Экологическая тропа в МАДОУ №1 "Сказка"
методическая разработка (окружающий мир) по теме
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми. Значение тропы разнообразно:проведение воспитательно - образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №1»Сказка»
Паспорт экологической тропы
г. Приморско – Ахтарск
Экологическая тропа как элемент развивающей среды
Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого.
Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.
На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Экологическая тропа МАДОУ №1 «Сказка» – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.
В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, различные виды деревьев, растения краснодарского края.
В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.
При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.
Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – проявляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Основные характеристики экологической тропы
Вид тропы: экологическая.
Место нахождения: г. Приморско - Ахтарск, ул. Братская № 67, территория МАДОУ №1 «Сказка»
Год закладки: 2013г.
Состояние тропы: хорошее
Протяженность: метров
Режим пользования: познавательные экскурсии, исследовательская деятельность.
Запрещается: ломание веток, срывание растений, ловля насекомых, загрязнение окружающей среды.
Краткое описание границ маршрута: начало маршрута от хозяина тропы – Старичка-Лесовичка, затем движение по территории вокруг детского сада: липовая аллея, муравейник, зеленая аптека, берёзовая роща, птичья столовая, огород, экспериментальная лаборатория, ягодник, ирисовая аллея, плакучая ива, фонтан желаний, Старичок-Лесовичок - хозяин тропы.
Назначение экологической тропы: познавательное, развивающее.
Цель тропы: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
Основные задачи тропы:
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребёнка.
- Познакомить с разными объектами живой природы, показать её взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребёнка с природой безопасным для ребёнка и самой природы.
- Формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Формировать умения передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Организация работы с детьми.
Экологическая тропа в ДОУ позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и целей педагога. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же вы преследуете конкретную цель (например, при помощи луп исследовать пень), то ограничитесь только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
В МАДОУ №1 «Сказка» своеобразные эколого-оздоровительные походы по тропинке осуществляют воспитатели, физ. руководитель.
Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:
- экологические беседы;
- наблюдения в природе;
- уроки доброты;
- экскурсии в природу;
- целевые прогулки;
- КВН, викторина, «Поле чудес»;
- познавательные вечера;
- экологические конкурсы;
- экологические акции;
- решение экологических ситуативных задач;
- чтение художественной литературы;
- детские проекты;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- трудовой десант;
- труд в природе;
- зеленый патруль;
- клуб исследователей природы;
- «Красная книга природы»;
- «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);
- составление экологических карт;
- ведение фенологического творчества;
- коллекционирование;
- выставки и экспозиции;
- экологические развлечения, досуги, праздники;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);
- экологические сказки;
- инсценировки, театрализации.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:
- взросло-детские проекты;
- КВН, викторина;
- изготовление поделок, рисунков;
- субботники по облагораживанию территории детского сада;
- участие в конкурсах;
- участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;
- фотовыставки;
- изготовление экологической газеты;
- изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);
-общение в интерактивном режиме об экологическом образовании и развитии детей на сайте детского сада.
История создания экологической тропы в МАДОУ № 1 «Сказка»
При выборе маршрута и объектов экологической тропы мы руководствоваться критериями:
- включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов;
- их доступность, стимулирующая активность, познавательный интерес ребенка.
При создании экологической тропы учитывались определённые условия:
- естественный ландшафт;
- организация разнообразной эколого-ориентированной деятельности детей: поисково-познавательной, трудовой, художественной в интегрированных формах.
Экологическая тропа создавалась последовательно:
- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов (возле каждого объекта тропы выставляется табличка с номером объекта);
- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов;
- выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – «Старичка-Лесовичка», который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;
- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома;
- составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Как на начальной, так и на конечной точке маршрута, отметили хозяина тропинки – «Старичка-Лесовичка». Таким образом, «хозяин» встречает, сопровождает и прощается с ребятами на своей тропинке.
Хорошим помощником «хозяину тропинки» служит «экологический почтальон» - Ворона. С её помощью он присылает ребятам задания и приглашает в гости. За оказанную ему помощь, сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы: конфеты, орехи на деревьях и т.п.
