Проект "Опавшие листья" в подготовительной группе.
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Голубьева Елена Викторовна

Данный проект был запланирован после экскурсии с детьми в осенний лес. У детей возникло много вопросов в результате наблюдения за окружающей природой. Разнообразие красок осеннего леса радовало детей, им хотелось проэкспериментировать с листочками, семенами, шишками, корой... Мы постарались включить в данный проект совместную деятельность взрослых и детей, где приняли активное участие и родители наших воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Опавшие листья"36.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Опавшие листья».

Тема проекта: «Опавшие листья».

Сроки реализации:  сентябрь, октябрь, ноябрь.

Тип проекта: информационно – творческий.

Автор проекта:

Воспитатель - Голубьева Елена Викторовна

Участники проектной деятельности:

 воспитанники и родители подготовительной группы МБДОУ «Берёзка» г. Костомукши.

Актуальность проекта:

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.

 Пробудить в детях чувство любви к родной природе, бережному к ней отношению. Совершенствовать уровень практических навыков при выполнении коллективных работ различными способами из различных материалов.

Цель проекта:

Показать на доступном для дошкольников уровне круговорот в природе, дать представления о связи растений и почвы, о том, как образуется почва, какую роль в её образовании играют опавшие листья, каково значение опавшей листвы для предохранения почвы от замерзания.

Задачи проекта:

-сравнивать явления природы по признакам различия и сходства;

- учить описывать предметы по картине, выделяя их характерные признаки;

-отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов;

-узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении;

-уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;

-учить замечать красоту в природе и в пейзажной живописи;

-закрепить умение пользоваться приобретёнными  приёмами рисования для передачи явления в рисунке.

 Ожидаемый результат: 

Дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе выполнения импровизированного домашнего задания сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям.

Мероприятия по реализации проекта:

В работе с детьми:

Образовательная область «Коммуникация»:

Развитие речи:

  • «Осень, осень, в гости просим»

Цель: учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные и именами прилагательными в роде, числе и падеже; развивать у детей умение составлять небольшие по объёму предложения, отвечать на вопросы полными предложениями; воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью; формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

  • «Кому что нужно?»

Цель: упражнять детей в подборе обобщающих слов; развивать и активизировать словарный запас по  теме; воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.

  • «Листья – вкусная еда»

Цель: формировать у детей представление о ценности здоровья; воспитывать интерес к здоровому образу жизни, желание заботиться о своём здоровье; развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, желание экспериментировать;

  • «Листья лечат»

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора.

Чтение художественной литературы:

  • Чтение и заучивание стихотворений: «Листок», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»
  • А. Майков «Осенние листья»
  • Загадки и пословицы об осени, явлениях природы
  • Л. Толстой «Дуб и орешник»
  • М.  Иверсен «Осень»
  • Н. Сладков «Осень на пороге», Богатый урожай»
  • К. Ушинский «Пчела и муха»
  • Русская народная сказка «Золотой венок»
  • М. Рапов « Сказка Ёжинька и белочка»
  • Е. Бехлерова «Капустный лист»

Образовательная область «Познание»:

Конструктивная деятельность:

  • «Рисовые листочки»

 Цель: поупражнять детей в работе с разными материалами; развивать у детей стремление к творчеству, тренировать внимание, зрительную память;

  • «Украсим листья красками осени»

Цель: поупражнять детей в работе с различными природными материалами; научить подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении декоративных композиций, объединять свои поделки единым сюжетом.

  • «Упражнение в плоскостном моделировании построении схем»

 Цель: научить детей моделировать конструкции  по схемам; закрепить умение соблюдать пропорциональность и симметричность, подбирать материал, красиво и целесообразно украшать сооружения; создавать элементарные чертежи построек в трёх проекциях.

  • «Творим и мастерим по замыслу»

Цель: побуждать детей к совместной деятельности, предлагается объединить свои поделки общим замыслом.

  • «Собирать оригинальные по конструктивному решению модели»

 Цель: научить детей конструировать коллективно, использовать в процессе работы свои знания, опыт; развивать стремление к поиску, экспериментированию, творчеству.

Формирование целостной картины мира:

  • «Одеяло из листьев»

Цель: Развить у детей познавательный интерес к поисковой деятельности. Расширить представление о разнообразии лиственного покрова, его значения в природе, для животных и жизни человека. Учить отражать результаты наблюдений в речи, составлять рассказ. Обогащать и активизировать словарь по теме.

  • «Экскурсия по тропинкам осеннего леса»

Цель:  Формировать представления детей о состоянии растений осенью, закрепить знания о частях дерева (корень, ствол, крона, ветки, листья). Дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений. Развивать память, внимание, логическое мышление.

  • Познавательно–развлекательная экскурсия «Привет, Лес!» (Заповедник «Дружба»)

Цель: продолжать формировать у детей представления о разнообразном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; закрепить знания детей о лесе как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории; воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, правильное поведение; развивать эстетическую чуткость и восприятие красоты окружающего мира.

  • Систематизировать знания о труде людей осенью»

Цель: расширять кругозор детей; учить различать орудия труда и соотносить их названия с изображением, учить названия действий с ними;  воспитывать трудолюбие, уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам чужого труда.

Экспериментирование с почвой:

Цель:  Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

  • «Домашняя засуха».

Для того,  чтобы увидеть, как высыхает почва от жары, потребуется немного влажной земли. Необходимо взвесить ее на любых весах. Затем нужно посыпать эту землю на противень и на полчаса поставить в духовку при средней температуре. Когда земля остынет, снова взвесить ее. Рассмотреть землю, предложить подумать вырастить, что ни будь в такой почве?

  • «Где лучше расти»

Возьмите глубокий лоток. Приготовьте почву: песок, глину, перегнившие листья, затем посадите туда семечко быстрорастущего растения. Полейте водой и поставьте в теплое место. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, через некоторое время появится росток.

Вывод: что земля плодородная, в ней много минералов, она рыхлая.

Экспериментирование с листьями:

  • «Секреты растений».

Цель: предложить детям догадаться, почему опадают желтые листья и не облетают зеленые, показать место соединения с веткой того и другого листа, подвести к пониманию того, что зеленые листья живые.

  • «Летающие семена»

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Формирование элементарных математических представлений:

  • «В гости к доброй феи Математике»

Цель: познакомить детей с переместительным свойством сложения; закрепить представление о взаимосвязи частей и целого.

  • «Игра – путешествие в страну Математики»

Цель: закрепить знания свойств предметов (форма, величина, цвет); закрепить навыки ориентировки в пространстве, количественного и порядкового счёта, сложения и вычитания в пределах 10.

  • «Весёлый муравейник»

 Цель: Учить решать простые арифметические и логические задачи.

       Развивать    графические навыки.

       Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.

       Учить рисовать предметы, используя линейку Монтессори с геометрическими       окошками.

  • «Путешествие в сказку «Белоснежка и семь гномов»

Цель: закрепить знания детей о порядковом счёте; закрепить умение увеличивать и уменьшать числа в пределах первого десятка на несколько единиц; умение сравнивать группы предметов, складывать и вычитать числа.

Образовательная область «Художественное творчество»:

Рисование:

  • «Разноцветные листочки» (печать)

Цель: Расширить  у  детей  знания  и  представления  об  особенностях  внешнего  вида  листика; продолжать  формировать  умения  и  навыки  работы  с  природным  материалом; учить  планировать  свою  работу  (при  изготовлении  поделки  анализировать  и  сравнивать  отдельные  операции,  выделять  способ  действий,  последовательность  их  выполнения); формировать  стремление  к  эстетическому преобразованию  окружающей  среды,  эстетический  вкус  и  культуру  труда; развивать  мелкую  моторику  рук.

  • «Осенний лес» (краски)

Цель: помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку; учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок и самовыражение в музыке.

  • «Превращение осеннего листочка»

Цель: продолжать развивать у детей способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); формировать умения, связанные с художественно – образным отражением предметов и явлений окружающей действительности в рисовании.

  • «Дары осени» (натюрморт)

Цель: учить детей составлять композицию, видеть линию, возле которой располагаются предметы; закрепить умение определять форму, цвет предметов; активизировать словарь детей; развивать интерес, умение восхищаться содержанием, красотой картин; воспитывать эстетические чувства, желание доводить начатое дело до конца.

  • «Берёзы осенью» (методом тычка)

Цель: продолжать совершенствовать у детей способ  рисования тычком жесткой кисточкой;  развивать умение дополнять рисунок элементами; закреплять знания детей  о сезонных изменениях в природе;  развивать координацию глаза и руки, владение кистью руки, мелкую моторику пальцев; детское творчество, воображение, эстетическое чувство.

  • «Веточка черешни» (рисование ватной палочкой)

Цель:  учить детей рисовать веточку черешни методом тычка ватной палочкой;  развивать чувство ритма и цвета; воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и  представлений о природе; развивать мелкую моторику.

  • «В садах созрели яблоки» (методом тычка)

Цель: Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка; расширять знания о фруктах; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.

  • «Овощное ассорти»

Цель: учить использовать приём цветового контраста для изображения, добиваясь выразительной передачи образа; продолжать побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные им средства выразительности.

Лепка:

  • Натюрморт «Дары осени» (грибы)

Цель: закреплять представления о грибах. Научить передавать их изображение в лепке; побуждать самостоятельно находить способы изображения грибов, творчески применяя знания, передавать в лепке характерные признаки различных видов грибов; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к дарам лесам.

  • «Кисть рябины»

Цель: закреплять умение передавать форму предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки; учить добиваться большей точности в передаче формы, создавать выразительную композицию.

  • «Необычный осенний листок»

Цель: учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта; воплощать замысел, доводить до конца, используя полученные приёмы лепки.

Аппликация:

  • «Дерево из крошек сухих листочков»

Цель: знание свойств бумаги, способы и приёмы работы с бумагой; умение использовать знания о свойствах бумаги при работе с ней; работать с различными видами бумаги, применяя изученные приёмы; делать элементарные поделки, используя изученные техники.

  • «Веточка спелой рябины» (Самоклеющаяся бумага, бисер)

Цель: знание свойств бумаги, способы и приёмы работы с бумагой и бисером; умение использовать знания о свойствах бумаги при работе с ней; работать с различными видами бумаги, бисера, применяя изученные приёмы; делать элементарные поделки, используя изученные техники.

  • «Осенний букет из сухих листьев»

Цель: знание свойств листьев и их отличие от бумаги; умение работать с листьями; умение делать поделки, используя изученные техники; умение удобным для себя способом делать аппликацию.

  • «Осенний букет»

Цель: знание особенностей и свойств семян; знание последовательности выполнения аппликации; умение делать поделки-аппликации из семян различными способами, учитывая особенности и свойства семян; умение выбирать удобный для себя способ выполнения аппликации.

  • «Берёза из ватных дисков»

Цель: умение удобным для себя способом соединять между собой различные материалы и использовать их для поделок, применяя изученные технологии.

Дидактические игры:

- «Назови части предмета»

Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части.

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

- «Придумай слова, в которых звук – будет в начале, в середине, в конце».

Цель: Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком в начале слова, в середине слова и в конце слова.

Эта игра может проводиться по любой теме: овощи, транспорт, посуда, мебель и т.д. Воспитатель предлагает детям задание: «Придумайте и скажите, в названии каких овощей и фруктов есть звук «к» в начале слова. (Картофель, капуста, кукуруза, кабачок и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в середине. (Редька, репка, свекла, морковка и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в конце слова. (Лук, чеснок).

- «Что лишнее?».

Цель: совершенствовать  доказательную форму речи.

 Воспитатель выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну лишнюю.  Подобная игра может проводиться по многим темам: овощи, фрукты, транспорт, игрушки, посуда, мебель, птицы и т.д.

- «С какой ветки детки?».

Цель:  совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать

                    прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя.

Ход игры

Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три - такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.

-«Найди дерево по описанию»

Цель:  учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.

Материал: деревья на уличной площадке.

Ход игры

Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.

Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.

Игра продолжается, пока дети не устанут.

Подвижные игры:

  • «Солнышко и дождик»

Цель:  Учить детей ходить и бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

  • «Осенние листочки»

Цель: Обучение  бегу, развитие быстроты и ловкости.

  • «Перелёт птиц»

Цель: Развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице.

  • «Вершки – корешки»

Цель:  закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

  • «Листопад»

Цель: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».

В работе с родителями:

-Была проведена выставка на тему «Фото рамки  из сухих листьев», выполнена семьями воспитанников из бросового материала.

-Оформление фотовыставки «Наша осенняя прогулка», где показаны разные виды деятельности во время прогулки.

-Спортивно – музыкальное развлечение «Царь Горох и приключение одной горошины».

-Презентация проекта «Опавшие листья».

Результат проекта:

Проект «Опавшие листья» реализовал поставленные задачи.

 В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в природе связи и отношения. Удалось сформировать предпосылки поисковой деятельности. Работа над проектом способствовала развитию творческого мышления и воображения.

В процессе работы над проектом, повысилась самооценка детей (возрос авторитет среди сверстников). Удалось активизировать 70% родителей (с огромным удовольствием принимали активное участие в оформлении развивающей среды.)

Литература:

  • Программа «от рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы)
  • Детские произведения поэтов и писателей России
  • Комплексная программа по развитию речи дошкольников (Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина)
  •  «В школе и на отдыхе» (М.А.Бесова)
  • «Учимся общаться с ребенком» (В.А. Петровский, А.М. Виноградова)
  • «101 игра, развивающая интеллект» (Б. Шер)
  • «Говорим правильно в 5-6 лет» (О. С. Гомзяк)
  • «Учите, играя» (А.И. Максаков, Г.А. Тумакова)
  • Программа по формированию математических представлений  (Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина)
  • Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников  (Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная непосредственно организованная образовательная деятельность. Образовательная область ,, Труд". Художественный труд. Тема ,, Осенние листья" ( техника квиллинг). Подготовительная группа.

Бумагокручение или квиллинг -- очень простой  и красивый вид ремесла, не требующий больших затрат. Приемы работы в данной технике очень просты и доступны детям для понимания. Развивает мелкую мот...

Мастер-класс дл детей и родителей "Рисование листьями"(подготовительная группа).

Этот мастер-класс мы проводили осенью, здесь показана , достаточно, необычная техника рисования листьями....

Аппликация на тему «Портрет» с использованием осенних листьев. Подготовительная группа.

Осень рисует листьями прекрасные картины природы... А может-быть у нас тоже получится? Давайте сделаем из листьев портрет самой осени? Какая она, осень? Может быть, немного грустная и строгая, или, на...

Аппликация "Ковер из осенних листьев" подготовительная группа

Аппликация "Ковер из осенних листьев" подготовительная группа...

Рисование на тему «Осень на опушке краски разводила» (печать листьями) Подготовительная группа.

Рисование  на тему «Осень на опушке краски разводила»(печать листьями)Подготовительная группа....

Конспект ООД Образовательной области "Познание" с элементами исследовательской деятельности "Куда деваются листья? (подготовительная группа)

Цель данного материала - познакомить детей с процессом почвообразования, важности перегнивания растительных остатков для формирования плодородия почвы....