Проект «Уважайте светофор»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Формирование устойчивых навыков поведения на дорогах и улицах города детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Уважайте светофор»
Цель: Формирование устойчивых навыков поведения на дорогах и улицах города детей старшего дошкольного возраста
Введение
Обучение детей в детском саду безопасному участию в дорожном движении необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами воспитания и обучения подрастающего поколения.
Жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Это связано с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
В силу своих возрастных особенностей дети не могут запомнить все правила дорожного движения, поэтому наша главная задача – научить ребенка безопасно действовать в любых жизненных ситуациях, и одно из направлений – безопасность на дороге. Разъяснять детям сложные правила дорожного движения, доносить до детей их смысл, опасность несоблюдения правил, выбирать такие формы и методы работы, чтобы дети положительно относились к правилам дорожного движения.
Мы должны научить малышей ориентироваться в любой дорожной ситуации. Выработанные навыки безопасности у детей должны быть устойчивыми.
Среди всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок.
Дети дошкольного возраста часто забывают или вовсе не знают, не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностями взрослых и детей младшего школьного возраста оценивать скорость и расстояние.
Дети дошкольного возраста невысокого роста, они не видны из-за стоящего транспорта, взрослых людей – это является серьёзным препятствием для своевременного обнаружения ребенка водителем на дороге. Малыши иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.
Изучение Правил стало составной частью образовательно-воспитательного процесса, направленного на формирование умений и навыков бережного отношения к своей жизни на дорогах города, осознанного безопасного поведения в транспортной среде.
Проблема: Статистика дорожно-транспортных происшествий, где пострадавшими являются дети, неутешительна. Дорожно-транспортные происшествия с детьми дошкольного возраста происходят по вине взрослых.
И сколько бы люди не придумывали путей выхода из этой ситуации, пока мы не научим ребенка всем этим осознанно пользоваться, самому о себе беспокоиться, понимать свою ответственность за собственную жизнь, не сформируем устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации – данная проблема останется не решенной.
Концепция проекта:
Правила Дорожного Движения являются первым, неотъемлемым от повседневной жизни и наиболее важным правовым актом, с которым человек постоянно и бесконечно часто сталкивается с момента начала и на всем протяжении своей сознательной жизни. Несоблюдение ПДД приводит порой к необратимым последствиям. Внимание, которое уделяется этому вопросу, должно соответствовать его значимости. Общество в период взросления не уделяет должного внимания формированию у ребенка безусловного исполнения требований ПДД.
Соблюдение ПДД являются основополагающим элементом формирования сознания ребенка – пешехода, а в дальнейшем взрослого – водителя – законно послушного гражданина.
В подавляющем большинстве у россиян не сформирована культура взаимоотношений участников дорожного движения. Профилактические мероприятии носят бессистемный, а иногда надуманный характер. Зачастую мероприятия проводятся ради мероприятии. Из –за этого у многих, а тем более у детей, не формируются стереотипы безопасного поведения на дороге.
Отсутствие абстрактного мышления у детей лишает их возможность правильно и быстро оценивать ситуацию. Ребенок понимает реальную опасность, встречаясь на улице со злой бездомной собакой, и не понимает, что движущийся автомобиль значительно опасней и может мгновенно лишить его жизни. Отсутствие у ребенка правильных навыков поведения на дороге рано или поздно приведет к ДТП. Когда? Это вопрос времени.
Достижение поставленных целей в результате реализации предлагаемой программы возможно только в случае целенаправленной, эффективной и многолетней работы по воспитанию культуры поведения на дорогах, прежде всего среди детей младшего дошкольного возраста. Воспитание общей культуры поведения на дороге, это единственно правильный путь, ведущий к снижению количества – транспортных происшествий.
Обучение детей безопасному поведению на дорогах должно начинаться в ДОУ с двух летнего возраста.
Образовательные учреждения обязаны обеспечить изучение Правил дорожного движения во всех дошкольных учреждениях. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Актуальность проекта: Обеспечение безопасности ребенка – дошкольника, формирование навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях с целью предупреждения дорожно – транспортного травматизма.