К выбору объектов и оформлению тропы были привлечены дети. Они предложили различные объекты, сделали интересные предложения, которые мы учли при создании маршрута. Тем самым ребята почувствовали свою причастность к организации тропы, по-особенному отнеслись к ней, считают её своей, проявляют большой интерес к путешествиям по экологической тропе.
Возле каждого объекта тропы выставляется табличка с номером объекта.
Объекты экологической тропинки дают большие возможности для:
- сенсорного развития ребенка;
- для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием «Старичка-Лесовичка»;
- эмоционального развития детей;
- формирования чувства близости к природе и сопереживания живым существам.
Объекты экологической тропы в МАДОУ № 1 «Сказка»
№ объекта | Название объекта | Содержание работы (экскурсии, исследования, наблюдения) |
«Старичок-Лесовичок» - хозяин тропы | Лесовичок помогает проводить занятия на тропинке. Периодически он «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей — просьбы Лесовичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях. | |
2. | Домик «Старичка-Лесовичка» | Именно в домике «оживает» Лесовичок и ведёт детей по тропе, задавая вопросы, загадывая загадки и т.д. |
3. | Кустарник-бирючина | В игровой форме познакомить детей с кустарником, историей её произрастания, лекарственных свойствах. Довести до сведения детей, что бирючина не только лекарственное растение, но и ядовитое. |
4. | «Казачий курень» | Расширить представления детей о быте казаков, казачьей кухни. Прививать бережное отношение к традициям родного края. |
5. | «Уголок нетронутой природы» - зона разнотравья. | Познакомить детей с типичным составом флоры и фауны Краснодарского края, большим количеством злаковых, например ковылей, множеством видов сложноцветных, бобовых, зонтичных, здесь растут скабиоза, коровяки, ворсянка, лапчатки, лабазники, лютик, цикорий, одуванчики, подорожник. Закрепить знания детей о насекомых, встреченных в зоне разнотравья. |
6. | Липовая роща | Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки. Учить детей различать деревья по внешним признакам. Воспитывать бережное отношение к природе. |
7. | «Трухлявый пень» и его обитатели | Формировать знания детей о том, что пень – жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе. Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками сверкает лишайник — степная золотянка. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-усачи и другие насекомые. В солнечный день на пне можно встретить прыткую ящерицу, снующую взад-вперед, клопов-«солдатиков», муравьев. |
8. | «Сухое озеро Надежды» | Формировать представление детей об искусственном озере. Познакомить детей с растениями растущими около него. Закрепить названия насекомых, обитающих в камнях. |
9. | Зимующее растение «Хоста» | Познакомить детей с красивым растением – хостой, строением куста, формой листьев и соцветий. Углубить знания детей о разнообразии видов этого растения, средой произрастания, способами ухода за ним. Формировать желание у детей беречь и заботится о растениях. |
10. |
«Царство пней» | Предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей. |
11. | «Убежище червей» | Формировать знания детей о среде обитания дождевых червей, о строении его тела. Закрепить знания детей о пользе червей в природе. |
12. | Муравейник | Углубить знания детей о месте обитания муравьёв, их образе жизни. Сформировать представление о роли муравьёв в жизни растений. Воспитывать бережное отношение к насекомым. |
13. | Дикий виноград. Многолетнее растение «Тыкома» | Систематизировать и обобщить представления детей о диком винограде, месте его произрастания, его признаках (строение и название ствола, форма листа, и т.д.) Установить связь между особенностями внешнего вида и средой обитания. Познакомить детей с растением «Тыкома», Формировать представление детей об основных факторах условий произрастания растения. Расширить представления детей о многообразии растительного мира. |
14. | Конский каштан | Формировать знания детей о названии дерева, строении листьев, соцветий, плодов. Познакомить детей с историей появления дерева в России. Уточнить, что конский каштан относится к «плачущим» перед дождём деревьям. Расширить знания детей об лекарственных свойствах плодов и листьев каштана. |
15. | «Весёлая семейка» | Уточнить у детей представление о цветниках, о названиях растений, их строении, способах ухода и условиях роста. Учить понимать пользу природы для хорошего настроения и самочувствия. |
16. | «Страна вопросов и ответов» | Развивать у детей память, внимание, мышление, речь путём участия их в экологических викторинах, КВН-ах. Учить отгадывать загадки, закреплять знания о животном и растительном мире. Развивать любовь к природе путём разучивания стихов, пословиц и поговорок, чтения потешек. Дать возможность организации сюжетно – ролевых игр. |
17. | Зелёная аптека Календулы | Расширить знания детей о лекарственных растениях. Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года. На участке с лекарственными травами: (фито-огород) можно выращивать: мяту перечную, календулу лекарственную, подорожник, душицу, мать-и-мачеху, тысячелистник обыкновенный, и др. Детей знакомят со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней. |
18. | Метеостанция | Формировать знания детей о состояниях погоды. Познакомить с приборами, с помощью которых можно определить направление и силу ветра, измерить количество осадков |
19. | Берёзовая роща | Наблюдать за березами разного возраста и разной толщины. Учить сравнивать, по внешнему виду, деревья лиственных и хвойных пород. Закрепить знания детей о внешнем виде берёзы, её строении, форме листьев и веток. Систематизировать наблюдения за берёзой в разные времена года. Учить детей делать выводы. |
20. | Рябинка | Дети исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябины изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью. |
21. | Платан | Углубить знания детей о дереве – платан. Познакомить с родиной платана, условиями произрастания. Формировать знания детей о строении ствола, форме листьев, строении плодов. Учить сравнивать лист клёна и лист платана. Познакомить детей со свойством дерева – сбрасывать кору в летнее время года. |
22. | Плодовые деревья | Сравнить культурное и дикорастущее дерево. Учить по внешнему виду определить и назвать дерево. Формировать знания детей, для чего нужны культурные растения? На примере яблони изучается явление - листопад: как изменили цвет листья осенью? Где их теперь больше! — на дереве или под ним? Почему? Дошкольники сравнивают живой и опавший листики, рассматривают плоды. Кому они еще нужны, кроме человека? |
23. | Птичья столовая | Познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Наблюдение за жизнью птиц в разное время года: от постройки гнезда до появления птенцов. Рассказать детям о том, какое значение имеет аист в жизни людей. |
24. | «Невеста» | Формировать знания детей, чем отличаются дерево и куст. Закрепить знания детей о кусте с народным названием «Невеста», объяснить причину такого названия. Научить детей любоваться природой, видеть её красоту. Систематизировать наблюдения за кустом в разные времена года. Закрепить знания детей о внешнем виде куста, строении его веток и цветов. |
25. | Аллея хвойных деревьев | Знакомство с хвойными деревьями начинается со средней группы. Закрепить знание детей, что ель и сосна – хвойные деревья, рассмотреть хвоинки, сравнить обычные листья и хвою, изучить кору, ветки, шишки. Сравнить и найти отличия между елью и сосной. |
26. | Голубая ель | Закрепить знания детей о хвойных деревьях, их строении. Научить сравнивать хвойные деревья между собой, находить сходства и отличия, делать выводы. Познакомить детей с разновидностью елей – голубой елью. Формировать знания об её особенностях. |
27. | Барометр | Познакомить детей с прибором, указывающим состояние погоды. Формировать знания детей об истории его происхождения, свойствах его работы. |
28. | Огород | Продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними. Вызвать интерес к выращиванию овощных культур. Вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях. |
29. | Экспериментальная лаборатория | Формировать интерес детей к опытно - экспериментальной деятельности. Углубить представление детей о составе почвы, воды, песка. Учить детей, с помощью лупы, исследовать семена растений, кору деревьев, листья деревьев, песок, землю, глину, снег, воду, и т.д. |
30. | Ягодник | Обобщить знания детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья людей. Плодово-ягодные кустарники (малина, смородина – черная и красная, крыжовник, виноград) Беседа с использованием художественного слова, рассматривание листьев и плодов, сравнение. |
31. | Розарий. | Углубить знания детей о цветах. Учить находить отличия и сходства в строении стеблей и цветков. Закрепить знания детей о «королеве» цветов – розе, о её разновидностях. Познакомить с определёнными свойствами строения стебля. Учить детей любоваться природой. Вызвать желание защищать природу. |
