патриотическое воспитание дошкольников
статья (окружающий мир) по теме

знакомство с геральдикой в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geraldika_v_d.sadu_.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

        Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения школьников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна.

        Во – первых, каждый ребенок должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. Следует отметить, что уже в детском саду ребята знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они учат  его в начальной школе.

        Во – вторых, у детей, начиная со старшего дошкольного возраста, можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные  символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

В третьих. Ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Символика несет в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России . Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.

        

Знания и представления о гербе и флаге России, которые могут быть сформированы у детей старшей группы.

Знания и представления

Характеристика уровней знаний и представлений

Минимальный

Базовый

Максимальный

Узнавать изображение герба и флага России. Называть их: «Герб России», «Флаг России. Знать, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту. Иметь представления о назначении государственного герба и государственного флага.

Узнает герб и флаг России, выбирает их среди изображений и гербов и флагов других стран.

Уверенно выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту. Имеет представления о том, что изображение герба России можно увидеть на монетах, а флага на машинах, самолетах, что флаги украшают улицу в праздничный день.

Уверенно выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту, орел-солнце, всадник – победу добра над злом, цвета Российского флага определяет как цвета природы (снег, небо и др.) Имеет представления о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают на зданиях флаги России, а на монетах изображают

герб.

        Существенным компонентом воспитательно-образовательной деятельности является диагностика знаний, умений, навыков, которые дети усвоили в данной возрастной группе. Традиционно уровень знаний и представлений имеющихся у дошкольников, определяют в начале и конце учебного года. В старшей группе диагностика может быть организована следующим образом: воспитатель предлагает ребятам найти среди изображений гербов и флагов разных стран государственные символы России, затем беседует с ними. Такую работу целесообразно осуществлять индивидуально с каждым ребенком. Для проведения диагностики можно воспользоваться изданными дидактическими материалами или самостоятельно подобрать рисунки с изображением гербов и флагов разных стран. В качестве примерных вопросов для беседы с детьми мы предлагаем использовать следующие.

  • Что это? (Герб России, флаг России).
  • Назови цвета флага нашей страны. (Белый, синий, красный).
  • Что означают цвета Российского флага?(Добро и красоту, белый цвет – снег, облака, синий- небо, реки и моря, красный- огонь).
  • Что изображено на гербе России? (Двухглавый орел, всадник, побеждающий змея).
  • Что означает изображение двухглавого орла? (Солнце).
  • Что означает изображение всадника? (Победу добра над злом.)
  • Где можно увидеть изображение флага России? (На зданиях, машинах, самолетах).
  • Где можно увидеть изображение герба России? (На монетах, документах).
  • Зачем нужно изображение герба на монетах, и изображение флага на автомобилях и самолетах? (Чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов других стран).
  • Зачем стране нужны герб и флаг? (Объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).

В подготовительной к школе группе наряду с уточнением и закреплением знаний и представлений детей о государственной символике предполагается также их расширение и углубление. Так, дети знакомятся с гимном России, узнают, что гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн нужно встать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы.

Хотелось  бы обратить внимание на то, что выделенный в таблицах «максимальный уровень» не является обязательным, однако некоторые ребята, проявляющие интерес к социальной действительности и способности к изучению истории, могут демонстрировать и такой уровень знаний (табл.2).

Знания и представления о государственных символах России, которые могут быть сформированы у детей подготовительной к школе группе.

Знания и представления

Характеристика уровней знаний и представлений

Минимальный

Базовый

Максимальный

Знать  и называть государственные символы: «Флаг России», «Герб России», «Гимн России».

Знать, что цвета герба и флага, изображения на гербе означают добро и красоту. Иметь представления о назначении государственного герба и государственного флага.

Иметь представления о правилах поведения при прослушивании государственного гимна.

Назы

вает флаг, герб и гимн России

Называет флаг, герб и гимн России. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту, орел- солнце, всадник- победу добра над злом, цвета Российского флага определяет как цвета природы (снег, небо и др.).Имеет представления о том, что его герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают на зданиях флаги России, а на монетах изображают герб. Знает, когда исполняется гимн, как нужно при этом себя вести.

Называет флаг, герб и гимн России. Имеет представления о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага. Двуглавый орел означает единство и независимость страны; всадник – победу добра над злом, белый цвет – чистоту, мир; синий – верность, правду; красный – отвагу, красоту – любовь. Знает о том, что государственные символы объединяют людей и служат отличительными знаками, Определяет  музыку гимна России как величественную и торжественную. Знает, когда исполняется гимн, как нужно при этом себя вести.

При проведении диагностики в подготовительной группе достаточно иметь качественные изображения герба и флага России, запись государственного гимна.  В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов.

Необходимо подчеркнуть, что понимание символических значений, нравственных смыслов, а тем более истории возникновения, становления и развития государственных символов России представляет определенную сложность для взрослого человека, не говоря уже о маленьком ребенке. Поэтому чрезвычайно важна организация систематической методической работы в детском саду в этом направлении. Педагогам нужно овладеть и теоретическими знаниями, и методикой ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России.

Герб и флаг государства – явления сложные и многогранные. Они имеют строго определенную специфику, ряд взаимосвязанных компонентов, таких как правовой, знаковосимволический, национально-культурный и эстетический.

Рисунок современного государственного герба и флага  регламентируют Федеральные законы Российской Федерации. Правовой компонент влияет на особенности методики ознакомления детей с государственной символикой России. Так например, не стоит использовать в работе с дошкольниками раскраски с изображением герба и флага. Ребята в этом возрасте далеко не всегда могут точно передать цвета государственных символов. Также не следует экспериментировать с вырезанием картинок, изображающих государственные символы. Нарушение целостности рисунка герба или флага может расцениваться как нарушение закона. Однако, соблюдая правовые основы, важно поддерживать и поощрять использование изображений государственной символики детьми в их собственном изобразительном творчестве. Например, ребенок может нарисовать свой дом и украсить его Российским  флагом, как в праздничный день.

Герб и флаг России самобытны и имеют глубокие исторические корни, их происхождение тесно связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Золотой двуглавый орел – это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно  часто встречается на русских вышивках, украшавших женские головные уборы, полотенца, подзоры. Отголоски представлений о солнце,  выезжавшем на небо в колеснице, запряженной двумя птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях. Отсюда ведет свое происхождение и утверждение о том, что одна голова орла смотрит на восток, а другая – на запад. Солнце восходит на востоке, совершает свой дневной путь по небосклону и заходит на западе. С фольклорными представлениями о солнце как о всевидящем оке связана трактовка образа двуглавого орла в современной военной эмблематике. Двуглавый орел зорко охраняет границы нашей большой страны.

Как показывает практика, старшие дошкольники совершенно адекватно воспринимают информацию о солнечной колеснице, запряженной двумя орлами. Дети пяти-семи лет объясняют, что орлы летят очень близко друг другу, поэтому кажется, что у них одно туловище, но хорошо видны две головы, повернутые в разные стороны.

С национально-культурными особенностями связана и эстетическая сторона государственных символов. Герб и флаг страны, как правило, отражают этические и эстетические национальные идеалы. Помимо этого, изображение государственного герба является произведением художественно-прикладной графики. Необходимо подчеркнуть, что эстетическая сторона имеет огромное значение для ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами, поскольку представления о гербе и флаге России начинают формироваться у них преимущественно на эмоциональной основе. Ребенок может рассматривать изображения российских государственных символов и на занятии, и в процессе свободной деятельности как графическое произведение.

Учитывая социально-экономическую обстановку в стране, перед педагогами и родителями стоит совсем непростая задача – сформировать у ребенка уважительное отношение к современной государственной символике России. Необходимо  подойти к решению этой проблемы очень осторожно и вдумчиво. Прежде всего не стоит вдаваться в политический смысл изменений российской государственной символики в постсоветский период. Более целесообразно обратиться к истории государственных символов. Тем более что такой подход отвечает современным направлениям в ознакомлении детей с окружающим миром. Однако и на этом пути мы, взрослые сталкиваемся с множеством проблем. Как рассказать маленькому ребенку о непростых и неоднозначных исторических событиях? Содержание элементарных исторических знаний должно быть доступно пониманию детей, но при этом иметь строго научную основу, что невероятно сложно. Ведь даже ведущие специалисты в области российской геральдики не пришли к единому мнению в вопросах ее происхождения.

Знакомя с историей происхождения Российского герба и флага, нужно помнить о ребенке, о его психологических особенностях, познавательном, эмоциональном развитии. Хотелось бы предостеречь педагогов от утверждений о заимствовании государственных символов России, скажем, у Византии или Германии. Это совершенно недопустимо. Во-первых, в силу возрастных особенностей ребенок младшего школьного возраста практически любую информацию проецирует на себя. Такими заявлениями мы рискуем подорвать в нем уверенность в себе, положительную самооценку. Во-вторых, государственная символика столь специфическая область истории и культуры, что говорить о заимствованиях применительно к ней следует крайне осторожно, тем более что современная историческая наука исключает возможность прямого заимствования каких бы то ни было геральдических элементов.

Принципиально важным для ознакомления детей дошкольного возраста с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Для ребенка в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке или какой-либо другой деятельности. Представления о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и  флага боле эффективно формируются у дошкольников в процессе практической, творческой деятельности. Особенно это актуально на предварительном этапе ознакомления с гербом и флагом нашей  страны в средней возрастной группе

Представления о цветах Российского флага могут формироваться не только на занятии по ознакомлению с окружающим миром, но и  в процессе изобразительной деятельности: рисования белоствольной березки, зимнего пейзажа, аппликации «гроздь рябины» и других.

Нельзя ни в коем случае требовать от детей точного соблюдения правил, принятых в геральдике, но все же имеет смысл освоить самим и познакомить ребят с некоторыми из них. В свою очередь воспитатели смогут подготовить материалы для родителей и провести для них консультации по составлению семейных эмблем. В настоящее время такой вид деятельности становится довольно популярным в практике работы детских садов. Успешность ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России во многом зависит от согласованности действий всего педагогического коллектива ДОУ. Задачи формирования у дошкольников представлений о гербе, флаге и гимне нашей страны сложны, но их можно решать творчески и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...