НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Барабошкина Ирина Игоревна

Наблюдения за рыбками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx14.1 КБ

Предварительный просмотр:

Стеклянный дом для отличных пловцов

Конспект занятия для детей 5—6 лет

Цель: учить узнавать и называть рыбок, отличать их друг от друга (у меченосца брюшной плавник напоминает меч, а у телескопа большие выпуклые глаза); учить выделять общие для рыб признаки: тело, покрытое чешуёй, голова, плавники, хвост, живут в воде, плавают; развивать умение видеть характерные признаки рыбок и вести по ним сравнение; расширять знания детей об условиях, необходимых для нормального самочувствия рыбок (в аквариуме должна быть чистая вода, песок, камешки, аквариумные растения, улитки, корм) и вызывать желание за ними ухаживать; активизировать словарь детей за счёт слов: чешуя, спинной, брюшной, грудной, хвостовой плавники, жабры.

Ход занятия

Дети сидят полукругом, перед ними стоит стол, на котором находятся банки с меченосцем и телескопом.

В. Дети, какое сейчас время года? Правильно, весна. Всё вокруг оживает — распускаются зелёные листочки на деревьях и кустарниках, прилетают птицы, скоро появятся бабочки, жуки и другие насекомые, просыпаются в реках и озёрах рыбы. Но вы, наверное, знаете, что есть не только морские и речные рыбы, но и декоративные, которые живут в аквариуме.

В. Послушайте внимательно загадку: «Дом стеклянный, в нём жильцы — все отличные пловцы?» (Аквариум.) Почему вы так решили? Ребята, как называются рыбки, живущие у нас в аквариуме? Каких вы ещё знаете рыбок? У кого дома есть аквариум?

Сегодня мы с вами познакомимся с двумя очень красивыми и интересными рыбками. Посмотрите, может кто-нибудь знает, как они называются? (Меченосец и телескоп.)

Дети, отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток». (Чешуя.)

Посмотрите, какого цвета чешуя у телескопа? У меченосца? Ребята, как передвигаются они в воде? При помощи чего плавают? Где находятся у них плавники? (На теле: спине, грудке, брюшке и хвосте.)

Плавник, который расположен на спине, называется спинным. Он помогает рыбкам находиться в вертикальном положении. А плавники, которые на грудке — грудными, они помогают сохранять равновесие в воде. На брюшке тоже есть плавники, они называются брюшными.

Ребята, обратите внимание на хвостовой плавник меченосца. Какой он по длине и цвету? (Он длинный и чёрный). Что он вам напоминает? Правильно, он напоминает меч, поэтому его назвали меченосцем. Чем отличается хвостовой плавник у телескопа и меченосца? У телескопа он очень большой, служит рыбке рулём.

Дети, вы наблюдаете, как плавают рыбки. Кто быстрее плавает? Как вы думаете, почему меченосец плавает быстрее? Правильно, потому что у него маленькие короткие плавники, и он ими быстро двигает. Почему телескоп плавает медленно? (Плавники большие и свисающие.)

Если рыбка не будет работать плавниками, то что произойдёт? (Она будет «стоять» на месте). Так где же находятся плавники у рыбок? (На туловище.) Какое тело у меченосца? (Удлинённое, приплюснутое по бокам.) А у телескопа?

Физкультминутка

В. Дети, теперь мы с вами побудем рыбками. Покажите, как вы будете работать плавниками. Теперь рыбки повернулись и посмотрели друг на друга, повернулись в другую сторону.

Рыбки устали и опустились на дно. Отдохнули и всплыли на поверхность. (Проводить 2—3 раза.)

В. Дети, так где же живут рыбки? (Ответы детей.)

Что должно быть в аквариуме, чтобы рыбкам было хорошо? Правильно, прежде всего, нужна чистая вода. При помощи чего дышат рыбки в воде? При помощи жабр, которые находятся у них на голове. Что ещё, кроме воды, должно быть в аквариуме? (Песок, камешки, растения, улитки.) Ребята, вы, наверное, знаете, что без корма рыбки бы погибли. Сколько раз в день вы кормите их? Корм бывает как сухой, так и живой. (Воспитатель предлагает детям накормить рыбок.)

Дети, почему, когда вы насыпаете рыбкам корм, то они со дна банки всплывают к поверхности воды? (Так как они его видят.) Чем они видят? Где у них находятся глаза? Ребята, вы обратили внимание, какие глаза у телескопа? Верно, большие и выпуклые, вот поэтому его так назвали.

(Воспитатель объясняет детям, что такое телескоп.)

Дети, рыбок ни в коем случае нельзя ловить руками и металлическими предметами, так их можно поранить и они погибнут. Для это есть специальные сачки.

(Совместный обобщающий рассказ ребёнка и воспитателя.)

Ребята, так каких мы рыбок рассмотрели сегодня на занятии? Дети, что вы можете рассказать о них? (Рыбы живут в воде, чешуя служит им «одеждой», плавают при помощи плавников, которые на теле, тело обтекаемой формы. За рыбками нужно ухаживать, кормить их, содержать аквариум в чистоте.)