Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
консультация по окружающему миру (старшая группа) по теме

Белякова Елена Анатольевна

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями по обучению детей правилам дорожного движения.

       Анализируя анкеты родителей, я сделала вывод, что многие родители недостаточно внимания уделяют обучению детей, находясь в стенах дома. Наиболее свободным временем для личного общения родители считают время дороги в детский сад и обратно и то не всегда. Практически каждый из них хотя бы раз нарушил правило дорожного движения в присутствии своего ребенка. Отсюда можно сделать вывод, что с родителями, так же как и с их детьми необходимо вести регулярную работу по обучению правилам  дорожного движения. Необходимо объяснить им актуальность и просто жизненную необходимость в этом вопросе.

       В совместной работе по данной теме можно использовать разные формы. Так в индивидуальных беседах возможно объяснить особенности психического развития детей и отсюда дать рекомендации по усовершенствованию психических процессов. Регулярно поднимать и обсуждать вопросы дорожно-транспортного травматизма на родительских собраниях или круглых столах. Приобщать родителей к чтению литературы о воспитании и развитии дошкольников, знакомить со сводками ГИБДД. Можно демонстрировать наглядный материал. Очень хорошо и эффективно все это видеть на реальных примерах: совместных прогулках к  проезжей части, переходам и т.д., играх, праздниках. Можно продемонстрировать родителям видео – ролики с ДТП при участии детей и взрослых (дают очень большой эффект).

     Самое главное в нашей работе заинтересовать родителей в грамотном пользовании правилами дорожного движения, т.к. именно они являются основным примером для своих детей. Родители могут дать не только навыки полезной деятельности в предстоящей жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить. Научить, как остаться живым и здоровым в окружающем мире, в том числе и дорожно-транспортной среде, где ситуации очень часто меняются.

Ниже будут приведены примеры анкет по работе с родителями. По итогам анкет строится структура родительских собраний на тему «профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» и выбираются методы и формы работы.

Анкета для родителей № 1

Уважаемые родители!
  Скорость движения, плотность транспортных потоков на дорогах нашего города быстро возрастает. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной задачей в воспитании подрастающего поколения. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – наших детей.
Детский сад проводит опрос с целью помочь Вам в правильной подготовке и воспитании детей – ответственных пешеходов.
Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.

  1. Кто из родителей заполняет анкету?
  2. Возраст Вашего ребёнка.
  3. Из каких источников Вы получаете знания о Правилах дорожного движения:
  1. слушаете передачи по радио, смотрите по телевидению;
  2. посещаете лекции для родителей;
  3. читаете литературу?
  1. Считаете ли Вы необходимым обучать Вашего ребёнка Правилам дорожного движения? Почему?
  2. Помогают ли Вам имеющиеся у Вас знания Правил дорожного движения в обучении ребёнка:
  1. да;
  2. скорее нет, чем да;
  3. нет
  1. Нужна ли Вам помощь в обучении ребёнка Правилам дорожного движения:
  1. да;
  2. нет;
  3. иногда?
  1. Какую информацию Вам хотелось бы получить по данной проблеме, общаясь с воспитателями детского сада?
  2. Какие формы получения информации для Вас наиболее удобны:
  1. переписка с воспитателями;
  2. групповые собрания;
  3. личные беседы с воспитателем;
  4. информационные стенды;
  5. другое

Благодарим Вас за искренние ответы!

 

 

Анкета для родителей № 2

Уважаемые родители!
Заканчивается учебный год, который Вы, Ваш малыш и мы, педагоги детского сада, прожили вместе и научились правильному и безопасному поведению на дорогах нашего города. Много в этом году было сделано нового, интересного. Были и трудности.
Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет улучшить работу с детьми по данному направлению, найти новые актуальные темы для общения.

  1. Кто из родителей заполняет анкету?
  2. Возраст Вашего ребёнка?
  3. Что нового Вы узнали в детском саду о содержании обучения дошкольников Правилам дорожного движения?
  4. Какие формы получения информации были для Вас наиболее удобны:
  1. переписка с воспитателями;
  2. групповые собрания;
  3. личные беседы с воспитателем;
  4. информационные стенды;
  5. другое
  1. Укажите источник, из которого Вы получали информацию в детском саду по обучению ребёнка Правилам дорожного движения:
  1. воспитатели детского сада;
  2. другие специалисты детского сада;
  3. книги, газеты, журналы;
  4. видеотека.
  1. Для чего, по Вашему мнению, необходимо обучать ребёнка Правилам дорожного движения?
  2. Что бы Вы хотели пожелать воспитателям дошкольного учреждения?

Благодарим Вас за искренние ответы!