Идея: Получение первичных знаний, умений, навыков поведения на улицах и дорогах города, в транспорте.
Цель: Формирование устойчивых навыков поведения на дорогах и улицах города.
Задачи проекта:
1. Формировать знания детей о правилах дорожного движения.
2. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
3. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
4. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
7. Создать развивающую среду с целью приобретения опыта поведение на улицах города.
Целевая аудитория:
Дети старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет;
Субъекты реализации проекта:
- Родители, музыкальный руководитель, старший воспитатель, специалисты ДОУ, заведующая, инспектор ГИБДД.
Ожидаемые результаты программы:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Сроки реализации проекта: 2013 -2017 годы
В организации работы следует соблюдать следующие принципы:
- Системность.
- Учет местных условий
- Учет возрастных особенностей в содержании и формах работы.
- Интегрированный подход к организации педагогического процесса.
- Комплексный подход к организации работы.
Место осуществления проекта: ГБДОУ детский сад №74
Формы: Групповая, стабильная, игровая, просветительская, обучающая.
Этапы реализации проекта
Этапы | Мероприятия | Формы работы |
Подготовительный | Создание творческой группы в ДОУ. Подготовка администрации. Обеспечение материально технической базы Работа с родителями Обучение педагогов | Выбор заинтересованных педагогов. Совещание, консультации. Планирование, составление сметы. Привлечение спонсорских средств. Собрания, анкетирование. Консультации, тренинги, семинары |
Организационный | Создание развивающей среды в ДОУ, в группах Составление образовательных и воспитательных программ | Игровое оборудование на площадке ДОУ. Приобретение игр, пособий на группу. Тематическое планирование, перспективное план. |
Внедренческий | Реализация учебного процесса Оценка содержания плана Психолого – педагогическое сопровождение | Вопросники для воспитателей, наличие игрового материала. Консультации с педагогами, родителями, беседы с детьми. Методическое сопровождение, индивидуальные собеседования с участниками пед. процесса. Диагностика детей. |
Аналитический | Выработка дальнейшей перспективы развития программы | Экспертные оценки, корректировка плана, оценка эмоционального состояния родителей и детей. |
План мероприятий
по ОБЖ (безопасность на улице)
в старшей группе
№ | ТЕМА | Занятия по ОБЖ | Связь с другими видами деятельности | Работа с родителями |
сентябрь | Улица полна неожиданностей | Встреча – беседа детей с инспектором ГИБДД Занятие – прогулка «Слушаем звуки улицы» Цель: научить определять значение тех или иных уличных звуков. | Развитие речи «Рассказ по картине «Улица». Ознакомление с художественной литературой: Г. Георгиев «Что я вижу в городе» Аппликация «Звуки улицы» | Общее родительское собрание на тему «Безопасность на улицах города» |
Октябрь | Как правильно переходить улицу | Занятия - прогулка «Наша улица» Цель: продолжать знакомить детей с улицей ее особенностями | Рисование «Перекресток» Аппликация «Пешеходный переход» Инсценировка «Скажите, как пройти?» | Рисование с родителями «Что я видел по дороге в детский сад» (рисование дороги, транспорта, пешеходного перехода). |
Ноябрь | Наши верные друзья на улицах. Светофор и его сигналы. | Дидактические игры «Светофор» «Красный и зеленый». Занятия – беседа» «Наша улица» Цель: уточнить и закрепить правила поведения и передвижения автотранспорта и пешеходов по улице. | Конструирование оригами «Машины» Аппликация «Светофоры для транспорта и для пешеходов» Музыкальное занятие разучивание песен по теме. Художественная литература: А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», Г. Георгиев «Светофор» | Составление с родителями маршрута от дома до детского сада. |
Декабрь | Знакомство с дорожными знаками | Занятие - беседа «Зачем нужны дорожные знаки» («Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Подземный переход» ) Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения, вспомнить известные дорожные знаки. Дидактическая игра «Пройди, не ошибись». Цель: назначение дорожных знаков. | Рисование «Я иду по улице». Аппликация «Дорожный знак». Конструирование из коробок «Мой дворик» | Конкурс детей и родителей на лучший плакат по дорожным знакам. |
