Проект «Уважайте светофор»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Формирование устойчивых навыков поведения на дорогах и улицах города детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Уважайте светофор»
Цель: Формирование устойчивых навыков поведения на дорогах и улицах города детей старшего дошкольного возраста
Введение
Обучение детей в детском саду безопасному участию в дорожном движении необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами воспитания и обучения подрастающего поколения.
Жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Это связано с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
В силу своих возрастных особенностей дети не могут запомнить все правила дорожного движения, поэтому наша главная задача – научить ребенка безопасно действовать в любых жизненных ситуациях, и одно из направлений – безопасность на дороге. Разъяснять детям сложные правила дорожного движения, доносить до детей их смысл, опасность несоблюдения правил, выбирать такие формы и методы работы, чтобы дети положительно относились к правилам дорожного движения.
Мы должны научить малышей ориентироваться в любой дорожной ситуации. Выработанные навыки безопасности у детей должны быть устойчивыми.
Среди всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок.
Дети дошкольного возраста часто забывают или вовсе не знают, не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностями взрослых и детей младшего школьного возраста оценивать скорость и расстояние.
Дети дошкольного возраста невысокого роста, они не видны из-за стоящего транспорта, взрослых людей – это является серьёзным препятствием для своевременного обнаружения ребенка водителем на дороге. Малыши иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.
Изучение Правил стало составной частью образовательно-воспитательного процесса, направленного на формирование умений и навыков бережного отношения к своей жизни на дорогах города, осознанного безопасного поведения в транспортной среде.
Проблема: Статистика дорожно-транспортных происшествий, где пострадавшими являются дети, неутешительна. Дорожно-транспортные происшествия с детьми дошкольного возраста происходят по вине взрослых.
И сколько бы люди не придумывали путей выхода из этой ситуации, пока мы не научим ребенка всем этим осознанно пользоваться, самому о себе беспокоиться, понимать свою ответственность за собственную жизнь, не сформируем устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации – данная проблема останется не решенной.
Концепция проекта:
Правила Дорожного Движения являются первым, неотъемлемым от повседневной жизни и наиболее важным правовым актом, с которым человек постоянно и бесконечно часто сталкивается с момента начала и на всем протяжении своей сознательной жизни. Несоблюдение ПДД приводит порой к необратимым последствиям. Внимание, которое уделяется этому вопросу, должно соответствовать его значимости. Общество в период взросления не уделяет должного внимания формированию у ребенка безусловного исполнения требований ПДД.
Соблюдение ПДД являются основополагающим элементом формирования сознания ребенка – пешехода, а в дальнейшем взрослого – водителя – законно послушного гражданина.
В подавляющем большинстве у россиян не сформирована культура взаимоотношений участников дорожного движения. Профилактические мероприятии носят бессистемный, а иногда надуманный характер. Зачастую мероприятия проводятся ради мероприятии. Из –за этого у многих, а тем более у детей, не формируются стереотипы безопасного поведения на дороге.
Отсутствие абстрактного мышления у детей лишает их возможность правильно и быстро оценивать ситуацию. Ребенок понимает реальную опасность, встречаясь на улице со злой бездомной собакой, и не понимает, что движущийся автомобиль значительно опасней и может мгновенно лишить его жизни. Отсутствие у ребенка правильных навыков поведения на дороге рано или поздно приведет к ДТП. Когда? Это вопрос времени.
Достижение поставленных целей в результате реализации предлагаемой программы возможно только в случае целенаправленной, эффективной и многолетней работы по воспитанию культуры поведения на дорогах, прежде всего среди детей младшего дошкольного возраста. Воспитание общей культуры поведения на дороге, это единственно правильный путь, ведущий к снижению количества – транспортных происшествий.
Обучение детей безопасному поведению на дорогах должно начинаться в ДОУ с двух летнего возраста.
Образовательные учреждения обязаны обеспечить изучение Правил дорожного движения во всех дошкольных учреждениях. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Актуальность проекта: Обеспечение безопасности ребенка – дошкольника, формирование навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях с целью предупреждения дорожно – транспортного травматизма.
Идея: Получение первичных знаний, умений, навыков поведения на улицах и дорогах города, в транспорте.
Цель: Формирование устойчивых навыков поведения на дорогах и улицах города.
Задачи проекта:
1. Формировать знания детей о правилах дорожного движения.
2. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
3. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
4. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
7. Создать развивающую среду с целью приобретения опыта поведение на улицах города.
Целевая аудитория:
Дети старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет;
Субъекты реализации проекта:
- Родители, музыкальный руководитель, старший воспитатель, специалисты ДОУ, заведующая, инспектор ГИБДД.
Ожидаемые результаты программы:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Сроки реализации проекта: 2013 -2017 годы
В организации работы следует соблюдать следующие принципы:
- Системность.
- Учет местных условий
- Учет возрастных особенностей в содержании и формах работы.
- Интегрированный подход к организации педагогического процесса.
- Комплексный подход к организации работы.
Место осуществления проекта: ГБДОУ детский сад №74
Формы: Групповая, стабильная, игровая, просветительская, обучающая.
Этапы реализации проекта
Этапы | Мероприятия | Формы работы |
Подготовительный | Создание творческой группы в ДОУ. Подготовка администрации. Обеспечение материально технической базы Работа с родителями Обучение педагогов | Выбор заинтересованных педагогов. Совещание, консультации. Планирование, составление сметы. Привлечение спонсорских средств. Собрания, анкетирование. Консультации, тренинги, семинары |
Организационный | Создание развивающей среды в ДОУ, в группах Составление образовательных и воспитательных программ | Игровое оборудование на площадке ДОУ. Приобретение игр, пособий на группу. Тематическое планирование, перспективное план. |
Внедренческий | Реализация учебного процесса Оценка содержания плана Психолого – педагогическое сопровождение | Вопросники для воспитателей, наличие игрового материала. Консультации с педагогами, родителями, беседы с детьми. Методическое сопровождение, индивидуальные собеседования с участниками пед. процесса. Диагностика детей. |
Аналитический | Выработка дальнейшей перспективы развития программы | Экспертные оценки, корректировка плана, оценка эмоционального состояния родителей и детей. |
План мероприятий
по ОБЖ (безопасность на улице)
в старшей группе
№ | ТЕМА | Занятия по ОБЖ | Связь с другими видами деятельности | Работа с родителями |
сентябрь | Улица полна неожиданностей | Встреча – беседа детей с инспектором ГИБДД Занятие – прогулка «Слушаем звуки улицы» Цель: научить определять значение тех или иных уличных звуков. | Развитие речи «Рассказ по картине «Улица». Ознакомление с художественной литературой: Г. Георгиев «Что я вижу в городе» Аппликация «Звуки улицы» | Общее родительское собрание на тему «Безопасность на улицах города» |
Октябрь | Как правильно переходить улицу | Занятия - прогулка «Наша улица» Цель: продолжать знакомить детей с улицей ее особенностями | Рисование «Перекресток» Аппликация «Пешеходный переход» Инсценировка «Скажите, как пройти?» | Рисование с родителями «Что я видел по дороге в детский сад» (рисование дороги, транспорта, пешеходного перехода). |
Ноябрь | Наши верные друзья на улицах. Светофор и его сигналы. | Дидактические игры «Светофор» «Красный и зеленый». Занятия – беседа» «Наша улица» Цель: уточнить и закрепить правила поведения и передвижения автотранспорта и пешеходов по улице. | Конструирование оригами «Машины» Аппликация «Светофоры для транспорта и для пешеходов» Музыкальное занятие разучивание песен по теме. Художественная литература: А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», Г. Георгиев «Светофор» | Составление с родителями маршрута от дома до детского сада. |
Декабрь | Знакомство с дорожными знаками | Занятие - беседа «Зачем нужны дорожные знаки» («Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Подземный переход» ) Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения, вспомнить известные дорожные знаки. Дидактическая игра «Пройди, не ошибись». Цель: назначение дорожных знаков. | Рисование «Я иду по улице». Аппликация «Дорожный знак». Конструирование из коробок «Мой дворик» | Конкурс детей и родителей на лучший плакат по дорожным знакам. |
Январь | Зачем нужно знать правила дорожного движения. Будьте внимательны и осторожны. | Занятия в игровой форме «Безопасность на дорогах». Экскурсия – беседа «Улица города». Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице. | Занятие по математике «Ориентировка в пространстве: впереди, сзади, справа, слева». Худ. литература: заучивание стихотворения «Вот городская улица…» из книги «Азбука маленького пешехода» | Консультация для родителей «Основные законы безопасного движения» |
Февраль | Особенности движения по скользкой дороге. | Занятие - беседа «Опасности зимней дороги». Цель: систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге. | Упражнения на прогулке «Катание по скользкой дорожке». Цель: познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить, развитие равновесия Опыты: «Катание ластика по мокрой и сухой дощечке». Цель: уточнить представления детей о поведении резины на мокрой дороге. | Сочинить вместе с детьми рассказ «Нам на улицах не страшно», используя иллюстрации в журналах или на открытках. |
Март | Где можно и где нельзя играть. | Занятие – экскурсия «Опасности нашего двора» Цель: дать представление об опасных и безопасных местах для игр во дворе. Занятия по рассматриванию плакатов, где нельзя играть. | Рисование плакатов «Осторожно играя». Физкультурное занятие: игры с мячом и скакалкой. Развитие речи: составление рассказа «Транспорт на улице города». | Рисование детей и родителей на тему: «Где нельзя играть». |
Апрель | Мы пассажиры. Правила поведения в транспорте. Безопасные места для детей. | Игра – занятие «Транспорт г. Санкт – Петербурга» Цель: закрепить знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения в транспорте. | Рисование, аппликация «Виды транспорта». Физкультурное тематическое игровое занятие «Транспорт и люди». Цель: закрепить знания о видах транспорта, о правилах поведения в пассажирском транспорте, о способах ориентировке в пространстве, умении группироваться. ЧХЛ: Н. Калинина «Машины»; О.Высотская «Мамин троллейбус», М. Ильин и Е. Сегал «Машины на нашей улице» | Игра – тренинг для родителей «Водители, пешеходы, автомобили» с участием сотрудника ГИБДД и психолога детского сада. |
Май | Итоговое занятие и досуги. | Открытое занятие по правилам дорожного движения «зеленый огонек». Досуг для детей «В стране дорожного движения». | Коллективная работа по аппликации и конструированию «Макет улицы нашего детского сада». | Конкурс среди родителей «Составление кроссворда по правилам дорожного движения». Оформление наглядной агитации с рекомендациями для родителей. |
Основные направления работы с детьми:
- диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
- организованные формы обучения на занятиях;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- экскурсии и наблюдения;
- ознакомление с окружающим;
- развитие речи;
- художественная литература;
- викторина, КВН по ПДД;
- конструирование;
- изобразительная деятельность;
- игра;
- выступления агитбригады отряда ЮИД;
- встречи с инспектором ГИБДД;
- досуги и развлечения.
Кадровое обеспечение
специалисты | Количество ставок | Функциональные обязанности в рамках проекта | Оплата |
Музыкальный руководитель | 0,5 ст. | Проводит развлечения, осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы у детей. | Бюджет ГБДОУ + НТФ |
Педагог дополнительного образования | 0,5 ст. | Развивает творческую деятельность. Организует и проводит творческие конкурсы, выставки, | Бюджет ДОУ + НТФ |
Физкультурный руководитель | 0,5 ст. | Разрабатывает и реализует спортивные мероприятия с дошкольниками по данной теме. | Бюджет ДОУ + НТФ |
Инспектор ГИБДД | 0,5 ст. | Беседует с детьми, проводит практические занятия на площадке. | Бюджет ДОУ + НТФ |
Воспитатели групп | 2 ст. | Реализуют учебный план. И использует разнообразные формы работы с детьми | Бюджет ДОУ + НТФ |
Источники финансирования: Бюджет ГБДОУ, Муниципальный совет
Материально – финансовое обеспечение проекта
Статья расходов | Источники финансирования | количество | сумма |
1. Фотоаппарат Видеокамера Телевизор DVD | Администрация района | 1 1 1 1 | 3.000 7.000 10.000 2.000 |
2. Оборудование площадки Разметка на асфальте Велосипеды | Муниципальный совет | 10 шт. | 5.000 20.000 |
3. Игры Самокаты Дорожные знаки | Администрация района | 10 шт. 20 шт. | 20.000 10.000 50. 000 |
Методическое сопровождение проекта:
1. Макеты города
2. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении.
