Консультация «Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений»
консультация по окружающему миру на тему

Сегодня все чаще говорят об  ухудшении экологического состояния нашей планеты. Природа все настойчивее требует бережного и внимательного к себе отношения. Поэтому охрана окружающей среды является проблемой века. Одним из шагов на пути к ее решению может стать экологическое воспитание подрастающего поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_berezhnoe_otnoshenie_k_rasteniyam.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений»

 C чего начинается Родина? С зелёной берёзки, шумящей листвой, с песни соловья, с улицы, поросшей зеленью – со всего того, что нас окружает с самого детства.

Деревья, цветы, травы, кустарники – это гости другого мира, который мы, взрослые, порой и не замечаем. А если и замечаем, то мимоходом, относясь к нему со снисходительным пренебрежением. Растущий маленький человек, видя такое равнодушие и безразличие, в силу своей подражательности вторит нашим действием, словам, отношению.

Человек и природа - одно целое. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. К сожалению, сегодня все чаще говорят об  ухудшении экологического состояния нашей планеты. Природа все настойчивее требует бережного и внимательного к себе отношения. Поэтому охрана окружающей среды является проблемой века. Одним из шагов на пути к ее решению может стать экологическое воспитание подрастающего поколения.

 Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает?

 Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребенок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением. Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников.

Основные задачи по формированию бережного отношения к миру растений:

 - передача детям знаний о представителях растительного мира, их строении, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;

 -  формирование трудовых навыков по уходу за растениями;

 - навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;

 -  развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

 В семьях уделяется недостаточное внимание развитию у детей интереса и бережного отношения к природе, в частности к миру растений, потому как у родителей сложилось определенное мировоззрение, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, интерес современной семьи в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка. Разрыв между требованиями к ребенку в дошкольном учреждении и требованиями родителей существенно снижает эффективность экологического образования, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков.

Для решения поставленных задач используются различные формы и методы работы:

- непосредственно образовательная деятельность;

- беседы ("Деревья, кусты, цветы - какие они?", "Кому нужны растения");

- чтение художественной литературы;

-  дидактические игры ("Что есть у растения", "С какого дерева листок", "Когда это бывает");

- наблюдения в ходе прогулок;

- опыты и эксперименты.

Для формирования бережного отношения к миру растений надо:

-  расширение и уточнение знаний детей о растениях, их внешнем виде, строении и особенностях состояния в разные сезоны;

-  формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека;

-  расширение и активизация словаря по теме;

- воспитание доброжелательности, отзывчивости и интереса к миру растений, бережного отношения к природе.

Закреплять практические навыки также путем приобщения детей к посильному труду и знакомства с работой взрослых на огороде, расположенном на территории ДОУ, где группа имеет свою грядку. Здесь дошкольники совместно с воспитателем  получают практические навыки ухода за растениями (полив, уборка листвы, посадка), наблюдают за их ростом.

В процессе общения  с природой у детей постепенно пополнится словарный запас, в организованном обучении или совместной деятельности будет способствовать активизации и расширению словарного запаса.

Таким образом, чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.   Обогащая словарный запас, полученный на занятиях,  формируются речевые умения и навыки, строится правильное отношение на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения.

Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью.

Текст к презентации: "Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью"....

Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью.

Презентация: "Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью"....

Формирование у дошкольников бережного отношения к природе.

Материал знакомит воспитателей с содержанием работы по формированию у дошкольников бережного отношения к природе: задачами, методами, приемами, формами организации детей по данному направлению....

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью"

Консультация для воспитателей на тему:«Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью»Выполнил: воспитатель Фищук Т.М.«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о...

Доклад "Формирование у дошкольников бережного отношения у миру растений"

Природа всё настойчивее требует бережного и внимательного к себе отношения. Поэтому охрана окружающей среды является проблемой века....

Консультация для родителей "Формирование у детей бережного отношения к животным"

Самое главное — воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать.В.А. СухомлинскийФормирование гуманного отношения к природе начинается с ...