Январь | Зачем нужно знать правила дорожного движения. Будьте внимательны и осторожны. | Занятия в игровой форме «Безопасность на дорогах». Экскурсия – беседа «Улица города». Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице. | Занятие по математике «Ориентировка в пространстве: впереди, сзади, справа, слева». Худ. литература: заучивание стихотворения «Вот городская улица…» из книги «Азбука маленького пешехода» | Консультация для родителей «Основные законы безопасного движения» |
Февраль | Особенности движения по скользкой дороге. | Занятие - беседа «Опасности зимней дороги». Цель: систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге. | Упражнения на прогулке «Катание по скользкой дорожке». Цель: познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить, развитие равновесия Опыты: «Катание ластика по мокрой и сухой дощечке». Цель: уточнить представления детей о поведении резины на мокрой дороге. | Сочинить вместе с детьми рассказ «Нам на улицах не страшно», используя иллюстрации в журналах или на открытках. |
Март | Где можно и где нельзя играть. | Занятие – экскурсия «Опасности нашего двора» Цель: дать представление об опасных и безопасных местах для игр во дворе. Занятия по рассматриванию плакатов, где нельзя играть. | Рисование плакатов «Осторожно играя». Физкультурное занятие: игры с мячом и скакалкой. Развитие речи: составление рассказа «Транспорт на улице города». | Рисование детей и родителей на тему: «Где нельзя играть». |
Апрель | Мы пассажиры. Правила поведения в транспорте. Безопасные места для детей. | Игра – занятие «Транспорт г. Санкт – Петербурга» Цель: закрепить знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения в транспорте. | Рисование, аппликация «Виды транспорта». Физкультурное тематическое игровое занятие «Транспорт и люди». Цель: закрепить знания о видах транспорта, о правилах поведения в пассажирском транспорте, о способах ориентировке в пространстве, умении группироваться. ЧХЛ: Н. Калинина «Машины»; О.Высотская «Мамин троллейбус», М. Ильин и Е. Сегал «Машины на нашей улице» | Игра – тренинг для родителей «Водители, пешеходы, автомобили» с участием сотрудника ГИБДД и психолога детского сада. |
Май | Итоговое занятие и досуги. | Открытое занятие по правилам дорожного движения «зеленый огонек». Досуг для детей «В стране дорожного движения». | Коллективная работа по аппликации и конструированию «Макет улицы нашего детского сада». | Конкурс среди родителей «Составление кроссворда по правилам дорожного движения». Оформление наглядной агитации с рекомендациями для родителей. |
Основные направления работы с детьми:
- диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
- организованные формы обучения на занятиях;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- экскурсии и наблюдения;
- ознакомление с окружающим;
- развитие речи;
- художественная литература;
- викторина, КВН по ПДД;
- конструирование;
- изобразительная деятельность;
- игра;
- выступления агитбригады отряда ЮИД;
- встречи с инспектором ГИБДД;
- досуги и развлечения.
Кадровое обеспечение
специалисты | Количество ставок | Функциональные обязанности в рамках проекта | Оплата |
Музыкальный руководитель | 0,5 ст. | Проводит развлечения, осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы у детей. | Бюджет ГБДОУ + НТФ |
Педагог дополнительного образования | 0,5 ст. | Развивает творческую деятельность. Организует и проводит творческие конкурсы, выставки, | Бюджет ДОУ + НТФ |
Физкультурный руководитель | 0,5 ст. | Разрабатывает и реализует спортивные мероприятия с дошкольниками по данной теме. | Бюджет ДОУ + НТФ |
Инспектор ГИБДД | 0,5 ст. | Беседует с детьми, проводит практические занятия на площадке. | Бюджет ДОУ + НТФ |
Воспитатели групп | 2 ст. | Реализуют учебный план. И использует разнообразные формы работы с детьми | Бюджет ДОУ + НТФ |
Источники финансирования: Бюджет ГБДОУ, Муниципальный совет
Материально – финансовое обеспечение проекта
Статья расходов | Источники финансирования | количество | сумма |
1. Фотоаппарат Видеокамера Телевизор DVD | Администрация района | 1 1 1 1 | 3.000 7.000 10.000 2.000 |
2. Оборудование площадки Разметка на асфальте Велосипеды | Муниципальный совет | 10 шт. | 5.000 20.000 |
3. Игры Самокаты Дорожные знаки | Администрация района | 10 шт. 20 шт. | 20.000 10.000 50. 000 |
Методическое сопровождение проекта:
1. Макеты города
2. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении.