32. | Альпийская горка | Формировать представления детей об «альпийской горке», как разновидности цветника. Дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки» (сочетание объектов живой и неживой природы). |
33. | Канадский клён | познакомить детей с редким деревом – канадский клён. Расширить знания детей о дереве, найти отличия в строении ствола, кроны, листьев, семян с обыкновенным клёном. Познакомить детей с родиной канадского клёна, с историей появления его в России. |
34. | Ирисовая аллея | Учить детей наблюдать за ирисами, его листьями и цветами в разное время года. Формировать знания детей о цветах, их строении. Учить детей любить и беречь природу. Вызывать желание заботится о ней. |
35. | Ясень | Закрепить знания детей о ясене. Способствовать формированию представлений детей о месте его произрастания. Учить детей сравнивать ясень с берёзой и рябиной . Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения; применять знания о влиянии различных условий (влаги, освещения, температуры…) на состояние растений и уметь помогать растениям, выбирать инструменты и материалы; воспитывать интерес к деревьям, как живым существам, желание узнавать, как они себя чувствуют и помогать соответствующим образом. |
36. | Сирень | А какой же уголок без сирени! Этот кустарник распространяет свой аромат на большие расстояния. Очень интересно наблюдать за появлением красивых соцветий, которые бывают разными: белыми, розовыми, слегка фиолетовыми. Объектом исследования являются и сами небольшие цветочки: дети ищут цветочки по четыре и пять лепесточков. |
37. | Калина | Закрепить знания детей об отличиях деревьев от кустов. Формировать знания детей о том, что калина – куст. Углубить знания о лекарственных свойствах калины (листьев, веточек, плодов). Систематизировать наблюдение за калиной в разные времена года. |
38. | Туя | Познакомить детей с хвойным деревом – туя. Закрепить знания детей о вечнозелёных растениях, свойствах, признаках. Рассмотреть с помощью лупы листья, плоды, сравнить тую с другими хвойными деревьями. Учить детей анализировать, делать выводы. |
39. | «Дерево мудрости» | Формировать знание детей о названии дерева, о строении кроны, учить описывать дерево (у ивы серебристый, шершавый ствол, гибкие ветки, украшенные узкими продолговатыми листьями. Дерево любит влажную почву и растет по берегам рек, озер, ручьев.) |
40. | Болотце | Наблюдение за количеством воды в разное время года. Познакомить детей с обитателями болотца (лягушками, личинками насекомых, растительностью). Учить с помощью лупы рассматривать водоросли, анализировать увиденное, делать выводы. |
41. | Ландыши | Углубить знания детей о весенних цветах, закрепить их названия, состав, особенности. Формировать знания детей о лечебных свойствах ландыша. Учить детей любоваться природой, её красотой, вызывать желание беречь и заботится о ней. |
42. | Загадочная «Юкка» | Познакомить детей с южным растением – юкка. Формировать знания детей о родине растения, условиях его произрастания. Изучить растение и сравнить с другими, найти похожие по внешнему виду и признакам (короткий стебель, острые листья, и др.) |
43. | «Фонтан желаний» | Углубить знания детей о растениях цветущих в разные времена года. Систематизировать наблюдение за зоной в течении всего года. Учить детей собирать семена, хранить их и сеять в определённое время. В экспериментальной лаборатории проводить опыты по проращиванию семян цветов. |
44. | Цветочные клумбы | Развивать бережное отношение к природному окружению, интерес к природе, выращиванию декоративных растений. Дать понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков. Формировать желание оказывать пассивную помощь взрослым в экологической деятельности. Закрепить правила ухода за растениями во время посадки и полива. |
Правила поведения на экологической тропе
Я сорвал цветок –
И он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня
на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться
к красоте
можно только сердцем.
П.Гвездослав
- Поздоровайтесь с хозяином тропы!
- Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
Шум не помощник в познании природы, слушай голоса леса. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
- Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
- На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
- С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.
- С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Предварительный просмотр:
Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе
Организованное обучение | Совместная деятельность |
Сентябрь | |
1. Работа дежурных в уголке природы. Цель: Познакомить детей с приемами ухода за растениями и названиями обитателей уголка природы, их основные потребности. Учить, как надо поливать, рыхлить землю, мыть листья, ухаживать за ними. Воспитывать бережное и внимательное отношение ко всем обитателям уголка природы. Дидактическая игра «Чем их накормить?» Рисование растений уголка природы. | 1. Дидактическая игра «Зоопарк» Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним. 2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей. |
Октябрь | |
1. Планета Земля в опасности. Цель: Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Учить ориентироваться на глобусе (вода, суша, полюсы). На планете живет очень много разных живых существ, растут растения и всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представления о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Словесно-дид. игра «Подбери признак». Опыт: «Пламя загрязняет воздух». 2. «Природа – чудесница». Цель: Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы. Развивать творческое воображение, фантазию. С помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному. Д/ игра «Ты чей, листок?». Опыт: «Длина тени». | 1. Дидактическая игра «Где растет?». Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность. 2. Настольно-печатная игра «Собери грибы в лукошко». Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу. |
Ноябрь | |
1. Природа живая и неживая. Цель: Формировать представления детей о природе живой и неживой; научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; развивать логическое мышление детей; развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать, сопоставлять: воспитывать желание оказывать посильную помощь природе. Д/игра «Живое и неживое». Опыт: «Свойства песка». 2. Дикие животные готовятся к зиме. Цель: Уточнять знания детей о диких животных наших лесов, выделять и характеризовать особенности внешнего вида животных. Обобщать представления детей об образе жизни и поведении диких животных в зимний период. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. Загадки-описания «Когда это бывает?». Опыт: «Сохраняет ли шуба тепло». | 1. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь. 2.Дидактическая игра «Угадай по описанию». Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь. |
Декабрь | |
1. Обитатели уголка природы. Цель: Уточнять и закреплять знания детей об обитателях уголка природы (виды растений, животных). Формировать представления детей: растения и животные – живые существа, у них есть потребности в определенных условиях (тепло, свет, вода, пища, почва, и т.д.). Расширять представления детей о пользе для здоровья человека нахождение его в помещении, где есть разнообразные растения, красивый аквариум, поющие птицы. Воспитывать бережное отношение к обитателям уголка природы, заботиться о них. Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются?». Опыт: «Выращивание растений из морковных верхушек». | 1. Дидактическая игра «Наши друзья». Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним. 2. Настольно-печатная игра «Ботаническое лото». Цель: Закрепить знания детей о растениях, и месте произрастания этих растений (сад, огород, цветник, лес, поле, луг, водоем). |
Январь | |
1. Экскурсия в зимний парк. Цель: Развивать наблюдательность у детей, чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц в зимний период. Воспитывать любовь и интерес к природе родного края. Развивать речь, умение анализировать и делать элементарные выводы. Игра «Где спрятался зайчик?». Опыт: «Греет ли солнышко зимой?». | 1. Настольно-печатная игра «Прогулка в лес». Цель: Уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям. 2. Настольно-печатная игра «Зоологическое лото». Цель: Развивать и закреплять знания о диких животных разных климатических зон, и о местах проживания этих животных. |
Февраль | |
1. Рассматривание веток деревьев. Цель: Уточнять представления детей о деревьях, их строении, жизни в зимний период. Закреплять знания детей о том/, что дерево – живой организм, который нуждается в воде и тепле. Воспитывать бережное отношение к деревьям зимой, любовь к природе родного края. Д/игра «Магазин «Семена»» (семена деревьев). Опыт: «Зеленые веточки» (для деревьев нужно тепло и вода). 2. Чистая вода – богатство страны. Цель: Закреплять представления детей о планете Земля. Расширять представления детей о видах, в которых существует вода в окружающей среде. Расширять знания детей о роли воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды. Словесно-дид. игра «Кому нужна вода?». Опыт: «Уводы нет вкуса, нет запаха». | 1. Дидактическая игра «С какой ветки детки?». Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке. 2. Настольно-печатная игра – лото «Когда это бывает?» Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года. |
Март | |
1. Водоемы родного края. Цель: Учить детей грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания. Воспитывать бережное отношение к природе. Совершенствовать знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. Загадки-описания «Мы – водные животные». Опыт: «Вода испаряется» (Круговорот воды в природе). | 1. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных). 2. Дидактическая игра «Рассели животных по домам». Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь. |
Апрель | |
1. «Насекомые». Цель: Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Развивать логическое мышление. Учить отвечать на вопросы. Активизировать память и внимание детей. Словесно-дид. игра «Четвертый лишний». Опыт: Выяснение причин выхода червей во время дождя на поверхность земли. 2. КВН «Друзья природы». Цель: Обобщать и систематизировать представления детей о поведении и образе жизни диких и домашних животных. Закреплять знания детей о природе, о природных явлениях, о связях в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях наших меньших. | 1. Дидактическая игра «Цветочный магазин». Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду. 2. Настольно-печатная игра «Прогулка в лес». Цель: Уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям. |
Май | |
1. «Весна – красна». Цель: Уточнять знания детей о последовательности весенних изменений в живой и неживой природе. Продолжать учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе. Познакомить с образом весны в произведениях искусства. Воспитывать чувство прекрасного и любви к природе. Д/игра «Когда это бывает?». Опыт: «Гром и молния» (с воздушными шарами). | 1.Дидактическая игра «Соберем урожай» Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле). 2.Дидактическая игра «Съедобное – не съедобное» Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию. |
Перспективный план по экологическому воспитанию в младшей группе
Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе
Организованное обучение | Совместная деятельность | |
Сентябрь | ||
Цель: Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
Цель: Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию | «Четвертый лишний»(овощи) – учить замечать ошибки , развивать наблюдательность. | |
Октябрь | ||
Цель: .Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
Цель: Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. | «К дереву беги» - ,закреплять знания о деревьях которые растут на участке; учить быстро ориентироваться в них находить нужное дерево. | |
Ноябрь | ||
Цель: Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.
Цель: Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. | «С какой ветки детки» - закреплять знания о названии деревьев о плодах, | |
Декабрь | ||
Цель: Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. | «Кто в домике живет (сл.игра) - закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. | |
Январь | ||
Цель: Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"
Цель: Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | «Кто, где живет» (насекомые) – закреплять знания о насекомых (бабочке, муравье, пчеле, червяке) месте их обитания. | |
Февраль | ||
Цель: Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Цель: Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | «Отгадай загадки об овощах» - учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова. | |
Март | ||
Цель: Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
Цель: Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. | «Магазин цветов» (комнатные растения) - учить описывать растение, который надо купить. | |
Апрель | ||
Цель: Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Цель: Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. | «Какую пользу приносит» (дом. животные) - закреплять знания о домашних животных, и пользе, которую они приносят. признакам. | |
Май | ||
Цель: Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)
Цель: Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | «Четвертый лишний» (дикие животные) - учить замечать ошибки, развивать наблюдательность. |
Перспективный план по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Организованное обучение | Совместная деятельность | |||
Сентябрь | ||||
Цель: Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия (у злаков). Познакомить с технологиями заготовки плодов на зиму; изготовления хлеба (современная и старокубанская).
Цель: Продолжать знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о правилах сбора растений. Обогащать словарь детей за счет слов названий грибов и ягод. Выделить среди их разнообразия те, которые встречаются на Кубани. Воспитывать бережное отношение к природе. | «Четвертый лишний»(овощи) – учить замечать ошибки , развивать наблюдательность. | |||
Октябрь | ||||
Цели: Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды; познакомить детей с круговоротом воды в природе; дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях. Развивать речь, мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.
Цели: Продолжать знакомить детей с рыбами рек и озёр. Учить отличать морскую и речную рыбу; закреплять знания о других обитателях водоёмов (лягушках, пиявках, раках); обогащать словарный запас; воспитывать экологическую культуру. | «К дереву беги» - ,закреплять знания о деревьях которые растут на участке; учить быстро ориентироваться в них находить нужное дерево. | |||
Ноябрь | ||||
Цели: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; о природном явлении «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям. Формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию.
Цели: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Учить замечать красоту осенней природы. | «С какой ветки детки» - закреплять знания о названии деревьев о плодах, | |||
Декабрь | ||||
1. «Зимушка – зима» Цели: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Обогащать и активизировать словарь; развивать умение подбирать образные выражения к описанию зимней природы. 2.«Русский лес. Жители различных этажей леса». Цели: Закреплять и пополнять знания о диких животных средней полосы; определять их приспособленческие особенности к лесной жизни, выстраивать пищевые цепочки; объяснить, что в природе все взаимосвязано, в ней нет «лишних» или «вредных» животных, птиц, насекомых и т.д. Поощрять в детях познавательную активность. | «Кто в домике живет (сл.игра) - закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. | |||
Январь | ||||
Цели: Расширять знания и представления детей о домашних и декоративных птицах; развивать воображение и фантазию; обогащать словарный запас, умение сравнивать, анализировать и делать обобщения. Воспитывать внимательное отношение к природе, умение глубоко чувствовать её красоту.
Цели: Воспитывать у детей познавательный интерес к человеку. На уровне элементарных представлений познакомить детей с органом зрения – глазом. Раскрыть функции и значение органов зрения. Учить беречь своё зрение. | «Кто, где живет» (насекомые) – закреплять знания о насекомых (бабочке, муравье, пчеле, червяке) месте их обитания. | |||
Февраль | ||||
Цели: Дать детям представление о природных условиях тундры, животном и растительном мире. Научить устанавливать взаимосвязь между климатическими условиями и состоянием растений. Активизировать и пополнять словарь детей. Способствовать воспитанию интереса к разнообразию природы.
Цели: Расширять представления детей о жарких странах, о животных, их населяющих. Познакомить с приспособленческими особенностями растений и животных. Развивать любознательность и воспитывать стремление к изучению природы Земли. Обогащать словарь детей. | «Отгадай загадки об овощах» - учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова. | |||
Март | ||||
| «Магазин цветов» (комнатные растения) - учить описывать растение, который надо купить. | |||
Апрель | ||||
Цели: Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно–следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Цели: Продолжать знакомство детей со свойствами лекарственных растений; через постановку проблемных вопросов активизировать умственную деятельность, учить находить выход из сложившейся ситуации; помочь прочувствовать единство и взаимосвязь всего живого на земле. | «Какую пользу приносит» (дом. животные) - закреплять знания о домашних животных, и пользе, которую они приносят. признакам. | |||
Май | ||||
Цели: Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. | «Четвертый лишний» (дикие животные) - учить замечать ошибки, развивать наблюдательность. |
Предварительный просмотр:
Опыты и эксперименты по экологии.
«Вершки - корешки»
Проверить, что раньше появляется из семени?
Бобы, горох, семена огурцов, влажная ткань (бумажные салфетки), зарисовка с использованием символов алгоритма деятельности.
Дети выбирают любые из предложенных семян, помещают на влажную салфетку, салфетку постоянно увлажняют. Ежедневно наблюдают в течение 10-12 дней за происходящими изменениями.
«Солнечные зайчики»
Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях.
Зеркала, любые гладкие предметы.
Взрослый рассказывает и показывает детям, как с помощью зеркала появляется «зайчик» (зеркало отражает луч света, и само становится источником света), предлагает пускать «солнечные зайчики», прятать их (прикрыв зеркало ладошкой). Взрослый предлагает пускать зайчиков на прогулочной веранде, где нет яркого света или в тени. Дети обсуждают, почему «солнечные зайчики» не появляются.
«Испарение влаги с листьев растений»
Проверить, куда исчезает вода.
Растение, целлофановый пакетик.
Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от корней к стеблю, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать (вода с листьев испаряется). Предположение проверяют, надев на листочек целлофановый пакет и закрепив его. Замечают, что внутри пакетик запотел. Спустя несколько часов, сняв пакетик, обнаруживают в нем воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с листочка), почему не видно воды на других листочках (вода испарилась в окружающий воздух).
«Зачем им крылышки?»
Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Плоды-крылатки, вентилятор или веер.