 

 

Анкета для родителей № 3
(нужное подчеркнуть)

  1. Имеется ли в семье свой личный транспорт? (да, нет)
  2. Есть ли в семье водители-профессионалы? (да, нет)
  3. Какого возраста в семье дети?
  4. Где Вы узнаете о дорожных происшествиях, связанных с детьми?
  1. на собраниях в детском саду, школе;
  2. из разговоров;
  3. по телевидению, радио, в печати.
  1. Как Ваш ребенок знает Правила дорожного движения?
  1. считаю, что знает на «5», «4», «3», «2».
  1. Как часто Ваш ребенок гуляет по улице один?
  2. Кто научил ребенка соблюдать Правила дорожного движения?
  1. детский сад;
  2. школа;
  3. сами родители;
  4. бабушка, дедушка.
  1. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать Правила?
  1. ежедневно;
  2. иногда;
  3. очень редко;
  4. не говорим на эту тему;
  5. другие ответы.
  1. Ваш ребенок станет первоклассником. Что Вы сделали для того, чтобы Ваш первоклассник правильно переходил дорогу?
  1. показали самый короткий и безопасный путь от дома до школы;
  2. несколько раз прошли по этому пути вместе с ребенком, показав, как правильно переходить дорогу;
  3. другие меры (указать).
  1. Соблюдаете ли Вы сами Правила дорожного движения?
  1. всегда соблюдаю;
  2. не всегда;
  3. не соблюдаю.
  1. Нарушаете ли вы Правила, когда идете вместе с ребенком?
  1. нет;
  2. иногда бывает, если спешим;
  3. не обращаем внимания ни на светофор, ни на машины.
  1. Как реагирует на Ваше нарушение ребенок?
  1. никак не реагирует;
  2. говорит, что мы идем неправильно;
  3. требует, чтобы мы шли правильно



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №10 комбинированного вида

Конспект группового занятия - игры на тему

«Укрепление эмоционального контакта между детьми и родителями»

(для детей старшего возраста) 

Белякова Елена Анатольевна

.

Это занятие проводится совместно с детьми и их родителями.

Цель: приобретение родителями опыта взаимодействия и взаимопонимания с детьми и другими участниками, укрепление эмоционального контакта между родителем и ребенком.

Задачи:

  1. Содействие вербальному и невербальному общению.
  2. Формирование у родителей практических умений взаимодействия с ребенком.
  3. Повышение уровня взаимопонимания.
  4. Развитие творческого мышления и воображения.
  5. Способствовать выполнению совместной работы в течении некоторого времени.

Оборудование: музыкальное сопровождение, призы.

Участники:  дети и их родители

Ход занятия - игры

В игре учувствуют четыре команды-семьи.

  1. Организационная часть «Приветствие команд»

Ведущий: Сегодня в нашей игре участвуют 4 команды. Поприветствуем их. Их будет оценивать наше жюри – поприветствуем. А теперь участники возьмитесь за руки,  встаньте в круг и поприветствуйте друг друга. Каждый участник команды приветствует другого по очереди. Например6 «Я - Костя, приветствую тебя – Александр Петрович!»

2 задание: игра «Эмблема семьи». Оборудование: лотки с красками и бумага ф. А3.

Каждая семья придумывает свою семейную эмблему и с помощью отпечатков ладошек взрослых и детей изображает ее на листе.

3 задание: игра «Теремок». Оборудование: маски разных животных.

Для начала вспоминаем и пересказываем сказку (с помощью детей). Каждая семья выбирает себе любые маски. По очереди животные начинают заселяться в теремок (родители в паре с детьми). А для того, чтобы заселиться нужно сказать, чем они отличаются от других участников и в чем заключается их польза.

Вот какой замечательный у нас получился теремок. В нем живут самые веселые , трудолюбивые и дружные семьи. Такой домик никогда не разрушит никакой медведь.

4 задание: игра «Эмоции». Оборудование: фланелеграфы, наборы деталей изображения для эмоций.

В разных ситуациях люди испытывают разные эмоции. Все они очень важны для людей, они помогают им лучше понимать друг друга.

Сейчас каждая команда получит свою карточку с эмоцией и набор деталей. Ваша задача по очереди друг за другом каждый участник команды подбегает к фланелеграфу и собирает заданную эмоцию (один участник – одна деталь).

5 задание: игра «Дорожная история».  Каждой команде дается задание придумать свою дорожную историю на 3 мин. Она может включать в себя разные дорожные ситуации. В дальнейшем ее нужно продемонстрировать. Можно это сделать совместно командам.

6 задание: создать коллаж «Счастливая и дружная семья». Оборудование: ножницы, клей, ватман, старые журналы, фломастеры.

Дорогие участники, предлагаем вам всем вместе решить, что такое дружная семья. Что необходимо для того, чтобы в семье было комфортно всем членам семьи. А выразить это нужно в виде коллажа.

Подведем итог нашей игре. Все участники молодцы, работали дружно и сплоченно, как настоящая и дружная семья, что мы и увидели на ваших картинах. Их дарим мы вам в подарок. А на последок хочется предложить еще одну игру.