3. Центр “Светофорик” на площадке ДОУ.
4. Игровые и методические пособия:
- конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
- цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;
- цикл консультаций для воспитателей “Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД”.
5. Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры и подвижные по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- видеокассеты по ПДД;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
5. Библиотечка “Школа светофорных наук”.
6. Сотрудничество с ГБДД (тематические занятия “Светофорик” по ПДД).
Формы взаимодействия с семьёй:
- анкетирование;
- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
- выпуск газеты «Аистёнок»
- консультационный материал “Дошкольник и дорога”;
- папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
- родительские собрания (“Ребенок и дорога”, “Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов”);
- встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);
- конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
- знакомство с публикациями из центральной или местной прессы, особое внимание заслуживает чтение всероссийской газеты для педагогов, детей и родителей «ПДД – добрая дорога детства»;
- подготовка игрового материала, упражнений для занятий с детьми в домашних условиях.
Ожидаемые конечные результаты программы:
Воспитать новое поколение детей, подготовленных к полноценному и адекватному поведению на дорогах в условиях развития глобальной автоматизации, способных в дальнейшем прививать полученные навыки новым поколениям граждан – участников дорожного движения;
Прививать новые нравственные нормы поведения на дорогах, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.
Вывод: Я считаю, что на основании этого проекта у детей старшего дошкольного возраста сформируются представления о правильном поведении на улицах и дорогах города. Знания станут осознанными, прочными, появится устойчивый интерес к усвоению правил дорожного движения.
Родители больше внимания и времени станут уделять данной проблеме. Повысится их ответственность за жизнь и здоровье ребенка, и понимание значения личного примера в формировании правильной модели поведения на дороге.
Список используемой литературы
1.Агафонова К.В. Дети и дорожное движение. М., «Просвещение», 1978
2.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей; М. 1999
3.Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников; М. «Просвещение», 2004
4. Белкина В.Н., Васильева Н.Н.. и др.. Ярославль: Академия развития,1998.
5.Бурякова Н.Ю., Соболева А. В. Ткачёва В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. - М.: «Гном-Пресс», 1999.
6.Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность. Р.Д. «Феникс», 2004
7.Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет
М.: «Гном- Пресс», 1998
8.Котик М.М. Психология и безопасность. Таллин «Валгус», 1981
9.Пинта А.А. Психология водителя. Искусство выжить на дороге, М. 1997
10.Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития,2001.
11.Тихомирова Л.Ф Развитие интеллектуальных способностей дошкольник. - Ярославль: Академия развития, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения "Уважайте светофор"
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка Новоаганск. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также от...
"Уважайте светофор"
КОНСПЕКТ интегрированной образовательной деятельности с элементами развлечения в старшей группе...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР».
ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР»....
Сценарий праздника "Уважайте Светофор!" для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый правилам безопасного поведения на улицах города
Уважайте Светофор! ( праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый правилам безопасного поведения на улицах города) Цель. 1. Уточнить и закрепит...
Развлечение по правилам дорожного движения "Уважайте светофор"
Обучение детей сигналам светофора...
«Уважайте светофор!» Кукольный спектакль для детей подготовительной группы.
Во время кукольного представления ребята запоминают правила поведения на улицах города ,учатся сопереживать героям представления и давать оценки их поступкам....
Программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Уважайте светофор"
Проблема обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах села Белозерки является наиболее актуальной. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения ...