Проект "Опавшие листья" в подготовительной группе.
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данный проект был запланирован после экскурсии с детьми в осенний лес. У детей возникло много вопросов в результате наблюдения за окружающей природой. Разнообразие красок осеннего леса радовало детей, им хотелось проэкспериментировать с листочками, семенами, шишками, корой... Мы постарались включить в данный проект совместную деятельность взрослых и детей, где приняли активное участие и родители наших воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Опавшие листья».
Тема проекта: «Опавшие листья».
Сроки реализации: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Тип проекта: информационно – творческий.
Автор проекта:
Воспитатель - Голубьева Елена Викторовна
Участники проектной деятельности:
воспитанники и родители подготовительной группы МБДОУ «Берёзка» г. Костомукши.
Актуальность проекта:
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.
Пробудить в детях чувство любви к родной природе, бережному к ней отношению. Совершенствовать уровень практических навыков при выполнении коллективных работ различными способами из различных материалов.
Цель проекта:
Показать на доступном для дошкольников уровне круговорот в природе, дать представления о связи растений и почвы, о том, как образуется почва, какую роль в её образовании играют опавшие листья, каково значение опавшей листвы для предохранения почвы от замерзания.
Задачи проекта:
-сравнивать явления природы по признакам различия и сходства;
- учить описывать предметы по картине, выделяя их характерные признаки;
-отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов;
-узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении;
-уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
-учить замечать красоту в природе и в пейзажной живописи;
-закрепить умение пользоваться приобретёнными приёмами рисования для передачи явления в рисунке.
Ожидаемый результат:
Дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе выполнения импровизированного домашнего задания сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям.
Мероприятия по реализации проекта:
В работе с детьми:
Образовательная область «Коммуникация»:
Развитие речи:
- «Осень, осень, в гости просим»
Цель: учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные и именами прилагательными в роде, числе и падеже; развивать у детей умение составлять небольшие по объёму предложения, отвечать на вопросы полными предложениями; воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью; формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
- «Кому что нужно?»
Цель: упражнять детей в подборе обобщающих слов; развивать и активизировать словарный запас по теме; воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.
- «Листья – вкусная еда»
Цель: формировать у детей представление о ценности здоровья; воспитывать интерес к здоровому образу жизни, желание заботиться о своём здоровье; развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, желание экспериментировать;
- «Листья лечат»
Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора.
Чтение художественной литературы:
- Чтение и заучивание стихотворений: «Листок», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»
- А. Майков «Осенние листья»
- Загадки и пословицы об осени, явлениях природы
- Л. Толстой «Дуб и орешник»
- М. Иверсен «Осень»
- Н. Сладков «Осень на пороге», Богатый урожай»
- К. Ушинский «Пчела и муха»
- Русская народная сказка «Золотой венок»
- М. Рапов « Сказка Ёжинька и белочка»
- Е. Бехлерова «Капустный лист»
Образовательная область «Познание»:
Конструктивная деятельность:
- «Рисовые листочки»
Цель: поупражнять детей в работе с разными материалами; развивать у детей стремление к творчеству, тренировать внимание, зрительную память;
- «Украсим листья красками осени»
Цель: поупражнять детей в работе с различными природными материалами; научить подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении декоративных композиций, объединять свои поделки единым сюжетом.
- «Упражнение в плоскостном моделировании построении схем»
Цель: научить детей моделировать конструкции по схемам; закрепить умение соблюдать пропорциональность и симметричность, подбирать материал, красиво и целесообразно украшать сооружения; создавать элементарные чертежи построек в трёх проекциях.
- «Творим и мастерим по замыслу»
Цель: побуждать детей к совместной деятельности, предлагается объединить свои поделки общим замыслом.
- «Собирать оригинальные по конструктивному решению модели»
Цель: научить детей конструировать коллективно, использовать в процессе работы свои знания, опыт; развивать стремление к поиску, экспериментированию, творчеству.
Формирование целостной картины мира:
- «Одеяло из листьев»
Цель: Развить у детей познавательный интерес к поисковой деятельности. Расширить представление о разнообразии лиственного покрова, его значения в природе, для животных и жизни человека. Учить отражать результаты наблюдений в речи, составлять рассказ. Обогащать и активизировать словарь по теме.
- «Экскурсия по тропинкам осеннего леса»
Цель: Формировать представления детей о состоянии растений осенью, закрепить знания о частях дерева (корень, ствол, крона, ветки, листья). Дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений. Развивать память, внимание, логическое мышление.
- Познавательно–развлекательная экскурсия «Привет, Лес!» (Заповедник «Дружба»)
Цель: продолжать формировать у детей представления о разнообразном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; закрепить знания детей о лесе как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории; воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, правильное поведение; развивать эстетическую чуткость и восприятие красоты окружающего мира.
- Систематизировать знания о труде людей осенью»
Цель: расширять кругозор детей; учить различать орудия труда и соотносить их названия с изображением, учить названия действий с ними; воспитывать трудолюбие, уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам чужого труда.
Экспериментирование с почвой:
Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.
- «Домашняя засуха».
