Консультация «Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений»
консультация по окружающему миру на тему
Сегодня все чаще говорят об ухудшении экологического состояния нашей планеты. Природа все настойчивее требует бережного и внимательного к себе отношения. Поэтому охрана окружающей среды является проблемой века. Одним из шагов на пути к ее решению может стать экологическое воспитание подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_berezhnoe_otnoshenie_k_rasteniyam.docx | 14.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений»
C чего начинается Родина? С зелёной берёзки, шумящей листвой, с песни соловья, с улицы, поросшей зеленью – со всего того, что нас окружает с самого детства.
Деревья, цветы, травы, кустарники – это гости другого мира, который мы, взрослые, порой и не замечаем. А если и замечаем, то мимоходом, относясь к нему со снисходительным пренебрежением. Растущий маленький человек, видя такое равнодушие и безразличие, в силу своей подражательности вторит нашим действием, словам, отношению.
Человек и природа - одно целое. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. К сожалению, сегодня все чаще говорят об ухудшении экологического состояния нашей планеты. Природа все настойчивее требует бережного и внимательного к себе отношения. Поэтому охрана окружающей среды является проблемой века. Одним из шагов на пути к ее решению может стать экологическое воспитание подрастающего поколения.
Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает?
Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребенок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением. Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников.
Основные задачи по формированию бережного отношения к миру растений:
- передача детям знаний о представителях растительного мира, их строении, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;
- формирование трудовых навыков по уходу за растениями;
- навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;
- развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.
В семьях уделяется недостаточное внимание развитию у детей интереса и бережного отношения к природе, в частности к миру растений, потому как у родителей сложилось определенное мировоззрение, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, интерес современной семьи в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка. Разрыв между требованиями к ребенку в дошкольном учреждении и требованиями родителей существенно снижает эффективность экологического образования, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков.
Для решения поставленных задач используются различные формы и методы работы:
- непосредственно образовательная деятельность;
- беседы ("Деревья, кусты, цветы - какие они?", "Кому нужны растения");
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры ("Что есть у растения", "С какого дерева листок", "Когда это бывает");
- наблюдения в ходе прогулок;
- опыты и эксперименты.
Для формирования бережного отношения к миру растений надо:
- расширение и уточнение знаний детей о растениях, их внешнем виде, строении и особенностях состояния в разные сезоны;
- формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека;
- расширение и активизация словаря по теме;
- воспитание доброжелательности, отзывчивости и интереса к миру растений, бережного отношения к природе.
Закреплять практические навыки также путем приобщения детей к посильному труду и знакомства с работой взрослых на огороде, расположенном на территории ДОУ, где группа имеет свою грядку. Здесь дошкольники совместно с воспитателем получают практические навыки ухода за растениями (полив, уборка листвы, посадка), наблюдают за их ростом.
В процессе общения с природой у детей постепенно пополнится словарный запас, в организованном обучении или совместной деятельности будет способствовать активизации и расширению словарного запаса.
Таким образом, чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Обогащая словарный запас, полученный на занятиях, формируются речевые умения и навыки, строится правильное отношение на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения.
Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая тропинка внутри дошкольного учреждения как средство формирования у дошкольников бережного отношения к природе
Материал из опыта создания в детском саду экологической тропинки...
Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью.
Текст к презентации: "Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью"....
Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью.
Презентация: "Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью"....
Формирование у дошкольников бережного отношения к природе.
Материал знакомит воспитателей с содержанием работы по формированию у дошкольников бережного отношения к природе: задачами, методами, приемами, формами организации детей по данному направлению....
Консультация для воспитателей на тему: "Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью"
Консультация для воспитателей на тему:«Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью»Выполнил: воспитатель Фищук Т.М.«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о...
Доклад "Формирование у дошкольников бережного отношения у миру растений"
Природа всё настойчивее требует бережного и внимательного к себе отношения. Поэтому охрана окружающей среды является проблемой века....
Консультация для родителей "Формирование у детей бережного отношения к животным"
Самое главное — воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать.В.А. СухомлинскийФормирование гуманного отношения к природе начинается с ...