Проект "Птицы"
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Проект «ПТИЦЫ»
подготовительная группа
Раздел программы:
Познание
Возраст:
Старший дошкольный возраст
Тип проекта:
практико-ориентированный, краткосрочный
Обоснование проблемы:
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Проблема: можем ли мы помочь птицам в зимнее время года?
Цель проекта:
расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи:
-провести наблюдения за птицами нашего края осенью и зимой;
-развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;
-выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе снами;
-вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;
-научить детей правильно подкармливать птиц;
-воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предполагаемые результаты:
- Усвоение детьми знаний птицах.
- Повышение уровня мотивации к занятиям.
- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Предварительная работа:
Диагностический опрос детей: «Что вы знаете о птицах?»
Решение поставленных задач с детьми:
Направление развития | Познавательно-речевое развитие | ||
Образовательная обл. | Коммуникация | Познание | Чтение художественной литературы |
• «Беседа о птицах». • Беседа «Жалобная книга природы» • Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой» • Чтение и обсуждение о каждой зимующей птице, обитающих в нашем регионе • Беседа «Кто заботится о птицах» • Заучивание скороговорок о зимующих птицах • Заучивание дразнилок о птицах • Знакомство с народным календарем, с упоминанием зимующих птиц, обсуждение народных примет Заучивание стихотворений про зимующих птиц • Отгадывание загадок про зимующих птиц. • Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. | * Наблюдение за птицами на участке * Наблюдение «Какие звуки издают птицы * Тематическое занятие по теме: «Птицы нашего края» * Рассматривание иллюстративного материала по теме. * Составление альбома «Птицы нашего края» * Тематическое занятие «Перелётные и зимующие птицы» * Рассматривание картины Е. Левитана «Осень» * Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Птицы прилетели» * Рассматривание альбомов: «Всё о птицах», «Красная книга», «Хищные птицы», энциклопедий. *Беседы о пользе птиц в природе, о том , что хищные птицы—это «санитары» полей, лесов, степей. *Цикл занятий «Птицы—наши друзья» * Наблюдения за прилётом первых птиц—грачей, скворцов… *Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы» *Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под клёном. Сравнение. *Наблюдение и сравнение птиц на кормушках. *Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет? Когда воздух можно почувствовать? Как воздух помогает птицам летать? Какие птицы не умеют летать? Почему? Изучаем дерево, плоды и семена: -какие они, кто их разносит, для чего они нужны? | • Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей» • Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», В. Токмаковой «Сизари», А. Прокофьева «Снегири», Н. Рубцова «Ворона» И.Белоусов. «Весенняя гостья» Т.Волжина. «Где чей дом?» Е.Благинина. «Стрижи» Стих-ие к репродукции В.Бакшеева «Голубая весна» Чтение и пересказ Л.Яхнин «Дятел» Русск.нар сказки «Заяц—хвастун», Кукушка» Заучивание стихотворений про птиц, для инсценировки по сказке А. Вольского «Рогатка» Г.Снегирёв «Про птиц» Н Сладков «Еловая каша» В.Зотов «Клёст», «О птицах» В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?» , «Синичкин календарь», «Молодая ворона» М.Горький «Воробьишко» Загадки о зимующих птицах |
Направление развития | Социально-личностное развитие | ||
Образовательная область | Социализация | Труд | Безопасность |
Сюжетно-ролевые игры: Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в лес» Игры драматизации по программным произведениям. «Служба помощи» | - Изготовление и вывешивание кормушек для птиц. Подкормка птиц. «Вкусняшки для птиц». Изготовление скворечника (совместно с плотником) Подбор художественной литературы о прилёте птиц, о их встрече. Фотографирование с кормушками и скворечником. | Беседа «Что случится с нашей планетой, если…», «Как безопасно сделать кормушку». |
Направление развития | Художественно- эстетическое развитие | |
Образовательная область | Художественное творчество | Музыка |
• Рисование «Стайка воробьёв» • Рисование «Сорока-белобока» • Рисование «Синички». • Рисование «Совушка-сова». • Рисование «Снегири на ветке рябины» • Лепка «Учимся лепить птиц» • Аппликация «Снегирь на ветке рябины» «Сказочная птица» Конструирование «Журавлик» из бумаги», «Грач», Снегири» | Слушание музыкальных произведений про птиц, птичьи голоса. Музыкальные импровизации на тему.
|
Направление развития | Физическое развитие | |
Образовательная область | Физическое развитие | Здоровье |
Подвижные игры: • «Снегири», «Совы», «Воробушки и кот», «Подбери действие», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Собачка и воробьи», «Найди пару» «Пчёлки и ласточки» «Лётал, лётал воробей» «Зайди в свой домик» «Сова» «Пингвины на льдине» «Стая» «Лягушки и цапли» «Кукушка» командные соревнования | Эмоциональное благополучие детей. |
Самостоятельная деятельность: Создание, изменение развивающей среды.
|
Решение поставленных задач с родителями:
Словотворчество, совместное участие детей и родителей в литературном досуге «Птичья викторина», изготовление «книжки—малышки «Птичьи истории», участие в акции «Птичья столовая»
Работа с родителями
Домашние задания:
• Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
• Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад
• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
• Заучивание стихотворений про зимующих птиц
• Отгадывание загадок про зимующих птиц.
• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Презентация итогов работы по проекту:
Проведение открытого занятия на тему «Репортаж с места события».
Используемая литература и другие источники.
1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.
2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.
3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.
4. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
5. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
6. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
7. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
8. Журнал «Юный натуралист», 1990 год № 12