Для того, чтобы увидеть, как высыхает почва от жары, потребуется немного влажной земли. Необходимо взвесить ее на любых весах. Затем нужно посыпать эту землю на противень и на полчаса поставить в духовку при средней температуре. Когда земля остынет, снова взвесить ее. Рассмотреть землю, предложить подумать вырастить, что ни будь в такой почве?
- «Где лучше расти»
Возьмите глубокий лоток. Приготовьте почву: песок, глину, перегнившие листья, затем посадите туда семечко быстрорастущего растения. Полейте водой и поставьте в теплое место. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, через некоторое время появится росток.
Вывод: что земля плодородная, в ней много минералов, она рыхлая.
Экспериментирование с листьями:
- «Секреты растений».
Цель: предложить детям догадаться, почему опадают желтые листья и не облетают зеленые, показать место соединения с веткой того и другого листа, подвести к пониманию того, что зеленые листья живые.
- «Летающие семена»
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.
Формирование элементарных математических представлений:
- «В гости к доброй феи Математике»
Цель: познакомить детей с переместительным свойством сложения; закрепить представление о взаимосвязи частей и целого.
- «Игра – путешествие в страну Математики»
Цель: закрепить знания свойств предметов (форма, величина, цвет); закрепить навыки ориентировки в пространстве, количественного и порядкового счёта, сложения и вычитания в пределах 10.
- «Весёлый муравейник»
Цель: Учить решать простые арифметические и логические задачи.
Развивать графические навыки.
Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Учить рисовать предметы, используя линейку Монтессори с геометрическими окошками.
- «Путешествие в сказку «Белоснежка и семь гномов»
Цель: закрепить знания детей о порядковом счёте; закрепить умение увеличивать и уменьшать числа в пределах первого десятка на несколько единиц; умение сравнивать группы предметов, складывать и вычитать числа.
Образовательная область «Художественное творчество»:
Рисование:
- «Разноцветные листочки» (печать)
Цель: Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида листика; продолжать формировать умения и навыки работы с природным материалом; учить планировать свою работу (при изготовлении поделки анализировать и сравнивать отдельные операции, выделять способ действий, последовательность их выполнения); формировать стремление к эстетическому преобразованию окружающей среды, эстетический вкус и культуру труда; развивать мелкую моторику рук.
- «Осенний лес» (краски)
Цель: помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку; учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок и самовыражение в музыке.
- «Превращение осеннего листочка»
Цель: продолжать развивать у детей способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); формировать умения, связанные с художественно – образным отражением предметов и явлений окружающей действительности в рисовании.
- «Дары осени» (натюрморт)
Цель: учить детей составлять композицию, видеть линию, возле которой располагаются предметы; закрепить умение определять форму, цвет предметов; активизировать словарь детей; развивать интерес, умение восхищаться содержанием, красотой картин; воспитывать эстетические чувства, желание доводить начатое дело до конца.
- «Берёзы осенью» (методом тычка)
Цель: продолжать совершенствовать у детей способ рисования тычком жесткой кисточкой; развивать умение дополнять рисунок элементами; закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе; развивать координацию глаза и руки, владение кистью руки, мелкую моторику пальцев; детское творчество, воображение, эстетическое чувство.
- «Веточка черешни» (рисование ватной палочкой)
Цель: учить детей рисовать веточку черешни методом тычка ватной палочкой; развивать чувство ритма и цвета; воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе; развивать мелкую моторику.
- «В садах созрели яблоки» (методом тычка)
Цель: Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка; расширять знания о фруктах; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.
- «Овощное ассорти»
Цель: учить использовать приём цветового контраста для изображения, добиваясь выразительной передачи образа; продолжать побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные им средства выразительности.
Лепка:
- Натюрморт «Дары осени» (грибы)
Цель: закреплять представления о грибах. Научить передавать их изображение в лепке; побуждать самостоятельно находить способы изображения грибов, творчески применяя знания, передавать в лепке характерные признаки различных видов грибов; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к дарам лесам.
- «Кисть рябины»
Цель: закреплять умение передавать форму предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки; учить добиваться большей точности в передаче формы, создавать выразительную композицию.
- «Необычный осенний листок»
Цель: учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта; воплощать замысел, доводить до конца, используя полученные приёмы лепки.
Аппликация:
- «Дерево из крошек сухих листочков»
Цель: знание свойств бумаги, способы и приёмы работы с бумагой; умение использовать знания о свойствах бумаги при работе с ней; работать с различными видами бумаги, применяя изученные приёмы; делать элементарные поделки, используя изученные техники.
- «Веточка спелой рябины» (Самоклеющаяся бумага, бисер)
Цель: знание свойств бумаги, способы и приёмы работы с бумагой и бисером; умение использовать знания о свойствах бумаги при работе с ней; работать с различными видами бумаги, бисера, применяя изученные приёмы; делать элементарные поделки, используя изученные техники.
- «Осенний букет из сухих листьев»
Цель: знание свойств листьев и их отличие от бумаги; умение работать с листьями; умение делать поделки, используя изученные техники; умение удобным для себя способом делать аппликацию.