Дети рассматривают семена-крылатки, выясняют, что помогает им рассеяться. Наблюдают за «полетом» крылаток. Взрослый предлагает убрать у них «крылышки». Повторяют опыт, используя вентилятор или веер. Определяют, почему семена клена прорастают далеко от родного дерева (ветер помогает «крылышкам» перенести семечко на большое расстояние).
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки о временах года.
Осень.
Осень – запасиха, зима – подбириха.
Осень – перемен восемь;
Октябрь землю покрыл где снежком, где листом.
Осень идет, дождь за собой ведет;
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Зима.
Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Солнце летом греет, зимой морозит.
Зима – не лето, в шубу одета.
Зима лодыря морозит.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Весна.
Весна днем красна.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Весна – зажги снега, заиграй овражки.
Весенний дождь растит, зимний – гноит.
Весна красна, да голодна.
Лето.
Лето запасает, а зима поедает.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
Летняя неделя дороже зимней.
Летний день – за зимнюю неделю.
Лето работает на зиму.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
«О формах и методах экологического образования дошкольников».
С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30. 03. 1997 № 4/1-6) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
Перечень форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях:
Экологические занятия.
Экологические экскурсии.
Уроки доброты.
Уроки мышления.
Экологические кружки.
Экологические конкурсы.
КВН, аукционы, марафон, викторина.
Экологические акции.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Трудовой десант.
Зеленый патруль.
Клуб последователей природы.
Лаборатория юного эколога.
Составление экологических карт.
Ведение «Панорамы добрых дел».
Ведение фенологических календарей природы.
Коллекционирование.
Экологические выставки и экспозиции.
Экологические музеи.
День (неделя) экологического творчества.
Экологические праздники и фестивали.
Экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирования экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т.д.).
Экологические сказки.
Экологические тренинги.
Инсценировки, театрализации и т.д.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе.
Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.
Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?
Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.
Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?
Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т.д.
Коллекционирование.
Это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы.
Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании («Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»)
Коллекционировать можно все что угодно: запах, звуки, краски природы, открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Уроки мышления.
Усвоение зависимости между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для детей дошкольников тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные
«Как?»; «Почему?»; «Отчего?».
Например, «Почему у елки зеленые иголки?», «Как дышит береза?», «Где ночуют птицы?»
Не следует забывать познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием им природы.
Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формирование у детей чувства природы.
Уроки доброты.
Проводится индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы.
Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.
Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?», «Как заботиться о комнатных растениях?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»;»Чем удивительна лягушка?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.
Экологические экскурсии – экспедиции.
Содержанием экскурсии может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельеф местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.
Во время экспедиции дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекции; исследовать растения, почву, воду в разных условиях.
Для экологических экспедиций требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш; папка для гербария; коробки; пакеты; фотоаппарат и т.д.
Результаты работы оформляются в виде альбома, рисунков, коллекций.
Экологические выставки и экспозиции.
Цель их – ознакомление с придорожными явлениями, недоступные для наблюдения детям.
Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т.д.
На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.
Практическая деятельность детей.
Дети обычно участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадки деревьев, кустарников. Они могут ухаживать за слабыми или больными деревьями на участке, подкармливать птиц. Могут расставить природоохранные знаки, разъяснить их значение малышам.
Особое значение имеют трудовые десанты, рейды, которые планируются раз в неделю. Например: «Посади дерево»; «Санитарный день»; «Покормите птиц зимой»; и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Экологическая тропа МАДОУ № 83 г.Нижнекамск.Татарстан.
Экологиечкая тропа ДОУ 83, г Нижнекамск, ул Баки Урманче, д.5....
экологическая тропа в МАДОУ детский сад №20 "Сказка"
В нашем детском саду летом 2020 года мы реализовали проект "Экологическая тропа". Педагогам, детям и родителям очень понравилось оформлять и создавать объекты экотропы, а потом путешествоват...
Презентация "Экологическая тропинка в МАДОУ д/с "Тополек"
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.Цель: Создание благоприятных условий на территории детск...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....
Проект «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении МАДОУ 49 «Радуга»
Содержание 1. Введение 2. Информационная карта проекта 3. План проекта 4. Реализация проекта 5. Литература Введение Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденц...