ребята, пока вас не было, я решилпоиграть в морской бой на воде.Вместо корабликов взял разные предметы: палочки, проволочку, пенопласт, меиаллическую тарелочку.И некоторые из этих"корабликов" сразу утонули. Почему? Никак не могу понять.
Вспитатель: Сейчас мы с ребятами тебе поможем.Ребята, почему утонул кораблик-
проволочка? Правильно, он тяжелый. А корабль-тарелочка? Тоже тяжелый. Почему
7
плавает кораблик-палочка?( потому что легкий).
Экоша: "Теперь я понял.Значит, если я возьму вот этот кусочек пенопласта, то он будет плавать? (ответы детей). Вот спасибо!
Далее дети самостоятельно экспериментируют с предметами (плавает- тонет).Воспитатель уточняет их представления, опрашивая детей.
Температура.
1.Горячо- холодно.
На участке дети вместе с воспитателем находят чумазую куклу Настю.
Настя: Ну наконец-то вы пришли, а то одной так скучно! Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте, спойте песенку.
Воспитатель: Настенька, ты наверное долго гуляла? Играла в песке, вся перепачкалась: ручки грязные, ножки тоже, лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.
Ребята, какой водой умываться лучше: теплой или холодной? (ответы детей) Правильно, теплой. Где у нас есть вода? (в емкости, в бутылочках, стоящих в тени).
Давайте попробуем, какая вода в вашем "бассейне"(в емкости для воды).
Дети трогают, отвечают, что теплая.
А в бутылочках? (холодная).Почему?( ответы детей).Да, вы правы, "бассейн" стоит на солнечной стороне, солнышко согрело в нем воду. А бутылочки лежат в тени, там прохладно, поэтому вода в них холодная.
Настя: Тогда купайте меня в бассейне, ведь там такая приятная теплая вода.
Дети купают куклу, девочки вытирают ее и укладывают спать.
Внимание мальчиков воспитатель обращает на игрушки( совочки, формочки, ведерки), лежащие в песочнице. Выясняет, что все игрушки очень горячие, их тоже солнышко согрело.
Воспитатель предлагает сложить игрушки на поднос и облить их холодной водой.
Что произошло? (игрушки остыли быстро). Воспитатель обсуждает это с детьми.
2.Чудесный мешочек.
На прогулке вместе с воспитателем дети рассматривают различные мелкие предметы, сделанные из дерева, стекла(зеркало, флакончики из-под духов), называют их, определяя из чего они сделаны. Складывают предметы в чудесный мешочек.
Затем воспитатель предлагает детям доставать из мешочка предметы по-одному."Холодные" предметы складывают вместе и выясняют, что они сделаны из металла. Аналогично дети достают предметы "теплые" и определяют, что они сделаны из дерева. Оставшиеся предметы(из стекла)- средние по теплоте.
Вывод: металлические предметы самые холодные, деревянные- теплее.
Песок.
1.Песочные струйки.
Воспитатель( обращаясь к детямя. Ребята, я знаю, что вы любите играть с песком.
Экоша:"И я тоже люблю ! Я даже интересную игру придумал, "Песочные струйки"
8
называется. Хотите, научу?
Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через воронку песок(показывает). Видите, как песок сыплется через воронку, как вода , струйкой течет. Сухой песок- сыпучий. Теперь когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою еекрышкой, в которой есть отверстие, переверну бутылочку. Ой! Песочек высыпается струйкой. Им можно рисовать, например, солнышко, домик(показывает). Атеперь вы тоже попробуйте.
Дети экспериментируют с сухим песком.
2.Чудесные фигурки.
На прогулке дети встречают Экошу. Унего грустный вид.
Воспитатель" Экоша, ты чем-то расстроен? Тебя кто-то обидел, пока нас не было?
Экоша:"Никто меня не обижал. Просто я хотел для ребят сделать сюрприз- забавные песочные фигурки, но ничего не получилось, песок весь рассыпается. Почему это происходит, ребята? (ответы детей).
Воспитатель:" Да, Экоша, из сухого песка фигурки не сделаешь. Дети, а как помочь Экоше?(ответы детей).Налить воды на песок и перемешать лопаткой. Давайте попробуем?
Дети носят воду ведерками из емкости, смачивают песок. Затем все вместе делают "пирожные", используя формочки; колобки и лепешки, прихлопывая ладошками.
Экоша:" Почему же сырой песок не сыплется?
Воспитатель:" Это потому, что вода склеиваит между собой частички песка. У сухого песка все частички- отдельно друг от друга.
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...