Викторина "Русский лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Батищева Тамара Петровна

Ознакомление детей с растительным миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_les.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Русский лес

(викторина)

Цель: проверить знания детей о деревьях, кустарниках, растительности леса.

Оборудование: картины; плакаты; русский костюм; иллюстрации.

В записи звучат звуки леса; шум листвы, пение птиц, журчание ручья. Зал украшен картинками, лозунгами. На переднем плане на столах – выставка плодов и семян деревьев, гербарий, поделки из природного материала.

Ведущий. Сегодня речь пойдет о растениях леса. Мне интересно, какое представление вы имеете о растительности леса. Я задам вам ряд вопросов, а вы попробуете на них ответить.

От леса вам загадки,

                                              Подавайте мне отгадки.

  • Дом с колоннами стоит,

Зеленой крышей он покрыт

И руками  - ветвями шевелит,

Для птиц, зверей открыт.

                                           (Лес.)

  • Дом ветрам кругом открыт,

Прохладной свежестью магнит.

Деревья в нем живут,

И кустарники растут.

                                     (Лес.)

  • Белый сарафан на ней,

Голова из зеленых кудрей,

И красива, и стройна,

Как лебедушка она.

                                 (Береза.)

  • На одной ноге стоит,

Все ветвями шевелит,

Весною одевается,

Осенью раздевается.

                                  (Дерево.)

  • Он могучий и большой

Богатырь в стране лесной.

Семена его бочонки,

Птичьи трели в ветвях звонки.

                                                   (Дуб.)

  • Зеленая девица в небо стремится,

Вся в иголках круглый год,

Но заказов не берет,

Платьев никому не шьет.

                                          (Ель.)

  • Самый вкусный мед дает,

Пчелок рой к себе зовет.

Вы меня не обижайте,

С меня шкурку не сдирайте.

                                               (Липа.)

  • Ветра нет, а я дрожу,

Листьями все лопочу.

Белкам. Птицам здесь приют,

Лоси пищу здесь найдут.

                                           (Осина.)

  • Весной белым зацветает,

Летом на солнце загорает,

Осенью пылает,

Зимой птичек угощает.

                                       (Рябина.)

  • Она на елку похожа,

У нее колючки тоже,

Только длинные они.

Ствол – попробуй догони.

                                            (Сосна.)

Дети отгадывают названия деревьев, показывают на картине и приводят доказательства, почему они так думают.

Ведущий викторины (в русских костюмах)

Начинаем викторину,

                                                    Просим Свету, Мишу, Витю

                                                    В нашем зале не скучать –

                                                    На вопросы отвечать.

Вопросы викторины

1-й вопрос. Какие бывают леса?

(Леса бывают лиственные. Деревья имеют только листья. Хвойные леса (боры) – вместо листьев смолистая хвоя. Смешанные леса. В них растут хвойные и лиственные деревья.)

Дети отвечают и находят соответствующие картины с ним.

2-й вопрос. Назовите врагов леса.

(Самые опасные из них – майские жуки, короеды, гусеницы. Личинки майских жуков поедают корни молодых хвойных деревьев. Взрослые жуки объедают листву. Жуки-короеды едят кору и древесину. Гусеницы бабочек-шелкопрядов питаются листьями разных деревьев и кустарников.)

3-й вопрос. Почему в лесу возникают пожары?

(Летом в лесах могут возникать пожары. Гибнут растения, звери, птицы. Очень долго растет на пожарище новый лес. Лесные пожары часто возникают по вине людей. Люди разводят костры и забывают потушить. Искры от непогашенного костра раздуваются ветром, разносятся далеко, вызывают новые очаги пожаров. Пожар может возникнуть и сам по себе от ударов молнии.)

4-й вопрос. В какие деревья чаще ударяет молния?

( Чаще всего молнией поражаются: дуб, ель, сосна, береза. Это оттого, что их основные корни близко находятся к земной поверхности. Тополь, вяз, орешник почти не поражаются молнией, тк как их основные корни глубоко находятся в земле.)

5-й вопрос. Почему надо опасаться волчьего лыка?

(Волчье лыко – это очень ядовитое растение. Ядовиты все его части. Никогда нельзя брать в рот его аппетитные красные ягоды. Волчье лыко – кустарник.)

6-й вопрос. Какие деревья пылят?

(Пылит ольха под порывами ветра. Множество ее сережек свисают, пылят под порывами ветра, то есть цветут в это время. Орешник тоже пылит. Легким облачком поднимается в воздух, опускаясь на землю.)

7-й вопрос. Что ты можешь рассказать о пользе березы? Чем она интересна?

(Высоко ценят смолистые ароматные почки и листья для изготовления настоев, которыми лечатся люди. В них много витамина С. Полезен сок березы.)

8-й вопрос. Большая польза ели в лесу. В чем именно состоит эта польза?

(Семенами ее шишек питаются клесты. Медведи в ельнике строят берлоги. В нем зимой прячутся зайцы-беляки. В колючих ветвях строят гнезда белки.)

9-й вопрос. Как распространяются плоды и семена в лесу?

(Семена березы, сосны, клена имеют тонкие крылышки. Ветер подхватывает их и уносит далеко. Плоды и ягоды разносят птицы, которые употребляют их в пищу.)

10-й вопрос. Как называют в народе дуб?

(Дуб в народе называют богатырем. А дубовые леса – дубравами.)

Ведущий. Надеюсь, что викторина вам понравилась. Лучшими участниками являются: Воронкова Юля, Шульга Максим, Крапивинцев Максим, Гелун Алена, Рыбалкина Виолетта, Федосеев Кирилл.

Предлагаю экскурсию в сквер. Там вы увидите и узнаете много интересного.

Дети (поют).Знания мы здесь показали,

                      О лесе много рассказали.

                      Приходите в Клуб, друзья,

                      Теперь досвидания.