Экологический светофор
проект по окружающему миру по теме
Создание экологической тропы на территории ДОУ поможет гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения и чувства, которые будут формироваться в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе. Экологическая тропа — это учебная территория, где дошкольники выступают в роли учеников, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.
Проект «Экологический светофор», разработанный педагогами МДОУ для становления активной экологической позиции дошкольника, реализуемый в рамках организационной структуры детского сада, решает задачи гуманизации образования, опираясь на следующие целевые установки:
- формирование духовных потребностей ребенка;
- развитие эмоционально-чувственной сферы личности дошкольника;
- развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
- превращение детского сада в центр духовной, нравственной, эстетической культуры.
Новизна проекта состоит в создании системы эколого-гражданского становления ребенка через приобщение его к экологической культуре, в создании новых условий для творческого развития детей, в расширении нравственно-экологического воспитательного компонента детского сада, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей «среды обитания» воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по созданию эколгической тропы на территории детского сада | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение МБОУ гимназии № 9 «Детский сад «Клубничка»
г.о. Тольятти Центральный район
Проект
«Экологический светофор»
«Экологическая тропа для дошкольников»
Тема проекта: «Экологическая тропа».
"Ребенок - это не сосуд, который необходимо заполнить, а светильник, который надо зажечь"
Джон Дьюи
Актуальность. Глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно рост народонаселения планеты – это проблемы, которые касаются нас всех. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования у всех людей экологического мировоззрения, повышения их экологической грамотности и культуры.
В настоящее время, когда педагогическая концепция общества принципиально переосмысливается, центральное значение в детской педагогике приобретают идеи гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания, приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащению его духовного мира. Однако именно на этапе дошкольного детства существует пробел в организации становления активной эколого-гражданской позиции ребенка, в осознании его как субъекта общества, в его умении видеть проблемы и изыскивать возможности для их устранения.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Человек – друг живого, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства. При ознакомлении детей с окружающим миром решаются в единстве три задачи: формирование знаний о животных и растениях, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе.
Хорошо известно, что далеко не всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь и, что ещё сложнее, возбудить у каждого будущего гражданина" чувство" ответственности за ее судьбу. Любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой — ее нужно пробудить. Исследования показывают, что дети дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в .других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное. В основе этого лежит феномен непонимания ребенком, а затем и взрослым состава нарушения в своём поведении в окружающей природе.
Создание экологической тропы на территории ДОУ поможет гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения и чувства, которые будут формироваться в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе. Экологическая тропа — это учебная территория, где дошкольники выступают в роли учеников, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.
Проект «Экологический светофор», разработанный педагогами МДОУ для становления активной экологической позиции дошкольника, реализуемый в рамках организационной структуры детского сада, решает задачи гуманизации образования, опираясь на следующие целевые установки:
- формирование духовных потребностей ребенка;
- развитие эмоционально-чувственной сферы личности дошкольника;
- развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
- превращение детского сада в центр духовной, нравственной, эстетической культуры.
Новизна проекта состоит в создании системы эколого-гражданского становления ребенка через приобщение его к экологической культуре, в создании новых условий для творческого развития детей, в расширении нравственно-экологического воспитательного компонента детского сада, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей «среды обитания» воспитанников.
Цель проекта: разработать комплекс мероприятий направленных на обеспечение полноты, эффективности и оптимальности при решении вопросов качественных изменений образовательного уровня воспитанников ДОУ, профессионального уровня педагогов, а также образовательной среды и микросоциума (родители воспитанников), обеспечивающих качество формирования активной экологически-организованной личности.
Цели:
- воспитание любви к природе;
- привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды;
- формирование опыта взаимодействия ребёнка с природой и экологической культуры;
- развитие навыка правильной оценки своих поступков и действий окружающих с точки зрения экологии.
Данный проект относится в целом к области проблем одного из стратегических направлений деятельности ДОУ – «интеллектуально-личностного», однако по ряду позиций, представляемый проект соприкасается с решением вопросов и по таким стратегическим направлениям, как «речевое развитие», «физкультурно-оздоровительное» и «художественно-эстетическое». Такая многогранность проекта обусловлена достаточно широким спектром задач, определяющих путь достижения поставленной цели.
Задачи:
- воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;
- воспитание в дошкольниках гуманно-ценностного отношения к природе;
- направление активной деятельности дошкольников на осознанное сохранение природы;
- формирование у детей экологических знаний, культуры и отношения к природе.
Успешному решению задач будут способствовать:
- разработка содержательной базы предметно-пространственного компонента образовательной среды;
- исследование зависимости качества усвоения материала от кадрового состава и уровня оснащенности образовательной среды.
Этапы реализации проекта:
1 этап (сентябрь-декабрь 2012г.) – проектно-созидающий
основные направления работы:
- постановка общественно значимой цели перед коллективом ДОУ;
- обучение педагогического коллектива ДОУ.
прогнозируемые результаты:
- -создание проекта Экологической тропы на территории ДОУ (разработка содержательной стороны предметного окружения);
- увеличение % педагогов, владеющих инновационными технологиями (освоение педагогами методических навыков организации совместной и самостоятельной поисковой деятельности детей);
2 этап (январь – февраль 2013г.) – корректирующий
основные направления работы:
- разработка структуры модификации образовательной среды по формированию экологического самосознания детей (выявление перечня объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе);
- накопление опыта работы по данному направлению;
- экспертиза продуктов исследования
прогнозируемые результаты:
- увеличение % воспитанников, вовлеченных в самостоятельную деятельность;
-обобщение опыта работы в исследовательском режиме (определение алгоритма организации воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению дошкольников с «Экологической тропой»);
-создание методического комплекса для организации работы по направлению;
- внешнее экспертное заключение.
3 этап (март – май 2013г.) – обобщающий
основные направления работы:
- обобщение теоретического и практического опыта.
прогнозируемые результаты:
- создание Экологической тропы на территории детского сада.
Перспективы
- увеличение % родителей вовлеченных в природоохранную деятельность.
План-график реализации проекта:
Этапы реализации | Направление | Действия | Сроки | Участники | Ответственные | Предполагаемые результаты |
1 этап (сентябрь-декабрь) подготовительный | - постановка общественно значимой цели перед коллективом ДОУ; -обучение педагогического коллектива ДОУ. | -организация конкурса на лучший проект «Экологической тропы» на территории ДОУ среди всех участников воспитательно-образовательного процесса; - определение задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого в предстоящем деле; - выявление перечня объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе; - обучение педагогов по именным образовательным чекам, участие в семинарах-практикумах, включение данной тематики в педагогические советы, консультирование педагогов | декабрь 2012г в течение года | дети – 46 родители–23 педагоги – 16 | Зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В., зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В., члены творческой группы зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В. | -создание проекта Экологической тропы на территории ДОУ - увеличение % педагогов, владеющих инновационными технологиями |
2 этап (январь – февраль) корректирующий | - разработка структуры модификации образовательной среды по формированию экологического самосознания детей; - накопление опыта работы по данному направлению; -экспертиза продуктов исследования | - утверждение лучшего проекта тропы; - изготовление макета и плана-схемы Экологической тропы; - создание «Экологического музея» в помещении зимнего сада МДОУ; - изготовление стендов, дорожных знаков, информационных досок; -организация работы детей в рамках творческой мастерской. - разработка методического материала по данному направлению (для педагогов и родителей), изготовление методических пособий; -участие в международном проекте по образованию для устойчивого развития | январь 2013г февраль-март 2013г декабрь-апрель 2013г | дети – 7 родители–12 педагоги - 8 | зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В., члены творческой группы зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В., члены творческой группы зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В. | -модифицированный учебный план; - увеличение % воспитанников, вовлеченных в самостоятельную деятельность - обобщение опыта работы в исследовательском режиме -внешнее экспертное заключение |
3 этап (март-май) открытие тропы | -обобщение теоретического и практического опыта; | -организация постоянно действующей Экологической тропы на территории ДОУ -организация «Школы экскурсоводов» из числа педагогов и старших воспитанников | апрель-май 2013г | дети – 46 родители–23 педагоги - 16 | зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В., педагоги, члены творческих групп | -создание Экологической тропы на территории детского сада |
перспективы | -привлечение внимания родителей | - создание родительского клуба экологической направленности -разработка экологической тропы для взрослого населения | сентябрь 2013г | родители–16 педагоги - 6 | Зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В., педагоги, члены творческих групп | - увеличение % родителей вовлеченных в природоохранную деятельность |
Перспективы развития и реализации проекта
- Актуальность для ДОУ:
- создание методического комплекса по организации становления активной эколого-гражданской позиции у ребенка дошкольного возраста;
- увеличение доли (%) педагогов, владеющих инновационными технологиями:
- технология организации сюжетно-ролевой игры до 46%;
- технологии метод проектов до 88%;
- технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста до 58%
- увеличение количества педагогов, активно участвующих в исследовательской деятельности.
- Актуальность для педагогического сообщества:
- возможность использования методического комплекса «Экологический светофор» в ДОУ города.
- В 2012-2013 учебном году педагоги дошкольных групп реализуют следующие проекты экологической направленности:
- «Домик в деревне»; «На нашей улице»; «Фруктовый сад «Веселый огород»;
- «Жалобная книга природы»; «Экологический театр»; «Зеленая аптека»; «Подсолнушек».
- Проект "Экологический светофор" направлен на создание условий для формирования элементарных биологических представлений и обеспечение условий для развития экологического сознания дошкольников.
Методическое сопровождение - создание плана-схемы экологической тропы на территории детского сада с конкретными видовыми точками; - разработка конспектов занятий и наблюдений по маршруту экологической тропы; - сбор гербария местных растений; - подборка художественного слова и загадок по теме; - дидактические игры по экологии: "Экологический светофор", "Растения и животные", «Узнай по силуэту», «Помоги птицам найти свои гнезда», «В гости к осени» и т.п. Можно выделить несколько основных принципов организации работы на Экологической тропе: 3. Принцип воздействия на различные органы чувств. Вовлечение воспитанника в процесс познания происходит через органы слуха, зрения, осязания.
5. Принцип активности познания. Посетитель не только пассивно воспринимает информацию, но и вовлекается во все происходящее в центре. Достигнуть этого можно такими средствами, как: постановкой проблемных вопросов в сопроводительных текстах, постановкой несложных опытов. Для посетителей мл. возраста такими средствами могут стать экологические шарады, лото, викторины, игры, имитирующие вторжение в экосистему и показывающие его последствия. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический светофор
Дидактическая игра "Экологический светофор", которая воспитывает отрицательное отношение к факторам загрязняющим воздух, воду, землю и природу в целом....
В гостях у экологического светофора
мероприятие по экологии...
Дидактические игры по экологческому образованию "Экологический светофор"
Дидактические игры...
«В ГОСТЯХ У ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СВЕТОФОРА»
занятие по экологии для детей подготовительной группы...
«Экологический светофор»
НОД по экологическому воспитанию для детей средней группы...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Экологический квест «Безопасное поведение на природе» (или экологический светофор)
Экологический квест «Безопасное поведение на природе» (или экологический светофор)...