Проект "Круглый год"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Никольская Любовь Владимировна

Долгосрочный познавательно-творческий проект, посвященный изучению сезонных изменений в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektkruglyygod.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей 4 - 5 лет «Круглый год».

Данный проект посвящен изучению сезонных изменений в природе. В ходе проекта будут задействованы все основные виды детской деятельности. Особое внимание уделяется взаимодействию с семьями детей, привлечению родителей к образовательному процессу, организации совместного творчества детей и их родителей. Проект непосредственно образовательной деятельности в ДОУ был разработан  в соответствии со всеми федеральными требованиями. Тема проекта «Круглый год», выбрана  была неслучайно. На мой взгляд, тема времен года очень ёмкая, она включает в себя фундаментальные знания о мироустройстве, и дает прекрасный материал для творчества.

Тип проекта: познавательно-творческий.  Долгосрочный

Цель: воспитать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи проекта:

  • познакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;
  • научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;
  • формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;

Участники проекта: воспитатели группы, дети средней группы, родители. 

Методы реализации проекта:

  1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  2. Составление плана проекта.
  3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
  4. Обсуждение проекта с воспитателем, музыкальным руководителем.
  5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  6. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
  7. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  8. Презентация проекта.

План проекта  «Круглый год» в I средней группе ГБДОУ Детский сад №4.

Время проведения

Мероприятие в группе

Деятельность на прогулке

Взаимодействие с родителями

осень

сентябрь

Беседа с детьми о лете. Что мы делали летом. Выявление знаний детей о лете.

Уход за клумбами детского сада: польем все вместе цветочки, принесем новой земли на грядки

Организация выставки поделок, которые дети изготовят совместно с родителями: «Вот какое наше лето».

Рисуем лето под музыку.

Закрепление примет лета, цветов свойственных лету.

Волшебная мозаика. Дополняем вместе заготовленный шаблон (контуры: земля, небо, дерево, река) необходимыми свойственными лету цветами.

Подвижные игры на летнюю тематику.

Сбор природных материалов для поделок к выставке

Проведение выставки «Вот какое наше лето»

октябрь

«Осень к нам пришла» Презентация по ознакомлению со временем года Осень.

Знакомство с календарем наблюдений за погодой. (Далее каждый день делаем отметки о природных изменениях.)

Заучивание стихов про осень.

Экскурсии по территории детского сада. Наблюдение за изменениями в природе, за поведением птиц и животных.

Трудовые поручения: возьмем грабли и будем  сгребать листики, чистить дорожки.

Консультация для родителей «Полезные игры»

«У каждого времени года свое настроение».

Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Золотая осень». Прослушивание музыки Чайковского «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»

Волшебная мозаика. Достаем нашу общую «летнюю» мозаику и вносим исправления: добавляем больше красных и желтых красок

Сбор осеннего природного материала для поделок и яркого осеннего гербария

«Украсим нашу группу сами.»  Делаем вместе для группы осеннее дерево из собранных и засушенных листьев.

ноябрь

«Что нам осень подарила»

Презентация. Закрепление знаний о различных овощах и фруктах, ознакомление с различными видами грибов. Дидактическая игра «угадай гриб»

Позаботимся о птицах, запасем для них на зиму сушеных ягод.

Организация подготовки к выставке «Осенний натюрморт»;


Акция  «Сделаем сами кормушки для птичек своими руками»

«Заготовки на зиму для нас и наших братьев меньших»

творим из природных материалов.

Сочинение с драматизацией сказки, где герои готовились к зиме.

Развесим совместно с родителями сделанные кормушки для птичек на территории детского сада

Выставка  «Осенний натюрморт»,  конкурс стихов и загадок про осень, вручение призов.

зима

Декабрь

«Зима на дворе, все деревья в серебре». Презентация по ознакомлению со временем года Зима.

Заучивание стихов про зиму.

Экскурсии по территории детского сада, наблюдения за сезонными изменениями, за изменениями в одежде прохожих.

Подготовка к выставке зимних поделок  «Вихри снежные».



Конкурс новогодних украшений.

Волшебная мозаика. Вносим изменения в осеннюю мозаику, преобразуем осень в зиму.

Продолжить прослушивание цикла П.И.Чайковского  «Времена года», сравнить летние, осенние и зимние мотивы.

Рисуем зиму под музыку и с опорой на мозаику.

Трудовые поручения: возьмем лопатки,  почистим дорожки от снега.

«К нам идет Новый Год!» Беседа о празднике, о елочке. Совместное украшение группы.

Январь

Игра-развлечение «В гостях у снежной королевы», закрепить и расширить знания о зимнем лесе и животных зимой.

Акция «Поможем птичкам перезимовать»

Консультация для родителей «Если хочешь быть здоров»

Экспериментирование со снегом, изучение его свойств.

Совместное сочинение сказки, где главными героями были снежинки

Наблюдения за снегом в разную погоду, экспериментирование с его свойствами

«Осторожно, сосульки!» Презентация по зимней технике безопасности .

Февраль

Выставка  «Вихри снежные»,  конкурс стихов и загадок про зиму, вручение призов.

«Совместно с родителями: «Конкурс зимних игр и забав

Подготовка фотоотчета

«Что мы делали зимой»

Развлечение с элементами фольклора «Проводы русской зимы»

«Весна идет весне дорогу». Презентация по ознакомлению со временем года Весна.

Чтение худ. литературы о весне

Экскурсии по территории детского сада, наблюдения за сезонными изменениями, за изменениями в одежде прохожих.

Волшебная мозаика. Превращаем  зиму в весну.

весна

Март

Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая вода»

Продолжить прослушивание цикла П.И.Чайковского  «Времена года», сравниваем мотивы всех времен года. Под весеннюю мелодию рисуем картинку о весне с опорой на мозаику.


Сбор природного материала для поделок.

Подготовка к выставке весенних поделок «Первые лучи»

«Огородик на окошке». Совместная деятельность. Дальнейший ежедневный совместный уход за огородиком.

Чтение сказок о весне, драматизация одной наиболее понравившейся.

Трудовая деятельность: возьмем грабли и уберемся  сами на участке

Аппликация из природного материала с элементами рисования «Весна проснулась».

Апрель

Игра «Путешествие в весенний лес». Знакомство с весенним лесом, с жизнью лесных зверей в весенний период.

Подвижные игры весеннего содержания.


Акция «Прекрасная клумба – общее дело» Совместное выращивание детей с родителями рассады для  клумбы на участке группы

Выставка весенних поделок «Первые лучи», конкурс стихов и загадок про весну, вручение призов.

«Скоро снова будет лето». Беседа с показом слайдов.

Рассматривание картины А.А.Пластова «Сенокос».

Разучивание стихов и песен о лете.

Акция «Прекрасная клумба – общее дело»

Высаживание выращенной дома рассады на клумбы детского сада, последующий ежедневный уход за растениями.

Волшебная мозаика. Весна превращается в лето.

Май

Чтение художественной литературы о лете. Драматизация понравившегося произведения.

Экскурсии по территории детского сада, наблюдения за сезонными изменениями, за изменениями в одежде прохожих.

Игра «Едем в деревню к бабушке отдыхать, будем ей по хозяйству помогать». Систематизация знаний о жизни в деревне, домашних животных и культурных растениях.

Обобщающее занятие – презентация «Круглый год». Подготовка к открытию музея «Круглый год».

Конкурс летних игр и забав

Торжественное открытие музея «Круглый год». Чтение стихов детьми из цикла С.Я. Маршака «Круглый год». Вручение благодарностей.

Совместная интеллектуальная игра детей и родителей по временам года.

Ожидаемые результаты проекта:

  • тематические выставки детских работ;
  • создание музея природы и сезонных изменений под названием «Круглый год»; 
  • Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей;
  • Обогащение  знаний детей о природе и сезонных изменениях;
  • Обогащение эмоционального восприятия детьми природы через знакомство с классической музыкой и художественным творчеством;
  • Обогащение экологических представлений детей, воспитание желания ухаживать за растениями и животными, соседствующими с нами, помогать им.

 Список литературы:

  • Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва: ТКО “АСТ”, 1996.
  • Волина В. Загадки от А до Я. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
  • Волина В. Поговорки от Егорки. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
  • Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стихи о временах года. М., 2004.
  • Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999.
  • Энциклопедия. Живой мир. Москва: “РОСМЕН”, 1996.