- «Осенний букет»
Цель: знание особенностей и свойств семян; знание последовательности выполнения аппликации; умение делать поделки-аппликации из семян различными способами, учитывая особенности и свойства семян; умение выбирать удобный для себя способ выполнения аппликации.
- «Берёза из ватных дисков»
Цель: умение удобным для себя способом соединять между собой различные материалы и использовать их для поделок, применяя изученные технологии.
Дидактические игры:
- «Назови части предмета»
Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части.
Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.
I вариант: дети по очереди называют части предметов.
II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.
- «Придумай слова, в которых звук – будет в начале, в середине, в конце».
Цель: Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком в начале слова, в середине слова и в конце слова.
Эта игра может проводиться по любой теме: овощи, транспорт, посуда, мебель и т.д. Воспитатель предлагает детям задание: «Придумайте и скажите, в названии каких овощей и фруктов есть звук «к» в начале слова. (Картофель, капуста, кукуруза, кабачок и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в середине. (Редька, репка, свекла, морковка и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в конце слова. (Лук, чеснок).
- «Что лишнее?».
Цель: совершенствовать доказательную форму речи.
Воспитатель выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну лишнюю. Подобная игра может проводиться по многим темам: овощи, фрукты, транспорт, игрушки, посуда, мебель, птицы и т.д.
- «С какой ветки детки?».
Цель: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя.
Ход игры
Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три - такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.
-«Найди дерево по описанию»
Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.
Материал: деревья на уличной площадке.
Ход игры
Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.
Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.
Игра продолжается, пока дети не устанут.
Подвижные игры:
- «Солнышко и дождик»
Цель: Учить детей ходить и бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
- «Осенние листочки»
Цель: Обучение бегу, развитие быстроты и ловкости.
- «Перелёт птиц»
Цель: Развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице.
- «Вершки – корешки»
Цель: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
- «Листопад»
Цель: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».
В работе с родителями:
-Была проведена выставка на тему «Фото рамки из сухих листьев», выполнена семьями воспитанников из бросового материала.
-Оформление фотовыставки «Наша осенняя прогулка», где показаны разные виды деятельности во время прогулки.
-Спортивно – музыкальное развлечение «Царь Горох и приключение одной горошины».
-Презентация проекта «Опавшие листья».
Результат проекта:
Проект «Опавшие листья» реализовал поставленные задачи.
В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в природе связи и отношения. Удалось сформировать предпосылки поисковой деятельности. Работа над проектом способствовала развитию творческого мышления и воображения.
В процессе работы над проектом, повысилась самооценка детей (возрос авторитет среди сверстников). Удалось активизировать 70% родителей (с огромным удовольствием принимали активное участие в оформлении развивающей среды.)
Литература:
- Программа «от рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы)
- Детские произведения поэтов и писателей России
- Комплексная программа по развитию речи дошкольников (Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина)
- «В школе и на отдыхе» (М.А.Бесова)
- «Учимся общаться с ребенком» (В.А. Петровский, А.М. Виноградова)
- «101 игра, развивающая интеллект» (Б. Шер)
- «Говорим правильно в 5-6 лет» (О. С. Гомзяк)
- «Учите, играя» (А.И. Максаков, Г.А. Тумакова)
- Программа по формированию математических представлений (Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина)
- Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная непосредственно организованная образовательная деятельность. Образовательная область ,, Труд". Художественный труд. Тема ,, Осенние листья" ( техника квиллинг). Подготовительная группа.
Бумагокручение или квиллинг -- очень простой и красивый вид ремесла, не требующий больших затрат. Приемы работы в данной технике очень просты и доступны детям для понимания. Развивает мелкую мот...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/03/picture-731361-1451825286.jpg)
Мастер-класс дл детей и родителей "Рисование листьями"(подготовительная группа).
Этот мастер-класс мы проводили осенью, здесь показана , достаточно, необычная техника рисования листьями....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/08/picture-607612-1696747499.jpg)
Аппликация на тему «Портрет» с использованием осенних листьев. Подготовительная группа.
Осень рисует листьями прекрасные картины природы... А может-быть у нас тоже получится? Давайте сделаем из листьев портрет самой осени? Какая она, осень? Может быть, немного грустная и строгая, или, на...
Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе. «Что-то шепчут листья, пойдем и спросим Листья отвечают: На Кубани – Осень!»
материал для проведения праздника...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/23/picture-650348-1437665953.jpg)
Аппликация "Ковер из осенних листьев" подготовительная группа
Аппликация "Ковер из осенних листьев" подготовительная группа...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/07/picture-1001265-1646652137.jpg)
Рисование на тему «Осень на опушке краски разводила» (печать листьями) Подготовительная группа.
Рисование на тему «Осень на опушке краски разводила»(печать листьями)Подготовительная группа....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/25/picture-123606-1398439310.jpg)
Конспект ООД Образовательной области "Познание" с элементами исследовательской деятельности "Куда деваются листья? (подготовительная группа)
Цель данного материала - познакомить детей с процессом почвообразования, важности перегнивания растительных остатков для формирования плодородия почвы....