3. Центр “Светофорик” на площадке ДОУ.
4. Игровые и методические пособия:
- конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
- цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;
- цикл консультаций для воспитателей “Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД”.
5. Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры и подвижные по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- видеокассеты по ПДД;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
5. Библиотечка “Школа светофорных наук”.
6. Сотрудничество с ГБДД (тематические занятия “Светофорик” по ПДД).
Формы взаимодействия с семьёй:
- анкетирование;
- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
- выпуск газеты «Аистёнок»
- консультационный материал “Дошкольник и дорога”;
- папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
- родительские собрания (“Ребенок и дорога”, “Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов”);
- встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);
- конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
- знакомство с публикациями из центральной или местной прессы, особое внимание заслуживает чтение всероссийской газеты для педагогов, детей и родителей «ПДД – добрая дорога детства»;
- подготовка игрового материала, упражнений для занятий с детьми в домашних условиях.
Ожидаемые конечные результаты программы:
Воспитать новое поколение детей, подготовленных к полноценному и адекватному поведению на дорогах в условиях развития глобальной автоматизации, способных в дальнейшем прививать полученные навыки новым поколениям граждан – участников дорожного движения;
Прививать новые нравственные нормы поведения на дорогах, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.
Вывод: Я считаю, что на основании этого проекта у детей старшего дошкольного возраста сформируются представления о правильном поведении на улицах и дорогах города. Знания станут осознанными, прочными, появится устойчивый интерес к усвоению правил дорожного движения.
Родители больше внимания и времени станут уделять данной проблеме. Повысится их ответственность за жизнь и здоровье ребенка, и понимание значения личного примера в формировании правильной модели поведения на дороге.
Список используемой литературы
1.Агафонова К.В. Дети и дорожное движение. М., «Просвещение», 1978
2.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей; М. 1999
3.Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников; М. «Просвещение», 2004
4. Белкина В.Н., Васильева Н.Н.. и др.. Ярославль: Академия развития,1998.
5.Бурякова Н.Ю., Соболева А. В. Ткачёва В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. - М.: «Гном-Пресс», 1999.
6.Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность. Р.Д. «Феникс», 2004
7.Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет
М.: «Гном- Пресс», 1998
8.Котик М.М. Психология и безопасность. Таллин «Валгус», 1981
9.Пинта А.А. Психология водителя. Искусство выжить на дороге, М. 1997
10.Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития,2001.
11.Тихомирова Л.Ф Развитие интеллектуальных способностей дошкольник. - Ярославль: Академия развития, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения "Уважайте светофор"
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка Новоаганск. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также от...

"Уважайте светофор"
КОНСПЕКТ интегрированной образовательной деятельности с элементами развлечения в старшей группе...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР».
ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР»....

Сценарий праздника "Уважайте Светофор!" для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый правилам безопасного поведения на улицах города
Уважайте Светофор! ( праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый правилам безопасного поведения на улицах города) Цель. 1. Уточнить и закрепит...
«Уважайте светофор!» Кукольный спектакль для детей подготовительной группы.
Во время кукольного представления ребята запоминают правила поведения на улицах города ,учатся сопереживать героям представления и давать оценки их поступкам....
Программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Уважайте светофор"
Проблема обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах села Белозерки является наиболее актуальной. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения ...