Статья "Познание формируется с рождения"
статья по окружающему миру по теме

Сваткова Лариса Александровна

 В статье вы познакомитесь с понятием ПОЗНАНИЕ, как  сформировать личность дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем.

Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_poznanie.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«Познание   формируется с рождения»

Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности.

ПОЗНАНИЕ – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

В ходе познания исследуются внешняя и внутренняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а так же сам субъект познавательной деятельности - человек.

В познавательной сфере можно выделить три компонента:

1. Познавательные (психические) процессы – восприятие, внимание, память, воображение, мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение…)

2. Информация – опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира, источники информации.

3. Отношение –   чувственно – эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты или предметы, события нашего мира.

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой, они дополняют и определяют друг друга.

 Так, уровень сформированности познавательных (психических) процессов определяет возможности ребенка в познании, помогает усвоить:

  1. способы получения информации (или способы познания)
  2.  пути переработки информации,
  3. степень осознания и усвоения информации.

А уже с получением информации у человека всегда складывается

определенное отношение к этим сведениям и событиям.

Основная цель образовательной области «Познание» - формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем.

Достижение целей развития у детей познавательного интереса, интеллектуального развития происходит через решение следующих

ЗАДАЧ:

  1.   развитие сенсорики;
  2.   развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  3.   формирование элементарных математических представлений;
  4.   формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Задачи познавательного развития можно решить следующими путями:

  1. Создание условий, побуждающих к самостоятельной познавательной активности (когда дети хотят получить еще больше информации)

Например:

  1.  прогулки по прилегающим к детсаду местам;
  2.  наблюдения за окружающими явлениями и объектами ;
  3.  экскурсии по детскому саду и за его пределами;
  4.  создание и пополнении развивающей среды и т.д.

 

2. Прямое педагогическое воздействие на познавательную активность детей (в совместной деятельности  стараемся дать максимум информации)

Например:

  1.  организованная совместная деятельность педагога с детьми (занятия по познавательному развитию);
  2.  групповые праздники, развлечения;
  3.  совместные игры с комментированием и анализом;
  4.  решение проблемных ситуаций и т.д.

Предметно - развивающая среда в свете
  требований ФГТ

Цель организации развивающей среды – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных

видах деятельности.

В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

Задачи, решаемые при создания  предметно – развивающей среды:

  1.   Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
  2.   Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.
  3.   Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.
  4.   Создание условий для эмоционального проживания ребенком

различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

Развивающая среда помогает детям

в младшем возрасте

накопить опыт в предметно – познавательной и коммуникативной деятельности

в среднем возрасте

формировать опыт совместного со сверстниками действия, в развитии познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности

в старшем возрасте

формировать познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу, участвовать в преобразовании предметно – развивающей среды группы.

 

Обстановка в группах должна создаваться таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы должно быть разделено на уголки, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В разных группах наборы уголков могут быть различными, однако основные, есть практически везде. Их наполняемость зависит от половых и возрастных  отличий детей, их индивидуальных особенностей, программы, по которой работает детский сад и группа.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формируйте правильную самооценку ребенка

Консультация для родителей...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

ПОЧЕМУ У РЕБЕНКА РЕЧЬ ФОРМИРУЕТСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ?

ПОЧЕМУ У РЕБЕНКАРЕЧЬ ФОРМИРУЕТСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ? Признаки благополучного развития речи у ребенкаФизическое развитие ребенка соответствует возрасту.У ребенка нет никаких неврологических заболев...

Игры, формирующие правильную осанку.

Картотека игр, формирующих правильную осанку....

"В очередь: характер формирует порядок рождения ребенка"

Ожидая рождения второго ребенка многие мамы предполагают увидеть в нем хоть малейшие сходства со старшим ребенком. Но зачастую дети так непохожи друг на друга, что порой малознакомые люди задают маме ...

Физическое занятие в подготовительной группе. Цель: Совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, интереса к участию в физических упражнениях. Формировать у детей способность к устойчивому вниманию и собранности.

Физическое занятие в подготовительной группе.Цель: Совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, интереса к участию в физических упражнениях. Формировать у детей с...