7 задание:  игра «Паутинка». Оборудование: клубок ниток.

Участники собираются вместе в круг. Им дается клубок ниток. Каждый участник высказывает свои пожелания, семье того участника кому передает клубок, ниточку при этом не отпуская. Таким образом получается паутинка.

Высказываются поздравления командам и вручаются призы.

Музыкальная пауза.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Укрепление эмоционального контакта между детьми и родителями

Слайд 2

«ПРВЕТСТВИЕ КОМАНД»

Слайд 3

«ЭМБЛЕМА СЕМЬИ»

Слайд 4

СКАЗКА «ТЕРЕМОК»

Слайд 5

«СОБЕРИ СВОЮ ЭМОЦИЮ»

Слайд 6

«ДОРОЖНАЯ ИСТОРИЯ»

Слайд 7

КОЛЛАЖ «СЧАСТЛИВАЯ И ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Слайд 8

«ПАУТИНКА»

Слайд 9

ПОЗДРАВЛЯЕМ с ПОБЕДОЙ!



Предварительный просмотр:

«Профилактика детского дорожно–транспортного травматизма»

1. Вступительная часть

       Своим направлением в работе с детьми в детском саду я выбрала «Обучение дошкольников правилам дорожного движения». Почему именно ПДД, постараюсь объяснить.

       В детском саду детей знакомят с разными направлениями образования: физическим, познавательно-речевым, художественно-эстетическим, социально-личностным. Это все хорошо и необходимо знать детям в будущей жизни, но как сохранить эту самую детскую жизнь. Ведь одной из главных опасностей, с которой мы и наши дети сталкиваемся каждый день является дорога и автомобиль.

        Растут и развиваются города и населенные пункты, а вместе с этим увеличивается и число транспортных средств. Возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием детей. Сейчас очень много дается информации по телевидению и в прессе о детском травматизме на дорогах. Но не достаточно уделяется этому вопросу в ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения. Не всегда правильно и доступно дается информация детям. Наши правила дорожного движения меняются постоянно, но эти изменения не вносятся в программу обучения дошкольников. Именно обо всем этом я и хотела бы поговорить.

2. Причины возникновения ДТП с участием детей.

        Жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Это связано с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. В силу своих возрастных особенностей дети не могут запомнить все правила дорожного движения, поэтому нам необходимо научить ребенка безопасно действовать в любых жизненных ситуациях.

       Задача воспитателя совместно с родителями доступно разъяснить сложные ПДД, донести до детей их смысл, опасность несоблюдения правил. При этом выбрать те формы и методы (игровые), чтобы дети положительно отнеслись к правилам дорожного движения. Мы должны научить малышей ориентироваться в любой дорожной ситуации. При этом выработанные навыки должны быть устойчивыми.

       Дети дошкольного возраста часто забывают или вовсе не знают, не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностями взрослых оценивать скорость и расстояние.

       Назовем несколько наиболее распространенных причин возникновения ДТП:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом.

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия. Дети дошкольного возраста невысокого роста и они невидимы.

3. Игра на проезжей части.

4. Ходьба на проезжей части.

В этом нет никакой злонамерности. Просто на поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

- Физиологические

1. Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источник звуков и слышит только те, которые ему интересны.

2. Поле зрения гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора гораздо меньше.

3. Реакция значительно замедленнее. Ребенку нужно гораздо больше времени отреагировать на опасность.

4. Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

- Психологические

1. Недооценивают опасность автомобилей небольших размеров, особенно мотоциклов. Они считают, что автомобиль может остановиться мгновенно.

2. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Он может выскочить на дорогу за мячиком или другом, не обращая внимания на автомобиль.

3. Ребенок не осознает ответственности за собственное поведение на дороге. Не думает о том, к каким последствия может привести его поступок.

        Учитывая возрастные особенности дошкольников  необходимо сформировать у них навыки безопасного поведения на дороге. Говоря о ДТП мы часто встречаемся со словом «привычка». Это поведение человека, закрепленное многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать ее слева и справа, переходить дорогу в установленном месте, заботиться о своей безопасности каждый день. Наличие у детей положительных привычек явление жизненно необходимое. Это еще можно назвать - навыки безопасного поведения на дороге.

        Чтобы выработать эти привычки необходимо заниматься с детьми и совместно изучать правила дорожного движения. Но при этом и сам воспитатель должен хорошо их знать, чтобы со знание дела вести воспитательскую работу с детьми и родителями.

3. Построение образовательно-воспитательного процесса.

        Задача воспитателя направить образовательный процесс на формирование умений и навыков бережного отношения к своей жизни на дорогах города, осознанного безопасного поведения в транспортной среде. Перечислим основные принципы построения:

1. В процессе обучения должны учитываться индивидуальные особенности детей (характер, темперамент, работоспособность ит.д.).

2. Процесс обучения должен носить систематичный и последовательный характер.

3. Вся информация для детей должна быть доступной и понятной.

4. Обучение ПДД должно охватывать все виды детской деятельности.

5. Работа должна проходить в тесном сотрудничестве с родителями и общественностью.

4. Обучение по возрастам.

         Обучение детей правилам дорожного движения должно начинаться уже с раннего возраста, где детей учат различать красный и зеленый цвета, которые соответствуют сигналам светофора для пешеходов. При этом уточняется, что красный свет запрещает движение, а зеленый – разрешает. Так в этом возрасте закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть.

           В младшем дошкольном возрасте детей необходимо познакомить с различными видами транспорта, их строением. Познакомить детей с поведением на улице, поведением в общественном транспорте, закрепить знания по сигналам светофора.

          В средней группе знакомятся дети с улицей: проезжей частью, тротуаром, перекрестком, пешеходным переходом, островком безопасности. Проводится знакомство детей с некоторыми дорожными знаками и правилами дорожного движения.

         В старшем возрасте знакомят детей с запрещающими и предписывающими знаками, формируются у детей умения свободно ориентироваться на дороге, закрепляются правила поведения в общественном транспорте.

         В подготовительной группе уже делается акцент на соблюдение правил дорожного движения, закрепляются правила поведения на улице. Закрепляются знания  всех основных дорожных знаков (касающихся пешеходов).

5. Семья

         Обучая дошкольников из года в год правилам дорожного движения необходимо сформировать у них умения видеть и осознавать реальную опасность на дороге и возможность избежать ее. Выработать положительные привычки в пользовании правилами.

         С раннего возраста необходимо развивать у детей психофизиологические способности восприятия дорожной обстановки (внимание, память, наблюдательность). Усвоить первоначальные знания о правилах безопасного поведения на дорогах. А также необходимо повысить ответственность родителей за обучение ребенка.

        Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими участниками, шумное поведение. Это наглядное проявление их возрастных особенностей. А правила дорожного движения вообще мало приспособлены к психофизиологическим особенностям детей. Как  я уже говорила ранее детям нужно больше времени для решения какой-то ситуации. Поэтому необходимо учитывать все факторы и возраст, и индивидуальные особенности.

         Чтобы не случилось беды необходимо сформировать у дошкольников:

1. Навык переключения на улицу.

2. Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице.

3. Навык предвидения опасности.

4. Навык наблюдения.

5. Навык переключения на самоконтроль.

         Еще раз повторюсь, что каждый ребенок уникален и непредсказуем. И прежде чем решать проблему детского травматизма  и обучать правилам дорожного движения нам необходимо хорошо усвоить возрастные и психофизиологические особенности характера ребенка. А кому как не родителям это знать. Поэтому воспитателю необходимо уделять большое внимание работе с семьей. Роль папы и мамы, бабушки и дедушки в воспитании трудно переоценить. С точки зрения ребенка все, что они делают правильно и лучше не бывает. Родители для ребенка являются образцом поведения. Именно в дошкольном возрасте систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером членов его семьи создают положительные или отрицательные привычки поведения на дороге.

           Родители могут дать не только навыки полезной деятельности в предстоящей жизни, но и навыки, эту жизнь сохранить. Научить, как остаться живым и здоровым в окружающей среде, в том числе и дорожно-транспортной.

           В работе с семьей можно использовать разные формы

1. Индивидуальные беседы.

2. Знакомить с публикациями и разной информацией касающейся темы дорожно-траспортного движения.

3. Предлагать участвовать в разработке совместных с детьми проектов, поделок и т.д.

4. Участие в родительских собраниях, дискуссиях.

5. Использование анкет.

            Итак, учитывая и анализируя всю вышеизложенную информацию, а именно: основные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием детей, правильное построение образовательно-воспитательного процесса с учетом возраста и особенностей детей, привлечение семьи к обучению и опора на нее, можно развить у детей дошкольного возраста психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки. И тем самым оказать влияние на снижение детского дорожно-транспортного травматизма. А знание ребенком правил дородно транспортного движения может помочь сохранить не только его жизнь, но и жизни других участников дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников компетенций участника дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

Праздник «Дорожная Азбука» как средство формирования у дошкольников компетенций участника дорожного движения   и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Актуальной задачей дл...

ПРОГРАММА ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»

Представленные мероприятия могут использоваться  в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов....

Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"...

«По предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей, рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Безопасное поведение на улице и детский травматизм – очень острая проблема. Чаще всего сами дети являются причиной дорожно-транспортных происшествий. А ответ простой: дорожное происшествие означ...

Программа обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожная азбука»

Программа обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожная азбука» расчитана на контингент детей дошкольного ...